Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трансформация концептуальных идей в образовательной сфере
Попытки найти правильные направления развития науки и образования были всегда; они продолжаются и сегодня. Еще в начале 70-х годов прошлого века в Концепции самоорганизации, которая была ориентирована на становление нового образа научного мышления, были высказаны пророческие предположения о том, что формирование системы подлинно открытого образования может способствовать преодолению противоречий между: - глобальной и локальной системами образования; - универсальным и индивидуальным характером современного образования; между сложившимися традициями образования и его современными тенденциями;
- долгосрочными и краткосрочными задачами образовательной подготовки (концепция непрерывного образования); - необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей личности в процессе овладения знаниями, навыками и умениями16. Добавим, что должны быть преодолены и противоречия между наличным объемом образования и его личностной значимостью. Как видно, прошло более 30-ти лет, а многие из названных противоречий так и не были преодолены. Американский футуролог J.Naisbitt в известной книге «Мегатенденции. Год 2000» границу между уходящим и новым тысячелетием называет «временем триумфа личности». Действительно, динамичность изменения условий личностного развития человека, отмечаемая автором, становится обычным явлением нашего времени. Приоритет личности становится очевидным, как очевидным становится приоритет знания и интеллекта в системе ценностей. Эти приоритеты, соответственно, выстраиваются в образовательные цели, которые, в свою очередь, лежат в основе складывающихся парадигм. Среди наиболее реальных и серьезных парадигм можно выделить, в частности, три основные, кото- рые определяют стратегию развития образовательных систем в западном мире, и, в той или иной степени, оказывают влияние на образовательную политику России. Данную точку зрения разделяют многие исследователи современной социально-экономической и политической ситуации в западном мире, что способствовало становлению нескольких парадигмальных основ в образовательной сфере. Эта ситуация связана с утверждением социальной ценности личности17. Обратимся к краткой характеристике указанных парадигм. Но прежде определимся с понятием «парадигма», которая, несмотря на весьма широкую частоту использования, до сих пор не воспринимается и трактуется однозначно. Парадигма - пример, образец, теория (или модель) постановки проблем, принятые в качестве образца решения исследовательской задачи; эталоны, культурные стандарты, методологические регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. В образовании парадигмы представляют собой методологически обоснованные эталоны, совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе, и обеспечивают построение природосообразной и куль-туросообразной модели школы; построение демократической инновационной школы как Центра эталонного интеллектуального знания, высокой нравственности и стабильного развития обучаемого в соответствии с го- сударственными образовательными или международными стандартами в контексте нового цивилизованного подхода (постиндустриальной культуры). Парадигмы представляют собой идеологию образования, рассчитанную на определенный период; как и всякая идеология, она включает в себя ориентиры - в отдельных случаях основные направления деятельности и конечные результаты. Обобщая, можно признать, что парадигмы образования по уровню своей значимости - явления идеального порядка. Все же в двух словах парадигма может быть определена как модель, используемая для решения не только исследовательских, но и практических задач в определенной области деятельности. Отсюда ясно, почему необходимость в прорывных парадигмах возникает в периоды перехода к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности, чем характеризуется этап общественного развития за последние неполные двадцать лет. С этой целью сравним два типа образования - личностно ориентированное и традиционное образование. Как известно, традиционное образование связывают с знаниевой направленностью, т.е. это образование информационного типа, продуцирующее знания, умения и навыки в ущерб личностному развитию. Однако это признать стопроцентно невозможно, да и было бы неправильно. Дело в том, что основные специфические показатели той или иной парадигмы складываются в строго определенный социально-исторический период, что в свою очередь накладывает особые отпечатки на содержание, формы и другие составляющие образования. К примеру, знаниевая ориентация образования сложилась в сложный по характеру и непростой по условиям протекания период, когда с помощью образования государство решало острые социальные проблемы: в самом начале это было простым обучением граждан элементарной грамоте, за этим последовала необходимость повышения уровня образованности населения, обеспечение массовой подготовки профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы. Понятно, что в таких непростых условиях знаниевая ориентация была необходима и продуктивна, а традиционная школа в нашей стране давала прочное усвоение основ наук и имела стабильную и результативную систему обучения учащихся. С другой стороны, школа однозначно успешно решала задачу обеспечения равных стартовых возможностей для всех слоев населения, равного и доступного образования для всех детей, не имела так называемых «тупиковых» ветвей в структуре. Кстати, в обозначенном аспекте отечественная школа традиционного направления была вполне демократичной и в этом - ее привлекательность и сегодня. Но в то же время не будем идеализировать традиционную школу: в ней всегда имела место чрезмерная идеологизация, до сих пор в традициях старой школы ведется регламентация научного ядра знаний. Еще в памяти и авторитарный дух школы, нормативно и охранительно направленная воспитательная система, что развитие ребенка вкладывало в прокрустово ложе социального заказа на человека определенного типа. Необходимо отметить, что традиционность в развитии школы характерна не только нашему отечественному образованию. Широко распространенная парадигма традиционалистского толка в мире получила название традиционалистско-консервативной парадигмы. Европейская система образования в настоящее время достаточно довольно быстро модернизируется, и эти изменения затрагивают все стороны и уровни образовательной сферы. Международные и интеграционные процессы в образовании оказывают существенное влияние и на изменение содержания в том числе. В связи с этим сторонники данного направления обращают внимание на сохранение фундаментального общего образования, которое в плане социальной адаптации личности является наиболее значимым и предпочтительным. Что касается здорового консерватизма, то он призван «охранять» культурное наследие предшествующих поколений и передавать его молодежи. В целом, традиционалистско-консервативная парадигма опирается на имеющееся положительное в образовании, то, что выдержало проверку временем. На основе данной парадигмы выстраиваются различные образовательные стратегии, общий смысл которых заключается в том, что они исходят из приоритета человеческого фактора, когда за основу оценки развитости отдельной страны берется ее способность к полноценному включению человеческого потенциала. Среди сторонников данного направления идут непрекращающиеся дискуссии о сущности и содержании, педагогическом управлении сложным процессом вхождения молодых людей в социальную среду, который с их стороны должен непременно сопровождаться овладением не только определенными (фундаментальными) знаниями, но и навыками практической и теоретической деятельности, преобразованием существующих отношений в качества личности. D.Ravitch, Ch.Finn считают, что необходимо укреплять и сохранять культурное наследие нации одновременно с развитием критического мышления и академического потенциала детей18. В интересах выживания и прогрессивного развития человечества отвергаются в большинстве своем как несостоятельные ориентиры в содержании образования как ответ на вновь возникающие образовательные проблемы. Вторая парадигма получила название рационалистической парадигмы. В любом цивилизованном обществе предпринимаются попытки снять социальную напряженность, смягчить волну безработицы и другие признаки социального неравенства. В этом контексте сторонники данного направления считают, что за счет разумной организации жизни, производства, рационального изменения культурологических ориентиров развития науки и технологии можно решать кризисные явления мирового масштаба. И все это, естественно, надлежит делать средствами специально организованной сферы - образования. Отметим, что эти идеи перекликаются с целями и задачами российской Доктрины образования. Мировые образовательные системы в настоящее время быстрыми темпами вступают в новую фазу взаимоотношений с государством и обществом. Это еще раз подчеркивает, что образование - социальная форма духовного производства, «опредмеченная» учебными учреждениями (инструкциями), которые в своей внешней границе (там, где товар - профессия поступает в распоряжение рынка) вступает в опосредованные или прямые отношения с «заказчиком» - сферами науки, промышленности, управления, права, финансов и т.п.19 Рационалисткая парадигма в качестве теоретической основы вбирает в себя так называемую ролевую концепцию социализации личности, основными идеологами которой признаются Р.Дариндорф и Х.Рейнхольдз. Представители этого течения рассматривают различные аспекты образования и даже еще шире - социализации через освоение определенных социальных ролей молодежью в рамках конкретных образовательных программ, ориентированных на конкретную референтную группу. В понимании сущности образованности основная идея рационалисткой парадигмы заключается в том, чтобы обучающиеся освоили те знания, умения и навыки, которые реально могут быть приложены к реализации их жизненных и профессиональных перспектив. Цели обучения формулируются конкретно и разбиваются на конкретные задачи таким образом, чтобы из них явствовало, каким содержанием образования должен овладеть обучающийся20. Отметим, что среди отечественных исследователей и практических работников образования немало исследователей, придерживающихся данной идей- ной установки: достаточно назвать автора концепции о функциональной природе знаний академика РАО ПР.Атутова и его последователей в Республике Башкортостан (К.Ш.Ахияров, Ф.Ф.Абазов, А.Ф.Амиров, М.И.Гарипов, Р.З.Тагариев, А.С.Гаязов и др.), в Челябинске (С.Е.Матушкин, Н.А.Томин и др.) и в других регионах, в том числе и в постсоветском образовательном пространстве. Напомним в общих чертах суть концепции о функциональной природе знаний: знания, получаемые учащимися в общеобразовательной (или профессиональной школе), должны найти свое обязательное практическое применение, в противном случае они теряют свое свойство (то есть попросту забываются). В данном контексте подразумевается логическая цепочка, которая состоит из следующих звеньев: 1) учебная информация, пройдя этап осмысления школьником, трансформируется в знание; 2) знание, находя применение в практической деятельности (знание в действии), трансформируется в умение; 3) умения, неоднократно повторяясь в практических действиях и будучи доведенными до автоматизма, превращаются в навыки и могут выполняться на уровне подсознания. Нетрудно заметить, что основную идейную платформу парадигмы (при разделении данной образовательной парадигмы на теоретические составляющие), составляет теория бихевиоризма, базирующаяся на таких течениях, как прагматизм и позитивизм. И сегодня сторонники рационалистической парадигмы доказывают (особенно в англоязычных странах) преимущество поведенческой технологии обучения, не принимая иногда во внимание культурологическую основу образования и ее ценностную составляющую. В данном случае нельзя не соглашаться с исследователями, утверждающими, что в бесконечно разнообразном мире ценностей происходит «усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его действий, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности»21. Отметим, что приведенное высказывание может стать достойным аргументом, позволяющим усомниться в «безоговорочном объяснительном потенциале бихевиоризма», как доказывал Дж. Уотсон в свое время преимущества данного направления. В то же время в европейском образовательном пространстве, в рамках идей Болонского процесса, формируется новое понимание категории «образованный человек», которая включает в себя способность человека полно ориентироваться в изменяющемся мире, гибко перестраивать старые способы деятельности, творчески использовать свои силы и способности. Очевидно поэтому «... нельзя рассматривать образование как придаток функций производителя квалифицированной рабочей силы или судить о чьем-то успехе по количеству детей и взрослых, получивших знания.... Если обра- зование считается правом человека, то потому, что оно ведет к развитию его творческих способностей, углублению участия в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе и, естественно, к более эффективному вкладу в развитие человечества»22. Наша точка зрения по данному вопросу известна, и она изложена в одной из наших монографий23. Отметим тезисно некоторые аспекты этой точки зрения. Современное образование, выполняя ряд важнейших обществообразующих, человекообразующга и лич-ностъобразующих функций, поддерживается развитием несомненно большого количества различных характеристик. Выделим среди них четыре, одна из которых характеризует образование как движущую силу современного прогресса, а три (открытость к инновациям не только в ходе получения Знания, но и в разных сферах жизнедеятельности; стремление к интегративности получаемого Знания; стремление к интегративности процесса формирования человека, наделенного конкурентоспособными чертами) выступают характеристиками самого образования. Опыт свидетельствует о том, что наличие всех этих компонентов ведет к формированию нового феномена - образованности человека, которая становится мерилом его ценности, общественной и личностной значимости. Заметим, не только человека, получающего образование, но и человека, обучающегося всю жизнь. Образованность - комплексная характеристика человека, выработанная за счет его глубоко индивидуального труда, помноженного на величайшую степень его стараний и работоспособность; это готовность и способность к восприятию новой информации, к его анализу и выработке на этой основе собственного мировоззрения. Образованность - обязательное условие развития и развитости человека, так как образованность синтезирует в себе способность человека определить свои ориентировки в мире, предвидеть будущее, свою значимость в сегодняшней и проектируемой жизнедеятельности как активного ее участника, умение проектировать, осуществлять и строить систему взаимоотношений с окружающими. Образованность - квинтэссенция общественно-исторического опыта поколений в масштабах одной личности, индивидуализированного по своей сущности, индивидуальная по форме. Как проекция общественно-исторического опыта на жизнь индивида, образованность представляет собой глобальное явление, а как индивидуальная характеристика она опирается на способности человека к дальнейшему развитию, получению, накоплению и использованию Знания в определенных целях, желательно общественно значимых и оправданных. Образованность - личное достояние обладателя, мера его значимости в окружающем мире, мера его личной славы, мера его личного величия. В отличие от карьеры и условий, необходимых для продвижения по данному пути, образованность остается достигнутой и достигаемой не всегда и не всеми ступенью развития отдельно взятого человека. В этом смысле образованность - непреходящая и не теряющая своего значения характеристика образованного человека. Образованность - явление, весьма подвижное в своих границах, трансформация которого возможна как в сторону обогащения, так и в сторону уменьшения, а то и исчезновения. Если невостребованность Знания в чистом виде приводит к постепенному его притуплению, то невостребованная образованность довольно часто показывает на уровень развитости общества, на то, как оно далеко в своем развитии от идеалов добра, гуманизма, просветленности, веры и культа Знания. Таковы некоторые особенности образованности как результата получаемого образования. Сторонники третьей, феноменологической парадигмы образования считают, что «данная парадигма и диктуется требованием общества, работодателей, образовательных институтов и потребностями в качественном, отвечающем современным требованиям жизни образовании для каждого отдельно взятого человека»24. При этом принципиально отвергается взгляд на школу как на образовательный конвейер, работающий по заданной схеме, делается акцент на содержание внутреннего (ценностного) потенциала личности в процессе получения образования. По мнению представителей данного направления, главные ориентиры образовательный структуры должны формироваться из личностных смыслов обучающихся, которые, в свою очередь, являются предпосылками для самовыражения, самоактуализации, самореализации. В самом же образовательном процессе основное внимание уделяется не столько на поведенческую сферу учащихся (и даже интеллектуальную), сколько на эмоциональную, которая так или иначе влияет и на поведение, и на развитие интеллекта. Учащиеся, по C.H.Patterson, «... сами выбирают свои цели, осознают собственные проблемы, принимают решения, приобретают субъективный опыт и ощущают его последствия»25. Актуальность такой стратегии в области образовательной сферы очевидна. Характерной чертой современного цивилизованного общества является взаимопроникновение отдельных наук, прикладная часть которых находит разнообразное проявление в социальной практике, реальной жизни. В условиях нарастающих общемировых тенденций научно-технического процесса, все более и более возрастающих темпов обновления техники и технологии, средств и методов социального производства, экономики, изменения окружающей среды требуется максимальное развитие творческих способностей личности, и, соответственно, образовательного ее потенциала. Гуманистическая психология, являющаяся теоретическим фундаментом феноменологической парадигмы, оперирует такими основными категориями как «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Доказывается (и, кстати, небезосновательно) следующее положение: каждый человек представляет собой цельное и единое образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к социально положительной деятельности и сотрудничеству. Центральное предназначение человека главный теоретик направления Абрахам Маслоу видит в «открытии своей идентичности, своего подлинного «Я». Маслоу считает, что сущность самоактуализации находится, прежде всего, в реализации человеком себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути26. Вместе с тем, отмечая данную парадигму как прогрессивную, следует указать на некоторые ее моменты, которые могут привести к нежелательным результатам. А.В.Сиволапов, исследуя особенности феноменологического направления, указывает, что его идеологи... «абсолютно обоснованно учитывая сложность духовного мира человека, одновременно не приемлют систематического обучения, предполагающего регулярный контроль знаний, поскольку считают, что это сковывает инициативу учащихся и учителя»27. Утешительньм является то обстоятельство, что образовательный процесс, построенный на системе широких кооперативных связей, межличностном взаимодействии повышает мо-тивационный фон обучения, другими словами, снимает такую проблему «как нежелание учиться». Обратимся в сравнительном плане к Национальной Доктрине образования Российской Федерации и отметим, что в ней как раз отвергаются как несостоятельные традиционные формы социальной организации в образовательных системах, базирующиеся на прямом принуждении. Вместо них в Доктрине декларируются идеи гуманизации, солидарного развития, сотрудничества, а в плане выбора личностью индивидуальной образовательной траектории - «свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг». Таким образом, анализируя тенденции, предпосылки, факторы и условия, а также ведущие теоретические направления, определяющие развитие общего и профессионального образования в различных странах и регионах, можно выделить то общее, что сегодня имеет значимость и для перспектив отечественного образования. Связано это, прежде всего, с такой важной особенностью образовательных систем как высокая степень интегрированности в мировом масштабе на современном этапе развития общества. При этом в качестве целевых ориентиров для разработки образовательных стратегий выступает взаимное проникновение концептуальных идей в области образовательной деятельности различных стран, школ и направлений. В этих условиях необходимо четко определить цели и задачи «своего, национального» образования, осознать принципы и направления содержания, форм и методов образовательного процесса, обосновать планируемые технологические, социально-экономические и педагогические нововведения, вести фундаментальные исследования в сочетании с прикладными разработками, а также внедрить научные результаты в массовую педагогическую практику. В продолжение вышеуказанных положений скажем, что есть весьма интересное и перспективное мнение исследователей о том, что комплексное решение задач такого рода предполагает создание единой, рассчитанной на длительную перспективу и реализующейся в масштабах страны программы действий - стратегий образования28. Безусловно, стратегическим задачам будет подчинена тактика, направленная на решение частных, промежуточных на пути к главной цели задач. Исследователями отмечается, что термин «стратегия» применительно к образовательной сфере начал активно используется лишь во второй половине XX века, выражая скорее тенденцию, основанную на признании необходимости качественно нового уровня планирования и управления, чем новое теоретически обоснованное представление о предмете. Вместе с тем, необходимо признать, что существуют тесные связи между понятиями «стратегия» и «парадигма». Прогностические стратегии определяют сущность принимаемой парадигмы, в то же время различные парадигмы в ходе апробации могут оказать влияние на выбор стратегии или ее коррекцию. Таким образом, любое изменение образования затрагивает его парадигмальные установки и содержательное наполнение. Процессы модернизации, на реализацию которых сегодня взят курс, так же требуют смену парадигмальных установок. Модернизировать образование - это значит изменить образование в соответствии с современными требованиями. Обычно модернизацию еще понимают как новый стиль, противопоставленный распространенному прежде стилю, некоторое изменение, которое характеризуется целостностью и выраженностью форм, новизной и модностью структурных элементов. Станет ли осуществляемая сегодня модернизация образования новым стилем, целостностью, новым и модным в самом превосходном значении этого слова способом нового мышления? Отвечая многочисленным вопросам о соотношении понятий «реформа» и «модернизация», исследователи указывают, что реформировать - значит действовать «сверху вниз», меняя структурно-содержательные параметры, а модернизировать - значит сделать современным, изменять образование соответственно требованиям современности работами «снаружи», обновляя технологии29. Модернизации поддаются и содержание, и технологии, и оборудование (средства) и др. К примеру, модернизация содержания образования, разработка и внедрение новейших образовательных технологий, инновационных подходов и перспективных методов в образовательную практику - задачи стоящие перед каждым учебным заведением. Богатый, инновационно наполненный диапазон деятельности образовательных учреждений в наибольшей мере отвечает задачам экономического, социального и культурного развития страны. Таким образом, модернизация сегодняшнего общего и профессионального образования как раз и имеет такие цели. Анализируя это сравнительно недавно появившееся понятие, можно понять, что речь идет не только о следующем витке совершенствования образования (т.е. делать лучше), а о стремлении сделать его современным, отвечающим вызовам нового столетня, нового тысячелетия, вводя усовершенствования в его стратегические и тактические цели, содержание и форму. Есть надежда, что принятый недавно в дополнение к Национальной Доктрине и уже активно претворяющийся в жизнь Федеральный проект «Образование» станет именно такого рода документом, ориентированным на подлинную конкретизацию модернизации образования. Date: 2015-09-17; view: 823; Нарушение авторских прав |