Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения восприятия при психических расстройствах





I. Продуктивные расстройства восприятия: изучение психологических механизмов.

• Иллюзии - представляют собой отклонения восприятия конкретного воспринимаемого объекта по форме, цвету, величине, консистенции, константности, удаленности от воспринимаемого.

Такие иллюзии формируются на базе реальных ощущений.

• Галлюцинации - в отличие от иллюзий галлюцинации возникают вне зависимости от существования объекта и в подавляющем большинстве случаев сопровождаются убежденностью больного в реальности галлюцинаторных образов.

галлюцинаций на: истинные и ложные (псевдогаллюцинации – не имеют проекции образа во вне, тусклые размытые).

Вербальный галлюциноз — наплыв слуховых галлюцинаций в виде монолога, диалога или большого числа голосов.

Сенестопатии – разнообразные неприятные, трудно поддающиеся больным описания ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие объекты, мучительные

парестезии ощущениями онемения, чувства покалывания, ползания мурашек. Можно терпеть.

Изучение психологических механизмов возникновения галлюцинаций.

В.М. Бехтерев. Гипотеза: галлюцинации возникают в ответ на слабые, подпороговые раздражения. Эксперимент: звукоизолированная комната; больной, ранее перенесший слуховые галлюцинации. Слабая стимуляция вызывает галлюцинации! Но важнейший фактор – направленность внимания. Вывод: галлюцинации не есть восприятие без объекта, восприятие носит рефлекторный характер. Психологический механизм: собственная активность субъекта.

С.Я. Рубинштейн. Психологический механизм: активность, направленная на поиск сенсорной информации. Процедура: в звукоизолированную комнату транслировались слабые звуки. Группы стимулов:

ü Предметный источник мог быть легко опознан (колокольчик, голос и др.).

ü Предметный источник определить сложно (шуршание неизвестно чего).

Испытуемые: здоровые; больные разных нозологических групп, перенесшие галлюцинаторный эпизод.

Инструкция: «Слушайте внимательно, прислушивайтесь и говорите, что вы слышите».

Ø Шизофрения: возникали слуховые галлюцинации, которые повторяли содержание уже пережитого.

Ø Реактивный психоз (реакция на страх наказания за совершенное преступление): в слуховых галлюцинациях отражался этот страх, так же эти больные переживали состояние особого транса.

Ø Хронический алкоголизм: кроме слуховых галлюцинаций актуализировались еще и зрительные.

Выводы: 1) нет разницы между иллюзиями и галлюцинациями; 2) рефлекторная природа галлюцинаций. Галлюцинации – это искаженное отражение реальных раздражений. Акт прислушивания.

 

II. Негативные расстройства восприятия: изучение психологических механизмов.

АГНОЗИИ. Это нарушение узнавания предметов, звуков.

У больных с органическими поражениями мозга агнозии проявлялись следующим образом: больные видели то один, то другой признак предмета, но не осуществляли синтеза. Отгадывание

ПСЕВДОАГНОЗИИ при деменции.Больные не узнают силуэтных и пунктирных картинок.

Восприятие диффузно – больной описывает отдельные предметы, но не может уловить общего смысла картинки. Несущественные элементы рисунка могут попадать в центр внимания→ неправильное узнавание.

Выпадают смысловые компоненты.

III НАРУШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ
Смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. (Соколова Е.Т. «мотивация и восприятие в норме и патологии»).

Цель исследования:

· Выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей функции мотива.

Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации.

Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).

Инструкции:

А - описать, что изображено. мотив экспертизы и собственным мотивом восприятия,

Б - исследуется воображение

В - исследуются умственные способности

Участники:

1- Здоровые испытуемые

2- Больные эпилепсией

3- Больные шизофренией

  здоровые эпилептики шизофрения
А Формальные ответы. реалистично. Формальные ответы. Односложные ответы, нет сюжета. Сильный мотив экспертизы, большая пристрастность. Большая эмоциональность, образность. Формальные ответы в большей степени, чем у остальных. -бредовые включения Поверхностность, редкие гипотезы.
Б Развернутые, эмоционально насыщенные, Появился интерес к заданию и к оценке эксперимента.. Самих гипотез много (чем больше кол-во, тем лучше с творчеством). Сократилось число формальных высказываний. Больные подолгу и с удовольствием описывают картинки, фантазируют на тему. Гипотезы становятся гиперэмоциональными. Напевная интонация, попытки рифмовать рассказ, употребление прямой речи. Больные больше высказывают свое отношение к героям, а не описывают их. Мотив становился целью. У 30% сохранились формальные ответы и отказы. Изменение инструкции не приводит к изменению стратегии. Чрезвычайная образность и эмоциональность переживаний окрашивает восприятие онейроидных больных независимо от типа мотивации
В Деятельность принимает вид развернутого решения персептивной задачи. Построение и проверка гипотез. Сопоставление частей изображения. В итоге выбирали один самый приемлемый результат. Очень интересовались оценкой экспериментатора. Обстоятельное, детальное описание изображений. Для построения гипотез привлекаются детали, которые не несут смысловой нагрузки. В итоге принимается одна из гипотез. Застревание на деталях, излишняя конкретность, Больные не проявляют интереса к заданию, не реагируют на оценку экспериментатора. Деятельность свернута, нет поисковой активности. Высказывания лаконичны, малоэмоциональны.

Этот эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация.

IV. Изучение специфических особенностей восприятия при шизофрении и аффективной патологии. Школа Полякова.

Исследования слухового восприятия. Было много серий, приведем самые яркие.

Испытуемому на магнитофонной ленте предъявлялись фразы, причем в данном случае затруднялось восприятие только смыслоразличительной фонемы в завершающем фразу слове.

Выделялось три группы фраз:

ВЫВОДЫ: Есть связь между актуализацией знаний и нарушением процессов восприятия как зрит, так и слухового.

Больные лучше нормы опознают те стимулы, кот являются менее ожидаемыми, меньшая субъективная вероятность. Уравнивание вероятностей. Такая перестройка ведет к снижению экономичности протекания перцептивных процессов.

вывод: процесс восприятия при шизофрении нарушается в связи с изменением процесса актуализации гипотез, привлекаемых на основании прошлого опыта для сличения при опознании. При шизофрении все образы строятся всегда заново большего объема стимульных признаков для правильного опознания объекта.

Исследование зрительного восприятия. Стимулы: обычные стимулы (яблоко) и необычные стимулы (необычные сочетания предметов или изображения предметов различных ракурсах: электрическая лампочка в вазе с фруктами).

(если успеем)

Нарушение восприятия по нозологиям:

1) шизофрения: сохранность сенсорной и перцептивной сферы. При шизофрении особенности восприятия связаны, по Зейгарник, с нарушением мотивационно-потребностной сферы.

-Гиляровский - больные часто неправильно узнают предметы или их изображения из-за того, что фиксируют внимание на одной какой-то детали изображения, а не на объекте в целом. Фрагментарность восприятия больных шизофренией.

- У больных шизофрений нарушен процесс селекции, отбора информации для решения конкретной задачи.

- в меньшей степени ориентируются на прошлый опыт, семантику и т.д.

-само действие распознавание слеплено с действием фантазирования. Бред, галлюцинации присоединяются к предметным актам. Восприятие шизофреника порождается галлюцинациями.

Эксперименты школы Полякова на зрительное и слуховое восприятие. Основной подход:

Выводы: результаты больных шизофренией в первую очередь обусловлены трудностями в актуализации знаний, накопленных в прошлом опыте.

Наиболее грубые нарушения восприятия – галлюцинации. В отечественной патопсихологии их изучением вслед за Бехтеревым занималась С.Я. Рубинштейн.

2) лобные больные (выражены нарушения подконтрольности, произвольности, поведение которых отличалось аспонтанностью, отсутствием коррекции) – псевдоагнозия - стоило попросить больного "внимательно посмотреть", он давал адекватный ответ: Затрудненность узнавания в том, что больные не осуществляли активного поискового процесса, нарушение произвольности.

3) эпилепсия:

-продукция восприятия типично эмоционально окрашена, направлена на социальное одобрение.-соц-желательный контекст

-в особо аффективных ситуациях теряется инструкция. Много фантазирования

-ригидность. Застревание на определенных перцептивных гипотезах, деталях.

- сужение объема восприятия, трудности распределения внимания и его переключения

4) эмоциональные нарушения

При депрессиях: запаздывающее узнавание, замедленность, трудности разворачивания мотивов, сложно мотивировать перцептивный акт, псевдоамнестические симптомы, перцептивные гипотезы типичного вида – депрессивно-пессимистического содержания. -мания (Сильный аффект). Потеря цели распознавания, импульсивный перцептивный акт, а не целенаправленный.

При дереализации, свойственным больным с аффективной патологией, пациенты чувствуют, что между ними и внешним миром имеется невидимая стена, стекло, окружающее никак не детерминирует их чувства.

 

 

28)) Основные методы и приемы исследования личностных нарушений в клинической психологии

 

Пограничный уровень и все те нарушения на этом уровне. Депрессии, ипохондрия, пищевые аддикции, суициды, проституция. Для личностных нарушений вполне используются обычные пато методы, возможно – с несколько более тонким анализом специфики выполнения.

 

Какие методы.

Date: 2015-09-26; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию