![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Или Его индивидуализация?
Понятие «индивидуальная траектория образования личности» появилось сравнительно недавно, утвердилось с принятием первого варианта Закона РФ «Об образовании», хотя идея не только бесплодно витала в педагогическом воздухе, а и применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях. Исследователи указывают, что в XXI веке возможна иная «...логика понимания образования: не только как внешняя по отношению к ребенку деятельность, а как процесс и результаты деятельности самого ребенка. В этом случае вместо прежнего понятия «образование» (вообще) возникает новое понятие «образование личности» как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач» - деятельности самого обучающегося по становлению собственной личности и индивидуальности. Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут - составляющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде. Такой подход позволяет рассматривать понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с двух точек зрения:
- как один из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности; - как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфическое обобщенного образовательного маршрута. Общим и специфическим в нем выступает то, что, как сложное общественное явление, оно включает в себя этапы, периоды и линии продвижения при получении образования. Этапы находятся в прямой связи с осознанием, погружением и освоением образовательной среды; периоды отражают понимание обучающимся необходимости получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и систематизацию знаний; осознание себя как будущего специалиста; ориентация на свою будущую профессиональную деятельность. Наиболее интересно продвижение в образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям: линия личностного роста, линия знаний и линия профессионального самоопределения. В наиболее общем виде выделяют три типа, отражающие ведущую направленность обучающегося (в личностном, образовательном, профессиональном планах) при получении образования. Маршрут адаптивного типа требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации. Маршрут развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование. Маршрут созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни. Такой подход способствует рассмотрению индивидуального образовательного маршрута (траектории) в контексте жизнедеятельности обучающегося, его позиций, взглядов, целей, планов. Превращению обучающихся в субъекты образовательной деятельности предшествует сложная работа, состоящая из большого количества процессов, связанных с будущей деятельностью, после чего на основе осмысленного поиска их решения, обсуждения и апробации появляются собственные ответы на поставленные вопросы: - какие изменения в личностных, деятельностных и когнитивных характеристиках могут и должны произойти в его учениках и воспитанниках? - какие педагогические цели можно ставить относительно данного ученика и при каких условиях (в какой деятельности) они могут быть достигнуты? - как организовать эти условия и инициировать необходимую деятельность? - как можно реализовать эти условия в конкретных ситуациях? В данном случае этими процессами выступают: реализация необходимых для педагогической деятельности предметных и психолого-педагогических знаний; освоение педагогической деятельности (ее исследование, проектирование, реализация); ценностное самоопределение (выработка педагогического кредо) и определение педагогических целей. Анализ содержательных характеристик образовательного пространства, в котором главным выступает движение личности от позиции «Я» человека, получающего образование» до «субъекта образования, выводит нас к необходимости выделения ряда принципов, лежащих в основе такого видения пути к образованному человеку. Первый принцип заключается в необходимости такого конструирования образовательного процесса, в котором рельефно проявлялась бы позиция получающего образование человека, обозначилась бы его индивидуальная образовательная траектория, учитывающая его потенциальные возможности, слабости, особенности его индивидуального познавательного процесса. Второй принцип отражает необходимость соотнесения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которая выражается в задаче постоянно «задавать» опережающий стиль организации и управления образовательным процессом, соответствующую современным представлениям перспектив развития образования. Игнорирование этим принципом может привести к разрушению целостности всего образовательного процесса, более того, «выпадению» из этой системы или личности, или ценностей образования, или принятия самого образования как величайшей ценности человечества. Третий принцип заключен в необходимости подведения личности к технологии инициативного форми- рования своей образовательной траектории (первое) и (второе) инициативного и рационального формирования постоянной, всеобъемлющей и непрерывной образовательной среды (аудиторная, домашняя, рабочая, в поездках, на отдыхе и др.), которая включает в себя различные варианты текстовых и графических изданий, видео, аудио, компьютерные и сетевые, радио- и телевизионные источники информации преимущественно образовательного характера. В последние годы, особенно в связи с развитием дистанционной формы образования, эффективными признаются навигаторы учебного процесса, без которых немыслима индивидуальная траектория образования. Навигатор учебного процесса представляет собой своеобразную наглядную матрицу индивидуального образовательного пространства, в которой при помощи знаков, символов, аббревиатуры отмечается степень восхождения обучающегося к результату (продукту образования). Иными словами, матрица представляет собой развернутую и наглядную карту, в которой обучающемуся легко определить свое местонахождение, задачи на ближайшее время и перспективу. Матрица индивидуальной траектории образования позволяет определиться во времени и координатах четырехзвенной компонентной системы образовательного процесса «Знаю (Умею) - Изучаю (Необходимо изучить) - Буду изучать (необходимо изучить) - Знаю новое (Достиг следующего уровня)». Как видно, такой образовательный процесс представляет собой спиралевидный путь восхождения к Знанию (истине). Элемен- ты матрицы представляют собой проекции, имена, адреса и направления деятельности на плоскость листа. Деятельность обучающегося по овладению предметом, дисциплиной, курсом, блоком, приобретению знаний, умений, навыков, профессии или профессий, изображается вектором, регистрирующим содержание деятельности по получению образования64. Соответственно этому обучающемуся необходимо научиться определять и индивидуальные шаги к знанию, которые могут найти дополнительную фиксацию в виде записей, дневниковых записей и т.д., что требует от обучающегося высокой культуры планирования и подведения итогов. Наши наблюдения показали, что данное рутинное на первый взгляд занятие современными обучающимися легко выполняется при помощи компьютерной техники и не вызывает никакого неприятия с их стороны. Более того, формализация и в некоторой степени детализация учебных планов и программ, своей деятельности при помощи карт, рисунков, таблиц, логико-смысловых моделей, по мнению обучающихся, позволяет регулировать и видеть образовательную стратегию и жизненную перспективу. Таким образом, навигатор для обучающегося становится своего рода путеводителем в мире образования. Парадоксальная ситуация современного образования в том, что усложнению образования пытается противостоять появление новых технологий, сущностью которых выступает стремление к некоторой формализации содержания образования в смысле его расщепления по образу восприятия информации компьютерным языком. Видимо, этот процесс может углубиться дальше и стать одним из магистральных направлений развития образования, или станет одним из сопутствующих направлений его развития. Сама по себе мысль создания навигационных элементов в сложном и усложняющемся мире образования - явление, безусловно, положительное и достойное применения. Попробуем подвести итоги рассуждений. Первое. Наступившее третье тысячелетие характеризуется усложнением процесса модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий. По мнению большинства исследователей, модер-низационные процессы в образовательной сфере разворачиваются неравномерно, в противоречивых тенденциях, отчетливо проявляя принципиально присущую российскому обществу многомерность, выраженную прежде всего в характере и структуре культуры. «Эти процессы так или иначе суммируются в некие «социо-ментальные» трансформации - растет роль понимания культуры в ее глобальном измерении как совокупности способов и результатов деятельности человека; социальные отношения начинают испытывать воздействие со стороны культуры, ее исторических, этнических, эт-норегиональных структур, что проявляется прежде всего в совершенно новых требованиях к образованию, его целям, организации, содержанию и методам65». В такой ситуации образование выступает стратегическим ядром, вокруг которого объединяются названные процессы, вовлекая в свое действие разносторонние составляющие человеческой жизнедеятельнос- ти, прежде всего самого человека, начинает занимать позиции консолидации гражданского общества и экономического роста. Для такого утверждения есть все основания, и они, эти основания, находят свое отражение прежде всего в происходящих в образовательных процессах различных актах. Второе. Образование несет в себе определенное внутреннее противоречие, вызванное коллективными по формам способами получения и индивидуальными по результатам последствиями. Таким образом, личность в процессе получения образования оказывается в сложной ситуации необходимости определения своих позиций, своих целевых установок, своих конечных точек, к которым она стремится. При этом она использует целый ряд имеющихся в содержании и формах организации образования способов и пытается найти свои, личные приоритеты. Процесс непростой, его сложность вызывается, прежде всего, отсутствием у личности или небольшим по объему опытом деятельности личности. Специфика процесса в том, что практически человеку трудно решить эту проблему в новых условиях развития Знания и цивилизации вообще самостоятельно: необходима продуманная и своеобразная организация, необходимо целенаправленное управление данным процессом. Третье. Возникает еще одна особенность процесса, вызванная частичной неподготовленностью человека к определению своего пути индивидуального развития. Траектория индивидуального развития личности должна отвечать ряду известных принципов, среди которых одно, наиболее важное, довольно часто остает- ся вне поля зрения и приводит к личным катастрофам, или, по крайней мере, к личным неудовлетворенностям. Речь идет о правильности выбора индивидуальных траекторий образования, что вызывает особые проблемы у молодежи. И этот процесс также должен быть соответствующим образом организован; личность должна получить широкий выбор для своего дальнейшего развития. Отношения, проявляющиеся и формирующиеся в образовательной сфере и соответствующей ей деятельности, выступают определяющим фактором в детерминации поведения личности посредством социальной среды, в которой присутствует весь спектр человеческих взаимодействий. Немаловажно дифференцировать личностные позиции, формирующиеся в данном сложном процессе. Во-первых, как полноправный участник возникающих в процессе образования отношений, личность испытывает в первую очередь воздействие своих сверстников, других детей, которые младше или старше, а затем - воздействие других представителей социальной среды (родителей, старших родителей, друзей, знакомых, просто взрослых, выражающих одобрение или неудовольствие результатами учебного труда). Воздействие может быть значительным или нейтральным, непосредственным или опосредованным. Находясь под воздействием окружающих людей и отношений, возникающих в ходе социальной деятельности, личность несет в себе свойства объекта. Во-вторых, поскольку существенным отличием отношений в сфере образования выступает наличие обратных связей между лич- ностью и целостной образовательной средой, личность выступает субъектом. Формирование субъектной позиции личности с целью определения ее индивидуальных перспективных образовательных траекторий зависит от ряда условий. Субъектная позиция личности требует определения и уточнения целей (не только цели!) в контексте соответствующей деятельности. Как образ предполагаемого результата, цель регулирует всю деятельность субъекта. Ситуация реальности предполагаемого (определяемого, планируемого) успеха является побудительным моментом, который вызывает стремление обучающихся к выбору более высоких целей, к определению путей достижения целей, отобранных из большого объема возможных. Цель же в этом случае становится силой, которая изменяет не только окружающую действительность, но и самого школьника. Естественно, все эти проблемы очень сложного порядка должны быть учтены сегодняшним образованием, итогом которого должна быть высокая образованность вступающего в жизнь нового человека. Date: 2015-09-17; view: 470; Нарушение авторских прав |