Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаете ли вы свои права как пациента? 11 page





Однако в работе категорически отвергается причисление к этому поколению прав социально условных групп (женщин, детей, беженцев, инвалидов и т.п.), а также юридических лиц (общественных и религиозных объединений, политических партий и др.) на том основании, что последние "никаких коллективных субъектов права не образуют" <9>. Рассматривая права этих лиц с точки зрения либертарной теории права и именуя их поэтому льготами и привилегиями, автор считает правильным относить подобные права ко второму поколению, так как "каждый человек самостоятельно принимает решение об участии в соответствующем объединении или акции" <10>. Вряд ли с этим можно согласиться. Ведь участие отдельного человека в реализации коллективных прав связано не с его личным статусом, специфическими индивидуальными потребностями или частной жизнью, а с его положением как члена общности, объединенного с другими в отстаивании совместных, общих, единых для всей группы прав и интересов. Именно поэтому коллективные права могут выполнять функцию гарантий индивидуальных прав (чего не отрицает и сам автор). Но нельзя не видеть и обратного: индивидуальные права также играют роль гарантий для прав той или иной группы.

--------------------------------

<9> Там же. С. 47.

<10> Там же.

 

Право народов на мир, разоружение, здоровую окружающую среду автор также не относит к правам третьего поколения. Более того, со ссылкой на мягкое международное право и декларации, в которых эти права провозглашены, они определены как "нравственные и политические ориентиры", которые "не поддаются юридизации, и поэтому не могут быть интерпретированы как права ни человека, ни народов" <11>. Думается, что это утверждение не может быть принято однозначно, поскольку существуют другие документы, в которых данные права зафиксированы в качестве норм договорного характера. Примерами являются, в частности, ст. ст. 23 и 24 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. (акта юридического по своему характеру) <12>.

--------------------------------

<11> Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями // История государства и права. 2009. N 16. С. 44.

<12> Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 1999. С. 740 - 741.

 

В статье раскрывается содержание права на самоопределение, которое определяется как "соответствующее самой природе нации" и которое является "естественным проявлением ее свободы", "естественным и неотчуждаемым правом". При этом формальной, а не фактической гарантией этого права нации вполне обоснованно называется внутригосударственное и международное его признание <13>.

--------------------------------

<13> Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями // История государства и права. 2009. N 15. С. 44 - 45.

 

Следует отметить, что в русле первого (буржуазного) периода становления прав человека и радикальных лозунгов, мало коррелирующих сегодня с идеями толерантности и диалога, прописана та часть статьи, в которой говорится, что "народ может также стремиться к самоопределению, если права человека систематически и грубо нарушаются", что сохраняется "естественное право народа на неповиновение правонарушающей власти" и "его право на сопротивление вплоть до восстания" <14>. Конечно, здесь выражен, видимо, реалистичный взгляд на жизнь, к тому же подкрепленный многочисленными фактами исторической практики, но все же в настоящее время, в современности, он требует определенной переинтерпретации с учетом тех гуманитарных и толерантных технологий, которые разрабатываются и пропагандируются сегодня Организацией Объединенных Наций.

--------------------------------

<14> Варламова Н.В. Указ. соч. N 16. С. 42.

 

Н.В. Варламова полагает, что свобода и естественные права нации производны от свободы и прав человека <15>, т.е. что коллективные права производны от индивидуальных прав. При всем признании высочайшего объяснительного потенциала либертарной теории, с позиции которой автор анализирует соотношение прав человека и прав нации, нужно отметить, что существуют и иные точки зрения на проблему. Так, социалистический и солидаристский подходы, как известно, утверждают прямо противоположное. И все же опыт, накопленный человечеством, свидетельствует, что индивидуализм и коммунитаризм в своих крайних проявлениях, сами по себе в отдельности, не решают проблем защиты человека и поддержания устойчивости общественных отношений. Поэтому индивидуальные и коллективные права целесообразно рассматривать как дополняющие и содействующие, а не как лидирующие одни перед другими. Только в этом случае возможно отыскание того уровня равновесности общего целого и индивидуального, который в состоянии обеспечить устойчивость общественного организма и защиту отдельного человека.


--------------------------------

<15> Там же.

 

Далее в работе утверждается, что из содержания права наций на самоопределение как права третьего поколения "вытекают" еще два права - право на историческую родину и право на сопротивление правонарушающей власти <16>. Остается непонятным: последние два права - это самостоятельные виды прав третьего поколения или только аспекты (стороны, содержание) права наций на самоопределение? Если верно второе предположение, то тогда получается, что в системе прав третьего поколения присутствует лишь одно право - право наций на самоопределение. В таком случае: может ли одно право образовывать (считаться) целое поколение прав?

--------------------------------

<16> Там же. С. 43.

 

Подводя итоги, нельзя не отметить серьезный вклад Н.В. Варламовой, ученого, известного своими новаторскими взглядами в области не только теории прав человека и правопонимания, но и типологии коллективных прав, в развитие проблемы третьего поколения прав. По аналогии с индивидуальными правами человека ею предлагается "экстраполировать коллективные права как то или иное поколение прав на систему международных отношений" <17>.

--------------------------------

<17> Там же. С. 44.

 

Можно по-разному относиться к частным моментам концепции, изложенной в данной статье, но нельзя не видеть главного: разделение коллективных прав по поколениям представляет собой существенное теоретическое продвижение вперед отечественной науки в деле осмысления нового для России инструмента защиты человеческого достоинства.

 

 

 

 

Название документа

Статья: К вопросу о предоставлении военнослужащим и членам их семьей нескольких жилых помещений на условиях социального найма

(Трофимов Е.Н.)

("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 2)

Дата

20.01.2010

Информация о публикации

Трофимов Е.Н. К вопросу о предоставлении военнослужащим и членам их семьей нескольких жилых помещений на условиях социального найма // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2. С. 59 - 62.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И ЧЛЕНАМ

ИХ СЕМЬЕЙ НЕСКОЛЬКИХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА УСЛОВИЯХ

СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

 

Е.Н. ТРОФИМОВ

 

Трофимов Е.Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции.

 

Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам (к которым относятся, в частности, военнослужащие), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.


Согласно Конституции Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируется:

- Жилищным кодексом Российской Федерации;

- принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации федеральными законами;

- изданными в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральными законами указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При применении жилищного законодательства в отношении военнослужащих следует также учитывать, что основания и порядок обеспечения их жильем регулируются также Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными специальными нормативными правовыми актами, обусловленными их особым статусом.

Неслучайно настоящая статья начинается с изложения общих принципов применения жилищного законодательства на территории Российской Федерации. Именно с позиции указанных выше принципов следует исходить при решении вопросов предоставления военнослужащим и членам их семей нескольких жилых помещений на условиях социального найма.

На практике необходимость предоставления военнослужащим нескольких жилых помещений была всегда. Нередки случаи, когда состав семьи военнослужащего многочислен и исходя из установленных норм предоставления жилья невозможно обеспечить такую семью одним жилым помещением большой площади.

Действовавший ранее Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал возможность предоставления гражданам нескольких жилых помещений, однако и не исключал такую возможность.

Так, ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала, что жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим право на получение в пользование жилых помещений в домах государственного или общественного жилищного фонда, постоянно проживающим в данном населенном пункте, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.


Формулировка "как правило" сама по себе предусматривает исключения из правил. На этом основании вполне законно в период действия Жилищного кодекса РСФСР осуществлялось, при необходимости, предоставление многочисленным семьям военнослужащих нескольких жилых помещений.

Период до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2005 г.) отличается тем, что условия признания граждан нуждающимися в получении жилья (улучшении жилищных условий), а также порядок предоставления им жилья определялись законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом не во всех субъектах Российской Федерации допускались исключения из правила предоставления одной квартиры на семью.

Так, ст. 13 Закона Самарской области от 19 января 1999 г. N 5-ГД "О жилище" устанавливала, что по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в виде отдельной квартиры.

В то же время Закон Свердловской области от 4 мая 1995 г. N 14-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области", допуская возможность наличия у граждан нескольких жилых помещений на условиях социального найма, ограничивал такую возможность лишь одним случаем, а именно когда жилое помещение предоставлялось в дополнение к имеющемуся. Статья 4 указанного Закона устанавливала, что жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры на семью, за исключением случаев предоставления жилья в дополнение к имеющемуся.

Таким образом, в случае отсутствия у военнослужащего, имевшего многочисленный состав семьи, проходившего военную службу на территории Свердловской области, полученного ранее жилого помещения, фактически исключалась возможность одновременного предоставления ему нескольких жилых помещений на условиях социального найма.

Установление особых ограничений в предоставлении гражданам нескольких жилых помещений было продиктовано стремлением обеспечить экономию государственного жилищного фонда и рациональность его использования.

Бесспорно, для гражданина более привлекательно получить две двухкомнатные квартиры, нежели одну четырехкомнатную. Не требуется и особых математических способностей для того, чтобы посчитать, что две двухкомнатные квартиры (при всех равных условиях) стоят в денежном выражении дороже, чем одна четырехкомнатная.

Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., в отличие от Жилищного кодекса РСФСР, не содержит ограничений в предоставлении гражданам нескольких жилых помещений, но прямо и не предусматривает такую возможность.

Так, ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В то же время ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, т.е. допускает возможность наличия у гражданина и (или) у членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых ими по договору социального найма.

Вместе с тем жилищное законодательство некоторых субъектов Российской Федерации прямо предусматривает не только возможность, но и необходимость одновременного предоставления нескольких жилых помещений большим семьям. В этой связи в качестве примера можно привести Постановление правительства города Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1164-ПП "О Городской программе "Год семьи в городе Москве". Пункт 2.2.4. указанной программы предусматривает переход на преимущественно одновременное предоставление нескольких жилых помещений состоящим на жилищном учете семьям сложного состава (большие семьи, семьи, имеющие членов, связанных признаком родства). При этом в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 3 Закона города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" при предоставлении гражданам двух и более жилых помещений одна квартира предоставляется в районе проживания, а в соответствии с п. 4 ст. 3 этого же Закона в случае предоставления многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, нескольких жилых помещений все предоставляемые жилые помещения должны находиться в районе проживания.

При предоставлении многодетным семьям военнослужащих, а также семьям военнослужащих, имеющим несколько членов, связанных признаком родства, нескольких жилых помещений следует руководствоваться не только нормами жилищного законодательства Российской Федерации, но и нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" и иных специальных нормативных правовых актов, определяющих основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем (например, Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80).

В процедуре предоставления многодетным семьям военнослужащих, а также семьям военнослужащих, имеющим нескольких членов, связанных признаком родства, нескольких жилых помещений, как показывает практика, наиболее сложными являются два вопроса:

- первый - кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение жилья вместе с военнослужащим?

- второй - каким образом заключать договоры социального найма на предоставляемые военнослужащему и членам его семьи жилые помещения?

Следует указать, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лишь военнослужащему. Вместе с тем по установленным данным Законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семьей. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Толкуя буквально ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует констатировать, что лица, претендующие на получение жилых помещений вместе с военнослужащим, должны быть членами его семьи и проживать совместно с ним. Лишь одновременное наличие этих двух условий гарантирует им получение жилья вместе с военнослужащим.

Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также предусматривает предоставление жилых помещений лишь военнослужащему - гражданину Российской Федерации и совместно с ним проживающим членам его семьи. Понятие "совместный" толкуется как осуществляемый вместе с кем-, чем-нибудь, общий <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд. М., 2004. С. 728.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 "О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности" к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, в целях реализации права на жилое помещение, относит лишь постоянно проживающих совместно с ним супруга, их детей и родителей. При этом для признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев членами семьи гражданина, уволенного с военной службы, недостаточно того, что в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство, а необходимо признание их в судебном порядке членами его семьи.

Таким образом, члены семей военнослужащих имеют право на получение жилья вместе с военнослужащим постольку, поскольку они являются таковыми (членами его семьи) и проживают с ним совместно. Члены семей военнослужащего не обладают самостоятельным правом на получение жилья от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Даже получение жилого помещения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего является лишь следствием нереализованного при жизни военнослужащего его права на получение жилья.

После установления круга лиц, имеющих право на получение нескольких жилых помещений вместе с военнослужащим, встает вопрос заключения с ними договора социального найма на предоставленные жилые помещения. В этом вопросе существует две позиции.

Сторонники первой утверждают, что изначально, при заключении договора социального найма, члены семьи военнослужащего должны определиться, какая их часть будет включена в договор социального найма на одно жилое помещение, а какая - на другое.

Сторонники второй придерживаются мнения, что сам военнослужащий и все члены его семьи должны включаться в договоры социального найма на все предоставляемые жилые помещения.

В первом случае в договор найма одного из предоставленных жилых помещений будут включены сам военнослужащий и часть членов его семьи, а в договор найма второго - другая часть членов его семьи. Приверженцы данного подхода обосновывают свою позицию тем, что в соответствии со ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

Видится более правильной вторая позиция, в соответствии с которой сам военнослужащий и все члены его семьи должны включаться в договоры социального найма на все предоставляемые жилые помещения.

Подтверждением верности данной позиции является вышеприведенный анализ действующего законодательства в части признания членами семьи военнослужащего и их права на получение жилья вместе с военнослужащим. К тому же в соответствии с ч. 3 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя (в рассматриваемом случае - военнослужащего) жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Анализ содержания ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом вышеизложенного дает все основания считать, что законодателем установлены два взаимосвязанных и обязательных условия обладания членами семьи нанимателя-военнослужащего правом пользования жилым помещением по договору социального найма:

1) проживание членов семьи нанимателя-военнослужащего в жилом помещении;

2) одновременное проживание в этом же жилом помещении нанимателя- военнослужащего.

Только при соблюдении указанного принципа военнослужащий и члены его семьи будут иметь равные права по пользованию всеми предоставленными военнослужащему и членам его семьи жилыми помещениями, а при необходимости - равные права на получение в собственность в порядке приватизации причитающейся им части в каждом предоставленном жилом помещении.

В целом в Вооруженных Силах Российской Федерации многодетных военнослужащих и военнослужащих, имеющих многочисленный состав семьи, нуждающихся в получении нескольких жилых помещений, немного. Однако, несмотря на это, целесообразно законодательно закрепить основания и порядок предоставления такой категории граждан нескольких жилых помещений.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальная функция государства

(Тарасова И.А.)

("История государства и права", 2012, N 9)

Дата

04.04.2012

Информация о публикации

Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 6 - 9.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА <*>

 

И.А. ТАРАСОВА

 

--------------------------------

<*> Tarasova I.A. Social function of the state.

 

Тарасова Ирина Анатольевна, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

В статье рассматриваются проблема и различные подходы к изучению социальной функции государства в правовой теории. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности, рассмотреть статику и динамику социальных отношений, регулируемых правом и охраняемых государством.

 

Ключевые слова: функция, право, государственная политика, направление деятельности государства, стартовые возможности, социокультурные традиции, интересы личности, поддержка социальных аутсайдеров.

 

In article the problem and various approaches to studying of social function of the state in the legal theory is considered. By means of functions it is obviously possible with sufficient accuracy to define character of activity of the state, correctness of a choice it at this or that stage of its development of priorities, level of its organisation and efficiency, to consider a statics, and dynamics of the social relations regulated by the right and protected by the state.

 

Key words: function, the right, a state policy, a direction of activity of the state, starting possibilities, social and cultural traditions, interests of the person, support of social outsiders.

 

Государство создано, чтобы постоянно, непрерывно и эффективно действовать в социальной среде. Понятие "функция государства" - одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. Функции характеризуют то, чем призвано заниматься государство в определенных исторических условиях, от чего оно не должно и не может отказаться.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет взглянуть на государство не только со стороны его форм, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть с точки зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, уровень его организованности и эффективности. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, т.е. того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие "функции государства" - характеристики именно того, что и как государство делает.

Функции государства зависят от условий существования государства - от явлений, событий и процессов, происходящих как внутри общества, так и вне его, оказывающих как положительное, прогрессивное влияние, так и отрицательное, сдерживающее влияние. Для определения этого влияния в теории государства используется термин "эволюция функций государства" <1>. Эволюция функции государства включает "развитие и изменение функции как под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды" <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. С. 177.

<2> Там же.

 

С помощью каждой из функций осуществляется регулирование той или иной сферы общественных отношений, однако объем регулирования зависит от конкретно - исторического типа государства, специфических условий существования общества и государства, сложившихся представлений о пределах вмешательства государства и характере государственной деятельности. Поэтому эволюция функций заключается не в изменении направления деятельности и не в изменении понимания функции, а в некоем процессе, заключающемся в том, что в ходе исторического развития государства и общества часть подфункций - в рамках основной функции, регулирующей ту или иную сферу общественных отношений, - отмирает, часть возникает или появляется вновь.

Эволюция функций государства обусловлена изменением целевых установок и, соответственно, задач, стоящих перед государством в конкретный исторический момент, - их состав и содержание существенным образом разнятся в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. При этом, с одной стороны, задачи, стоящие перед государством, имеют объективный характер, - их нерешеннность или неудовлетворительное решение приводит к неблагоприятным для государства и общества последствиям. В то же время следует заметить, что восприятие, формулирование и решение задач, стоящих перед государством, подвержены субъективному фактору. Категория "функции" является гораздо более динамичной по сравнению с сущностью государства в силу обусловленности такими исторически подвижными категориями, как "интерес правящего класса" и "задачи, стоящие перед государством". Поэтому объяснить функции государства значит объяснить стоящие перед государством задачи и способы их осуществления.







Date: 2015-09-17; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.045 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию