Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или Его индивидуализация?





Понятие «индивидуальная траектория образова­ния личности» появилось сравнительно недавно, утвер­дилось с принятием первого варианта Закона РФ «Об образовании», хотя идея не только бесплодно витала в педагогическом воздухе, а и применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях. Исследователи указывают, что в XXI веке возможна иная «...логи­ка понимания образования: не только как внешняя по отношению к ребенку деятельность, а как процесс и результаты деятельности самого ребенка. В этом слу­чае вместо прежнего понятия «образование» (вообще) возникает новое понятие «образование личности» как процесс и результат личной заботы, личной ответс­твенности и личных заслуг и неудач» - деятельнос­ти самого обучающегося по становлению собственной личности и индивидуальности.

Индивидуальная образовательная траектория, ин­дивидуальный образовательный маршрут - составля­ющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде. Такой подход позволя­ет рассматривать понятие «индивидуальный образова­тельный маршрут» с двух точек зрения:


 

- как один из множества возможных вариантов ин­дивидуального образовательного продвижения личности;

- как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфи­ческое обобщенного образовательного маршрута.

Общим и специфическим в нем выступает то, что, как сложное общественное явление, оно включает в себя этапы, периоды и линии продвижения при полу­чении образования. Этапы находятся в прямой связи с осознанием, погружением и освоением образователь­ной среды; периоды отражают понимание обучающим­ся необходимости получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и систематизацию знаний; осознание себя как будущего специалиста; ори­ентация на свою будущую профессиональную деятель­ность. Наиболее интересно продвижение в образова­тельном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям: линия личностного роста, линия знаний и линия профессионального самоопре­деления. В наиболее общем виде выделяют три типа, отражающие ведущую направленность обучающегося (в личностном, образовательном, профессиональном планах) при получении образования.

Маршрут адаптивного типа требует использо­вания образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации.

Маршрут развивающей направленности харак­теризуется широким развитием возможностей, способ­ностей и всего творческого потенциала человека, полу­чающего образование.


Маршрут созидательной направленности вклю­чает в себя не только развитие особенностей и возмож­ностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного об­разования, карьеры, жизни. Такой подход способству­ет рассмотрению индивидуального образовательного маршрута (траектории) в контексте жизнедеятельности обучающегося, его позиций, взглядов, целей, планов.

Превращению обучающихся в субъекты образо­вательной деятельности предшествует сложная работа, состоящая из большого количества процессов, связан­ных с будущей деятельностью, после чего на основе ос­мысленного поиска их решения, обсуждения и апроба­ции появляются собственные ответы на поставленные вопросы:

- какие изменения в личностных, деятельностных и когнитивных характеристиках могут и должны про­изойти в его учениках и воспитанниках?

- какие педагогические цели можно ставить от­носительно данного ученика и при каких условиях (в какой деятельности) они могут быть достигнуты?

- как организовать эти условия и инициировать необходимую деятельность?

- как можно реализовать эти условия в конкрет­ных ситуациях?

В данном случае этими процессами выступают: реализация необходимых для педагогической деятель­ности предметных и психолого-педагогических зна­ний; освоение педагогической деятельности (ее ис­следование, проектирование, реализация); ценностное


самоопределение (выработка педагогического кредо) и определение педагогических целей.

Анализ содержательных характеристик образо­вательного пространства, в котором главным высту­пает движение личности от позиции «Я» человека, получающего образование» до «субъекта образова­ния, выводит нас к необходимости выделения ряда принципов, лежащих в основе такого видения пути к образованному человеку.

Первый принцип заключается в необходимости такого конструирования образовательного процесса, в котором рельефно проявлялась бы позиция получаю­щего образование человека, обозначилась бы его инди­видуальная образовательная траектория, учитывающая его потенциальные возможности, слабости, особеннос­ти его индивидуального познавательного процесса.

Второй принцип отражает необходимость соот­несения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которая выражается в задаче постоянно «задавать» опережаю­щий стиль организации и управления образовательным процессом, соответствующую современным представ­лениям перспектив развития образования. Игнориро­вание этим принципом может привести к разрушению целостности всего образовательного процесса, более того, «выпадению» из этой системы или личности, или ценностей образования, или принятия самого образова­ния как величайшей ценности человечества.

Третий принцип заключен в необходимости под­ведения личности к технологии инициативного форми-


рования своей образовательной траектории (первое) и (второе) инициативного и рационального формирова­ния постоянной, всеобъемлющей и непрерывной обра­зовательной среды (аудиторная, домашняя, рабочая, в поездках, на отдыхе и др.), которая включает в себя раз­личные варианты текстовых и графических изданий, видео, аудио, компьютерные и сетевые, радио- и теле­визионные источники информации преимущественно образовательного характера.

В последние годы, особенно в связи с развитием дистанционной формы образования, эффективными признаются навигаторы учебного процесса, без кото­рых немыслима индивидуальная траектория образова­ния. Навигатор учебного процесса представляет собой своеобразную наглядную матрицу индивидуального образовательного пространства, в которой при помо­щи знаков, символов, аббревиатуры отмечается степень восхождения обучающегося к результату (продукту образования). Иными словами, матрица представляет собой развернутую и наглядную карту, в которой обу­чающемуся легко определить свое местонахождение, задачи на ближайшее время и перспективу.

Матрица индивидуальной траектории образова­ния позволяет определиться во времени и координатах четырехзвенной компонентной системы образователь­ного процесса «Знаю (Умею) - Изучаю (Необходимо изучить) - Буду изучать (необходимо изучить) - Знаю новое (Достиг следующего уровня)». Как видно, такой образовательный процесс представляет собой спирале­видный путь восхождения к Знанию (истине). Элемен-


ты матрицы представляют собой проекции, имена, ад­реса и направления деятельности на плоскость листа. Деятельность обучающегося по овладению предметом, дисциплиной, курсом, блоком, приобретению знаний, умений, навыков, профессии или профессий, изобража­ется вектором, регистрирующим содержание деятель­ности по получению образования64.

Соответственно этому обучающемуся необходи­мо научиться определять и индивидуальные шаги к зна­нию, которые могут найти дополнительную фиксацию в виде записей, дневниковых записей и т.д., что требу­ет от обучающегося высокой культуры планирования и подведения итогов. Наши наблюдения показали, что данное рутинное на первый взгляд занятие современ­ными обучающимися легко выполняется при помощи компьютерной техники и не вызывает никакого неприя­тия с их стороны. Более того, формализация и в некото­рой степени детализация учебных планов и программ, своей деятельности при помощи карт, рисунков, таблиц, логико-смысловых моделей, по мнению обучающих­ся, позволяет регулировать и видеть образовательную стратегию и жизненную перспективу.

Таким образом, навигатор для обучающегося ста­новится своего рода путеводителем в мире образования. Парадоксальная ситуация современного образования в том, что усложнению образования пытается противо­стоять появление новых технологий, сущностью кото­рых выступает стремление к некоторой формализации содержания образования в смысле его расщепления по образу восприятия информации компьютерным языком.


Видимо, этот процесс может углубиться дальше и стать одним из магистральных направлений развития образо­вания, или станет одним из сопутствующих направле­ний его развития. Сама по себе мысль создания навига­ционных элементов в сложном и усложняющемся мире образования - явление, безусловно, положительное и достойное применения.

Попробуем подвести итоги рассуждений. Первое. Наступившее третье тысячелетие харак­теризуется усложнением процесса модернизации, гло­бализации и доминирования информационных техно­логий. По мнению большинства исследователей, модер-низационные процессы в образовательной сфере разво­рачиваются неравномерно, в противоречивых тенден­циях, отчетливо проявляя принципиально присущую российскому обществу многомерность, выраженную прежде всего в характере и структуре культуры. «Эти процессы так или иначе суммируются в некие «социо-ментальные» трансформации - растет роль понимания культуры в ее глобальном измерении как совокупности способов и результатов деятельности человека; соци­альные отношения начинают испытывать воздействие со стороны культуры, ее исторических, этнических, эт-норегиональных структур, что проявляется прежде все­го в совершенно новых требованиях к образованию, его целям, организации, содержанию и методам65».

В такой ситуации образование выступает стра­тегическим ядром, вокруг которого объединяются на­званные процессы, вовлекая в свое действие разносто­ронние составляющие человеческой жизнедеятельнос-


ти, прежде всего самого человека, начинает занимать позиции консолидации гражданского общества и эко­номического роста. Для такого утверждения есть все основания, и они, эти основания, находят свое отраже­ние прежде всего в происходящих в образовательных процессах различных актах.

Второе. Образование несет в себе определенное внутреннее противоречие, вызванное коллективными по формам способами получения и индивидуальными по результатам последствиями. Таким образом, личность в процессе получения образования оказывается в сложной ситуации необходимости определения своих позиций, своих целевых установок, своих конечных точек, к кото­рым она стремится. При этом она использует целый ряд имеющихся в содержании и формах организации обра­зования способов и пытается найти свои, личные при­оритеты. Процесс непростой, его сложность вызывается, прежде всего, отсутствием у личности или небольшим по объему опытом деятельности личности. Специфика процесса в том, что практически человеку трудно ре­шить эту проблему в новых условиях развития Знания и цивилизации вообще самостоятельно: необходима про­думанная и своеобразная организация, необходимо целе­направленное управление данным процессом.

Третье. Возникает еще одна особенность процес­са, вызванная частичной неподготовленностью челове­ка к определению своего пути индивидуального разви­тия. Траектория индивидуального развития личности должна отвечать ряду известных принципов, среди ко­торых одно, наиболее важное, довольно часто остает-


ся вне поля зрения и приводит к личным катастрофам, или, по крайней мере, к личным неудовлетворенностям. Речь идет о правильности выбора индивидуальных тра­екторий образования, что вызывает особые проблемы у молодежи. И этот процесс также должен быть соот­ветствующим образом организован; личность долж­на получить широкий выбор для своего дальнейшего развития.

Отношения, проявляющиеся и формирующиеся в образовательной сфере и соответствующей ей деятель­ности, выступают определяющим фактором в детерми­нации поведения личности посредством социальной среды, в которой присутствует весь спектр человечес­ких взаимодействий. Немаловажно дифференцировать личностные позиции, формирующиеся в данном слож­ном процессе. Во-первых, как полноправный участник возникающих в процессе образования отношений, лич­ность испытывает в первую очередь воздействие своих сверстников, других детей, которые младше или стар­ше, а затем - воздействие других представителей соци­альной среды (родителей, старших родителей, друзей, знакомых, просто взрослых, выражающих одобрение или неудовольствие результатами учебного труда). Воз­действие может быть значительным или нейтральным, непосредственным или опосредованным. Находясь под воздействием окружающих людей и отношений, воз­никающих в ходе социальной деятельности, личность несет в себе свойства объекта. Во-вторых, поскольку существенным отличием отношений в сфере образо­вания выступает наличие обратных связей между лич-


ностью и целостной образовательной средой, личность выступает субъектом.

Формирование субъектной позиции личности с целью определения ее индивидуальных перспективных образовательных траекторий зависит от ряда условий. Субъектная позиция личности требует определения и уточнения целей (не только цели!) в контексте соответс­твующей деятельности. Как образ предполагаемого ре­зультата, цель регулирует всю деятельность субъекта. Ситуация реальности предполагаемого (определяемо­го, планируемого) успеха является побудительным мо­ментом, который вызывает стремление обучающихся к выбору более высоких целей, к определению путей достижения целей, отобранных из большого объема возможных. Цель же в этом случае становится силой, которая изменяет не только окружающую действитель­ность, но и самого школьника.

Естественно, все эти проблемы очень сложного порядка должны быть учтены сегодняшним образова­нием, итогом которого должна быть высокая образован­ность вступающего в жизнь нового человека.

Date: 2015-09-17; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию