Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знаете ли вы свои права как пациента? 10 page
Тем не менее считаем, что положение о едином коллективном договоре является наиболее верным, так как это содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство работающих в организации. Такое положение важно и для представителей работников - профсоюзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие методы их решения, объединяться в целях представительства и защиты интересов работников. Подобное правило предполагает наличие у представителей работников достаточно серьезного и взвешенного подхода к разработке проекта коллективного договора или соглашения, поскольку в них должны быть максимально учтены интересы всех работников независимо от их положения в организации, с учетом особенностей производства и специфики деятельности организации. Эта модель является основополагающей в системе социально-трудовых отношений в ОАО "ММК". В данной организации действует единый генеральный коллективный договор. Кроме того, в группе компаний ОАО "ММК" приняты и действуют еще 35 коллективных договоров дочерних предприятий и организаций, закрепляющих основные положения, касающиеся оплаты труда, занятости, охраны труда, предоставления социальных гарантий и т.д., действующие на основном предприятии. При этом учитываются специфическое положение и условия труда отдельных групп работников данных предприятий. Коллективные договоры дочерних предприятий подписывают директора данных предприятий, от работников - первичная профсоюзная организация ОАО "ММК", представляющая интересы почти 90 тыс. членов профсоюза - работников группы компаний ОАО "ММК" и ветеранов предприятия. Следует отметить, что такой подход в полной мере соответствует международным стандартам в сфере социального партнерства и позволяет обеспечить равные условия труда всем трудящимся в организации независимо от членства в профсоюзах и других обстоятельств, связанных с представительством интересов работников. Об отдельных проблемах реализации в коллективном договоре механизма социального партнерства. Следует подчеркнуть, что отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений выступают в качестве основных задач трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Вопрос об участии работников в управлении предприятиями относится к числу актуальных и в настоящее время остается недостаточно разработанным в правовой науке. Участие работников в управлении организацией - важный элемент политической стабильности в современном рыночном обществе, необходимое условие равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, одна из форм социального партнерства. Как отмечает Т.Ю. Коршунова, предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией влияет на эффективность работы организации. Приобщая работников прямо или косвенно к принятию управленческих решений, работодатели могут рассчитывать на увеличение объема выпускаемой продукции, улучшение ее качества, на более рациональное использование рабочей силы, скорейшее внедрение новой техники и технологии. В качестве формы социального партнерства можно выделить участие работников и их представителей в управлении организацией, как в прямом смысле этого слова - участие в принятии управленческих решений через совет директоров или правление предприятия, так и посредством реализации компромиссных и взаимовыгодных условий сотрудничества в трудовых правоотношениях. Эта модель взаимодействия применяется в ОАО "ММК" - председатель первичной профсоюзной организации является членом правления ОАО "ММК", кроме того, работодателем и профсоюзной организацией реализуются совместные программы по увеличению производительности труда, повышению заработной платы, оздоровлению работников, предоставлению гарантий и компенсаций, оказанию помощи пенсионерам и молодежи. Таким образом, осуществляется договорно-согласительный принцип, который позволяет обеспечивать широкое участие работников организации (в большинстве случаев через представительные органы) в регулировании трудовых отношений, что положительным образом сказывается на всех сторонах трудовых правоотношений. В кризисных условиях данный принцип оправдывает себя: открытость, оперативность и честность ММК в диалоге с профсоюзами уже принесли видимые результаты. Первый и самый главный - это сохранение трудового коллектива, а значит, и потенциала для быстрого выхода из кризисной ситуации. Предприятие избежало серьезных социальных потрясений и конфликтов. Вновь растет производство, и хотя докризисные рекордные показатели пока остаются недостижимыми, комбинат вздохнул свободнее. Возможно, успешный опыт магнитогорских профсоюзных активистов подарит надежду работникам других предприятий, чьи владельцы пока не демонстрируют должного понимания ситуации. Подчеркнем, работодатель - достаточно важная фигура в трудовых отношениях. От него зависит положение самих работников в различных сферах их трудовых интересов. Поэтому исполнение условий коллективного договора поставлено в зависимость от экономико-финансового состояния организации и представителей трудовых коллективов. Однако достаточно часто указывается на безликость коллективных договоров, определяющих выполнение достигнутых между работодателем и работниками соглашений при условии финансово-экономических возможностей. В большинстве случаев коллективные договоры дублируют положения действующего трудового законодательства (зачастую это касается вопросов оплаты труда, отпусков, отдельных видов гарантий работникам). Необходимо учитывать, что обязательственная часть коллективного договора составляет его неотъемлемый конструктивный элемент, а исполнение коллективно-договорных обязательств должно определяться в самом коллективном договоре посредством реализации процедур взаимного контроля. Поэтому важная роль в социальном партнерстве отводится органам, осуществляющим представление интересов работников в процессе реализации предоставленных трудовым законодательством правомочий. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации. Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя (ст. 30 ТК РФ). В качестве представителя работников организации профсоюз решает немаловажные проблемы. Выделим главные: - защита прав работников по социально-трудовым вопросам, оказание правовой помощи; - участие в установлении работодателем условий труда и применения трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ); - учет работодателем мнения профсоюзного органа при принятии решений (ст. ст. 8, 135, 190, 371 ТК РФ); - предварительное согласие профсоюза на применение к работнику дисциплинарного взыскания, перевода или увольнения по инициативе работодателя (ст. 39 ТК РФ); - управление организацией в установленных формах (ст. 53 ТК РФ); - участие членов первичной профсоюзной организации в составе аттестационной комиссии (ст. 82 ТК РФ); - контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства; - заявление работодателю о нарушениях руководителями, их заместителями трудового законодательства (ст. 195 ТК РФ); - представление интересов работника в урегулировании разногласий с работодателем, рассмотрении и разрешении индивидуального трудового спора (ст. ст. 385, 387 ТК РФ) и коллективного трудового спора (ст. ст. 398, 399, 400 ТК РФ) и т.д. В связи с этим так важно создание в организации представительного органа работников, который действует при разрешении практически всех наиболее важных вопросов трудовых правоотношений, способных оказать существенное влияние на положение трудового коллектива. Поэтому в отсутствие вышеуказанного органа реализация механизмов социального партнерства представляется весьма затруднительной. Важным и принципиальным аспектом является то, что ст. 41 ТК РФ в качестве условий эффективного выполнения своих функций представителями работников устанавливает вопросы обеспечения нормальных условий их деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп.) профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Однако нередко отсутствие в коллективных договорах отдельных принципиальных положений снижает эффект существующего коллективного акта в части обеспечения деятельности первичных профсоюзных организаций. В соответствии с ч. 4 ст. 377 ТК РФ работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, но только в случае, если это предусмотрено коллективным договором. Кроме того, например, нередко в тексте коллективного договора отсутствует положение о финансировании мероприятий по охране труда. В соответствии с ч. 3 ст. 226 ТК РФ работодатель обязан обеспечить финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Однако этот показатель может быть увеличен по согласованию с работодателем путем внесения соответствующих изменений (дополнений) в коллективный договор. Таким образом, при принятии на предприятиях (в организациях) коллективных договоров необходимо наиболее тщательно подходить к вопросам их содержания. Трудовое законодательство содержит лишь базовый минимум условий и гарантий, которые должны быть безоговорочно обеспечены работодателем. Дополнительные условия обеспечения и стимулирования труда работников необходимо оговаривать в тексте коллективного договора. Коллективный договор, на наш взгляд, - это прежде всего локальный нормативный правовой акт, определяющий социально-экономические условия взаимодействия между работодателем и трудовым коллективом. Его содержание во многом определяет социально-правовое положение работников, обеспечение которого также определяется эффективной деятельностью профсоюзной организации. Поэтому позиции профсоюзной организации на предприятии, степень ее авторитета у работников - немаловажный аспект. Чем выше авторитет профсоюза, тем легче ему договариваться с работодателем по основным положениям коллективного договора, добиваться улучшения положения работников, контролировать его выполнение. Поэтому повышение роли и авторитета профсоюза на предприятии также должно стать одной из первостепенных промежуточных задач в достижении важнейших целей социального партнерства - обеспечении баланса интересов главных социальных партнеров: работников (их представителей - профсоюзов) и работодателей.
Название документа Статья: Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии (Зорькин В.Д.) ("Журнал конституционного правосудия", 2009, N 3) Дата 20.04.2009 Информация о публикации Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 3. С. 1 - 2. Примечание к документу
Текст документа
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВОСУДИИ <1>
В.Д. ЗОРЬКИН
-------------------------------- <1> Тезисы выступления на Международной конференции по конституционному правосудию (Александрия, 8 марта 2009 г.).
Зорькин В.Д., Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
20 февраля 2009 года Организацией Объединенных Наций впервые отмечался Всемирный день социальной справедливости. В послании по этому поводу Генеральный секретарь Пан Ги Мун заявил, что социальная справедливость остается недостижимой мечтой для большей части человечества. Он обратил внимание на то, что крайняя нищета, голод, дискриминация и нарушения прав человека по-прежнему наносят болезненные удары по нравственности общества. Генеральный секретарь ООН опасается, что глобальный финансовый кризис приведет к усугублению этих негативных явлений. Он подчеркнул, что социальная справедливость является основополагающим принципом мирного и благополучного сосуществования как в самих странах, так и между различными государствами. Генеральный секретарь заявил, что ООН прилагает все усилия для ее обеспечения, устраняя барьеры, возникающие перед людьми в силу их пола, возраста, расовой, этнической или религиозной принадлежности, культуры или наличия инвалидности. "Для Организации Объединенных Наций стремление к социальной справедливости для всех лежит в самом центре нашей глобальной миссии по поощрению развития и уважению человеческого достоинства", - говорится в послании. В нем глава ООН напомнил о принятии в 2008 году Международной организацией труда Декларации о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. В ней речь идет о гарантии достижения справедливых результатов для всех путем обеспечения занятости, социальной защиты, социального диалога и основополагающих принципов и прав на рабочем месте. Глобальный финансово-экономический кризис, как отметил Совет ООН по правам человека, самым негативным образом отразится на положении бедных и уязвимых категорий населения. Нынешние экономические потрясения приведут к снижению занятости, ограничению доступа людей к жилью и продовольствию, а также услугам в сфере образования и здравоохранения. В ходе борьбы с кризисом государство и деловое сообщество обязаны не забывать о правах человека. Коррективы национальной политики, особенно те, которые касаются бюджетных расходов, не должны осуществляться за счет бедных слоев населения путем отказа от механизмов социальной защиты и сокращения оказываемой им помощи. Важность решения проблемы социальных прав в глобальном масштабе демонстрируют данные исследования Всемирного банка, опубликованные в сентябре 2008 года. Уже в настоящее время 2,6 млрд. человек в мире живут менее чем на 2 доллара в день. За последние 25 лет численность беднейшего населения планеты (живущего менее чем на 1 доллар США) удвоилось - с 600 млн. человек почти до 1,2 млрд. человек. Это и есть те "гиперкочевники", которые уже в виде незаконных мигрантов ринулись в преуспевающие страны. По данным Всемирного банка, к 2015 году около 1 млрд. человек будут жить менее чем на 1 доллар США в день. Бедность помимо незаконной миграции порождает преступность, терроризм, вооруженные конфликты. Любой негативный прогноз, особенно в период кризиса, пишется в позитивных целях - чтобы не допустить его реализации. Уменьшение социального разрыва, преодоление несправедливости - это задача действительно единая для всей публичной власти, в том числе для конституционного правосудия, разумеется, присущими ему инструментами судебной защиты социальных прав. Если баланс власти неверен, значит, существует неравенство богатства и экономических возможностей. Ловушки неравенства образуют порочный круг, экономическое и политическое неравенство усиливают друг друга. Правосудие призвано играть существенную роль в создании равных условий в политической, экономической и социально-культурной областях. Правовые институты могут отстаивать политические права граждан и ограничивать власть элиты. Они могут обеспечивать равные экономические возможности, защищая имущественные права всех граждан и обеспечивая отсутствие дискриминации в рыночных отношениях. Но в то же время ошибки в законодательстве, слабо просчитанные социальные последствия тех или иных законов, оторванность их от реальной социально-экономической ситуации в обществе, их несогласованность с общественным мнением, культурными традициями могут иметь обратный, негативный эффект для социальной справедливости в обществе и его развития. Именно такие несоответствия выявляются в ходе осуществления конституционного правосудия. Конституционно-правовое истолкование положений о социальном государстве, о юридическом равенстве и справедливости (в ее двух ипостасях - уравнивающей и распределяющей) в регулировании, обеспечении и защите социальных прав позволяет Конституционному Суду выработать правовые позиции, имеющие существенное значение для законодательного регулирования общественных отношений в сфере социальной защиты и проведения единой социальной политики. Конституционный Суд своими решениями и содержащимися в них правовыми позициями создает ориентиры для законодателя, способствуя последовательному развитию социального законодательства в направлении гармонизации интересов граждан и публичных интересов, с тем чтобы не допускать произвольного, необоснованного отказа от предоставления мер социальной защиты и в то же время учитывать экономические и финансовые возможности государства. Вмешательство Конституционного Суда обусловлено главным образом концептуальными недостатками законодательства, действующего в социальной сфере. Его изменение порой осуществляется без должной теоретической подготовки, без продуманного плана последовательных действий, в результате чего законодательство характеризуется противоречивостью, наличием серьезных пробелов, неравномерностью развития. Это ставит перед Конституционным Судом задачи особого рода - не только защитить основные социальные права граждан, но и способствовать выработке направления развития социального законодательства. При этом Суд, равно как и законодатель, не может действовать радикально, поскольку, как уже отмечалось, социальные права имеют значение политического стабилизатора, обеспечивая возможность поступательного общественного развития без эксцессов и революционных потрясений. Следовательно, должна быть гарантирована преемственность в развитии правового регулирования, его эволюционное преобразование в новую систему социальной защиты, учитывающую современные потребности граждан, с одной стороны, и публичные интересы - с другой. Решения Конституционного Суда, имеющие значение ориентиров для законодателя, в большей степени связаны именно с реформированием социального законодательства. Конституционные принципы и нормы, составляющие основу всего регулирования социальных прав, предполагают, что законодательство в этой сфере должно характеризоваться признаками стабильности, предсказуемости, справедливости, отсутствием произвольных изменений, поддержанием достигнутого уровня социальной защиты и вызывать доверие граждан. К сожалению, эти ориентиры не всегда соблюдаются. Изменение правового регулирования порой связано со снижением уровня социальной защиты, отменой предоставлявшихся ранее социальных благ. Понятно стремление законодателя в большей степени учесть финансово-экономические возможности государства и снизить нагрузку на федеральный бюджет, однако нельзя не принимать во внимание то, что отказ или существенное снижение уровня социальной защиты нарушают баланс между интересами граждан и публичными интересами, что чревато социальной и политической нестабильностью. Это особенно важно учитывать в период разработки и осуществления антикризисных мер. Отмеченную тенденцию к снижению уровня социальной защиты граждан необходимо отнести к концептуальным недостаткам законодательства в социальной сфере. В связи с этим Конституционный Суд России в ряде решений вынужден был подчеркнуть, что при переходе к новому правовому регулированию мер социальной поддержки должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие обеспечивать сохранение достигнутого уровня защиты прав и свобод граждан, гарантий их социальной защищенности, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для надлежащего осуществления субъектами Российской Федерации мер социальной поддержки. Конституционный Суд, разрешая дела о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, посредством присущих ему полномочий исправляет дефекты действующего социального законодательства и тем самым обеспечивает конституционную защиту основных социальных прав и свобод человека и гражданина. Реальное обеспечение социальных прав человека и гражданина в соответствии с Конституцией и согласно общепринятым жизненным стандартам, адекватным современной социально и этически ориентированной экономике, - это необходимое условие не только политической стабильности общества, но и успешного его развития по пути гуманизма, демократии и прогресса.
Название документа Статья: Третье поколение прав человека (рецензия на научную статью Варламовой Н.В. "Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями") (Глухарева Л.И.) ("История государства и права", 2009, N 24) Дата 26.11.2009 Информация о публикации Глухарева Л.И. Третье поколение прав человека (рецензия на научную статью Варламовой Н.В. "Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями") // История государства и права. 2009. N 24. С. 5 - 8. Примечание к документу
Текст документа
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА <*>
Л.И. ГЛУХАРЕВА
-------------------------------- <*> Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями // История государства и права. 2009. N 14 - 16.
Глухарева Людмила Ивановна, профессор кафедры гуманитарного права Российского государственного гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
Рецензируемая статья Наталии Владимировны Варламовой привлекает к себе внимание глубокой авторской разработкой по крайней мере двух актуальных проблем юридической теории - третьего поколения прав человека и понятия нации, ее характеристик и естественных прав. Каждая из них требует отдельного обсуждения в силу фундаментальности поднимаемых автором вопросов и неоднозначности их разрешения. В данном случае ограничусь осмыслением той части статьи, что касается понимания и структуры третьего поколения прав человека. Стоит напомнить, что, несмотря на время, прошедшее со дня самоопределения прав третьего поколения, их перечень, юридическая природа, сам факт выделения поколений прав человека до сих пор остаются дискуссионными. Прежде всего, вызывает критику относимый к данной группе состав прав, характеризуемый рядом ученых как эклектичный. Появление третьего поколения прав и их теоретическая категоризация, как известно, относятся к 70-м годам XX столетия. Считается, что они были призваны зафиксировать юридическим путем результаты деколонизации мира и ввести в правовые рамки борьбу народов за национальные суверенитеты. Именно поэтому было предложено именовать их правами солидарности (К. Васак), а приоритет практической апробации присвоить развивающимся странам. К правам солидарности, как правило, относят право на мир, разоружение, развитие, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества, коммуникацию, самоопределение, запрет геноцида, апартеида и др. Позже произошла еще одна трансформация взглядов на систему прав, входящих в данный блок. Кроме прав солидарности к третьему поколению стали относить права отдельных групп населения (женщин, детей, престарелых, инвалидов, бездомных, мигрантов, безработных, потребителей и т.д.), а позже - и так называемые новые права (право на сон, право не быть убитым во время войны, право на отличие, право на индивидуальный стиль жизни, тишину и покой, право на самообразование и др. <1>). -------------------------------- <1> См.: Alston Philip. Conjuring up new Human rights: Proposal for quality control // The American Journal of International Law. July. 1984. Vol. 78. N 3. P. 607 - 621; Huys R., Maasert L. The New Generation of Human Rights. Amsterdam, 1980. P. 35, 41, 49.
Однако наряду с теоретической разработкой тех или иных проблем третьего поколения в литературе была высказана и негативная точка зрения по поводу правомерности вообще разделения прав на поколения, а также адекватности используемой для этого терминологии. Так, например, американские ученые Т. Берженталь и А. Кисс отметили "научную сомнительность" термина "поколение", полагая, что "представление о трех поколениях прав человека является ложным и опасным" <2>. Это представление, считают они, "является ложным, поскольку в международном плане экономические и социальные права были провозглашены значительно раньше, чем гражданские и политические: первые международные стандарты о труде были разработаны Международной организацией труда еще в 1920 г." (т.е. в международной практике права второго поколения появились много раньше первого). Авторы далее утверждают, что такое представление "является опасным, так как переставляет местами более старую группу прав и права, признанные недавно, забывая при этом, что они существуют одновременно". В итоге получается, предупреждают Т. Берженталь и А. Кисс, что "экономические, социальные и культурные права как бы вытесняют гражданские и политические права, и обе группы исчезают под воздействием появления новых прав. А этот путь открывает ГУЛАГ или диктатуру" <3>. Действительно, в практике разговорного общения понятие "поколение" означает некоторую бытийственную последовательность. Поэтому права, отнесенные к разным поколениям, не могут существовать одновременно, по крайней мере со временем одни права должны "устаревать", и им на смену должны приходить другие, как сменяют друг друга возрастные поколения людей. Тем не менее все поколения прав существуют вместе и параллельно, и, более того, каждое из них постоянно пополняется новыми видами прав. -------------------------------- <2> Buergenthal T., Kiss A. La protection internationale des droits de l'homme. Precis. Strasbourg. Arlington, 1991. P. 131. <3> Ibidt. P. 131.
Сложилось также мнение, что к третьему поколению прав относятся только коллективные права, которые сами по себе не могут квалифицироваться в качестве прав человека <4>, относиться к системе прав человека, поскольку представляют собой другой самостоятельный феномен. Коллективные права определяются как совокупность прав, принадлежащих тем или иным общностям и реализуемых совместными действиями членов этих общностей. Более того, многие правозащитники выступают против как такового выделения коллективных прав, полагая, что есть только права отдельного индивида, возникающие у него в связи с принадлежностью к конкретной этнической или социальной группе <5>. К коллективным правам, как правило, относят права народов (этносов), права меньшинств (национальных или этнических, культурных, религиозных, языковых и др.), географо-социальных групп (жителей сельской местности, городов, кочевников, горных местностей) и права некоторых социальных групп (женщин, несовершеннолетних, инвалидов, безработных, беженцев, лиц, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, жертв политических репрессий и т.д.). -------------------------------- <4> Хотя имеется и другая точка зрения, совершенно справедливо относящая коллективные права к правам человека (цит. по: Richard N. Kiwanuka. The Meaning of people in the African Charter on Human and People's Rights // The American Journal of International Law. January. 1988. Vol. 82. N 1. P. 85). <5> Сунгуров А.Ю. Права человека как инструмент очеловечивания власти // Civitas. 2003. N 2. С. 32.
Только перечисленные, причем далеко не исчерпывающим образом, основные (фундаментальные) проблемы, касающиеся третьего поколения прав человека и требующие от науки своего объяснения, могут составить представление о сложности той задачи, которую поставила перед собой автор рецензируемой статьи. И нужно отметить, что ответы на ряд из них даны вполне убедительные. Так, в работе Н.В. Варламова предлагает уточненное понятие коллективных прав (которое, безусловно, верно называет "крайне размытым") и показывает его соотношение с понятием третьего поколения прав <6>. Автор полагает, что "в качестве прав третьего поколения целесообразно рассматривать права, которые в силу своей природы в принципе не могут быть реализованы одним лицом" <7>. Поэтому вполне логично относит к ним "только права естественно сложившихся социальных общностей", рассматривая их "как своеобразную проекцию, экстраполяцию индивидуальных прав человека на взаимоотношения социальных общностей". Коллективные права, по мнению автора, "обеспечивают юридизацию (правовой характер) этих взаимоотношений и таким образом также выражают притязания человека на свободу в социальной жизни, в данном случае свободу социальной организации, коллективного самоопределения" <8>. -------------------------------- <6> Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями // История государства и права. 2009. N 14. С. 46. <7> Там же. <8> Там же.
Критерием для выделения прав третьего поколения, которые по своей природе являются коллективными, Н.В. Варламова считает специфику их субъекта-носителя. Соответственно, социальной общностью, которая обладает коллективными правами, входящими в третье поколение, является "нация, образующая субстрат государства". Причем из последующего текста вытекает, что нация является единственным субъектом прав третьего поколения. Понятию нации и ее основным характеристикам посвящена большая часть анализируемой статьи, насыщенная ссылками на мнения классиков, решения международных органов, в том числе и судов, серьезными авторскими доводами. Все это стимулирует размышления не только в области теории прав человека, но и в смежных сферах научного знания - философии, политологии, культурологии и т.д. Date: 2015-09-17; view: 300; Нарушение авторских прав |