Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема первая. Инновационное развитие образования: споры, или Реальность?
На переходном этапе между двумя столетиями произошли не только кардинальные изменения в социально-экономическом развитии России, обусловившие переход на путь устойчивого становления в мировом сообществе, но и коренные перемены в сфере образования как института складывающегося открытого гражданского общества. В свете происходящих кардинальных изменений в сфере образования, принципиальное значение приобретает обобщение суждений о сущности понятий: «инно-ватика», «педагогическая инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «мониторинг инновационной деятельности». Приведенные структурно-содержательные определения характеризуют инновационные аспекты образования с точки зрения взаимосвязи и целостности составляющих его компонентов52. Несмотря на то, что дефиниция «инновация» в разных областях науки стала широко использоваться в литературе только в последние десятилетия, это понятие привлекло внимание исследователей еще на рубеже XIX-XX веков и использовалось в значении изменений, связанных с использованием принципиально новых решений в технике, технологии, организации производства, а также экономической сфере. В педагогическом смысле инновация - это нововведение в образовательную деятельность, изменение в содержании, технологиях и методах обучения и воспитания, имеющее целью повышение эффективности образования. По убеждению ведущих ученых, «инновация - это целостная теоретическая, технологическая и методологическая концепция обновления педагогической деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень53» и представляет собой «воплощение того или иного содержания в ситуацию, в которой это содержание отсутствовало, и творение нового содержания как такового54». Таким образом, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание и методы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося...» и «... рассмотрение социокультурных аспектов инновационной деятельности показывает необходимость учета основных закономерностей и тенденций возникновения, развития и освоения инноваций как основы всеобщей культуры55». Развитие инноватики в сфере образования реализуется через инновационный процесс, который представляет собой процесс возникновения, развития, проникновения в широкую практику педагогических нововведений. По М.М.Поташнику «... под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств56». Инновационный процесс имеет сложное строение, отличается полиструктурностью и иерархичностью: - деятельностная структура - совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты; - субъектная структура - деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, консультантов, методистов, преподавателей вузов, экспертов, работников органов управления образованием, аттестационной службы и т.д.; - уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях; - содержательная структура - рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т.д.; - структура жизненного цикла, выражающаяся в - управленческая структура - взаимодействие че - организационная структура инновационного Представленные во всем своем многообразии компоненты структуры инновационного процесса проявляются во взаимопроникающем единстве и кардинальным образом влияют на процессы обновления школы и модернизации системы образования в целом. Важным для инновационного развития школы является понятие «инновационный потенциал школы», сущность которого сводится к способности оперативно реагировать на изменения, происходящие в ПО образовательной среде школы и системные преобразования в российском образовании, социальный заказ общества и в соответствии с ними осуществлять гибкое управление по организационно-педагогическому, научно-методическому и опытно-экспериментальному развитию школы. Школы инновационного типа работают в «инновационном режиме». Под инновационным режимом школы понимается такая организация жизни и деятельности всех участников образовательного процесса, при которой регулярно происходит возвращение педагогов к основаниям этого процесса, анализ этих оснований, целей, средств, их реализации, а затем смена техник, целей, средств57. Каждая инновация имеет свой «жизненный цикл», протекающий от создания до устаревания в реальном времени, что зафиксировано в контурных схемах деления инновационного процесса на этапы, имеющих разную продолжительность. Вместе с тем, новизна является понятием относительным. К примеру, классно-урочная система обучения Я.А.Коменского, теория религиозного (христианского) воспитания К.Д.Ушинского, гуманистический опыт В.А.Сухомлинского, теория оптимизации процесса обучения Ю.К.Бабанского, опорные конспекты В.Ф.Шаталова, система работы в группе Г.Хазанкина являются важнейшей составной частью всемирного педагогического наследия. В педагогических исследованиях понятие инновационный процесс как целостная система подразделяется на четыре этапа, линейно сменяющих друг друга: создание (рождение новшества), освоение (опытное первичное осмысление новшества), использование (уровень внедрения и экспериментальной проверки на жизнеспособность новшества), трансляция (распространение новшества в других образовательных учреждениях). Исследователи обратили внимание на одно несоответствие: «реформа российского образования породила странную логику: необязательность последовательности этих этапов. От первого этапа - создания, рождения - сразу к четвертому - к распространению». Отмечается, что «перескок на этап распространения идей потянул за собой и другой перескок - стихийное освоение и использование в практике на уровне организационно-технологическом, без отслеживания результатов и условий58». Еще одной бедой в проблеме, касающейся инновационного развития современного образования, стало стремление к новшествам, что нашло название «инновационный бум», который выражается «... в том, что на одном и том же фестивале авторских школ пропагандируются резко отличающиеся друг от друга типы учебных заведений: одни используют развивающее обучение В.В.Давыдова, другие следуют идеям Л.Н.Толстого, третьи внедряют систему Л.В.Занкова, четвертые ратуют за «диалог культур», а пятые в восторге от Валь-дорфской школы59». Но опыт развития образования в конце XX - начале XXI века показал, что доходящая до своей крайности стремление к тотальной замене традиционных оправдавших себя многолетней практикой образовательных ориентиров российского образования всевозможными новшествами ради поднятия престижа, рейтинга среди обычных школ, не только не привело к позитивным результатам, но и нанесла значимый ущерб педагогическому процессу. Революционные свершения, проводимые на локальном уровне в ряде школ, стремящихся за счет введения элементов инноватики поднять свой статус, оказались противоречащими сути глубинных процессов модернизации системы образования и дискредитирующими реформу этой важнейшей социальной сферы. Выдержала испытание временем лишь продуманная организация учебного процесса (поэтапное видение внедрения новшеств, ожидаемых результатов, формирование экспериментальной группы педагогов по трансляции инновации, предоставление максимально возможной степени творческой инициативы, свободы выбора инновационных методов обучении в соответствии с выбранными педагогическим коллективом и общими подходами и идеями), что является залогом формирования эффективной инновационной образовательной системы. Практика показывает, что наибольшей эффективностью образовательной и научно-методической деятельности отличаются учебные заведения, которые не отказались от собственного педагогического опыта, наработанного ими за все годы становления и развития. Как правило, это является показателем методологической и научно-педагогической зрелости педагогического коллектива, устремленного в будущего, но опирающегося на богатый методический опыт, наработанный в прежние годы. Учитель с развитой методологической культурой устремлен к глубокому познанию избранной им области научно-профессионального роста, концентрации собственных усилий на творчестве, познавательно-преобразующей деятельности, ведущей к совершенствованию образовательного процесса. Обобщая и анализируя различные педагогические позиции и взгляды на сущность содержания дефиниции «педагогическая инновация», следует отметить определенную многомерность этого понятия. Можно также предположить, что концептуальное наполнение содержания понятий «инновация» и «инновационная деятельность» не являются идентичными, несмотря на заметную смысловую близость. Инноватика, выступающая в роли качественно новой характеристики современной школы, предполагает осуществление инновационно-педагогической деятельности, создание условий для раскрытия творческого потенциала участников эксперимента, переосмысление управленческих функций и задач по развитию образовательной деятельности. Как уже отметили, инновационная деятельность связана с созданием, освоением и управляемой трансляцией (воспроизведением) инноваций. В этом смысле, определяя сущность современной школы, ее роль и место в жизни общества, следует отметить, что ее жизнеспособность и устойчивость в непрерывно совершенствуемой системе образования и постоянно меняющемся мире непосредственно зависит от ее модернизации и перехода на инновационный вектор развития. При этом проектирование инновационной деятельности как базисной основы планируемой экспериментальной работы предполагает наличие четкой схемы ее проведения, а именно определения объекта и предмета, целей и задач, гипотезы, сроков и этапов осуществления эксперимента, выявления критериев оценки ожидаемых результатов. Такая технологическая цепочка позволяет прогнозировать как возможные позитивные результаты, так и негативные явления и соответственно избежать возможных недочетов, которые можно было еще изначально предвидеть. К сожалению, сегодня продолжает складываться ошибочное представление о том, что опытно-экспериментальная и научно-методическая деятельность и в целом развитие инновационных процессов - исключительно прерогатива педагогических коллективов образовательных учреждений, имеющих инновационный статус. Поэтому в силу указанного обстоятельства многие руководители школ и сами учителя включаются в инновационный образовательный процесс достаточно формально, что вызывает особую тревогу и озабоченность. В обновлении системы общего образования определяющее значение приобретает инновационная деятельность, которая выступает как воплощение продуктивного и преобразующего мастерства учителя, является движущей силой обновления содержания образования и внедрения перспективных методов обучения. В свете этого, инновационная деятельность учителя должна предусматривать владение профессиональными знаниями в области современных образовательных технологий (как отечественных, так и зарубежных). Она представляет собой концентрированное выражение опытно-экспериментальной и научно-методической работы, направленной на достижение новых педагогических результатов, создание или совершенствование новых образовательных технологий, востребованных современной теорией и практикой образования. Основными критериями оценки эффективности инновационной деятельности считаются следующие параметры: а) качество обоснования темы проекта, его научной новизны и реалистичность; б) методическая перспективность проекта и его практическая значимость для конкретного образовательного учреждения; в) реализуемость инновационной модели данной школы членами педагогического коллектива, его готовностью к осуществлению экспериментальной работы. Как видно, оценка инновационной