Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема четвертая. Образованный человек: компетентность, или Знание о многом?





Многоуровневое профессиональное образова­ние, являющееся основой складывающейся системы непрерывного образования, возможно только на базе структурированных соответствующим образом теоре-


тических знаний и умений, обеспечивающих развитие как профессиональных, так и социальных свойств и ка­честв личности. Реализация концепции непрерывного образования в профессиональных учебных заведениях многоуровневой подготовки может быть основой при разрешении упомянутого выше противоречия между требованием автоматизированного производства обу­чаться в течение всей жизни, быть готовым к выполне­нию трудовых функций в изменяющемся производстве и существующими замкнутыми, конечными моделями профессиональной подготовки.

Известен феномен постоянного устаревания про­фессиональных знаний и умений, что требует не только совершенствования системы образования в части его ор­ганизации, но и системы дальнейшего самосовершенс­твования. По данным ЮНЕСКО, каждый год обновляет­ся 5,0% общетеоретических и 20,0% профессиональных знаний, которыми должен обладать сегодняшний спе­циалист. В связи с этим появилась даже своеобразная единица измерения устаревания знаний - «период по­лураспада компетентности». Под ним понимается такой отрезок времени после завершения обучения в высшем учебном заведении, в течение которого в результате по­явления новой научной и технической информации ком­петентность специалиста снижается наполовину. На­блюдения показывают, что в последнее время этот отре­зок постоянно и неуклонно сокращается: если для спе­циалиста - выпускника 70-х годов прошлого столетия устаревание знаний наступало приблизительно через 12


лет, то для сегодняшних выпускников высших учебных заведений он составляет всего лишь 4-5 лет.

Кстати, за рубежом давно определили, что про­фессиональное образование не всегда безоблачно, оно иногда терпит неудачу. Тому много причин и аргумен­тов, среди которых социологический, технологический аргументы, аргумент продолжительности жизни, про­фессионального пополнения, заменимости, предложе­ния, издержек66.

Как показывает практика, любая концепция раз­вития высшего образования, реализуемая в условиях многоуровневой профессиональной подготовки, должна быть направлена на достижение следующих целей, кото­рые актуализируются состоянием и перспективами раз­вития общества и прогресса человеческих отношений:

- систематизация профессионального образова­ния, заключающаяся в непрерывной многоуровневой профессиональной подготовке на базе широких и глу­боких общепрофессиональных знаний, умений и навы­ков с последующей общепрофессиональной специали­зацией и выходом на конкретную профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимся рынком труда и профессиональной направленностью личности;

- повышение профессиональной мобильности путем получения общепрофессиональных базовых и общеспециальных знаний, умений и навыков, рассчи­танных на возможную перепрофилизацию и теорети­чески обеспечивающих ее;

- подготовка рабочих и специалистов по интег­
рированным профессиям, что требует обеспечения в


профессиональном образовании широкой и глубокой интеграции на уровне междисциплинарном, между дисциплинами, находящимися в разных блоках учеб­ных планов;

- учет наклонностей, способностей и интересов
обучающихся, что достигается предоставлением широ­
кого спектра элективных курсов, углубляющих профес­
сиональную подготовку, и приближает студента к про­
цессу исследования под руководством ведущих ученых
высшего учебного заведения;

- социальная защита граждан на основе предо­ставления им качественного образования, которое на любом этапе жизненного пути человека становится ба­зой для дальнейшего продолжения образования. Данная мысль реализуется через известный принцип «Образо­вание через всю жизнь»;

- учет дифференцированных запросов и потреб­ностей производства в рабочих и специалистах через постепенный переход системы подготовки специалиста высшего класса на договорные основы, в которых воз­можен учет интересов производства и что обеспечит востребованность специалиста, его трудоустройство;

- обеспечение равных возможностей в получе­нии разноуровневого профессионального образования. Данный тезис не содержит в себе, к сожалению, одно­значных путей своей реализации в связи с тем, что об­щеобразовательный уровень выпускников школ остает­ся разным и уровень подготовки кадров в разных вузах также неодинаков.


В связи с этим выделим следующие особенности теоретического обучения на современном этапе, кото­рые необходимо учитывать при моделировании систе­мы теоретического обучения в многоуровневых про­фессиональных учебных заведениях.

Теоретическое обучение в профессиональных учебных заведениях имеет двойственную природу, суть которой состоит во взаимосвязи общенаучных, профес­сиональных и политехнических знаний, умений и на­выков. Двойственность профессионального обучения характеризуется и вызывается необходимостью отойти от ремесленничества («специалист подобен флюсу», как говаривал Козьма Прутков) при обеспечении до­вольно узкой направленности будущей деятельности профессионала. Анализ такой деятельности показыва­ет, что только в том случае, когда достигается широ­та кругозора работника, когда обеспечивается богатое единство гуманитарной, технической и технологичес­кой составляющих образовательной программы, когда специалист проходит специализацию в области избран­ной деятельности. Образовательные стандарты и вы­полненные на их базе учебные планы ориентированы именно на это. Однако здесь кроется основной недоста­ток профессионального образования, заключающийся в том, что вызывает определенную трудность последнее, т.е. возможности учебного заведения в специализации для каждого обучающегося не так уж и широки. Мы имеем в виду прежде всего то, что специализация в на­илучшем ее варианте должна быть «штучной», т.е. ин­дивидуальной, а производство такого «товара» - строго


индивидуализированным. Здесь видится противоречие вузовского обучения, изначально заложенное в коллек­тивной его форме.

Противопоставить этому сегодня можно толь­ко одно - идею интеграции. От простых по своему содержанию и форме межпредметных связей до под­линной интеграции разного по своему характеру Зна­ния - единственный путь обогащения сегодняшнего образования.

Многопредметность в системе теоретического обучения, обусловленная ее сущностью, призвана ре­шить проблему подготовки всесторонне подготовлен­ного специалиста. Однако и здесь имеется немалая проблема, связанная с перегрузкой учебного материала и необходимостью по-новому построить систему конт­роля знаний. Обеспечить «всесторонность» подготовки специалиста увеличением количества предметов - за­ведомо тупиковый путь, так как неизбежно ведет к уве­личению сроков обучения. Отметим и другое: несмотря на процессы ускорения физического и психического созревания человека, объемы восприятия нового мало изменились. В этой связи уместно вспомнить о гетерох-ронности становления личности. Б.Г.Ананьев указывал, что «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъ­екта познания (умственная деятельность) и труда (тру­доспособность) по времени не совпадают, и подобная гетерохронность сохраняется во всех формациях67».

Однако ответить на прогресс и его вызовам в научной и производственной сфере можно пока толь-


ко единственным путем, указанным выше, и, судя по всему, такая перспектива будет реальной, возможно не единственной, в ближайшее время.

Насущной остается извечная проблема - необхо­димость переноса теоретических знаний на конкретную практическую деятельность как обязательное условие успешного овладения профессией. У отечественного образования - это и достоинство, и недостаток, заклю­чающиеся в глубине теоретической подготовки специ­алиста (в принципе, с этим считаются и за рубежом, хотя не всегда признаются дипломы) и определенная оторванность от нужд практики. Еще недавно эти «два в одном» в какой-то степени не противоречили разви­тию общества. Однако сегодня, уже в других условиях, ценность специалиста не только в глобально-идеаль­ном мышлении, айв способности направить идеаль­ные представления в русло практики. Звучит несколько парадоксально, но это может быть обеспечено за счет соответствия или опережения содержания теоретичес­кого обучения получаемому уровню профессиональной подготовки. В первом случае обучающийся может опе­реться на имеющиеся на практике действующие моде­ли, а во втором - он может самостоятельно или вместе с обучающим моделировать эти процессы. В этих ус­ловиях резко возрастает значение усиления роли обще­технических предметов как связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготов­кой; структурирования предметов, что может основы­ваться на принципах интеграции или дифференциации,


и обусловлено тенденциями интеграции и дифференци­ации, профессионализации деятельности.

Обратимся к довольно широко используемым по­нятиям - профессиональное образование и профессио­нальное становление.

Под профессиональным образованием понима­ется процесс и результат обучения, развития и воспи­тания личности специалиста; под профессиональным становлением - формирование знаний, умений и навы­ков, опыта и профессионализма, а также социально и профессионально важных качеств личности. Основой и движущей силой профессионального становления выступают противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъяв­ляют общество, коллектив, учебная и профессиональ­ная деятельность к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности, стремящейся получить професси­ональное образование.

Профессиональное образование естественным об­разом связывается с организованными формами рабо­ты со студенческим контингентом. Студенческие годы представляют собой пору наиболее активной деятель­ности, направленной на приобретение основ будущей специальности, формирование социальной и професси­ональной активности человека. Как самой организован­ной части молодежи, студенческой среде свойственны такие социально-психологические характеристики, как сплоченность, мобильность, умение отстаивать свои интересы, активность. С другой стороны, студенчес-


кая масса неоднородна, некоторой ее части присущи и такие черты, как равнодушие к общественным про­блемам, глубокий индивидуализм, замкнутость, кон­формизм. На становление личности молодежи особый отпечаток накладывает переход от одной общественной позиции на другие и связанное с этим изменение соци­ального статуса. Наиболее рельефно этот процесс про­является на стыке школьной и вузовской жизни. Непос­редственная связь между представителями этих двух социальных групп, одинаковый уровень мировоззре­ния (до известной степени), равные возрастные рамки, комплекс взаимосвязанных личных взаимоотношений ставят учащихся старших классов и студентов в равные условия становления личности, становления граждани­на, носителя новых форм межличностных отношений. Отметим, что данный феномен и общие и частные за­кономерности гражданского и профессионального ста­новления, к сожалению, несмотря на особую актуаль­ность, мало изучены.

Считаем необходимым обратить внимание на один существенный аспект в подходах к разработке пробле­мы, которая связана с определением сущности понятия «становление», что оказывает не менее существенное влияние на исходные позиции исследователей и харак­тер исследований и на их результативность.

В исследованиях отечественных ученых наибо­лее продуктивным представляется взгляд на катего­рию становления в связи со всей системой принципов диалектики. Особое внимание привлекают работы, связанные с анализом категорий количества, качества,


меры, части, целого, в которых устанавливается связь с категорией становления через принцип системности (А.Н.Аверьянов, А.С.Ковальчук, В.П.Кузьмин и др.). На важное значение категории «целое» для понимания сис­темных свойств становления указывает В.П.Устьянцев, которому принадлежит основательное исследование проблемы становления. Исследуя подвижность гра­ниц целого в стадии становления (определяющихся количественными характеристиками), названный автор пишет, что в процессе «становления целого его неза­вершенность проявляется в непостоянстве границ, или, точнее, в неустойчивости внутренних и внешних свя­зей, в их взаимопереходах68». Такое свойство характер­но для становления организованного целого (целост­ной системы, когда часть, входя в целое, приобретает свойства, которые могут быть поняты только в рамках данного целого) и для органического целого (целостной системы, способной к саморазвитию). Профессиональ­ное становление подрастающих поколений, равно как и гражданское, будучи открытой системой, активно взаи­модействует со средой, оказывающей постоянно изме­няющееся влияние и воздействие на этот процесс. На­личие таких связей является условием существования и развития данного целого, а промежуточное состояние между целым и средой является условием становления другого целого. Более того, на стадии формирования целого проявляются такие его свойства, как участие в оформлении структуры саморазвивающихся объектов. Этот факт наглядно демонстрируется на примере взаи­моотношений общего процесса становления личности


и отдельно рассматриваемого процесса гражданского, трудового или профессионального становления.

Исследователи отмечают, что профессиональное становление реализуется через возможно широкое ис­пользование совокупности развернутых во времени приемов социального по своему характеру и индиви­дуализированного по форме воздействия на личность получающего профессию, включение этого человека в разнообразные виды деятельности (прежде всего и преимущественно, в познавательную, профессиональ­ную и др.). Виды деятельности, используемые в про­фессиональном становлении личности, направлены на формирование системы профессионально необходимых качеств, форм профессионально целесообразного пове­дения и индивидуальных способов выполнения состав­ляющих содержание профессиональной деятельности действий и их системы. Отличительной чертой в данном процессе выступает то, что виды и формы деятельности обучающемуся предоставляются в идеальном варианте, что дает возможность для формирования будущей про­фессиональной деятельности по высоким образцам.

Исследователи правы, указывая, что профессио­нальное становление - это, говоря образно, «формообра­зование» личности, адекватной требованиям професси­ональной деятельности. Итогом профессионального об­разования является образованность, имеющая несколько уровней (как, кстати, и общего образования, - принципы одни и те же). Остановимся на этих уровнях69.

Первый уровень образованности - грамотность. Грамотность характеризуется способностью использо-


вать элементарные способы деятельности, какими яв­ляются чтение, письмо, счет. Уже само то, что эти спо­собы являются элементарными, связывает их, с одной стороны, с достигнутым обществом уровнем развития, с другой, - с постоянным изменением границ грамот­ности. Если сто лет назад в определенной степени и оп­ределенных случаях было достаточно какой-то степени грамотности, то сегодня речь идет о более сложных ее формах (например, компьютерная грамотность).

Второй уровень образованности - функциональ­ная грамотность. Она характеризуется степенью овла­дения средствами познания основных видов жизнеде­ятельности. Функциональная грамотность включает в себя способности решать стандартные жизненные за­дачи на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности.

Противоположное функциональной грамотности - функциональная неграмотность, что говорит о том, что наличный уровень знаний, умений и навыков не позво­ляет полноценно функционировать в обществе. Функци­онально неграмотный человек - неграмотный не только в профессиональной деятельности, но и не способен раз­бираться в технических инструкциях, программах поли­тических партий, в любых сложных текстах70.

Функциональная грамотность имеет несколько признаков:

- готовность к повышению уровня образованнос­ти на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;


 

- способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально цен­ных форм досуговой деятельности, самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и ориентации в своих обязательствах;

- готовность к жизни в современном мире, ориен­тация в его проблемах, ценностях, нравственных нор­мах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для удовлетво­рения своих духовных процессов; ориентация в духов­ном понимании мира;

- способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе способность к диалогу с представителями других культур.

Обратим внимание на то, что в данной характе­ристике признаков функциональной грамотности более всего признаков общественного характера. Видимо, это вызвано тем, что общественное лицо любого чело­века выступает основой его профессиональной и дру­гой характеристики. Исследователи говорят о том, что к окончанию школы выпускники, к сожалению, лишь частично овладевают функциональной грамотностью, особенно в части общественно-политической грамот­ности. Примеры регионов и крупных городов говорят о необходимости принятия специальных программ по ее формированию.

К примеру, в одной из Программ развития системы образования г. Уфы представлены следующие направ­ления формирования «Я - концепции» уфимца-патри-ота: Я - житель города, находящегося на стыке Европы


и Азии, пресечения глобальных культурных традиций - Запада и Востока, знающий их базовые ценности и реализующий в жизни их позитивные, взаимодополня­ющие, гуманистические составляющие (нацеленность на духовное самосовершенствование, здоровый праг­матизм, эмоциональность восприятия, рациональность мышления); Я - житель города, имеющего более 400-летнюю историю, тесно связанную с богатой событи­ями, противоречивой, порой драматичной, но всегда одухотворенной традициями и памятью великих пред­ков великой России и родного Башкортостана, знающий и уважающий уроки истории, гуманистические тради­ции предков, желающий оставить свой след в славной истории родного города, края, страны; Я - житель го­рода, в котором в мире и согласии живут представите­ли многих национальностей, искренне уважающий их уникальную культуру, ценности, обычаи и принимаю­щий открытый взаимообогащающий диалог в качест­ве единственно возможной стратегии общения между людьми, культурами, народами; Я - житель города, являющегося сердцем моей республики, в котором пе­ресекаются все экономические, торговые, социальные, транспортные «артерии и вены», и потому всю свою профессиональную, созидательную жизнь стремящий­ся стать высоким профессионалом в выбранной сфере и принести максимальную пользу на своем рабочем мес­те своим землякам; Я - житель удивительно красивого Города-полуострова, одного из самых зеленых городов России с неповторимым природным ландшафтом, це­нящий красоту его природы, парков и аллей, украша-


ющий его природный облик и оберегающий хрупкое экологическое равновесие; Я - житель города, в архи­тектурном облике которого переплелись разные эпохи, знающий его историю, оберегающий «деревянную и каменную плоть» города, уважающий его старость и молодость, не допускающий растворения его неповто­римости в универсальном и безликом новострое. Дан­ные характеристики гражданина Уфы, жителя столицы как носителя и субъекта культуры, способного не толь­ко приобщиться к материальному духовному наследию, традициям города, но и приумножать их на качествен­ном уровне, выступают ориентиром для моделирования целевых, содержательно-процессуальных и оценочных компонентов всех ступеней образовательной системы.

Отметим еще и то, что проблема функциональной грамотности и неграмотности относится также к числу глобальных. Здесь речь не идет только о наличии какой-то ступени образования у человека: функционально не­грамотным можно быть и тогда, когда у человека такое образование имеется. Иными словами, можно сказать, что функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного образо­вания, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения про­блем повседневной жизни (Ж.-П.Велис).

Третий уровень образованности — компетент­ность. Компетентность рассматривается как способ­ность ориентироваться в определенном круге вопросов и характеризуется степенью овладения теоретически­ми средствами познавательной или практической де-


ятельности. Связывая с образованностью, компетент­ность можно определить как уровень образованности, которая характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе глу­боких специальных теоретических знаний. В данном определении более важным является способность к решению задач, а не простая сумма каких-либо знаний. С таким утверждением можно связать и потребность в необходимости поворота образовательной деятельнос­ти в сторону формирования указанной способности, и в ближайшее время ценность образования любой ступе­ни будет определяться именно этим.

Обратим внимание на особый аспект профессио­нального образования - на необходимость социально-экономического прогнозирования развития профессии и стратегического планирования направлений развития с учетом специфики региона. Без решения данной про­блемы, как показывают и практика, и исследования, процессы развития системы высшего образования те­ряют как стратегические ориентиры, так и практичес­кое воплощение.

Опираясь на опыт деятельности по обеспечению единства в допрофессиональной и профессиональной подготовке, можно сделать два принципиальных вывода.

Во-первых, при изучении основ наук во всех об­разовательных учреждениях необходимо раскрыть на­ционально-конкретные особенности проявления обще­цивилизованных, общегосударственных закономернос­тей, обусловливающих их особую специфику в каждом отдельном регионе России (к примеру, в Республике


Башкортостан); обеспечить единство общецивилизо­ванного и национально-особенного подходов к каждой рассматриваемой проблеме. Данный вывод в своем своеобразии трансформируется на все этапы процес­са формирования стратегии и тактики развития регио­нального высшего учебного заведения.

Во-вторых, национально-региональный компо­нент, о котором сегодня много споров из-за принятого курса на его регламентацию, необходимо рассматривать как важнейшее условие обеспечения профессионали­зации и гуманитаризации современного образования, повышения качества подготовки высококвалифициро­ванного специалиста и формирования и развития куль­турной, духовной личности. Если учесть то обстоятель­ство, что основная масса выпускников педагогических вузов несмотря ни на что включается в деятельность регионального образовательного пространства, выпус­кник школы в такой ситуации будет обладать несомнен­ными знаниями особенностей развития социальной ин­фраструктуры своего региона.

Возникновение и развитие региональной образо­вательной системы привело к качественным изменени­ям содержательного и организационного плана в пер­спективах профессионального образования. Влияние этих изменений на процессы подготовки высококва­лифицированных специалистов нового поколения оп­ределило поиск новых подходов и внесло ряд сущест­венных изменений в характеристику процесса плани­рования развития сети учреждений высшего учебного заведения.


Эти изменения сегодня определяюще влияют на результативность подготовки высокообразован­ных специалистов и включают в себя следующие важные положения:

- поворот системы высшего профессионального
образования к индивидуализированному учету потреб­
ности региона в кадрах на основе изучения направле­
ний и перспектив социально-экономического развития
региона, особенно крупных субъектов Российской Фе­
дерации, крупных территориально-экономических ком­
плексов как, к примеру, Республика Башкортостан;

- широкое научно обоснованное внедрение в со­
держание образования федерального, регионального
и республиканского компонентов, создающих единый
содержательный комплекс подготовки специалиста,
ориентированного на выполнение функциональных
обязанностей в новых условиях. Это может стать воз­
можным только через обеспечение единства подходов
к содержанию образования в общеобразовательной,
среднеспециальной и высшей школе;

- повышение престижности и веса (в определен­
ных случаях повышения статуса институтов до уни­
верситетов, академий и др.) региональных вузов, за
которыми, как обычно, следует увеличение потока аби­
туриентов в них, расширение перечня специальностей
и специализаций; приближение профессионального об­
разования в отраслевых вузах к университетскому;

- превращение регионального высшего образова­
ния в важнейший фактор социального и экономического
прогресса регионов за счет совершенствования систе-


мы подготовки национальных кадров; кадров, знающих регион и готовых работать по избранной специальнос­ти в нем;

- использование научного потенциала регионов в формировании специалиста нового типа, который вы­растает из учащегося-абитуриента-студента в ходе ак­тивной субъектной деятельности, моделирующей пред­стоящую профессиональную;

- качественное изменение (общеобразовательная подготовленность, личностные качества, политическая осведомленность, гражданские качества и др.) сегод­няшнего абитуриента, составляющего основу контин­гента современного высшего учебного заведения;

- поиск и нахождение активных форм допрофес-сиональной ориентации учащихся в вузы, в том числе в гуманитарные (педагогические), что дает положитель­ные результаты в качественной подготовке специалис­тов высшего звена;

- превращение студенчества в активную единицу общественной жизни, обладающей мощной творческой и преобразующей силой.

При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда требуется подго­товка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением. Таким образом, на пере­дний план в становлении личности выходит развитость ее самосознания. В ходе осознания своих достоинств, положительных черт и недостатков, достижения и пер-


спективы, сопоставления их с требованиями предстоя­щей профессиональной деятельности и своими личны­ми целями (и не только связанными с профессиональ­ной деятельностью), личность самосовершенствуется, превращается в субъект собственного развития.

Рассмотрим содержание профессиональной под­готовки, ориентированной на профессиональное ста­новление, с учетом социального заказа на конкурентос­пособную личность.

В соответствии с Законом «Об образовании» про­фессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям профессиональной деятельности. Пред­полагается, что профессиональное образование должно отвечать усложняющимся техническим и технологи­ческим процессам, появлению высокоточного оборудо­вания. Сегодня необходимо пересмотреть и осмыслить содержание профессионального образования, его поня­тийный аппарат: технических, экономических и других отраслей сферы материального производства, отража­ющих общепроизводственный, общеотраслевой и узко профессиональный уровни. Это позволит полнее реа­лизовать принципы профессионального образования, повысить культуру процесса подготовки специалистов, так как при переходе от низших к высшим иерархичес­ким уровням все более полно и, следовательно, опре­деленно проявляются общие закономерности развития материально-производственной деятельности.

Однако при всех изменениях в самой структуре профессиональной деятельности и вслед за этим про-


фессионального образования на первом месте остается человек как носитель знаний, умело применяющий эти знания в сфере производства. Поэтому его личностные качества, в число которых входит также и конкурентос­пособность, его свойства и особенности требуют при­стального изучения.

Постоянное обновление и пополнение знаний является важнейшей стороной профессиональной де­ятельности специалиста и основой его конкурентоспо­собности. Объем информации, необходимый для пол­ноценной работы по специальности, возрастает с боль­шой скоростью. Как уже сказали, усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении.

Профессиональное образование в целом является планомерно организованной деятельностью преподава­телей и студентов, направленной на овладение обучае­мыми профессиональными знаниями, умениями и на­выками, умениями самостоятельно анализировать про­изводственные ситуации и находить решение. Именно по этим показателям судят о качестве образования. Од­нако они являются показателями, скорее, обученности, чем функциональной готовности специалиста.

Понятие «конкурентоспособность» означает спо­собность соперничать с кем-либо. Функциональная сущность данного понятия раскрывает те индивидуаль­ные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенных видов деятельности, и которые обеспечивают человеку преимущества в про­фессиональном плане. Конкурентоспособность челове­ка в профессиональной деятельности зависит не только


от наличия глубоких знаний, умений и навыков, но и, в первую очередь, от системы мотивов и отношения к выбранной профессии.

Конкурентоспособность - это сложное индивиду­альное образование. Показателем конкурентоспособ­ности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, особые личностные и профессиональ­ные качества. При подготовке специалистов усилия должны быть направлены на развитие тех качеств, ко­торые выгодно отличают их от потенциальных конку­рентов, качеств как личностного, так и профессиональ­ного плана.

Сказанное дает основание предположить, что конкурентоспособность имеет вполне определенную структуру, состоящую как минимум из двух структур­ных подструктур.

Первую подструктуру можно определить как ба­зовую, формируемую средствами профессионального образования. В нее входят:

- профессиональные знания интегративного ха­рактера, лежащие в основе деятельности специалиста (планируемой, прогнозируемой, действительной, при­вычной и т.д.), адекватных реальной профессиональной деятельности человека в избранной области;

- наличие практических умений и навыков как показатель подготовленности профессионала к теоре­тическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, с элементами творческой организации и исполнения;


- наличие технического мышления как высшей фор­
мы активного отражения технико-технологической ре­
альности, заключающейся в выработке творческих идей,
прогнозировании событий и действий и особенно резуль­
татов практической деятельности, обобщении практичес­
кого опыта при решении конструктивных задач;

- компетентность как глубокое, выходящее на
стратегию профессиональных знаний владение сущес­
твом выполняемой профессиональной деятельности,
способов и средств достижения намеченных целей и
решения социально и профессионально важных задач,
наличие необходимых для выполнения этих функций
умений и навыков. Как известно, компетентность вы­
ражается в способности профессионала правильно
оценивать сложившуюся или намечаемую ситуацию и
принимать в связи с этим нужное решение, позволяю­
щее достигнуть значимого результата. Компетентность
предполагает наличие у специалиста умений актуали­
зировать накопленные знания (как первое условие) и
умений в нужный момент использовать их в процессе
выполнения своих профессиональных функций (как
второе условие).

Вторая подструктура - личностно-индивидуаль-ная, и включает следующие компоненты:

- развитое на основе глубокой личной мотивации студента средствами профессионального образования стремление овладеть секретами профессии и профес­сиональной деятельности;

- способности как индивидуально-психологичес­кие особенности, являющиеся субъективными усло-


виями успешного осуществления определенного рода профессиональной деятельности;

- ответственность как способность личности по­нимать соответствие результатов своих действий пос­тавленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего у окружающих формируется чувство доверия к данному специалисту и, следователь­но, дает ему преимущества перед другими. Психологи­ческая структура ответственности выступает как сплав интеллектуального, эмоционального и волевого компо­нентов личности;

- опыт регуляции своей познавательной деятель­ности в вопросах организации и управления, касаю­щихся профессиональной деятельности и не только;

- личностная направленность как совокуп­
ность устойчивых мотивов, ориентирующих де­
ятельность личности.

Обратим внимание на интересный факт; в основе приведенных двух блоков есть общие элементы, харак­теризующие человека с точки зрения его компетентнос­ти. Не следует рассматривать компетентность только с одной стороны. Анализ профессиональной деятельнос­ти на высоком современном уровне говорит о наличии трех уровней компетентности:

- общекультурной компетентности (уровень об­
разованности, достаточный для самореализации личнос­
ти, ориентации в культурном пространстве, основанный
на общении как особой форме деятельности, обеспечи­
вающей практическое и духовное единение людей и поз­
воляющей оценивать конкретные явления культуры);


- методологической компетентности (уровень
образованности, достаточный для самостоятельного
творческого решения мировоззренческих и исследова­
тельских задач теоретического или прикладного харак­
тера в разных сферах жизнедеятельности);

- допрофессиональной компетентности (уровень
образованности, достаточный для получения после за­
вершения общего образования профессионального об­
разования в избранной области)71.

Все эти уровни имеют свои признаки, общие и частные черты, соответствующие знания, умения и на­выки, направления функционирования. Можно предпо­ложить, что имеет место и профессиональная компетен­тность, содержанием которой выступают отдельные элементы, указанные в составе первой подструктуры, особенно последним пунктом.

