Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективные методы. 1). Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции





1). Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

2). Методики конструирования: MAPS(Make a Picture Story test расставить персонажей на ч-б картинках-ситуациях и рассказать историю), тест мира и его разнообразные модификации.

3). Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

4). Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

5). Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

6). Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.

7). Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.

отличительных признаках проективных методик:

1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, свободой в выборе ответа или тактики поведения;

2) атмосфера доброжелательности и полное отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора + неопределенность - максимальная проекция;

3) не функция, а модус личности во взаимодействии, в основном с социумом, но не только

Стандартизация проективных методик – дискуссионный вопрос.

 

 

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Принцип “диадического взаимодействия”, изучение личности возможно только в системе отношений организм—среда. Личность не существует вне социального окружения - объект анализа - единица их взаимодействия — система «потребность — давление», “тема”.

Современный ва­риант ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением относительно не­определенных ситуаций. Специально выделяют таблицы, провоцирующие определённые переживания (н-р, де­прессию и суицид [3, 14, 15]) Предъ­является набор из 20 таблиц. Два сеанса с интервалом не более 1 дня, по 10 табл. Инструкция: “Вам будут показаны картины, по каж­дой из них Вы должны придумать рассказ. Расскажите, что происходит в данный мо­мент, какие события привели к этой ситуа­ции, каков будет ее исход. Опишите также мысли и чувства персонажей. Помните, что Вам надо придумать рассказ, а не описы­вать картину”.

Согласно Меррею, ТАТ является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности.

 

Экспериментальные методы и процедуры

Экспериментальное изучение закономерностей измененного протекания (структуры) психических процессов — мыслительных, перцептивных, речевых, эмоциональных и т.д. — при разных видах патологии мозга и использование этих данных в качестве дополнительных клинико-диагностических критериев. Этот подход характеризуется следующими методологическими принципами.

1). Экспериментальные исследования (и соответствующие им методики) не унифицированы, направленны на определенные виды патологии, хотя могут использоваться и для дифдиагностики(классификация, искусственные понятия)

2). Экспериментальные методики строятся по принципу моделирования ситуаций, требующих выполнения заданий, в процессе которых и проявляются изменения сторон психической деятельности. (4-й лишний как модель выделения существенных признаков объектов и обобщения, отвлечение и абстракция)

 

Личностные опросники

 

Психологический тест — стандартизированный инструмент, объективного измерения аспектов целостной личности.

Признаки:

1. Стандартизированность предъявления и обработки.

2. Независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога.

3. Сопоставимость индивидуальных данных с нормативными(репрезентативная группа).

Личностные опросники – разновидность психологического теста, категория тестов личности. Диагностика степени выраженности личностных черт или других психол. характеристик, количественное выражение - суммарное число определенных ответов. Диагностика: Устойчивых черт личности (темперамента, характера); видов мотивации (достижения); психических и эмоциональных состояний; интересов и склонностей. Одномерные и многомерные – 1 или мн-во характеристик.

 

 

Исследования

 

Например:

 

1. Исследование 1.

Исследование людей с нервной анорексией и ожирением. Исследуется связь образа телесного Я и самоотношения. Соколова Е.Т., Дорожевец А.Н

 

Результаты:

1) норма довольна своей внешностью и высока субъективная значимость внешности. Искажение: если была позитивная оценка внешности, то ширина тела недооценивалась, а если негативная – то переоценивалась. Когнитивное искажение подстраивается под эмоц оценку, подтверждая.


Аффективный компонент определяет особенность восприятия внешности.

Больных поделили на 2 группы:

1. с низкой Самооценкой: быстро набравшие вес и ли те, кто всегда был полным. Недовольны своей вешностью. Искажение в виде переоценки ширины тела. При негативной оценки параметра – переоценивали, при позитивной – недооценивали (как и в норме).

2. с высокой Самооценкой. Они считают тебя не хуже других. Боялись просто за свое здоровье или мужья их привели. Искажение в виде недооценки ширины тела. Независимо от кол-ва оценок нравится-не нравится они в 81% случаев недооценивали ширину тела.

Вывод: эмоц оценки оказывают влияние на процесс самовосприятия.

+ в процедуре “Уровень притязаний” пациенты показали высокую чувствительность самоотношения к личностному неуспеху. Снижение парциальных самооценок иррадиирует на область самооценки внешности, что приводит к соответствующим искажениям воспринимаемых размеров тела. «Если я не решил задачу, значит я толстый».

 

Анализ результатов показывает, что больные нервной анорексией и ожирением превосходят здоровых испытуемых по величине искажения за счет более выраженной субъективной значимости внешности, и за счет более низкого, чем в норме, уровня психологической дифференцированности - высокая сензитивность, стрессодоступность самоотношения, к дезорганизующему влиянию любых аффективных факторов — эффект “хрупкого” и “альтерирующего” Я, как феномены “пограничного” самосознания.

Т.О., здесь и проективные методы, и опрос и квази-эксперимент и беседа и т.д.

Исследование перфекционной мотивации у людей, совершивших суицидную попытку (диагноз «Реакция на тяжёлый стресс и дезадаптацию».)

Перфекционизм в широком смысле – стремление к совершенству во всех аспектах жизни.

Исследовалась в сравнении с нормой. Опросниками. Три штуки: выраженность перфекционизма(Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта) [1) требования к себе 2)требование к окружающим 3) мнение о требованиях окружающих к субъекту], на мотивацию достижения(А. Мехрабиан) (достижения или избегания неудач) и ранжирование ценностей(Рокич).

Особый дисфункцональный стиль, перфекционная мотивация имеет парадоксальную структуру. Ощущение краха и трудности жизни, попытке суицида. Нарциссы и пограничники (Представление о себе неустойчиво, постоянно колеблется и искажается – диффузная идентичность)

Кратко выводы: парадоксальность в том, что:

4) Ощущения завышенных требований социума(в норме – нет). При этом не стремятся достигать, пробовать. СНИЖЕНА мотивация достижения. Скрывают неидеальность, а не развиваются.

5) Сверхзависимы от мнения окружающих, при этом доминируют эгоцентрические ценности над просоциальными, т.е. окружающие безразличны, но от их мнения зависят.

6) конкретные ценности преобладают над абстрактными, перфекционизм опирается на них, не может быть отыгран в абстрактных при конкретных неудачах.

 

Они же при неудачах, а ещё если окружающие что-то скажут, ощущают себя паршивым ничтожеством и суицидают.

 

3. Методика КИСС - Соколова, Федотова


Методика Косвенного Исследования Системы Самосознания. Объединяет принципы психометрического и проективного обследования. Теоретические допущения:

1) неопределенность стимула + проективная организация – мин. Соц желательность, объективация личностных установок в адрес себя и значимых других;

2) на основе опыта стихийно складывается система представлений о качествах своей личности, может выразить с помощью шкал самоописания и расположения себя на них.

Стимульный материал - 10 схематических изображений человеческого лица. Нет линии рта – неопределенность, культурные шкалы не работают, необходимость использования субъективных шкал.

Процедура - ранжирование «лиц» по параметрам, заданным или самостоятельно предлагаемым. Сначала критерий - «нравится». Свободное описание первого и последнего. Далее ум-доброта и пр(стандартные+данные испытутемым в «нравится/не нравится»). Разложить по «похожести на себя». Считаются коэффициенты корреляции (непараметрический критерий оценки близости ранжировок Спирмена).

Оценка устойчивости самооценки – посторное. Коэффициенты ранговой корреляции пар качеств - мера стабильности шкал, разница уровней при измерениях - меру устойчивости.

Феномен системной нестабильности интегрального образа Я имеет непосредственное отношение к ядерному нарушению самоидентичности при расстройствах личности пограничного уровня и проявляется в 2 осн. формах - ядерной диффузии и компенсаторно-защитной грандиозности.

 

29)) П сихологические модели психосоматического симптомообразования: систематика, особенности, критическая оценка.

План.

1. Специфическое нарпавление в психосоматике (1 - психоанализ, 2 - концепция Александера, Данбар, Шур, Митчерлих3 – алекситимия, поведение типа А)

2. Неспецифическое направление (Теория кортико-висцеральной патологии, теория стресса как неспец. Фактора).

В истории психосоматики 20 века два направления:

Специфический и неспецифический подход к проблеме взаимодействия телесности и психики.
1. Специфичность: от психоанализа. Существуют специфичные психические факторы, способствующие возникновению патологии.

2. Неспецифичность: идеи Павлова, концепции стресса. Целостная психофизиологическая система как фактор, отвечающий за симптомообразование.

Специфический подход, 3 основных этапа:
1. 10-30-е гг 20 века. Период первоначального освоения медициной психоаналитической методологии и идеологии в понимании сути соматической болезни и практическом применении.

2. 30-60-е гг 20 века. Период некоторого смягчения идей. Коррекция и сближение психоаналитически ориентированной медицины и естественно-научной.

3. конец 20 века – наше время. Период выдвижения новых гипотез, активного отказа от психоанализа, но с учетом возможности психогенеза телесных расстройств.

Освоение психоанализа, 1 этап.


В психоанализе, идея взаимосвязи психического и телесного, носитель - Аффект.

позаимствовано: вытеснение влечений, их патогенная энергия, символическое значение невротических симптомов, выражение влечений на языке тела, исцеление в ходе психоанализа.

Гипотеза психосоматической специфичности – соответствия симптома и проблемы.

Конверсия – смещение психического конфликта, попытка разрешить его через телесные симптомы.

Ответы психосоматики первого периода:
1. Пусковая ситуация симптома– конфликт

2. индивидуальные различия - сила Я, эффективность защит.

3. Выбор органа – символическое значение в опыте

2 этап. 30-60 гг. Франц Александер.

1. Идея о полипричинности этиологических факторов, вызывающих болезнь (традиционно медицинская идея). наследственная предрасположенность, органические заболевания, особенности воспитания и мн. др)







Date: 2015-09-26; view: 1753; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию