Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
или Союз свободных вузов?⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Споры о том, каким быть высшему образованию, ведутся не только у нас, и при этом основным предметом споров выступает проблема трансформации существующих университетов классического типа. Идущие непрерывно в течение нескольких десятилетий дискуссии о роли университетов в современном американском обществе продолжают давать все новые концепты совершенствования гражданского образования: к примеру, идея мультиверситета, выдвинутая еще в 60-х годах прошлого столетия президентом Калифорнийского университета (Беркли) Кларком Керром; идея формирования университета-корпорации (Corporate University), связанного теснейшим образом с крупнейшими промышленными компаниями и фирмами. Эта идея и сей- час не потеряла актуальности, более того, она возвращается, обогащаясь новыми представлениями. Проблема укрупнения образовательных учреждений за счет объединения, ассоциаций, присоединения и других вариантов не нова и для отечественного высшего образования. В связи с усилением споров на эту тему, позволим себе остановиться на ней более подробно. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» могут быть три уровня организационной структуры вуза85: - учебно-научно-производственный комплекс, - собственно государственный вуз как одно юридическое лицо, не содержащее в составе каких-либо филиалов или иных структурных подразделений с правом юридического лица, т.е. унитарное учреждение; - государственный вуз как единое юридическое лицо, не содержащее в своем составе все возможные варианты обособления структурных подразделений: филиалы, отделения и т.п. Исследователи делают попытки выделить организационно-правовые формы высших учебных заведений на основе возрастания уровня отношений собственности: - государственное образовательное учреждение закрытого типа без права заниматься внебюджетной деятельностью и финансируемое исключительно из федерального бюджета. Организационная структура такого вуза традиционная, т.е. линейно-функциональная; - государственное образовательное учреждение, имеющее право заниматься внебюджетной деятельностью и полномочия по делегированию прав юридического лица своим структурным подразделениям: финансирование - многоканальное, организационная структура - дивизиональная; - некоммерческая образовательная организация, - коммерческая образовательная организация, основной целью которой является получение прибыли от оказания платных образовательных услуг; - университетский комплекс - университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений; - университетский комплекс - объединение обра - университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объеди- няющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности и реализующих образовательные программы различных уровней. В последние годы возродилось понятие «университетский округ». Весьма интересна позиция В.А.Садовничего по сущности университетских округов86: - университетский округ - уже проверенная на практике форма объединения учебных заведений всех типов вокруг ведущего университета или нескольких авторитетных вузов; - университетский округ - это средство консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (дошкольное учреждение - школа - вуз, так и по горизонтали (в масштабах района, республики, края, области и, что не менее важно, в контакте с учебными заведениями близлежащих регионов и с федеральным центром); - университетский округ, рассматриваемый как государственно-общественный коллегиальный орган, представляет собой весьма перспективную форму взаимодействия учебных заведений со всеми заинтересованными организациями и общественными силами - от центральных и местных органов власти и управления, предприятий экономики и социальной сферы, до родительской общественности, интеллектуальных, деловых и иных общественных кругов; - университетский округ - это наиболее адекват вития форма повышения интеллектуального и материального потенциала самого образования; - университетский округ - стратегический альянс ряда организаций сферы обучения и иных сфер для решения отдельных крупных образовательных научных, инновационных задач; - университетский округ - сетевые и виртуальные структуры, создаваемые вузами для удовлетворения спроса на конкретные образовательные услуги и научные работы. Постепенное обогащение организационно-правовых форм деятельности учебных заведений предполагает уточнение понятий «университетский комплекс», «университет» и «университетский округ». Университет представляет собой автономный институт, который действует внутри обществ, организованных по-разному из-за различия географических и исторических условий, и создает, критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания87. Для университета характерны широкий спектр фундаментальных научных исследований и подготовка на этой основе как специалистов, так и научно-педагогических работников; причем университет должен быть ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности, желательно регионального уровня. Университетский комплекс - объединение на базе университета (академии) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих орга- низаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Есть проблема выделения отличий университетского комплекса от университета в его классическом исполнении, что заключается в следующем: - возможность предоставления обучающимся - наличие условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок); - реализация единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей; - комплексный подход для развития творческих способностей каждого обучающегося и др.88 Университетский округ, не имеющий статуса юридического лица, - специально организованная образовательная среда (образовательное пространство) университета (академии) в масштабах города или региона, в которую входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней (школы, лицеи, гимназии, промышленные училища, колледжи, институты, учреждения дополни- тельного образования) различных форм собственности и ведомственной принадлежности с целью повышения качества общего и профессионального образования на основе методического, научного, кадрового и информационного влияния университета (академии), преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях различных уровней, сопряжения всех уровней образования, повышения квалификации преподавателей в городе или регионе, обеспечения целевой подготовки кадров для производственной и социальной сферы города или региона89. Вероятно, распространение последнего типа будет наиболее широким и, возможно, более подходящим для многих вузов. Следует подчеркнуть еще один важный аспект формирования региональных университетских комплексов. Функционируя на конкретной территории, являясь одним из ее важнейших социально-культурных и научно-технических элементов, высшие учебные заведения должны ориентироваться на складывающиеся здесь реальные условия и специфические требования. Вместе с тем необходимо учитывать и общегосударственные интересы в структуре и объеме подготовки кадров, необходимых для эффективного развития экономики и социальной сферы. О важности последнего можно и говорить, и спорить много, но обостряющаяся проблема трудоустройства в собственном смысле слова и проблема «недохождения» специалистов ряда профилей до рабочего места (особенно специалистов - выпускников педагогических высших учебных заведений) актуализирует необходимость каких-то срочных, незамедлительных решений в данной области. Рассматривая региональные системы высшего образования в зависимости от количества и качества предоставляемых услуг, можно выделить три уровня их состояния90: - самодостаточные региональные системы высшего образования - те, которые по объему и структуре отвечают производственным и социальным потребностям регионов и проживающего в них населения; - конкурентные системы регионального высшего образования - такие системы, которые имеют в своем составе образовательные программы и вузы, представляющие интерес для населения других регионов и стран и способные привлекать их к обучению; - депрессивные системы регионального высше Как известно, принципиально важна и классификация системы обучения, в которой целесообразно придерживаться двух основных признаков: а) отраслевая принадлежность (напомним, что под отраслью в стратегическом менеджменте понимается группа организаций, чья продукция или услуги имеют настолько сходные качества, что борьба идет за одних и тех же покупателей): гомогенный характер; гетерогенный характер; б) территориальное расположение: локальная территория (территория населенного пункта, района и др.); совокупность территорий. Сочетание приведенных выше признаков позволяет выделить четыре основных типа систем обучения: - к гомогенным микросистемам обучения следует отнести институты и академии; - к гомогенным макросистемам обучения следует отнести институтские или академические комплексы, которые можно представить как разновидности университетского комплекса; - к гетерогенным микросистемам относятся - к гетерогенным макросистемам относятся уни Указанное выше - в основном представляет поиск в сфере высшего образования. Но уже на уровне Правительства Российской Федерации принято решение, согласно которому определены и предлагаются возможные типы образовательных учреждений или организаций высшего профессионального образования92. Общенациональный университет представляет собой высший статус учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение столь высокого статуса, должен быть культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования, в полной мере быть участником процесса интеграции науки и образования. Базовый (системообразующий) вуз - статус учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам, прошедшим процедуру соответствующей аттестации. Вуз, претендующий на получение данного статуса, должен быть лидером в подготовке кадров для той или иной отрасли по качественным показателям. Интегрированное учебное заведение -учреждение или организация образования (как правило, профессионального), реализующие образовательные программы разных уровней; Университетский комплекс — объединения учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем. Объединение учебных заведений может происходить как по сетевому, так и по системному принципу. Исследовательский университет или учебно-научно-исследовательский комплекс (в случае, когда вуз не является университетом) - статус учреждения или организации высшего профессионального образования, который планируется присваивать вузам с широким набором учебных дисциплин, имеющим в своем составе аспирантуры и докторантуры и выполняющим научные исследования за счет бюджетных средств в размере не ниже определенного уровня финансирования. Таким образом, поиск наиболее приемлемых форм объединения высших учебных заведений продолжается. Правильнее было бы говорить не об объединении, а о «реструктуризации» имеющейся сети вузов в соответствии с новыми требованиями как к организации высшего профессионального образования, так и к содержанию предоставляемых образовательных услуг. Проблема - из разряда глобальных. Поиск новых способов предоставления высшего образования продолжается и за рубежом. Как и представителей нашего высшего образования, беспокоит зарубежную общественность тенденция усиливающейся коммерциализации наряду с распространением так называемых деконструктивных концептов, что не может не вызвать критики содержания современного высшего образования. Суть критики, предпринятой еще два десятка лет назад профессором Чикагского университета Аланом Блумом и его сторонниками, сводится к тому, что в нынешнем состоянии американский университет «уже не служит источником распространения фундаментальных научных ценностей, а эволюционирует в направлении обслуживающего персонала, предлагающего эффективные продукты, готовые к употреблению»93. В последнее время все более уверенно себя утверждает концепт электронного виртуального университета: ставя под вопрос идею существования классического университета, он провоцирует новую волну оживленной полемики в академической среде и среди обычных граждан. Высшее образование в США остается самым массовым в мире и из 14,3 млн. американских студентов 11 млн. (это почти 80,0% от всей их численности) учатся в общественных университетах и колледжах, в которых сложились четыре типа культур, характерных и для национальной модели высшего образования: традиционная, или корпоративно-коллегиальная (collegial); управленческая (managerial); развивающая (developmental); переговорная (negotiating)^. Но — споры спорами. Система как общего, так и профессионального образования продолжает развиваться, и развивается стремительно и поступательно. Примечательно то, что иногда это развитие не придерживается предложенных путей, а идет своими непредвиденными. Отметим главное, что вытекает как из содержания поиска, так и из содержания модернизации образования. Считаем нелишним повторить: основным результатом деятельности образовательного учреждения нового типа в соответствии с принятой стратегией модернизации образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в следующих сферах: интеллектуальной (навыки анализа информации и самообучения); в общественно-политической (социальные навыки, обществознание); в коммуникативной (семья, образовательная группа, профессиональный коллекгав, ближайшее социальное окружение). Основной целью интеграции различных уровней профессионального образования является создание единого образовательного пространства, создающего возможность мобильного передвижения студента: а) внут- ри данного пространства; б) переход на повышенные формы подготовки высококвалифицированного специалиста (магистратура, аспирантура, докторантура). Как правило, это дополняется: - переходом на компетентно стную парадигму, когда знаниевый подход заменяется формированием умелостей, способностей применять знание в новых, до этого не существовавших условиях; - созданием, наряду с реальным, виртуального образовательного пространства, когда усиливается роль самостоятельной работы, тьютерства, виртуального пространства работы с преподавателем, учета качества и результатов образования; - сквозным в пределах создаваемого образовательного пространства, но селективным выбором образовательных технологий, которые наиболее выгодны и значимы на данный момент времени, отвечают задачам образовательной ситуации;
- созданием единой картины образовательных достижений обучающихся (портфолио), которое может оказать помощь в успешном формировании профессиональной карьеры после завершения учебы; - предоставление индивидуальных образовательных траекторий с созданием адаптивных образовательных маршрутов на каждом этапе образования; - ликвидацией «тупиковых» направлений в системе профессиональной подготовки, когда одно звена вырастает из другого, новое звено образования органично «врастает» в следуещее «новое»;
- созданием действительно активной академической мобильности как студента, так и преподавателя - ведущих профессоров; - активной циркуляцией в создаваемом едином образовательном пространстве представленного в подвижных модулях профессионального образования, что может способствовать созданию таких же подвижных образовательных трансформеров. Достижение указанных целей требует осуществления преобразований не только эмпирическим путем, но и прогностически (может быть и в футурологичес-ком плане) предвидеть будущие результаты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ I Анализ существующих проблем, осмысление имеющегося опыта, равно как и попытки создания моделей развития отечественного образования в целом и региональных его составляющих опирается на совокупности (именно совокупности, в не совокупность!) изменений социально-экономических условий развития общества, что закономерно обусловливает необходимость пересмотра многих устоявшихся положений, лежащих в основе традиционных взглядов на развитие образования. Развитие образования оказывается под определяющим влиянием глобальных изменений. Как уже было определено в данном исследовании, глобальные тенденции развития мировой цивилизации ведут к углублению мировых тенденций в развитии образования, в числе основных из которых сегодня выступают: рост общего уровня образованности населения; повышение требований к уровню культуры профессиональной квалификации всех граждан; становление системы непрерывного образования; увеличение продолжительности всех форм образования. Таким образом, можно говорить о наличии совершенно новых условий, в которых реализуется и развертывается современно образование. К новым условиям развития образования можно отнести: вступление мирового сообщества в период нарастающих социальных, экономических, научно-технологических, культурных изменений; появление постиндустриальной цивилизации; повсеместное и высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве созидательной силы общества, его стратегических ресурсов, факторов развития, а также предметов и результатов труда; повышение ответственности системы образования за приобщение человека к знаниям о мире труда, формирование его отношения к миру; необходимость более четкого определения мировоззренческой и нравственной позиции личности, что еще более актуализировали проблему согласования стратегий развития образования и стратегий развития современного общества в целом; необходимость определения интегративных ориентиров образования, которые вытекают из вхождения российского образования в мировое и общеевропейское образовательное пространство. Изменение образовательной ситуации в перспективе, означающее создание нового образа образования для инновационной экономики, которая сложится в стране в 2020 году, приведет к изменению целевых установок в образовании: - образовательный процесс приобретает единый ориентир - модель образования для экономики, основанной на знаниях; - наиболее полное выполнение миссии образования как одного из институтов социализации, и одновременно института получения профессиональных компетенций; - расширение поля и создание единого образовательного пространства, в котором появляются кооперированные элементы (общее, средне-специальное и высшее профессиональное образование); - достижение реального исполнения идеи непрерывности образования за счет достижения единства целей, содержания, организационных форм, оценки результативности деятельности учреждения высшего профессионального образования; - переход от пятилетнего высшего образования к модели «4+2», что является «вызовом постиндустриальной экономики». Очевидно перераспределение студентов в пользу массового масштабного бакалавриата, по окончании которого человек может определить дальнейшие траектории своего движения в мире образования; - ориентация на профессиональные компетенции, которые появятся через десять лет, что расширяет про-фориентационную зону. С учетом того, что трудно предположить появление новых компетенций, необходимо усилить фундаментальное содержание высшего образования и ориентацию на «открытые» компетенции; - решение социальной задачи по преодолению психологического барьера между студентами учреждений начального, среднего и высшего звена профессионального образования. Данную работу мы хотели бы закончить обозначением некоторых возможных, но в то же время реальных тенденций, которые ожидают отечественное образование в ближайшие годы. Первая возможная тенденция, контуры которой начали давать о себе знать, - тенденция децентрализации и деконцентрации в системе образования. Законы и закономерности децентрализации в системе школьного образования распространяют свое влияние по трем направлениям: первое - передача части полномочий региональным и местным (муниципальным) властям, перераспределение административных функций между федеральным министерством региональными министерствами, ведающими вопросами образования при одновременном расширении самостоятельности учебных заведений (особенно в связи со становлением их субъектами хозяйствования). Перераспределение полномочий основано на совокупности весьма реальных изменений: укрепление вертикальной соподчиненности учебных заведений разного типа за счет усиления органов территориального (регионального) управления; усиление вертикали в той части, когда каждая территориально-административная единица усиливает действенность пакета полномочий в отношении подчиненных ей учебных заведений: решение вопросов о строительстве учебных заведений, их реконструкции, капитальном ремонте, оборудовании и текущей деятельности; при этом сохраняется определенные разумные пределы, когда государство по-прежнему берет на себя львиную долю всех расходов, в его компетенции остаются вопросы управления кадрами и регламентирование образовательного процесса; государство сохраняет за собой ответственность за весь общественный сектор образования в соответствии с кон- ституцией, организуя бесплатное светское образование граждан всех уровней. Данная тенденция, в принципе, должна усилить общественно-государственный характер образования. Но в то же время заметно действие контртенденции ~ усиление централизации в управлении, аттестации, аккредитации образовательных учреждений. Таким образом государство оставляет за собой самые главные из элементов управления системой образования. Вторая тенденция - тенденция фундамента-лизации и интеграции содержания общего и профессионального образования. Необходимо признать, что сегодня происходит поворот к иному, принципиально новому типу социокультурного наследования, который представляет собой некоторую завершенную систему знаний и такую же систему способов оперирования этими знаниями. Отметим здесь главное. Это то, что декларировалось в последние двадцать лет: чрезвычайно важным является не освоение прежних рецептов, а овладение методами познания и практической деятельности, а также фундаментальным знанием, способствующим осознанию сущности явлений и дающим свободу в получении новых знаний и их использовании. Новый тип социокультурного наследования проявляется в конструировании образовательного процесса через идею опережающего образования, которое отличается от традиционного, реализующего так называемый «поддерживающий» принцип. Опережающее образование может быть обеспечено, как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, и история образования, в основном только за счет изменения содержания образования, одним из важнейших направлений которого является увеличение доли фундаментальных знаний. Трансформация, изменение и обогащение содержания образования тесно связано с проявлением интеграци-онности процессов, связанных с внедрением научного знания в систему общего и профессионального образования, а сама интеграция в системе образования проявляется и в создании нового содержания, и в процессе конструирования системы, и в оценке его качества. Для образовательного - в целом, и воспитательного процесса - в частности, важно другое. Параллельно с изменением параметров социокультурного наследования происходит переориентация вектора активности человека в социокультурном пространстве. О третьей тенденции можно говорить пока как о не совсем четко проявляющейся, формирующейся. Это тенденция отражается в упорядочении частного сектора общего и профессионального образования и сближение его с национальным (федеральным). Система частных учебных заведений, возникнув как альтернатива государственной, развивается, охватывая все больше учащегося контингента страны. Однако сегодня можно сказать, что наступил момент пресыщения: он выражается в чрезмерной филиализации с потерей качества образования. В данном случае мы стали свидетелями, как благородный принцип приближения образования к месту жительства вышел за рамки своего возможного, став гипертрофированной формой образования по простому принципу «деньги - товар». Четвертая тенденция - в усилении преемственности общего и профессионального образования и увеличении общеобразовательных компонентов в содержании профессиональной подготовки. Отечественное образование в своей исторически даже не такой и далекой ретроспективе имело такого рода попытку сближения (вспомним проект реформы общеобразовательной и профессиональной школы начала 80-х годов). Однако необходимо отметить, что реформа в те годы была заведомо обречена на неуспех в связи с неготовностью общества к переменам, в связи с несвоевременностью поставленных задач. Данная тенденция является формой усиления связей между составньми частями и уровнями образования, без которого некоторые ветви образования могут пойти по так называемым «тупиковым» путям. Следует особо сказать о тенденции, направленной против обозначившейся главной причины кризиса образования в современном мире. Тенденция заключается в том, что качественно изменившийся мир слабо, а то и совсем не отражен в содержании и формах образования. Научение мышлению и эффективной деятельности в изменяющихся условиях, способам «вживания» в интегрирующееся и разъединяющееся одновременно человечество должно проходить в условиях не только качественно измененного содержания образования, но и способов многоканальной коммуникации обучаемого и обучающего. В содержании образования сегодня недостаточно представлена идея качественно изменившейся и постоянно меняющейся «картины мира», что приводит к аморфности и диффузности образовательного пространства всех уровней, девальвирует идею повышения качества образования. Как видно, в этом направлении еще необходимы не только усилия поколений, но и реальное психолого-педагогическое, научно-методическое обеспечение революционных изменений образования. Как бы и когда бы то ни было, изменение содержания образования с учетом достижений современной науки, всевозрастающей поддержки технологий коммуникаций обучаемого с обучающим, подготовка и переподготовка ведут за собой целый комплекс нововведений. И есть надежда, что этот комплекс нововведений не обойдет и наше отечественное образование - как в целом федеральное, так и его крупные подсистемы - региональные. Тенденцией современности стала интернационализация образования, особенно высшего. Сам термин «интернационализация» сегодня часто используется не только в университетах и колледжах, но также и на уровне правительств, международных организаций (в том числе и ЮНЕСКО, Мировой баше, различные неправительственные организации и Европейский союз). Несмотря на отсутствие точного определения, термин «интернационализация» часто используется для одного из видов деятельности и их сочетания: международное движение студентов и персонала преподавателей между странами; интернационализация стандартов и учебных планов в сфере высшего образования; международные связи для исследовательских и открытых учебных программ; двус- тороннее, региональное и международное признание квалификаций в системе высшего образования. Нетрудно заметить, что вслед за указанными направлениями появится и будет широко реализовываться такой новый феномен как экспортные образовательные услуги, которые уже стали одним из наиболее важных аспектов интернационализации. И высшие учебные заведения, чтобы не оказаться в аутсайдерах, уже должны серьезно заботиться об этом. Совершенствование образовательной практики и усиление социальной и гуманитарной ориентированности образования означает многое. Это и достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; это и направленность образовательного процесса не только на получение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; это и изучение процедур и технологий, а не набора фактов; это и расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; это и привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. Объективную необходимость представляет существенное повышение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий, родного, русского и иностранных языков. Таким образом, перед современной общеобразовательной и профессиональной школой стоят задачи развития в инновационном режиме, повышения качества этого процесса, пронизывающего все стороны деятельности образовательного учреждения, поиска оптимальной траектории собственного саморазвития в условиях непрерывно меняющегося мира, траекторий развития личности обучающегося. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство, реализацией инновационных процессов в теории и практике образования с учетом сохранения самобытного облика отечественной школы, национального своеобразия образовательных и воспитательных систем. В последнее десятилетие в Российской Федерации и зарубежных странах произошли крупные и существенные изменения в сфере образования, которые напрямую затронули как философию образования, так и глобальные цели и задачи образования, организационные структуры мирового, национального (федерального), регионального и муниципального образовательных пространств, содержание образования, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, формы и методы обеспечения, мониторинга и контроля качества образования, контроль за деятельностью образовательных учреждений, финансирование и многие другие аспекты. Своеобразием сегодняшнего этапа развития образования выступает то, что появляющиеся и закрепляющиеся новые параметры функционирования систем образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений в обществе, одновременно ставя перед ним новые задачи, решение которых уже не терпит отлагательств. Мировой опыт показывает, что практической модернизации образования противодействуют два препятствия - недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить задуманные реформы в действие. Дополнительные финансовые возможности и адекватные механизмы реализации образовательных реформ появляются только в результате масштабных социально-экономических преобразований, без которых серьезные изменения в области образования не могут быть продвинуты вперед. В условиях закладывающихся основ новой философии образования происходят переосмысление педагогической теории и соответствующее этому развертывание инновационных способов организации жизнедеятельности образовательных систем. Следовательно, комплексная проработка целой иерархии «дерева» проблем, стоящих перед системой образования и задачами развития в масштабном пространстве образования, приобретает значимость, научную и практическую ценность при построении стратегии модернизации системы образования. Примечания 1 Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М.Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. - С.5. 2 См.: Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - С. 42-43; Багишаев З.А. Стратегии развития Российского образования. -М.: Наука, 2003. - 310 с. 3 Отсылаем читателя на работы А.С.Гаязова, Б.С.Гершунского и др., в которых разносторонне рассматривается данная проблематика. 4 Миголатьев А.А. Философия человека. - Омск, 1995. - с. 10.
5 Ориентируем читателя на серию известных и основополагающих работ профессора А.В.Кирьяковой. 6 Это признали лидеры 179 государств, собравшиеся еще в июне 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференцию ООН по окружающей среде и развитию. Конференция отвергла западную модель развития цивилизации не просто как исчерпавшую себя, но и как ведущую к социальной, экономической и экологической катастрофе. 7 Образование в XXI веке: проблемы и поиски решения. Учебное пособие / Под ред. АФ.Аменда, В.В.Латюшина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - С. 94. 8 См.: Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде / Под. ред. К.Павлик, В.Носуленко. - М.: Начала-пресс, 1992.
9 Кувакин В. Новое просвещение - парадигма XXI века // Здравый смысл. - 2005. - № 2. - С. 2 10 Книга лидера современного демократического светского гуманизма Пола Куртца так и называется - «К новому Просвещению» (Toward A New Enlightenment). 11 Кувакин В., указ. соч., с.2. 12 См.: G.Psacharopulos. Conceptions and Misconceptions on Human Capital Theory // Schriften des Vereins filer Socialpolitik, Neue Date: 2015-09-17; view: 337; Нарушение авторских прав |