Модель конкурентоспособной личности учиты­вает ключевые квалификации, которые были доста­точно убедительно обоснованы в работе Э.Ф.Зеера «Психология личностно ориентированного професси­онального образования». Автор приводит состав клю­чевых квалификаций, определенный в ходе опытно-поискового исследования в профессиональном лицее реме сленников-предпринимателей72:

1) конвенциональность - сознательное соблюде­ние этических и правовых норм в предпринимательской деятельности, экологическая направленность и профес­сиональная честность;

2) поливалентная профессиональная компетент­ность - социально-экономические и правовые знания,


знания и умения в области дизайна продукции, гигиены и охраны труда;

3) социально-коммуникативная компетентность -знания и умения, обеспечивающие эффективное взаимо­действие с сотрудниками, клиентами и госслужащими;

4) сверхнормативная профессиональная актив­ность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, склон­ность к риску, готовность к повышению квалификации, предрасположенность к инновациям;

5) корпоративность - способность эффективно взаимодействовать с членами производственного кол­лектива, готовность к сотрудничеству, контактность, профессиональный патриотизм;

 

6) креативность - способность порождать необыч­ные идеи, отклоняться от традиционных схем мышле­ния, находить решения в проблемных ситуациях;

7) ручная умелость - развитая мускульно-паль-цевая память, хороший глазомер, точная координация движений, способность к концентрации внимания и к его перераспределению, быстрота реакции, наглядно-действенное мышление.

Эти ключевые квалификации, по мнению Э.Ф.Зеера, во многом определяют продуктивность и конкурентоспособность ремесленника-предпринимате­ля, способствует его профессиональному самосохране­нию, обеспечивают профессиональную мобильность.

Это - ключевые квалификации, которые примени­мы в отдельной области профессиональной деятельнос­ти. Есть и общие компетенции, которые лежат в основе


любой профессиональной деятельности. В профессио­нальном образовании Европейского сообщества приня­ты следующие пять ключевых компетенций, которым придается особое значение:

- социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать ре­шение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопря­женности личных интересов с потребностями предпри­ятия и общества;

- коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного про­граммирования, включая общение через «Интернет»;

- социально-информационная компетенция, ха­рактеризующая владения информационными техноло­гиями, и критическое отношение к социальной инфор­мации, распространяемой средствами массовой инфор­мации и коммуникации;

- когнитивная компетенция - готовность к посто­янному повышению образовательного уровня, потреб­ность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

- специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценки результатов своего труда.

Понятие «профессионализм» означает «хорошее владение профессией, т.е. владение ею на высоком ква­лификационном уроне». Сущность данного понятия со-


относится также с индивидуальными особенностями че­ловека, от которых зависиг успешность деятельности во­обще и успешность в выбранном виде профессиональной деятельности, с тем, что обеспечивает человеку рельеф­ные по сравнению с другими преимущества в професси­ональном становлении и профессиональном росте.

Возникает справедливый вопрос после рассуж­дений, приведенных выше: является ли конкурентос­пособность и профессионализм следствием образован­ности человека, и не только образованности професси­онального типа? Ответ, безусловно, положительный. Дело в том, что образованность, притом широкая, в лучшем случае энциклопедического типа, является ос­новой профессионализма. Сам профессионализм, та­ким образом, выступает концентрированной формой образованности специалиста.

Хотелось бы вернуться к идее о том, что «образо­вание не есть воспитание». В последние годы, в связи с отходом воспитательной работы с будущим специалис­том на второй план, начали говорить об идеале профес­сионала как о человеке, лишенном прежде всего лич­ностных качеств. Возьмем себе смелость утверждать, что такой человек - есть автомат, есть робот, есть свое­го рода Киборг. Нужны ли такие специалисты из людей, из подрастающих поколений?

Прогресс человечества определяется не только на­личием прямолинейных роботов-исполнителей, а более всего человеком-гражданином, умело использующим свое образование и свою образованность для блага че­ловека, для блага человечества.


Date: 2015-09-17; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию