![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Проблема четвертая. Образованный человек: компетентность, или Знание о многом?
Многоуровневое профессиональное образование, являющееся основой складывающейся системы непрерывного образования, возможно только на базе структурированных соответствующим образом теоре-
Известен феномен постоянного устаревания профессиональных знаний и умений, что требует не только совершенствования системы образования в части его организации, но и системы дальнейшего самосовершенствования. По данным ЮНЕСКО, каждый год обновляется 5,0% общетеоретических и 20,0% профессиональных знаний, которыми должен обладать сегодняшний специалист. В связи с этим появилась даже своеобразная единица измерения устаревания знаний - «период полураспада компетентности». Под ним понимается такой отрезок времени после завершения обучения в высшем учебном заведении, в течение которого в результате появления новой научной и технической информации компетентность специалиста снижается наполовину. Наблюдения показывают, что в последнее время этот отрезок постоянно и неуклонно сокращается: если для специалиста - выпускника 70-х годов прошлого столетия устаревание знаний наступало приблизительно через 12 лет, то для сегодняшних выпускников высших учебных заведений он составляет всего лишь 4-5 лет. Кстати, за рубежом давно определили, что профессиональное образование не всегда безоблачно, оно иногда терпит неудачу. Тому много причин и аргументов, среди которых социологический, технологический аргументы, аргумент продолжительности жизни, профессионального пополнения, заменимости, предложения, издержек66. Как показывает практика, любая концепция развития высшего образования, реализуемая в условиях многоуровневой профессиональной подготовки, должна быть направлена на достижение следующих целей, которые актуализируются состоянием и перспективами развития общества и прогресса человеческих отношений: - систематизация профессионального образования, заключающаяся в непрерывной многоуровневой профессиональной подготовке на базе широких и глубоких общепрофессиональных знаний, умений и навыков с последующей общепрофессиональной специализацией и выходом на конкретную профессиональную деятельность в соответствии с изменяющимся рынком труда и профессиональной направленностью личности; - повышение профессиональной мобильности путем получения общепрофессиональных базовых и общеспециальных знаний, умений и навыков, рассчитанных на возможную перепрофилизацию и теоретически обеспечивающих ее; - подготовка рабочих и специалистов по интег профессиональном образовании широкой и глубокой интеграции на уровне междисциплинарном, между дисциплинами, находящимися в разных блоках учебных планов; - учет наклонностей, способностей и интересов - социальная защита граждан на основе предоставления им качественного образования, которое на любом этапе жизненного пути человека становится базой для дальнейшего продолжения образования. Данная мысль реализуется через известный принцип «Образование через всю жизнь»; - учет дифференцированных запросов и потребностей производства в рабочих и специалистах через постепенный переход системы подготовки специалиста высшего класса на договорные основы, в которых возможен учет интересов производства и что обеспечит востребованность специалиста, его трудоустройство; - обеспечение равных возможностей в получении разноуровневого профессионального образования. Данный тезис не содержит в себе, к сожалению, однозначных путей своей реализации в связи с тем, что общеобразовательный уровень выпускников школ остается разным и уровень подготовки кадров в разных вузах также неодинаков. В связи с этим выделим следующие особенности теоретического обучения на современном этапе, которые необходимо учитывать при моделировании системы теоретического обучения в многоуровневых профессиональных учебных заведениях. Теоретическое обучение в профессиональных учебных заведениях имеет двойственную природу, суть которой состоит во взаимосвязи общенаучных, профессиональных и политехнических знаний, умений и навыков. Двойственность профессионального обучения характеризуется и вызывается необходимостью отойти от ремесленничества («специалист подобен флюсу», как говаривал Козьма Прутков) при обеспечении довольно узкой направленности будущей деятельности профессионала. Анализ такой деятельности показывает, что только в том случае, когда достигается широта кругозора работника, когда обеспечивается богатое единство гуманитарной, технической и технологической составляющих образовательной программы, когда специалист проходит специализацию в области избранной деятельности. Образовательные стандарты и выполненные на их базе учебные планы ориентированы именно на это. Однако здесь кроется основной недостаток профессионального образования, заключающийся в том, что вызывает определенную трудность последнее, т.е. возможности учебного заведения в специализации для каждого обучающегося не так уж и широки. Мы имеем в виду прежде всего то, что специализация в наилучшем ее варианте должна быть «штучной», т.е. индивидуальной, а производство такого «товара» - строго
Противопоставить этому сегодня можно только одно - идею интеграции. От простых по своему содержанию и форме межпредметных связей до подлинной интеграции разного по своему характеру Знания - единственный путь обогащения сегодняшнего образования. Многопредметность в системе теоретического обучения, обусловленная ее сущностью, призвана решить проблему подготовки всесторонне подготовленного специалиста. Однако и здесь имеется немалая проблема, связанная с перегрузкой учебного материала и необходимостью по-новому построить систему контроля знаний. Обеспечить «всесторонность» подготовки специалиста увеличением количества предметов - заведомо тупиковый путь, так как неизбежно ведет к увеличению сроков обучения. Отметим и другое: несмотря на процессы ускорения физического и психического созревания человека, объемы восприятия нового мало изменились. В этой связи уместно вспомнить о гетерох-ронности становления личности. Б.Г.Ананьев указывал, что «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная деятельность) и труда (трудоспособность) по времени не совпадают, и подобная гетерохронность сохраняется во всех формациях67». Однако ответить на прогресс и его вызовам в научной и производственной сфере можно пока толь- ко единственным путем, указанным выше, и, судя по всему, такая перспектива будет реальной, возможно не единственной, в ближайшее время. Насущной остается извечная проблема - необходимость переноса теоретических знаний на конкретную практическую деятельность как обязательное условие успешного овладения профессией. У отечественного образования - это и достоинство, и недостаток, заключающиеся в глубине теоретической подготовки специалиста (в принципе, с этим считаются и за рубежом, хотя не всегда признаются дипломы) и определенная оторванность от нужд практики. Еще недавно эти «два в одном» в какой-то степени не противоречили развитию общества. Однако сегодня, уже в других условиях, ценность специалиста не только в глобально-идеальном мышлении, айв способности направить идеальные представления в русло практики. Звучит несколько парадоксально, но это может быть обеспечено за счет соответствия или опережения содержания теоретического обучения получаемому уровню профессиональной подготовки. В первом случае обучающийся может опереться на имеющиеся на практике действующие модели, а во втором - он может самостоятельно или вместе с обучающим моделировать эти процессы. В этих условиях резко возрастает значение усиления роли общетехнических предметов как связующего звена между общеобразовательной и профессиональной подготовкой; структурирования предметов, что может основываться на принципах интеграции или дифференциации,
Обратимся к довольно широко используемым понятиям - профессиональное образование и профессиональное становление. Под профессиональным образованием понимается процесс и результат обучения, развития и воспитания личности специалиста; под профессиональным становлением - формирование знаний, умений и навыков, опыта и профессионализма, а также социально и профессионально важных качеств личности. Основой и движущей силой профессионального становления выступают противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют общество, коллектив, учебная и профессиональная деятельность к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности, стремящейся получить профессиональное образование. Профессиональное образование естественным образом связывается с организованными формами работы со студенческим контингентом. Студенческие годы представляют собой пору наиболее активной деятельности, направленной на приобретение основ будущей специальности, формирование социальной и профессиональной активности человека. Как самой организованной части молодежи, студенческой среде свойственны такие социально-психологические характеристики, как сплоченность, мобильность, умение отстаивать свои интересы, активность. С другой стороны, студенчес- кая масса неоднородна, некоторой ее части присущи и такие черты, как равнодушие к общественным проблемам, глубокий индивидуализм, замкнутость, конформизм. На становление личности молодежи особый отпечаток накладывает переход от одной общественной позиции на другие и связанное с этим изменение социального статуса. Наиболее рельефно этот процесс проявляется на стыке школьной и вузовской жизни. Непосредственная связь между представителями этих двух социальных групп, одинаковый уровень мировоззрения (до известной степени), равные возрастные рамки, комплекс взаимосвязанных личных взаимоотношений ставят учащихся старших классов и студентов в равные условия становления личности, становления гражданина, носителя новых форм межличностных отношений. Отметим, что данный феномен и общие и частные закономерности гражданского и профессионального становления, к сожалению, несмотря на особую актуальность, мало изучены. Считаем необходимым обратить внимание на один существенный аспект в подходах к разработке проблемы, которая связана с определением сущности понятия «становление», что оказывает не менее существенное влияние на исходные позиции исследователей и характер исследований и на их результативность. В исследованиях отечественных ученых наиболее продуктивным представляется взгляд на категорию становления в связи со всей системой принципов диалектики. Особое внимание привлекают работы, связанные с анализом категорий количества, качества, меры, части, целого, в которых устанавливается связь с категорией становления через принцип системности (А.Н.Аверьянов, А.С.Ковальчук, В.П.Кузьмин и др.). На важное значение категории «целое» для понимания системных свойств становления указывает В.П.Устьянцев, которому принадлежит основательное исследование проблемы становления. Исследуя подвижность границ целого в стадии становления (определяющихся количественными характеристиками), названный автор пишет, что в процессе «становления целого его незавершенность проявляется в непостоянстве границ, или, точнее, в неустойчивости внутренних и внешних связей, в их взаимопереходах68». Такое свойство характерно для становления организованного целого (целостной системы, когда часть, входя в целое, приобретает свойства, которые могут быть поняты только в рамках данного целого) и для органического целого (целостной системы, способной к саморазвитию). Профессиональное становление подрастающих поколений, равно как и гражданское, будучи открытой системой, активно взаимодействует со средой, оказывающей постоянно изменяющееся влияние и воздействие на этот процесс. Наличие таких связей является условием существования и развития данного целого, а промежуточное состояние между целым и средой является условием становления другого целого. Более того, на стадии формирования целого проявляются такие его свойства, как участие в оформлении структуры саморазвивающихся объектов. Этот факт наглядно демонстрируется на примере взаимоотношений общего процесса становления личности и отдельно рассматриваемого процесса гражданского, трудового или профессионального становления. Исследователи отмечают, что профессиональное становление реализуется через возможно широкое использование совокупности развернутых во времени приемов социального по своему характеру и индивидуализированного по форме воздействия на личность получающего профессию, включение этого человека в разнообразные виды деятельности (прежде всего и преимущественно, в познавательную, профессиональную и др.). Виды деятельности, используемые в профессиональном становлении личности, направлены на формирование системы профессионально необходимых качеств, форм профессионально целесообразного поведения и индивидуальных способов выполнения составляющих содержание профессиональной деятельности действий и их системы. Отличительной чертой в данном процессе выступает то, что виды и формы деятельности обучающемуся предоставляются в идеальном варианте, что дает возможность для формирования будущей профессиональной деятельности по высоким образцам. Исследователи правы, указывая, что профессиональное становление - это, говоря образно, «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности. Итогом профессионального образования является образованность, имеющая несколько уровней (как, кстати, и общего образования, - принципы одни и те же). Остановимся на этих уровнях69. Первый уровень образованности - грамотность. Грамотность характеризуется способностью использо- вать элементарные способы деятельности, какими являются чтение, письмо, счет. Уже само то, что эти способы являются элементарными, связывает их, с одной стороны, с достигнутым обществом уровнем развития, с другой, - с постоянным изменением границ грамотности. Если сто лет назад в определенной степени и определенных случаях было достаточно какой-то степени грамотности, то сегодня речь идет о более сложных ее формах (например, компьютерная грамотность). Второй уровень образованности - функциональная грамотность. Она характеризуется степенью овладения средствами познания основных видов жизнедеятельности. Функциональная грамотность включает в себя способности решать стандартные жизненные задачи на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности. Противоположное функциональной грамотности - функциональная неграмотность, что говорит о том, что наличный уровень знаний, умений и навыков не позволяет полноценно функционировать в обществе. Функционально неграмотный человек - неграмотный не только в профессиональной деятельности, но и не способен разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в любых сложных текстах70. Функциональная грамотность имеет несколько признаков: - готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
- способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и ориентации в своих обязательствах; - готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для удовлетворения своих духовных процессов; ориентация в духовном понимании мира; - способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе способность к диалогу с представителями других культур. Обратим внимание на то, что в данной характеристике признаков функциональной грамотности более всего признаков общественного характера. Видимо, это вызвано тем, что общественное лицо любого человека выступает основой его профессиональной и другой характеристики. Исследователи говорят о том, что к окончанию школы выпускники, к сожалению, лишь частично овладевают функциональной грамотностью, особенно в части общественно-политической грамотности. Примеры регионов и крупных городов говорят о необходимости принятия специальных программ по ее формированию. К примеру, в одной из Программ развития системы образования г. Уфы представлены следующие направления формирования «Я - концепции» уфимца-патри-ота: Я - житель города, находящегося на стыке Европы
ющий его природный облик и оберегающий хрупкое экологическое равновесие; Я - житель города, в архитектурном облике которого переплелись разные эпохи, знающий его историю, оберегающий «деревянную и каменную плоть» города, уважающий его старость и молодость, не допускающий растворения его неповторимости в универсальном и безликом новострое. Данные характеристики гражданина Уфы, жителя столицы как носителя и субъекта культуры, способного не только приобщиться к материальному духовному наследию, традициям города, но и приумножать их на качественном уровне, выступают ориентиром для моделирования целевых, содержательно-процессуальных и оценочных компонентов всех ступеней образовательной системы. Отметим еще и то, что проблема функциональной грамотности и неграмотности относится также к числу глобальных. Здесь речь не идет только о наличии какой-то ступени образования у человека: функционально неграмотным можно быть и тогда, когда у человека такое образование имеется. Иными словами, можно сказать, что функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного образования, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни (Ж.-П.Велис). Третий уровень образованности — компетентность. Компетентность рассматривается как способность ориентироваться в определенном круге вопросов и характеризуется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической де- ятельности. Связывая с образованностью, компетентность можно определить как уровень образованности, которая характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе глубоких специальных теоретических знаний. В данном определении более важным является способность к решению задач, а не простая сумма каких-либо знаний. С таким утверждением можно связать и потребность в необходимости поворота образовательной деятельности в сторону формирования указанной способности, и в ближайшее время ценность образования любой ступени будет определяться именно этим. Обратим внимание на особый аспект профессионального образования - на необходимость социально-экономического прогнозирования развития профессии и стратегического планирования направлений развития с учетом специфики региона. Без решения данной проблемы, как показывают и практика, и исследования, процессы развития системы высшего образования теряют как стратегические ориентиры, так и практическое воплощение. Опираясь на опыт деятельности по обеспечению единства в допрофессиональной и профессиональной подготовке, можно сделать два принципиальных вывода. Во-первых, при изучении основ наук во всех образовательных учреждениях необходимо раскрыть национально-конкретные особенности проявления общецивилизованных, общегосударственных закономерностей, обусловливающих их особую специфику в каждом отдельном регионе России (к примеру, в Республике Башкортостан); обеспечить единство общецивилизованного и национально-особенного подходов к каждой рассматриваемой проблеме. Данный вывод в своем своеобразии трансформируется на все этапы процесса формирования стратегии и тактики развития регионального высшего учебного заведения. Во-вторых, национально-региональный компонент, о котором сегодня много споров из-за принятого курса на его регламентацию, необходимо рассматривать как важнейшее условие обеспечения профессионализации и гуманитаризации современного образования, повышения качества подготовки высококвалифицированного специалиста и формирования и развития культурной, духовной личности. Если учесть то обстоятельство, что основная масса выпускников педагогических вузов несмотря ни на что включается в деятельность регионального образовательного пространства, выпускник школы в такой ситуации будет обладать несомненными знаниями особенностей развития социальной инфраструктуры своего региона. Возникновение и развитие региональной образовательной системы привело к качественным изменениям содержательного и организационного плана в перспективах профессионального образования. Влияние этих изменений на процессы подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения определило поиск новых подходов и внесло ряд существенных изменений в характеристику процесса планирования развития сети учреждений высшего учебного заведения.
