Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нас завтра?
Новый век характеризуется новыми подходами к известным и устоявшимся реалиям и обозначающим их понятиям. В числе этих реалий особое место занимают понятия «качество жизни», «качество продукта», «качество образования». За последние годы наблюдается особое состояние, когда произошла не формальная, а глубинно содержательная их интеграция. В наиболее общем виде так можно характеризовать состояние прогрессивной социоприродной эволюции на базе развития и интеграции общественного интеллекта и образовательного общества. Поэтому, когда пытаются одним словосочетанием выразить главную сущность постиндустриального общества, говорят о «социальном кругообороте качества». Революционные изменения в области техники и технологий, что опирается на достигнутый уровень интеллектуальных ресурсов, оптимизирует проявления геополитической конкуренции ведущих стран мира за эти ресурсы. Качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики Международных организаций. В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995 г.) качество образования определяется как важнейший девиз деятельности ООН в области образования. В документе отмечается, что «деятельность в области высшего образования и условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация». В документах, определяющих сущность и направления Болонского процесса, предполагающего создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования, качеству образования уделяется первостепенное значение. Понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу. «Краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования» определяется качество высшего образования в Берлинской декларации (19 сентября 2003 года). Страны-участники обязаны «поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне, стремятся к созданию общих критериев и методик оценки качества». В соответствии с этими принципами национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе; оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу; систему аккредитации, сертификации и подобных процедур; свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества. Координация разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений возложена на Европейскую сеть (Ассоциацию) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образова- ния. ENQA разработала «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», являющиеся основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредитации Европейских агентств по оценке качества образования. Согласно этим Стандартам и Директивам выработаны основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образовании: - заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования; - важность организационной автономности, с осознанием того, что независимость подразумевает большую ответственность; - поставщики высшего образования несут основ -интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены; - качество академических программ для студен - должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы; - очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества; - необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соот- ветствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения; -должно поощряться развитие культуры качества в вузах; - должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции; - гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса; - учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене; - используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство. В то же время во всех документах (в частности, в Бергенской декларации от 20 мая 2005 года) отмечается, что «высшим учебным заведениям стран участниц Болонского процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества». Сегодня уже можно утверждать, что определены основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования, которые сводятся к следующему: - разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса; - создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран; - разработка и внедрение в практику образовательных учреждений различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании; - построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям; - перенос центра тяжести с процедур внешне Однако при всех видимых результатах и достижениях необходимо сказать, что разработка понятийных основ, содержательных элементов, принципов оцени- вания, критериев и показателей качества современного образования - процесс длительный, постоянно развивающийся. Этим можно объяснить то, что проблема качества, родившаяся и всесторонне разработанная в системе высшего профессионального образования, постепенно распространяется на деятельность системы общего и среднего специального образования. Достижение высокого качества общего образования является одной из основных задач, выдвинутых Национальным проектом «Образование». Российская образовательная система, определившая как стратегию своего развития движение в сторону интеграции с Европейским и мировым образовательным пространством, проблему обеспечения качества образования считает одной из основных. В Концепции модернизации образования указывается, что обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства выступает основной задачей образовательной политики Российского государства. Актуальность данной проблемы определяется рядом аспектов, которые наиболее рельефно проявились в последние годы: - это и реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах в конце прошлого века, обусловленное рядом известных объективных причин; - это и переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе стабильного перечня показателей, включающего показатели нали- чия локальных систем управления качеством образования, а также систем управления; - это и усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая и дифференциацию государственного заказа на подготовку специалистов в высшей школе; - это и вступление России в общеевропейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг. Как видно, в основе достижения качества образования-деятельность государства в данном направлении. В свою очередь это актуализирует создание контролирующих качество образовательного продукта государственных органов и совершенствование деятельности. Государственный контроль и надзор за качеством общего и профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Министерства образова- ния и науки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. В то же время внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые собственно образовательными учреждениями. Таким образом, понятие «качество» в наиболее обобщенном смысле показывает на степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Качество - это существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; это степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п. соответствия тому, какими они должны быть. Философское понимание качества указывает на то, что отличает один предмет или явление окружающего мира от других, причем констатация не несет в себе никаких оценок (что хуже, что лучше), она фиксирует разное качество, разные свойства (к примеру, так же, как красное и синее, что не означает хорошее или плохое). В квали-метрии - науке о способах измерения и квантификации показателей качества, оно может быть выражено числовыми значениями, Качество - величина измеримая, и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть определено через какую-либо постоянную меру, например, денежный эквивалент (Дж. Ван Этингер, Дж.Ситтиг). Международный стандарт ISO 9000:2000 определяет качество как «степень соответствия присущих характеристик требованиям». При этом требования -это «потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным», т.е. сюда могут входить как требования, узаконенные в стандартах или других нормах, а также требования и ожидания, выявленные с помощью анализа потребительского рынка. Обратим внимание на важную сторону - на доминирование производственных аспектов в определении качества, где ключевым становится понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Далее набор этих свойств лежит в основе спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов. В данном случае справедливо определение: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности народного хозяйства или населения». Иными словами, улучшение качества продукции становится важным условием повышения эффективности общественного производства, значит, качество продукции органически связано с потребностью, для удовлетворения которой это качество и создается. Вернемся к анализу такого определения качества. Во-первых, вышесказанное выводит нас к необходимости процедуры сравнивания продукции с имеюгцимися эталонными требованиями, свойствами: без сравнения свойств продукции с конкретной потребностью ничего нельзя сказать о ее качестве. Во-вторых, необходимо помнить, что качество может иметь разный уровень, т.е. продукт одного наименования может быть более или менее хорошим. Конечные требования заданы и конкретизированы в стандартах образования, а стандарты призваны определить границы содержания образования. Однако необходимо помнить, что Государственными образовательными стандартами заложена всего лишь усредненная планка требований к содержанию образования, исходя из принципа «Выше - можно, ниже - нельзя». Имея такую довольно стабильную систему показателей, можно автоматизировать процедуру сравнения результатов с эталонными требованиями. Проводимый сегодня Единый государственный экзамен - один из таких способов. В наиболее общем виде сказанное можно представить как наличие двух основных признаков качества продукции: а) наличие у продукции определенных свойств; б) рассмотрение их ценности не с позиции производителя, а с позиции потребителя. Вторую часть можно считать как наиболее ценной характеристикой продукции. На различных этапах развития меняются структура и содержание общественных требований к человеку и образовательным учреждениям. Соответственно изменяются и содержательные границы категории «качество образования». Заложенные в законодательно-нормативных и программных документах последних лет принципиальные изменения в концептуальной модели российского образования определяются совершенствованием и модернизацией экономики, новыми производственными отношениями, новым заказом общества и в принципе не меняющимися интересами личности. При рассмотрении данного понятия необходимо придерживаться ряда положений. Во-первых, система управления качеством -корпоративная система: ее успех зависит от степени участия всего коллектива образовательного учреждения в ее внедрении. Во-вторых, любые инновации и реорганизации, связанные с совершенствованием образовательного процесса, должны строится на основе тщательного анализа причин как положительных, так и отрицательных результатов работы. В-третьих, по мере реализации системы управления качеством ее критерии должны уточняться и конкретизироваться. Таким образом, понятие «качество» многомерно. Качество общего образования в конечном итоге представляет собой качество образованности выпускника школы, его соответствие динамическим требованиям, нормам, стандартам политической, социально-экономической культурной жизни современного общества. Предметоцентричная модель образования не позволяет реализовать современные тенденции проверки уровня владения компетенциями, интегральными, междисциплинарными умениями, не дает возможность многомерно шкалировать итоги учебных достижений. Во многих сферах деятельности и производства приняты нормы международного стандарта по системе качества ISO 9000. В данном комплексе под качеством понимается совокупность свойств продукта деятельности, характеризирующих ее способность удовлетворять установленную или прогнозируемую потребность. Следовательно, под стандартом качества следует понимать совокупность показателей (описание потребительских свойств), которые удовлетворяют обобщенные представления потребителей относительно возможности продукта деятельности соответствовать их потребностям. Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В современных условиях потребителями продукта образовательного учреждения являются: а) государство, удовлетворяющее свои потребнос б) различного рода субъекты хозяйственной де в) личности, удовлетворяющие потребности в но Таким образом, главной целью функционирования системы образования являются удовлетворение потребности человека в интеллектуальном культурном и нравственном развитии, в знаниях и профессионально-социальных навыках, которые являются основой его конкурентоспособности на рынке труда. Конечный результат образования может быть зафиксирован в виде комплекс- ного изменения личности, позволяющего ей занять определенную социальную, производственную и экономическую нишу в качестве производителя и потребителя. Качество образования как социальная и педагогическая система описывается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности: а) высокий уровень подготовки выпускников; б) а также отлаженную, научно-обоснованную Поэтому, говоря о качестве образования в целом, важно выявление основных направлений деятельности образовательного учреждения. Определяющими при этом являются: потенциал обучающих, потенциал обучающихся, информационно-методический потенциал, достаточное финансирование образовательной деятельности. Решение задач обеспечения качества образования, оговариваемого правилами, нормами и стандартами, традиционно имеет следующие взаимосвязанные и взаимопроникающие части: планирование, обеспечение качества, контроль качества: - планирование качества предполагает определение параметров образовательного процесса, целевых, содержательных и технологических компонентов, обеспечивающих достижение диагностично поставленных целей. Эту работу выполняет педсоветы, методические объединения учителей; - обеспечение качества достигается реализацией программы деятельности по оптимизации образовательного процесса и образовательных услуг. Субъектами этой работы являются учительские коллективы; - контроль качества имеет в виду определение показателей и критериев оценки качества образования; выбор и использование необходимого для этого инструментария. Качество выполнения данных управленческих действий зависит от успешности работы методических объединений, учителей и учащихся. Говоря обобщенно, качество образования как комплексное понятие включает в себя а) качество предоставляемых услуг; б) качество содержания образования; в) качество подачи, т.е. преподавательской деятельности; г) качество принятого учеником знания. Основываясь на указанных теоретических посылках, считаем важным определение круга первостепенных задач, решение которых может способствовать совершенствованию данной проблемы. Требует реорганизации осуществляющийся мониторинг качества образования. Дело в том, что сегодня основу мониторинга составляет отслеживание результатов по срезам, тогда как он должен выполняться на одном и том же массиве, что обеспечивает большую его объективность. Это означает, что нужен не линейный, а уровневый мониторинг. Принцип многоуровневости означает, что системное управление качеством не ограничивается рамками отдельно взятой школы, а осуществляется также и на внешнем уровне. Это обусловлено сложной природой качества, состоящего из двух больших и относительно самостоятельных блоков: а) внутреннее системно-социальное качество (качество продукции); б) внешнее системно-социальное качество (влияние результатов деятельности образовательного учреждения на социальные и экономические процессы в микрорайоне, регионе, обществе). Объективно система менеджмента качества школы является самой первичной, организационно и функционально входящей в систему более высокого порядка (муниципального, регионального, федерального звеньев общей системы определения и обеспечения качества). Уровневость в построении системы менеджмента качества, таким образом, означает, что для каждого из этих уровней должны разрабатываться свои подсистемы качества, с определенным набором общих и специфических компонентов, задач, функций. Необходимо помнить, что качество может иметь разную степень приближения к эталонным требованиям, т.е. продукт одного наименования может быть более или менее хорошим. Сегодня необходимо веерное обеспечение мониторинга качества с использованием для этого новых форм, таких как Интернет-экзамены, комбинированные тестовые задания. Опыт показывает, что качество обеспечивается только тогда, когда существует единая по времени система его контроля - ежедневный, еженедельный, рубежный и др. Заметим, что такие формы контроля приучают обучающихся к установленным государством формам контроля, приучают не бояться различных его форм, повышая в итоге качественные показатели результатов. В свете сказанного рассмотрим отношение к Единому Государственному Экзамену - ЕГЭ. Это нововведение, часто обсуждаемое, вызывает самые жесткие, бескомпромиссные споры в научно-педагогическом со- обществе и в обществе в целом. Все «за» и «против» высказаны и, кажется, всесторонне обсуждены, но определенности в обществе нет. Об этом много говорится в различных открытых письмах, статьях, тревожных письмах родителей. В них говорится, что технологии проведения ЕГЭ не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки и фальсификации. Один из тех, кто подписал обращение к Президенту России, - академик Российской Академии образования С.Шмидт - еще несколько лет назад в интервью радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что Единый государственный экзамен не столько позволяет выявить какую-то индивидуальность и степень быстроты реакции, сколько напоминает систему отгадки кроссвордов63. Необходимо обратить особое внимание на следующее. Образовательная система решает великое множество важнейших и сложнейших проблем и задач. В их числе две специфические: контроль и оценка качества образованности обучаемых; формирование контингента студентов вузов и ссузов. Обе задачи не только сложны, но и исключительно актуальны в современных условиях. Особенно большую нагрузку в обеспечении социальной справедливости несет правильное решение второй задачи, хотя и не лишено этой нагрузки и решение первой. Обе эти задачи, хотя и взаимосвязаны, практически вполне самостоятельны. К сожалению, в стране не нашли ничего лучшего, чем объединить раньше времени две сложности. Этим самым многократно усложнили решение каждой из них. Мы убеждены, что именно из-за такого подхода численность противников ЕГЭ сильно выросла. Между тем ситуация, когда сам учитель образовывает и сам оценивает результаты собственного труда, содержит некоторую долю субъективности при всех его высоких профессиональных качествах. Поэтому (и потому, что качество образования в России за последние годы ухудшилось) независимый контроль со стороны государства необходим. Нам кажется, что на первом этапе нужно было отработать решение первой задачи и потом переходить к совершенствованию процесса формирования контингента студентов вузов и ссузов. Но в сложившихся условиях задача одна - отрабатывать решение обеих задач, продолжая эксперимент, совершенствовать содержание и формы ЕГЭ. При проведении эксперимента наше педагогическое общество должно активно принимать участие в формировании содержания тестов, адаптировать методики подготовки для успешной сдачи ЕГЭ. Мы считаем, что необходимо сохранение особых испытаний при поступлении в учебные заведения культуры и искусства, народных промыслов, в военные заведения. Необходимо решить проблему поступления в вузы молодых специалистов, уже имеющих среднее (полное) общее образование. Как уже отметили, новые требования к осуществлению образовательной деятельности указывают на интегральность понятия «качество». Качество образования - это и показатель количества знаний, это и показатель использования этих знаний. В повседневной практике второй аспект часто остается в тени. Совре- менные представления об образованном человеке говорят о необходимости формирования у отдельно взятого человека широкого круга компетенций и сформированных компетентностей в каких-либо областях. Говоря об интегральности понятия качества необходимо заметить, что в последние годы наблюдается попытка связать качество только с результативностью работы школы. Речь идет о том, когда, к примеру, поступаемость в вузы становится главным показателем качества деятельности школы. Видимо, необходимо отойти от таких формальных показателей и не менее формального подхода к качеству образования. Болонские соглашения ориентируют на использование старого испытанного способа, который можно охарактеризовать как открытость показателей и результатов качества. Стремление к качеству как важному ориентиру не должно привести к разрушению фундаментальных основ образования. Качество - это прежде всего фундаментальность образования. К сожалению, наблюдается тенденция к ее уменьшению за счет игровых и других форм получения знаний. Важной составляющей отечественного образования было и остается признание того, что есть образующее фундамент Знания ядро; есть универсальное ядро, которое расщепляется в виде школьного Знания; есть элементарное содержание образования, которое ориентировано на всех. Понятно, что очень сложно найти баланс между этими характеристиками образования, однако такой поиск постоянно необходим. Потому что только учет такого феномена может обеспечить индивидуализацию обучения с пре- доставлением индивидуальных траекторий достижения результатов. Конкретизация деятельности образовательных учреждений по обеспечению качества опирается на несколько важных и обязательных элементов. В этом ряду одно из основных мест принадлежит Концепции управления качеством образования на уровне школ, что обеспечит комплексность подхода к его обеспечению. Концепция должна дать ответы на следующие вопросы: что обеспечивает качество контингента учащихся; что обеспечивает качество образовательного процесса; что обеспечивает качество информационно-образовательной сферы; что обеспечивает качество педагогических кадров; что обеспечивает качество материально-технического, ресурсного и финансового обеспечения качества образовательного процесса. Опыт показал, что в образовательной практике достаточно эффективной показала себя Система менеджмента качества, которая имеет ряд преимуществ для школы, для контингента обучающихся и обучающих. Необходимость системы менеджмента качества обусловлена рядом факторов: недостаточной информированностью и мотивацией участия в создании системы управлении качеством; недостаточным методическим обеспечением; отсутствием единой системы критериев и показателей; слабым информационньм обеспечением образовательного процесса; низкой степенью автоматизации управления; нерегулярностью мониторинга качества образования; ограниченностью ресурсов. Система менеджмента качества является частью системы менеджмента федеральной или региональной систем образования, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Система менеджмента качества интегрирует усилия участников управленческого и непосредственного образовательного процессов, создает своеобразное поле формирования качества во всех его аспектах (качество системы, качество управления, качество процессов, качество продукции). Завершающим шагом подготовки к принятию деятельности, обеспечивающей качество образования, становится то, что каждый из поставленных вопросов можно конкретизировать и составить Программу мероприятий школьного, муниципального и другого уровня. Принято считать, что XXI век является «веком качества». Большинство образовательных учреждений сегодня, как никогда ранее, уделяет особое внимание процессу совершенствования качества своей продукции. Качество становится ведущей силой, способной привести как школу, так и систему образования в целом к успеху на рынке. Проблема третья. Индивидуальные траектории образования личности: основа профилизации, Date: 2015-09-17; view: 354; Нарушение авторских прав |