Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема пятая. Подушевое финансирование: панацея от бед, или Спас на крови?
Уже несколько лет российское образование живет в условиях различной насыщенности экспериментов. Было бы непростительно обойти безмолвно определенные реалии, потянувшие за собой ожесточенные споры - благо, это не конец образованию (по аналогии с концом света). Недостаточное финансирование, крайне низкий уровень оплаты труда учителей и преподавателей и очень слабое стипендиальное обеспечение студентов, неудержимое «старение» учебно-материальной базы, особенно для подготовки по наукоемким и высокотехнологичным специальностям, противоречивость законодательства в сфере образования, существующее несовершенство налогового законодательства сказывается на экономической устойчивости учебных заведений. В одном случае это нарушает сложившуюся веками университетские автономию и самостоятельность, фактически ведя к свертыванию внебюджетной деятельности, которая за последние годы позволила ослабить напряжение с дефицитом бюджета и вывести систему высшего образования из режима выживания в режим развития. В другом случае это сделало общеобразовательную школу заложником отпускаемых в недостаточном количестве финансовых средств и привело к снижению стремления к финансовой самостоятельности. В таких условиях на первый план выдвигается задача персонификации финансирования, что позволит значительно повысить эффективность использования бюджетных средств и вовлечь в образование частные средства в виде добровольного софинансирования, обеспечит свободу выбора учебных заведений и образовательных программ, увеличит доступность высшего образования. В основе данной процедуры лежит нормативное финансирование в расчете на одного учащегося, воспитанника в общем среднем и начальном профессиональном образовании; дифференцированное персонифицированное бюджетное финансирование студентов в системе среднего и высшего профессионального образования. Вслед за профессиональным образованием новая система финансирования пришла и в общеобразовательную школу. Самым действенным условием функционирования новых моделей модернизируемого образования является поиск организационно-экономических механизмов развития автономии образовательных учреждений, центральным в совокупности которых выступает нормативное подушевое финансирование и новая организация финансовых потоков, направленных на образование. Переход от постатейного финансирования к модели, в основе которой лежит нормативное подушевое финансирование с перечислением всех средств непосредственно учебным заведениям как бюджетополучателям и отнесение этих ассигнований к разряду защищенных статей бюджета требует ежегодного утверждения нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося (в том числе при вечерней или заочной форме обучения) и нормативы дополнительного финансирования специальных образовательных программ (на уровне соответствующего бюджета). Если первый подход позволяет более-менее рационализировать финансовые потоки, внести ясность в процесс их распределения, то подушевое финансирование призвано поддержать самостоятельность школ. При введении нормативного подушевого финансирования образовательное учреждение будет финансироваться двумя способами: - обязательное распределение средств на каждое образовательное учреждение (по принципу следования средств «за учеником»); - возможность получения образовательным учреждением дополнительного бюджетного финансирования при внедрении инновационных программ, достижении высокого уровня качества образования на конкурсной основе. В основе нормативного подушевого финансирования лежит принцип «Средства следуют за учеником», когда региональные и муниципальные управления и сами школы получат право влиять на систему оплаты труда работников образования. При этом школам предоставляется право самостоятельно определять доли средств, выделяемых на материально-техническое обеспечение образовательного процесса и на заработную плату работников учреждения; решать вопрос о соотношении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда, о надбавках и доплатах к должностным окладам; устанавливать штатное расписание - опреде- лять состав и количество работников; разрабатывать и утверждать школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план. Предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда должны создать условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлении учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказаться на социальной ситуации. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях: - на уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет); - на уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - смета расходов образовательного учреждения); - на уровне образовательного учреждения. учащегося решается поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования. На адаптационном периоде апробировалось новое понятие «региональный расчетный подушевой норматив», под которым понимается минимально допустимый объ- ем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год, определяемый раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности. Региональный расчетный подушевой норматив должен покрывать расходы на оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате; расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью); иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.). В расходы, учитываемые при расчете регионального расчетного подушевого норматива, не включаются расходы на оплату коммунальных услуг, на обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный и текущий ремонт), приобретение мягкого инвентаря, транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся (питание, государственное обеспечение детей-сирот) и работников (льготы по коммунальным услугам), иные расходы социального характера. Важным является то, что величина регионального расчетного подушевого норматива выступает в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам данного региона, и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов. Определены уровни подушевого финансирования, что позволяет объединить действия разных субъектов: первый уровень - определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень); второй уровень - определение механизма использования регионального расчетного подушевого финансирования при бюджетном финансировании муниципальных образовательных (внутрибюджетный уровень): третий уровень - реализация принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения. Сказанное выше - теория, которая, как известно, суха, а «древо жизни пышно расцветает». Нас больше всего интересуют проблемы, которые следуют за введением новой формы хозяйствования. Первая проблема - снижение финансирования школ при переходе на нормативно-подушевое финансирование. В печати уже несколько лет звучат утверждения аналитиков о том, что сущностное устройство системы образования предполагает в качестве основного фигу- ранта образовательного процесса не столько ученика, сколько детско-взрослое сообщество. Это оправдывается коллективным характером образовательной деятельности, представлением о том, что учебная деятельность ученика невозможна вне развития педагогической деятельности учителя. Следовательно, и финансирование должно быть не подушевое, а поколлективнее. Все эти размышления наводят на мысль о том, что нормативное финансирование - сложная организация хозяйственно-экономической жизни, однако в той или иной степени необходимая, но - учитывающая реалии современной школы и образования. Вторая проблема. Закрытие малочисленных и малокомплектных сельских школ. Решение проблемы сельской малочисленной школы является ключевым элементом образовательной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях на ближайшие годы. За многие годы последовательно следовавших друг за другом реформ так и не удалось решить основные проблемы малокомплектных школ. Считаем необходимым еще раз назвать эти проблемы: - малочисленный педагогический и ученический коллектив порождает замкнутый круг, поэтому в этих школах малопродуктивен поиск новых идей, постепенно сужается сфера коммуникативных отношений; - небольшая по объему специальная нагрузка ведет к многопрофильности сельского учителя. Как известно, это в дальнейшем сказывается на качестве обучения; - отсутствие параллельных классов ведет к увеличению нагрузки на каждого ученика и так называемой гиперопеке. Сложности с комплектованием классов, в которых наблюдается весьма разнородный состав родительского и ученического контингента; - при постатейном финансировании, которое было ориентировано на сохранение всех типов школ, малокомплектные находились на грани не бедности, а нищеты. Отсутствовали и отсутствуют современные технические средства обучения, к ним позже всех пришли информатизация, Интернет и др. Оставляет желать лучшего оформление школы и состояние инвентаря; - остается очень большой зависимость малокомплектных школ от сельского уклада жизни, что отрывает и учителей, и учеников на сельский труд, являющийся основой для выживания. В связи с малокомплектнос-тью самой деревни велико давление на школу и на ученический контингент деревенских стереотипов, представлений о жизни; - в отдельных случаях неполная комплектация - нарастающий межъязыковой барьер, который - трудности в организации научно-методической Таким образом, несмотря на свою прогрессивность, нормативное финансирование, хотя и выступает как один из путей оптимизации системы образования, вызовет сокращение кадров и может привести к потере малокомплектных школ на селе. Реструктуризация сети школ приведет к возврату кустовой системы с центрами, куда будут привозить детей на учебу. Однако при больших расстояниях, при плохих дорогах эта проблема имеет свои специфические сложности. В реструктуризации сети образовательных учреждений первоочередная задача заключается в обеспечении одинаковости условий города и села на соответствие современным требованиям. Использование новых технологий и современных технических средств обучения должно позволить строить более эффективные сетевые образовательные программы, позволяющие получать качественное образование независимо от места жительства. Третья проблема проявляется в негативной реакции общественности на оптимизацию сети школ. Опасность в том, что исчезновение школ в любом селе и деревне приведет к замиранию социальных процессов. Школа-это культурный центр, который заставляет людей подтягиваться под определенные нормативы, традиции, устои. Уже своим видом и содержанием школа облагораживает людей. В этом смысле сегодня школа выполняет роль храма, у которого сто лет назад человек не мог позволить себе, к примеру, сквернословить. И сегодня, несмотря на так называемую свободу, около школы люди ведут себя с определенной оглядкой. Несложно представить, что произойдет, если к новому храму отношение будет вольное. Белла Ахмадулина говорила, глядя на уничтожающиеся храмы: «Слева и справа: краса и краса. Дым-сирота над деревней вьется. Склад неимущества - храм без креста. Знаю я, знаю, как это зовется». Не хотелось бы еще раз наступить на те же грабли... Нужно помнить, что во многом благодаря школам в нашем обществе (несмотря на серьезное расшатывание его устоев) пока еще держится стержень нравственности, и мы обязаны его сохранить. Проблема четвертая. Сокращение педагогических работников, учебно-вспомогательного и административного персонала в связи с введением НСОТ (новой системы оплаты труда). Несмотря на некоторую отдаленность влияния данной проблемы, видимо, необходимо начать работу по ее преодолению. Один из признанных путей в решении проблемы - общественное участие в модернизации образования. Органы общественного управления образованием при муниципалитетах должны принимать активное участие в распределении стимулирующей части оплаты труда, что в свою очередь связано с обязательным участием в оценке качества образования. Механизмы реализации данного направления могут быть различными и включать передачу существенных полномочий органам общественного управления в системе образования; масштабную подготовку общественных управляющих; разработку и принятие нормативной базы, регулирующих деятельность органов общественного управления образованием. Как известно, четыре принципа должны лежать в основе организации образования. Первый принцип связан с необходимостью научиться всем жить вместе, развивая при этом знания о других людях, их истории, традициях, об образе мышления. Второй принцип связан с необходимостью научиться приобретать знания. Третий принцип - научиться работать. Четвертый принцип связан с проблемой научиться жить в новых условиях. Сможет ли новая система финансирования образования реально обеспечить данные принципы? Но и образование не стоит на месте. Ожидается, что произойдет индивидуализация образования. Сегодня мы пытаемся привести ученика и студента к знанию коллективными способами, но еще 15 лет назад в Законе об образовании была прописана статья о предоставлении индивидуальных траекторий образования обучающемуся, о которых мы уже говорили. Это особая форма организации образовательного процесса, когда происходит совместное с учеником восхождение к знаниям по его программе, по программе, учитывающей его индивидуальные особенности, индивидуальные темпы учебного продвижения. Сегодня мы стоим на пороге реализации этого принципа, более того этот процесс уже начался в связи с введением профильного образования. Профиль в образовании - как раз одно из практических проявлений, когда ученик приобретает свои индивидуальные маршруты образования. Таким образом, новые формы финансирования требуют глубокой и постоянной проработки направлений своего использования. Тогда это не будет своеобразным Спасом на крови... Проблема шестая. Воспитание в образовании: Date: 2015-09-17; view: 2009; Нарушение авторских прав |