- поворот системы высшего профессионального - широкое научно обоснованное внедрение в со - повышение престижности и веса (в определен - превращение регионального высшего образова мы подготовки национальных кадров; кадров, знающих регион и готовых работать по избранной специальности в нем; - использование научного потенциала регионов в формировании специалиста нового типа, который вырастает из учащегося-абитуриента-студента в ходе активной субъектной деятельности, моделирующей предстоящую профессиональную; - качественное изменение (общеобразовательная подготовленность, личностные качества, политическая осведомленность, гражданские качества и др.) сегодняшнего абитуриента, составляющего основу контингента современного высшего учебного заведения; - поиск и нахождение активных форм допрофес-сиональной ориентации учащихся в вузы, в том числе в гуманитарные (педагогические), что дает положительные результаты в качественной подготовке специалистов высшего звена; - превращение студенчества в активную единицу общественной жизни, обладающей мощной творческой и преобразующей силой. При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением. Таким образом, на передний план в становлении личности выходит развитость ее самосознания. В ходе осознания своих достоинств, положительных черт и недостатков, достижения и пер-
Рассмотрим содержание профессиональной подготовки, ориентированной на профессиональное становление, с учетом социального заказа на конкурентоспособную личность. В соответствии с Законом «Об образовании» профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям профессиональной деятельности. Предполагается, что профессиональное образование должно отвечать усложняющимся техническим и технологическим процессам, появлению высокоточного оборудования. Сегодня необходимо пересмотреть и осмыслить содержание профессионального образования, его понятийный аппарат: технических, экономических и других отраслей сферы материального производства, отражающих общепроизводственный, общеотраслевой и узко профессиональный уровни. Это позволит полнее реализовать принципы профессионального образования, повысить культуру процесса подготовки специалистов, так как при переходе от низших к высшим иерархическим уровням все более полно и, следовательно, определенно проявляются общие закономерности развития материально-производственной деятельности. Однако при всех изменениях в самой структуре профессиональной деятельности и вслед за этим про- фессионального образования на первом месте остается человек как носитель знаний, умело применяющий эти знания в сфере производства. Поэтому его личностные качества, в число которых входит также и конкурентоспособность, его свойства и особенности требуют пристального изучения. Постоянное обновление и пополнение знаний является важнейшей стороной профессиональной деятельности специалиста и основой его конкурентоспособности. Объем информации, необходимый для полноценной работы по специальности, возрастает с большой скоростью. Как уже сказали, усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении. Профессиональное образование в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решение. Именно по этим показателям судят о качестве образования. Однако они являются показателями, скорее, обученности, чем функциональной готовности специалиста. Понятие «конкурентоспособность» означает способность соперничать с кем-либо. Функциональная сущность данного понятия раскрывает те индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности, и которые обеспечивают человеку преимущества в профессиональном плане. Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний, умений и навыков, но и, в первую очередь, от системы мотивов и отношения к выбранной профессии. Конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование. Показателем конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества, особые личностные и профессиональные качества. При подготовке специалистов усилия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают их от потенциальных конкурентов, качеств как личностного, так и профессионального плана. Сказанное дает основание предположить, что конкурентоспособность имеет вполне определенную структуру, состоящую как минимум из двух структурных подструктур. Первую подструктуру можно определить как базовую, формируемую средствами профессионального образования. В нее входят: - профессиональные знания интегративного характера, лежащие в основе деятельности специалиста (планируемой, прогнозируемой, действительной, привычной и т.д.), адекватных реальной профессиональной деятельности человека в избранной области; - наличие практических умений и навыков как показатель подготовленности профессионала к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, с элементами творческой организации и исполнения; - наличие технического мышления как высшей фор - компетентность как глубокое, выходящее на Вторая подструктура - личностно-индивидуаль-ная, и включает следующие компоненты: - развитое на основе глубокой личной мотивации студента средствами профессионального образования стремление овладеть секретами профессии и профессиональной деятельности; - способности как индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными усло- виями успешного осуществления определенного рода профессиональной деятельности; - ответственность как способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, в результате чего у окружающих формируется чувство доверия к данному специалисту и, следовательно, дает ему преимущества перед другими. Психологическая структура ответственности выступает как сплав интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов личности; - опыт регуляции своей познавательной деятельности в вопросах организации и управления, касающихся профессиональной деятельности и не только; - личностная направленность как совокуп Обратим внимание на интересный факт; в основе приведенных двух блоков есть общие элементы, характеризующие человека с точки зрения его компетентности. Не следует рассматривать компетентность только с одной стороны. Анализ профессиональной деятельности на высоком современном уровне говорит о наличии трех уровней компетентности: - общекультурной компетентности (уровень об - методологической компетентности (уровень - допрофессиональной компетентности (уровень Все эти уровни имеют свои признаки, общие и частные черты, соответствующие знания, умения и навыки, направления функционирования. Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность, содержанием которой выступают отдельные элементы, указанные в составе первой подструктуры, особенно последним пунктом. Модель конкурентоспособной личности учитывает ключевые квалификации, которые были достаточно убедительно обоснованы в работе Э.Ф.Зеера «Психология личностно ориентированного профессионального образования». Автор приводит состав ключевых квалификаций, определенный в ходе опытно-поискового исследования в профессиональном лицее реме сленников-предпринимателей72: 1) конвенциональность - сознательное соблюдение этических и правовых норм в предпринимательской деятельности, экологическая направленность и профессиональная честность; 2) поливалентная профессиональная компетентность - социально-экономические и правовые знания,
3) социально-коммуникативная компетентность -знания и умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с сотрудниками, клиентами и госслужащими; 4) сверхнормативная профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, склонность к риску, готовность к повышению квалификации, предрасположенность к инновациям; 5) корпоративность - способность эффективно взаимодействовать с членами производственного коллектива, готовность к сотрудничеству, контактность, профессиональный патриотизм;
6) креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, находить решения в проблемных ситуациях; 7) ручная умелость - развитая мускульно-паль-цевая память, хороший глазомер, точная координация движений, способность к концентрации внимания и к его перераспределению, быстрота реакции, наглядно-действенное мышление. Эти ключевые квалификации, по мнению Э.Ф.Зеера, во многом определяют продуктивность и конкурентоспособность ремесленника-предпринимателя, способствует его профессиональному самосохранению, обеспечивают профессиональную мобильность. Это - ключевые квалификации, которые применимы в отдельной области профессиональной деятельности. Есть и общие компетенции, которые лежат в основе любой профессиональной деятельности. В профессиональном образовании Европейского сообщества приняты следующие пять ключевых компетенций, которым придается особое значение: - социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества; - коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через «Интернет»; - социально-информационная компетенция, характеризующая владения информационными технологиями, и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации и коммуникации; - когнитивная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию; - специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценки результатов своего труда. Понятие «профессионализм» означает «хорошее владение профессией, т.е. владение ею на высоком квалификационном уроне». Сущность данного понятия со- относится также с индивидуальными особенностями человека, от которых зависиг успешность деятельности вообще и успешность в выбранном виде профессиональной деятельности, с тем, что обеспечивает человеку рельефные по сравнению с другими преимущества в профессиональном становлении и профессиональном росте. Возникает справедливый вопрос после рассуждений, приведенных выше: является ли конкурентоспособность и профессионализм следствием образованности человека, и не только образованности профессионального типа? Ответ, безусловно, положительный. Дело в том, что образованность, притом широкая, в лучшем случае энциклопедического типа, является основой профессионализма. Сам профессионализм, таким образом, выступает концентрированной формой образованности специалиста. Хотелось бы вернуться к идее о том, что «образование не есть воспитание». В последние годы, в связи с отходом воспитательной работы с будущим специалистом на второй план, начали говорить об идеале профессионала как о человеке, лишенном прежде всего личностных качеств. Возьмем себе смелость утверждать, что такой человек - есть автомат, есть робот, есть своего рода Киборг. Нужны ли такие специалисты из людей, из подрастающих поколений? Прогресс человечества определяется не только наличием прямолинейных роботов-исполнителей, а более всего человеком-гражданином, умело использующим свое образование и свою образованность для блага человека, для блага человечества. Date: 2015-09-17; view: 473; Нарушение авторских прав |