деятельности в совершенствовании практики образования, повышении качества и результативности образовательного процесса лежит между двумя полюсами. На первом - стремление революционным путем кардинально изменить систему традиционного школьного образования через внедрение принципиально новых подходов и технологий, в том числе директивным путем. На втором - модернизация, где разумной серединой выступает гармоничное соотношение традиционного и инновационного, и накопленный опыт большинства учителей за многие годы их педагогической практики не будет в конфликте с инновационными технологиями и способами обучения. Важно отметить, что рассмотрение инновационной деятельности как педагогического понятия позволяет выявить целый ряд формирующих ее констант. Первая связана с разработкой и трансляцией инновации по степени новизны, ее научной и практической значимости для развития образовательного процесса; вторая константа связана с расширением спектра технологий и элементов внедряемых новшеств в учебный, организационно-управленческий, маркетинговый процессы, расширением образовательных услуг. На наш взгляд, вполне справедливым представляется утверждение о том, что «водоразделом между традиционными и инновационными технологиями является не просто тезис о том, что сложившаяся система образования не ориентирована на активизацию личностных особенностей обучаемых, а учебный процесс, по сути, является монологичным. Проблема заключается в другом - в определении того, что принципиально нового вносят в учебный процесс инновации60». Основываясь на этих предположениях, В.П.Беспалько разработал структуру и функции алгоритма управления комбинированными педагогическими системами и считает, что «оптимизация процесса обучения не может быть достигнута усовершенствованием какой-то одной из его составляющих: или организационных форм, или методов, или используемых средств. Вопрос должен решаться комплексно путем применения оптимальной в целом (в зависимости от факторов и по отношению к конкретным условиям) педагогической системы61». Понимая под педагогической технологией «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата», мы утверждаем, что подлинная инновационная деятельность учителя как продукт его исследовательско-методической работы, процесс и результат его образовательной практики логически подчиняется действию педагогических законов и строится на основании тех закономерностей и принципов, на фундаменте которых базируется избранная педагогическая система. Таким образом, смысл инновационной деятельности состоит во внедрении и распространении современных педагогических систем, где ведущей целью является повышение качества и эффективности обучения, создание условий для творческой самореализации и самоопределения личности в контексте системы школьного образования. В психолого-педагогической литературе можно встретить самые разнообразные трактовки сущности дефиниции «инноватика образования» и «инновационная деятельность» и подходы к определению целей и задач модернизации системы общего образования. В этом, как нам представляется, можно увидеть как позитивный, так и негативный аспекты. Позитивный аспект заключается в возможности свободного выражения своих идей, не ограничиваясь существующими традиционными рамками. Негативный аспект, по нашему мнению, состоит в том, что нередко ради того, чтобы быть современными и не отстать от других выдвигаются множество определений и подходов, претендующих на звание панацеи, а в действительности являющихся аморфными понятиями, не несущих конкретной педагогической нагрузки. Однако следует учитывать и такое обстоятельство. Понятие инновационной деятельности в отечественной литературе, преимущественно экономической, появилось лишь в конце 80-х годов и определялось как деятельность, направленная на реализацию накопленных научных достижений для получения товаров и услуг нового качества. До настоящего времени пока отсутствует единое научно обоснованное определение данного многоаспектного термина. A.M.Саранов подчеркивает: «... стратегия и тактика развития инновационной школы как типа альтернативной образовательной системы существующим в традиционной массовой школьной практике потребовали нового исследовательского, проективного типа педагогического мышления и соответствующих способов преобразования педагогической действительности. Это новый класс исследовательских задач, которые ранее в педагогической науке и практике не возникали, поскольку закончилась эпоха монолитной, единообразной в своих целевых, содержательных и процессуальных характеристиках педагогической реальности62». В идеале, инновационная школа призвана обеспечить качественно новый, содержательный уровень образования, создание оптимальных условий для результативного, социально ориентированного, практически перспективного, научно-системного усвоения учащими- ся знаний о мире и человеке, формирование личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Этому способствует то, что инновационная система обучения и воспитания обладает определенной адаптационной гибкостью, позволяющей учитывать индивидуальные особенности учащихся и оперативно реагировать на социокультурные изменения в общественном развитии. Известно - и об этом мы говорили уже, - что глобальная цель образования состоит во всестороннем развитии человека, и сфера российского образования как ценность и система, как процесс и результат, открытая мировым процессам интеграции и одновременно обеспечивающая национальную безопасность Российской Федерации, ориентирована на формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества. Школа в условиях постоянно меняющегося мира не может оставаться неизменной и вынуждена отвечать на новые вызовы времени. Поэтому главная цель общего образования предполагает формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений. Именно этому должны способствовать инновации в учебном заведении, учитывающие специфику профилей подготовки, и их должно быть по крайней мере три вида (уровня): 1) организационно-управленческие; 2) блочно-дисциплинарные (цикловые); 3) локальные. 1. Организационно-управленческие нововведе 2. Блочно-дисциплинарные (цикловые) иннова 3. Локальные инновации - это комбинаторные (направленные на комбинирование наиболее удачных форм, средств и методов обучения); инновации-дополнения, включающие методические рекомендации и разработки; информационно-аналитические материалы. Организационно-управленческие нововведения зависят от степени инновационной направленности федеральной или региональной образовательной системы, наличия научной, методической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей инновации. Цикловые и локальные инновации наиболее широко представлены на уровне конкретного образовательного учреждения, они непосредственно испытывают на себе противоречия между новыми требованиями к образовательному процессу и устаревшим способом ее организации. Наличие различных видов инноваций предполагает разработку типологических групп проектов, различных по уровню, степени об-общения, по смыслу и, соответственно, требующих разного подхода на стадии их разработки. Как особую проблему при построении собственной образовательной траектории развития, выборе основных инновационных ориентиров, руководители образовательных учреждений и их педагогические коллективы испытывают насущную потребность в краткой, но вместе с тем емкой содержательной информации о существующих наработках, последних достижениях в педагогической теории и образовательной практике. Вместе с тем, особенно сложной в сложившейся образовательной практике представляется проблема оптимального соотношения педагогических систем и технологий в учебном процессе конкретного учебного заведения. Системный анализ образовательной практики, сложившейся в инновационных школах, позволяет сделать вывод о том, что интеграция различных педагогических систем (их элементов), даже имеющих разную методологическую основу, в условиях обновления российской системы образования представляется перспективным направлением по внедрению новшеств в учебный процесс. Принципиальное отличие инновационной школы от массовой заключается в обеспечении более высокого уровня подготовки учащихся, в углубленном изучении предметов в русле последующего профессионального образования (по структуре и содержанию учебного процесса, организационному и научно-методическому обеспечению). Среди инновационных школ можно условно выделить следующие типы школ, и отнести к ним соответствующие инновационные образовательные учреждения. Первый тип. Авторские или пилотные школы, реализующие инновационные технологии, разработанные и внедренные непосредственно их создателями, являющихся безусловными лидерами с устойчивой и системной инновационной деятельностью. Второй тип. Опытно-экспериментальные школы, внедряющие образовательные технологии, являющиеся достижением зарубежной педагогики (Монтессори педагогика, образовательная система Р.Штайнера) и интегрирующие их с традиционным опытом обучения. Третий тип. Школы с углубленным изучением тех или иных предметов, предоставляющие возможность учащимся приобрести глубокие знания в конкретной образовательной области с учетом интеллектуальных способностей учащихся, их одаренности, психологических особенностей и социального заказа общества. Четвертый тип. Национальные школы, образовательная деятельность которых предполагает обучение на родном языке и направлена на формирование широко образованной интеллигентной личности, воспитанной на самобытных народных традициях, и удовлетворение ее национально-культурных потребностей как субъекта этноса и жителя многонациональной республики (башкирские, русские, татарские, марийские, чувашские, еврейские, украинские, польские и др. школы). В целом, развитие инновационных образовательных процессов не только в общероссийском, но и региональном масштабе формирует многомерную картину реальных качественных изменений и происходит по целому ряду направлений, среди которых наиболее четко можно выделить следующие: обновление структуры и содержания образования, его технологизацию и компьютеризацию; внедрение в учебный процесс информационных технологий, в т.ч. отработку моделей дистанционного обучения; комплексную работу по развитию детской одаренности в условиях педагогического процесса; переход на конструктивные методы управления образовательными системами как по вертикали, так и по горизонтали. Совершенствование и рост качества учебного процесса не могут быть осуществлены без внедрения современных образовательных, здоровьесберегающих, природосообразных, технологических, воспитательных и интегративных технологий. Педагогический коллектив должен хорошо осознавать миссию современной школы, сущность которой заключается не только в том, чтобы давать детям продуктивное образование, но и осуществлять вместе с тем культуротворческое предназначение, активно влиять на самообразование учащихся, формировать осознанную потребность постоянного пополнения своих знаний и личностного саморазвития. Обобщая обозначенные условия, обеспечивающие совершенствование и поступательное развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях, следует признать, что главным «ядром» модернизации образования является творчество учителя каждой российской школы, ориентированной на опережающее развитие. Этому процессу содействует занимаемая суперпозиция руководителя школы, содействующего развитию инновационных процессов в школе, созданию условий для реализации творческой инициативы педагогов-экспериментаторов. Проблема вторая. Качество образования: Date: 2015-09-17; view: 654; Нарушение авторских прав |