Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современное общество и современное образованиеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Педагогическое обеспечение реализации конструкции «Образование через всю жизнь» В последние годы научная литература отражает закономерно усиливающийся поиск основных идей, смыслов и целей, воплощенных в стратегиях развития образования. Анализ этих идей показывает, что они лежат в основе развития самих представлений об идеях развития образования России как целостной системы. Идеи развития образования охватывают четыре основных субъекта, на которые направлены цели образования: личность, общество, производство и сама сфера образования. Последний аспект представлен в основном идеей гуманизации образования. В свою очередь она представлена в виде коренного поворота от его технократической цели как обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам личности, создания условий для ее самореализации. Есть и более конкретные направления, которые могут быть признаны как стратегии развития2. Важным фактором определения направлений развития современного образования выступает стремление к общеевропейской идентичности в связи с вступлением России в Болонский процесс. В данном процессе необходимо выделить несколько сторон: идентичность в содержании общего и профессионального образова- ния; идентичность в общеобразовательном и профессиональном облике получающего образование молодого человека; идентичность в формах и способах получения образования и путях его дальнейшего продолжения. Без учета этих трех составляющих проблема формирования общеевропейской идентичности приобретает ряд почти неразрешимых компонентов, прежде всего, в силу необходимости сохранения национальной уникальности российского образования и своеобразия, сохранения традиций и накопленного позитивного опыта и наследия. Тем не менее, общеевропейская идентичность и стремление к ней определяет одно из стратегических направлений развития образования. При этом необходимо отметить и то, что это становится важным стимулом и новым продуктивным направлением его развития. Необходимо отметить, что теория развития образования и формирования его ориентиров не представлена как хорошо организованная система, осуществляющая целенаправленное воздействие на развитие общества и формирование личности. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, результаты наших исследований дают основание утверждать, что в большинстве случаев образование в своем развитии, и особенно в определении особенностей пространства образования, пока еще мало связано с особенностями мирового, федерального и регионального образовательного пространства, особенностями потенциальных возможностей различных сфер деятельности обучающихся, учета социально-экономических, национально-региональных особенностей. Но в то же время очевидна связь теории и практики - в последние годы появилось немало новых концепций развития федерального и регионального образовательного пространства. Но и они страдают общим недостатком - в них нет обобщающего стержня, позволяющего наметить конкретные стратегии; в основном, они ориентированы на выполнение только социального заказа, в них содержится попытка определить смысл, сущность, направления развития с учетом позиций и запросов современных реалий. Однако изменяющиеся реалии современной жизни и существенные перемены в системе образования требуют коренного обновления в постановке проблемы и определения путей ее решения. Полагаем, что проблемы обусловливаются противоречиями между осознанной общественной потребностью общества осуществить модернизацию Российского образования и недостаточной разработанностью теоретических основ достижения нового качества такой подготовки с учетом необходимости разработки современных характеристик и развития образовательных систем и структур, составляющих единое образовательное пространство. Сегодня уже общепризнано, что происходит стремительное (обвальное, лавинообразное и т.д.) накопление знаний, чго является существенной характеристикой современной цивилизации. Актуализация Знания в современном мире обусловлена тем, что в последней четверти прошедшего века проблематика знания и его практического применения в пользу человека постепенно выдвинулась на первый план вследствие достижения критической массы целого ряда обстоятельств, связанных с развитием цивилизации на современном этапе. Считается, что на данный процесс неизмеримое влияние оказало то обстоятельство, что на рубеже веков мировое сообщество приобрело асимметричные черты, когда высокий уровень материально-технического развития в одних странах сочетается с регрессом в других; избыточное производство и потребление продуктов и продукции высокого качества «золотым миллиардом» населения соседствует с крайней нищетой абсолютного большинства жителей Земли; высочайшие достижения науки живут параллельно с накоплением и распространением средневековых суеверий и невежества; абсолютное преобладание верующих (из каждых семи человек на Земле только один не верит в Бога) не может сдержать лавинообразное распространение пороков; усиление демократических тенденций встречается и уживается вынужденно с живучестью диктаторских режимов, тоталитарных методов политического господства и др.3 Нетрудно заметить, что необходимость преодоления этих и других противоречий будет определять содержательную направленность общественной деятельности, и это будет ориентировано на разумное переустройство мира с целью достижения большей гармонии и благополучия в личном (собственном) мире каждого и гармонии этого мира с окружающим. Нельзя не отметить основную составляющую данного глобального явления: известно, что в современном мире высокие темпы развития цивилизации привели к разбалансировке трех важных характеристик циви- лизации - научно-технического прогресса, сохранения природной среды и развития самого человека. Проблемы взаимодействия социума, природной среды и технологического развития государств можно решить только на базе паритетов совокупного научного технического и гуманитарного научного знания и реального практического их воплощения. Нельзя не обратить внимания на то, что острота ситуации как раз в том, что есть большое количество сил и векторов, направленных на нарушение, а затем и разрушение этого паритета. Возрастает в изменяющемся мире значение человека как основного объекта социального знания, значимость его социальной сущности, смысла жизнетвор-чества и реальности и перспектив призвания, познание внутреннего мира и образа жизни личностных качеств, мотивов, поступков, изучение особенностей мыслительной деятельности. Действительно, «вне анализа внутреннего духовного мира человека невозможно понять, как обеспечить его гармонию с внешним миром, а, следовательно, нельзя успешно решить никаких международных, религиозных и национально-государственных задач, как бы они далеко внешне ни отстояли от людей, ради которых их планируют и реализуют»4. Современный мир нельзя представить и без вытекающего из общего дисбаланса и угрожающего аксиологического кризиса: оказались деформированными связи различных ценностей между собой, с социальными факторами и структурой личности. Обострение социальных противоречий изменило личное восприятие нового мира, сформировало новую шкалу ценностей, которая полностью, неполностью и не принимается не только людьми старшего поколения, но и представителями современной молодежи5. Анализ вышеуказанных далеко не всех и не приведенных здесь вследствие стремления не загружать настоящую работу исследований позволяет говорить о наличии общей тенденции, которую в общих чертах можно охарактеризовать как тенденцию, ведущую к своеобразному кризису личности, что требует нового философского осмысления происходящего, коллективного поиска нахождения новых путей выхода из образующей кризис ситуации. Отметим, что в последнее десятилетие прошлого столетия появились несколько доктрин социального устройства, продуктивных по своим практическим результатам. Среди этих доктрин - концепция «социального государства», именуемая иначе теорией «государства благосостояния» или «всеобщего благоденствия»; «теория социального рыночного хозяйства»; различные национальные модели (шведская, израильская, японская, южнокорейская и ряд других). В то же время к концу столетия стало настолько очевидным, что, создав общество высокого уровня потребления, эти концепции исчерпали себя6. Альтернативой возможным, не отвечающим вызовам времени стратегиям, выступает так называемая «стратегия устойчивого развития». Сущность доктрины устойчивого развития синтезирована на основе взаимодействия триады «Человек - Общество - Природа». Она может быть определена как достижение гармонии между личностью и средой обитания, позволяющей Человеку непрерывно реализовывать свой потенциал, не встречая общественных, политических, экологических и любых других препятствий при выполнении непременного условия - удовлетворение потребностей людей одного поколения не должно достигаться за счет ухудшения возможностей последующих поколений. Очевидно, в названном обнаруживаются основные черты новой стратегии и в области образования. Если вспомнить еще раз рассуждения о влиянии и взаимовлиянии общества и образования, мы должны сказать что стратегия устойчивого развития обусловила принципиально другую роль образования не только как процесса пополнения и распространения знаний, но и как социального института, способного выступать основным инструментом реализации новой концепции. Из сказанного вытекает, что любая концепция образования и любая новая модель развития цивилизации не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Более того, заметим, что такие проблемы как изучение противоречий, анализ ситуации и выбор модели социального прогресса производны от уровня образованности населения, совокупного интеллектуального потенциала. Для участников образовательного процесса важно еще одно: осмысление новой роли образования в контексте стратегии устойчивого развития ведет к необходимости дополнить сложившиеся представления о направлениях образовательной деятельности (экологическое образование, естественное, гуманитарное и др.) новым для отечественной педагогики выводом о необходимости сохранения «самости» человека через сохранение его устойчивости в экологически безопасном и экологически комфортном образовательном пространстве, создаваемом по разработанным в обществе и постоянно изменяемым моделям усилиями всех институтов государства. Конституции большинства стран декларируют необходимость постепенного превращения общество в общество социальное. Если пойти по аналогии, сегодня стоит задача формирования (наряду с формированием социального, гражданского) образовательного общества. Образовательное общество -это такое общество, в котором высшей целью каждого человека становится образование, потому что удовлетворение потребностей личности в образовании, как записано во Всеобщей декларации прав человека, является фундаментальной потребностью человека, обуславливающей ответственность его за развитие общества и биосферы в целом на пути к ноосфере. Вопрос вопросов в том, что главным для понимания характеристик нового общества становится необходимость выяснения характера и роли знания в социальных процессах. Это ведет к признанию общества, приходящего на смену модерну, обществом, основанном на знании (knowledge-based society), обществом знания (knowledge society) или обучающимся обществом (learning society) в самом широком смысле этого слова, чем предполагается расширенное производство и распространение знания. Если обратиться к формулировке основных целей и задач образования, которые декларируются в Национальной Доктрине, то можно найти именно эти благородные цели и задачи, так как система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; - формирование культуры мира и межличностных отношений; -разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, лич-ностно ориентированное обучение и воспитание; - преемственность уровней и ступеней - создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; - академическую мобильность обучающихся; - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; - воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Анализ декларированных целей и задач позволяет утверждать, что в целом Доктрина ориентирует систему образования на опережающее развитие. Как одна из наиболее крупных социальных институтов, органически связанных с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-эко-. номической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни, система образования Российской Федерации развивается по своим законам, сообразуя свои шаги с общим прогрессивным движением общества. Образование в современном мире выступает важнейшей сферой общественного воспроизводства, поэтому характер социально-экономического развития общества закономерно накладывает отпечаток на систему образования в целом и на деятельность институтов образования в частности. Вместе с тем образование, являясь своеобразным «зеркалом» социально-культурных процессов, выступает преобразующей силой, сферой формирования «человеческого капитала». Оно не только фиксирует характер изменений, происходящих в обществе, но и определяет его современный и будущий облик, детерминирует его. Наиболее рельефно это видно при общем взгляде на отношения образования и окружающих сфер. При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, сози- дательным мышлением. Образование из сложившейся роли опаздывающего и догоняющего жизнь социального института постепенно становится опережающим, ориентируется оно на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Господствующей становится гуманистическая концепция развития образования, что означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, на усвоение ими современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса. Таким образом, образование - основа развития личности, общества и государства, стратегический ресурс обеспечения национальных интересов России. Оно создает и наращивает духовный, интеллектуальный и экономический потенциал нации, воспитывает патриота и гражданина Российского государства. Образование представляет собой культурный фундамент общества - своеобразный социальный генетический механизм трансляции социального опыта, благодаря которому становится возможной реализация сущностных сил человека, заложенных в нем самой природой и являющихся предметом внимания и развития. Со всей очевидностью можно полагать, что все названные выше задачи могут быть решены только в том случае, если образование будет иметь подлинно опережающий характер. Опережающее развитие образования - это, прежде всего, ориентация его текущей деятельности и ее результатов на перспективные потребности экономики и тенденции развития производственной и непроизводственной сфер. Опережающее развитие образования по своей сути - это новое качество в системе образовательной и профессиональной подготовки кадров, формирование у обучающихся стремления и умения учиться, пополнять свои знания в течение всей активной деловой жизни. Опережающее развитие образования - это не только адаптация учебных заведений к рынку, а, скорее всего, это целесообразное «спряжение» их функционирования с рыночным механизмом, использование в своей деятельности его позитивных аспектов, стимулирующих активизацию всех сторон жизнедеятельности современных учебных заведений высшего профессионального образования. Это требует расширения предоставляемых образовательных услуг на основе широкой профилизации. Опережающее развитие образования - это создание новой модели системы общего и профессионального образования, отвечающей новому состоянию экономики социальных отношений, в целом, общественному развитию. Говоря по-другому, опережающее образование - это реальная модель образования для экономики, основанной на знаниях. Как видно, это, в свою очередь, предполагает выведение всей системы образования на творческий, инновационный уровень. Вопрос заключается лишь в том, в виде каких стратегических направлений найдут свое отражение в массовой практике основные преобразовательные процессы. Для осмысления стратегий развития образования в стране необходимо, прежде всего, «привести в стройную систему, не отторгаемую миром и человеком, всю совокупность знаний, вер, культур, технологий. Необходимы подлинно эвристические прорывы в философии образования,... в политике управления образовательными системами, в теории, методологии и методике (технологиях) организации самого педагогического процесса»7. Одной из основных тенденций мирового развития выступает признание за образованием становления его действенным фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, условием обеспечения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина страны. Глобальные тенденции развития мировой цивилизации ведут к углублению мировых тенденций в развитии образования, в числе основных из которых выступают: рост общего уровня образованности населения; повьппение требований к уровню культуры профессиональной квалификации всех граждан; становление системы непрерывного образования. Отметим, что понятие «глобальные изменения» затрагивает в первую очередь проблемы природной среды, однако широта, размах и объемность происходящих в социальной сфере подвижек довольно часто ассоциируется с изменениями глобального масштаба. Поэтому правомерность использования данного понятия применительно к реалиям социального плана, куда входит и образование, не вызывает споров и неприятия. Однако при этом необходимо дифференцировать отличительные особенности явлений, которые относятся к «глобальным изменениям». Глобальные изменения сегодня: - это изменения, которые характеризуются большими пространственно-временными масштабами и вызваны непосредственно деятельностью человека, приобретающей геопромышленные и геополитические масштабы; - они имеют медленно текущий и необратимый характер, при этом они обладают столь низким соотношением «сигнал/шум» и происходят настолько медленно, что человеческое сознание не имеет механизмов для непосредственного восприятия процесса порождения катастрофической ситуации, пока сама катастрофа (подъем уровня воды, засуха и т.д.) не становится неизбежной и не принимает наглядный, зримый характер; - они характеризуются высокой степенью маскировки и отсроченности причинно-следственных связей; - для них характерны большая пространственная и социальная дистанциированность (удаленность) между агентами и жертвами глобальных изменений; - информация о них не отличается четкостью, изменениям могли прийти к согласию о масштабах и о времени наступления реальной угрозы; - массовое сознание людей имеет тенденцию к игнорированию информации об угрозе их безопасности вследствие глобальных изменений; - в оценках специалистов эффективность затрат на охрану окружающей среды занижается8. Как видно, эти черты характерны и для явлений, происходящих в образовательной среде. Поэтому любое государство сегодня стоит перед решением двойственной задачи. С одной стороны, актуальна задача обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья; использования всех возможностей для поддержки детей и подростков, лишенных попечения родителей. С другой стороны сегодня не менее важным делом является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, интеллектуальными возможностями которых будет определяться судьбы не только каждого отдельно взятого государства, но и всей человеческой цивилизации в целом. Решение данных социально-экономических проблем должно быть организовано не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, а также сами граждане, иными словами, все заинтересованные в качественном образовании. В свою очередь система образования в условиях приоритетной поддержки государством призвана обеспечить эффективное, интенсивное и целерациональное использование собственных ресурсов, начиная от субъективных - человеческих, и заканчивая информационными, материальными, финансовыми. Решение актуальных задач модернизации Российской системы образования невозможно без развития эффективных экономических отношений в этой сфере, выработки новых подходов к ресурсному, прежде всего финансовому, обеспечению образовательных учреждений. Вполне понятно, что обязательным условием разработки мер образовательной политики является наличие объективной, надежной и полной информации как о состоянии образовательной системы, так и происходящих в ней явлениях и ситуациях, притом и о тех процессах, которые только зарождаются и пока не имеют явного проявления. Под ситуацией в образовании (ситуация воспитательная, ситуация обучения) понимается своеобразное индивидуально значимое переплетение исторической и жизненной ситуации, в которой образовательная деятельность осуществляется в русле тенденций времени и с учетом конкретных складывающихся социальных и культурных реалий и традиций. Целостность образовательной ситуации позволяет говорить и ее многомерности, в которой пересекаются по крайней мере не- сколько плоскостей: жизнедеятельность обучающего и обучающегося; функционирование общей системы образования (на различных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения); реальная социокультурная ситуация; прогнозирование, проектирование и максимально возможное приближение перманентно рождающейся (вновь) образовательной ситуации будущего в рамках реально существующей. Очевидно, необходимо различать «образовательную ситуацию» и «ситуацию в образовании», когда второе выступает частью первой; более того, оно постоянно порождается первым. Было бы несправедливо и неполно, если не сказать о наличии еще одной важной плоскости, характеризующей образовательную ситуацию. Эта плоскость включает (а может быть, состоит?) проблемы, существующие в сфере образования, которые не только обусловливают его развитие, но и сопровождают его в течение всего периода существования. В конце прошлого столетия стало ясно, что образование преследуют несколько глобальных проблем, которые в одинаковой степени характерны всем национальным системам. Своеобразно рассеиваясь в постоянно меняющихся ситуациях образования, проблемы определяют не только характер функционирования образовательных систем и в целом образовательного пространства, но и определяют характер и направленность поиска стратегий и направлений развития образования. Первая проблема - в удлинении сроков образования, особенно его организованных форм (дошкольная ступень - общеобразовательная школа - профессиональное образование в соответствующих образовательных учреждениях - организованные формы послевузовского образования). Максимальному увеличению подвергается продолжительность общего среднего образования. На каком-то этапе развития образования стало ясно, что растущие объемы Знания невозможно удержать в рамках традиционных предметов и дисциплин, тем более это не удается за счет уплотнения Знания - все эти пути были подвергнуты различным экспериментам и не нашли однозначного решения. Поиски в данном направлении обусловили возникновение тезиса «Образование через всю жизнь» вместо традиционного тезиса «Образование - на всю жизнь», который и определяет особенность сегодняшней образовательной ситуации. Более того, это меняет и характер устремлений человека в новом мире. Вторая проблема связана с удорожанием образования. И связано это не только с удлинением сроков образования, а в том числе и насыщением процесса образования современными средствами интеллектуального усиления, средствами технического и технологического порядка. Само по себе такое удорожание приводит к интенсификации образовательного процесса, к его насыщению как содержательными, так и инструментальными аспектами, играющими своего рода активизирующую роль при получении образования. Сюда входит и проблема оплаты за предоставляемые образовательные услуги, оплата за труд работникам образования, в чем государство пока в долгу перед ними. Третья проблема находится в поле интеграции. Дело в том, что интеграция, представляющая собой объединение в одно целое (упорядоченное и структурированное) ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей, элементов образования, ведет к увеличению объема, частоты, интенсивности взаимодействия между элементами системы, к большей степени целостности, устойчивости, автономии и эффективности действия. Все это требует достижения гармонической уравновешенности, не менее упорядоченного функционирования отдельных процессов в образовании. Интегрированное общее, целое и единое образовательное пространство дополнительно предусматривает процессы взаимного приспособления, расширения всех сфер сотрудничества, объединения национальных систем образования различных государств (или, наоборот, внутри одного государства) с целью создания эффективной конструкции интегративного образовательного пространства, обладающего интегральными характеристиками. Четвертая проблема весьма специфична, и связана она с тем, что наступило всеобщее и своеобразное «прозрение», основанное на глобальном понимании того, что образование как общественное явление не может развиваться в закрытом режиме. Такое понимание образования усилило и продолжает усиливать, прежде всего, просвещенческую парадигму. А это, в свою очередь, связано с тем, что одной из доминирующих характеристик современного образования (как отечест- венного, так и зарубежного) выступает постмодернистское, т.е. иррациональное по форме, манипулирование, когда на человека направлены не понятия и идеи, а звукоряды, видеоряды, имиджи, всякого рода эмоционально-чувственное, поглощаемое на уровне ощущения и восприятия. В этих условиях «просвещение должно быть освещением и просветлением» в прямом изначально моральном и познавательном смысле. И в то же время оно уже не может быть таким, как прежде: тебе давали истину, как свет, идущий сверху вниз от великих философских и политических умов, а ты автоматически «просвещался», обретая свет вечной истины, добра и красоты. «Первоначальные представления о просвещении, совершив свою великую историческую роль, должны были - и ввиду заключенных в нем ошибок и иллюзий, и ввиду своего неизбежного исторического старения - смениться чем-то иным. Эта трансформация была весьма драматичной, поскольку сопровождалась расщеплением практики просвещения, грубо говоря, на две части: на гуманистическую, связанную с формированием в конце XIX века европейской социальной и политической демократии, и на совершенно перерожденную, получившую свое воплощение в тоталитарных пропагандах большевизма и фашизма9». Просвещение в его подлинном смысле, как оно все еще существует в образовании и науке, - последний бастион здравого смысла и инструмент, обеспечивающий социальное здоровье страны. Но в соответствии с практикой мировой демократии и научных исследований просвещение, учитывая свой опыт достижений и ошибок, приходит к новым парадигмам, к новому соединению модернизированных идей и современных психологических, педагогических и коммуникационных технологий. Поэтому современное реальное просвещение чаще всего называют постпросвещением™, инкорпорированным в более масштабную культурную парадигму - постпостмодернизм или неомодернизм. Но это задает и новые задачи: в свете постпросвещения сегодня важно объяснить личности устройство самого человека и окружающего мира, дать знания, как этим пользоваться, сообщить общие научные данные об устройстве человека. Указанный вид понимания постпросвещения предполагает неукоснительное уважение прав человека, его свободы совести. Оно предлагает человеку быть разумным, свободным и ответственным гражданином своей страны, и, выходя за рамки своего, стать еще и полноправным членом становящегося на наших глазах мирового сообщества. Необходимо согласиться и с тем, что поскольку гуманизм несет в себе не только общечеловеческое, но и научное содержание, то он, как и наука, обновляет свою парадигму. Сегодня период методологической трансформации гуманизма как имманентно просвещенческой парадигмы выливается в обретение им добротного психологического и познавательного инструментария, методологии исследования и принятия решений. Содержательно он акцентирует идею планетарного гуманизма и является альтернативой мрачным сценариям, замешанным на перманентных религиозных войнах, экологических катастрофах, глобальном терроризме и ядерном шантаже некоторых стран11. Кстати, именно в эти годы - в конце прошлого века появились весьма оригинальные идеи, объясняющие связи экономического развития с развитием образования. В частности, теория, человеческого капитала, характеризующая взаимосвязи уровня образования и нормы отдачи от инвестиций в образование, радикально и довольно ясно указывает выгоды такого рода инвестиций12. При подсчете стоимости образования оказывается, что она может не совпадать с расходами на него. Среди затрат на образование выделяют прямые и косвенные затраты (сюда относится зарплата учащихся, которую они могли бы получить; освобождение от налогов; отнесенные прямые издержки на книги и питание; подразумеваемая арендная плата и амортизационные отчисления; стоимость охраны, медицинского обслуживания). Стоимость образования важна при измерении прибыльности различных проектов, при этом наиболее распространен способ подсчета отношения между «текущей стоимостью» получаемых выгод к «текущей стоимости» вложений. Проект может иметь смысл, если ожидаемые от него выгоды превосходят стоимость вложений. Были предложены различные методы расчета издержек и выгод образования, однако денежный эффект (повышение заработной платы вследствие повышения уровня образования) является основной формой экономической отдачи образования. При любом подходе к образованию как к объекту экономических манипуляций необходимо учитывать весь спектр издержек и выгод от инвестиций в образование: экономических, социальных, индивидуальных, общественных, явных и вмененных. К экономическим выгодам относится повышение дохода, поддержание имеющихся доходов, избегание возможных издержек на получение образования. Выгодность различных первоначальных вложений в образование зависит от возможности получить дальнейшее образование на более высоком уровне. Тем не менее, ведущими часто являются социальные стимулы образования или неявные выгоды: престижность, удовлетворение от учебы, изменение характера труда, которые подчас невозможно выразить в денежном измерении. Издержки также делятся на явные (плата за обучение, дополнительный доход от ее вложения; оплата школьного оборудования, поддержание классов в хорошем состоянии; заработная плата учителей) и неявные издержки (не полученный доход, который называют еще стоимостью возможностей или скрытой стоимостью образования; уменьшение средств, расходуемых на потребление; сокращение свободного времени). Нетрудно догадаться, что издержки находятся в прямой связи с результативностью образования. Нельзя не сказать и об отрицательных социальных преимуществах образования. Как ни странно, одним из основных из них (еще раз отметим - со знаком «минус») выступает снижение уровня рождаемости, вызванное активным использованием средств контрацепции и планированием количества детей в семье. Установлена четкая обратная зависимость между уров- нем образования и реальной рождаемостью. В связи с этим растет доход на душу населения. Есть и положительное - другим важным социальным преимуществом образования, выражающимся в демографических проявлениях, является снижение младенческой и детской смертности. Оно обусловлено более высоким уровнем санитарной культуры матерей, лучшими санитарными условиями проживания населения, более калорийным питанием в семье, более высоким уровнем образования у детей и более эффективным поведением людей в тех случаях, когда они выступают в роли потребителей. Меньший размер семьи (результат того, что матери с более высоким образованием имеют меньше детей) также способствует лучшему образованию детей. Установлена прямая зависимость между частотой посещаемости больными медицинских учреждений и их образовательным уровнем; чем выше показатели кратности посещений, тем выше образованность, поскольку образованные люди лучше информированы о тех или иных последствиях самолечения болезней. Таким образом, в обществе возникают и существуют весьма своеобразные связи между конкретной причиной и следствием, вытекающим из него: уровень образования косвенно влияет на улучшение здоровья населения, а тем самым на продолжительность жизни и показатели смертности, так как рост образованности способствует пониманию ценности здорового образа жизни и формирует соответствующие траектории движения к ней, более того, обеспечивает реальность этих траекторий13. Весьма интересна своеобразной модификацией или продолжением вышеуказанной теории выступает так называемая «знаниевая экономика», что выступает источником богатства (в понимании П.Бурдье - «социальным капиталом»). В соответствии с идеей «знани-евой экономики» на центральное место выходит поле производства, передачи и распространения знания, или образование, что и требует очередного уточнения прежде всего идеи университета, так как именно учреждения высшего образования превращаются в ключевой элемент всех социальных процессов. Они формируют их субъектов (в терминологии П.Дракера - knowledge workers), трансформируют культурные коды в социальные практики, через них конституируются новые идентичности и преобразовываются старые. Согласно этой теории, университет нельзя понимать исключительно утилитарно - только как некое место, где студенты приобретают профессию под руководством профессоров. Собственно профессиональная подготовка, или только профессиональная подготовка в чистом виде в новых условиях не имеет перспективы, так как свое принципиальное слово при этом принадлежит радикально меняющемуся миру, и трудно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества на ближайшую перспективу, к примеру, на протяжении жизни хотя бы одного поколения (кстати, это нашло отражение в Проекте «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»). Не менее интересной представляется и предложенная еще в 70-е годы прошлого столетия и не потерявшая до сих пор своей актуальности и привлекательности так называемая теория «критического образования», которое представляет собой полную противоположность образованию «по принципу банковских вкладов»14. Такие идеи как «пробуждение сознания»; «любой человек, даже самый невежественный, способен оценивать окружающий мир»; «преподаванию должна предшествовать фаза осознания своего культурного наследия»; «без диалога человеческий мир невозможен»; «стимулирующие идеи, освобождающие форму познания»; придание особого значения предыдущему опыту обучающегося и др. лежат в основе теории Паоло Фрейре. В свете современных критических представлений об образовании прошлых десятилетий нелишним будет, по нашему мнению, сравнение двух видов образования - образования по принципу банковских вкладов и образования критического, что приведено в виде таблицы. Не хотелось бы делать пессимистические выводы по развитию системы образования, особенно как активному представителю этой системы, однако реалии заставляют признать одно - здесь представлены идеи, о которых спорили последние двадцать лет, ломали копья, ломали судьбы, и которые только-только претворяем в жизнь в полном объеме, сообразуясь с нашими отечественными условиями... Одно только успокаивает: часть высказанных в теории критического образования идей касается проблем начальной грамотности, проблем начального обучения, хотя от этого актуальность этих идей нисколько не уменьшается. Сравнительные характеристики образования по принципу банковских вкладов и образования критического Образование по принципу Образование критическое банковских вкладов ___________________________________________ Субъект: обучающий (акти- Субъекты: обучающиеся и обучаю-вен); объект: обучающийся щий; объект: весь окружающий мир (пассивен) ___________________________________________________ Роль педагога: помещать Педагог в проблемной форме реконс- _____________________________ обучающихся ____________________ Цели образования навязыва- Цели образования отражают потреб- ются обучающимся ___________ ности обучающихся _______________ Знание преподносится в го- Знание подвергается сомнению: оно товом виде, творчество не должно стимулировать диалог, кри-приветствуется. Обучение тический подход и творческую актив-преимущественно сводится к ность. Процесс обучения - процесс запоминанию _______________ творческий Авторитаризм, давление из- Диалог, освобождение, культурное вне, манипулирование, лозун- воздействие ги, «культурное насилие» ______________________________________ Приспособление людей к Радикальные изменение реальнос- ____________________________ человека ________________________ Наличие проблемы означает Наличие проблемы стимулирует по- Наступление нового века и тысячелетия, которое вызвало множество споров и предположений, не внесло особого диссонанса в течение общественной мысли о судьбах образования. Как и последние десятилетия прошлого столетия, так и первые годы нового, характеризуются длительными процессами кардинальных изменений в социально-экономическом развитии Российского государства, которые обусловили переход на путь устойчивого вхождения и далее нахождения своего места в мировом сообществе. Коренные перемены в сфере образования как одного из важных институтов складывающегося открытого гражданского общества привели к изменениям парадигмы образования, и, как утверждалось уже, привели к утверждению приоритета и победе концепции «Образование через всю жизнь» над концепцией «Образование на всю жизнь». В новых рыночных условиях образовательное учреждение, отражая состояние социально-экономического, духовного и культурного развития страны, остро реагирует на происходящие изменения, и, впитывая происходящие вокруг преобразования, постепенно изменяется в русле социального заказа общества. Новые вызовы современного российского образования предопределяет необходимость содержательной модернизации традиционно устоявшихся образовательных систем, обновления их формальных показателей. Сегодня уже можно сказать о том, что беспочвенные критические замечания по адресу отечественной педагогики, которая фактически вывела школу и образование на мировой уровень, и ее нигилистическое восприятие, а то и игнорирование, стали частью отживающей идеологии образования. Новые педагогические реальности диктуют необходимость формирования нового взгляда на способы анализа имеющегося, диктуют утверждение необходимости инновационного развития отечественной школы. Развитие такого порядка сложных систем возможно по двум основным направлениям. Первое предполагает заимствование существующих образцов достижений, следование перспективным и актуальным для настоящего времени технологиям и подходам и зачастую их «революционному» внедрению в образовательную практику, сопровождаемому игнорированием традиционных педагогических наработок. Второе осуществляется эволюционным путем и реализуется через открытие и создание в педагогической практике, а затем и авторизованное использование технологий и образовательных концепций, имеющих принципиальное значение для обновления образования. Есть и третий путь - путь интеграции, который может привести к более серьезным практическим результатам. Стержневым компонентом системы Российского образования является общее среднее образование, ориентированное на полноценное развитие личности и всемерное повышение ее интеллектуального и культурного уровня. Общеобразовательная школа на новом этапе развития образования призвана формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, вы-сокотеоретизированный, но практикоориентированный опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, составляющих основу современных ключевых компетенций. Сказанное определяет новое, современное качество содержания образования. Модернизация содержания образования, разработка и внедрение новейших образовательных технологий, инновационных подходов и перспективных методов в практику обучения, полноценное использование ресурсов компьютерной техники - задачи, стоящие перед каждой школой. Именно такой диапазон деятельности образовательных учреждений в наибольшей мере отвечает многогранным задачам экономического, социального и культурного развития страны. Вместе с тем, тезис «Модернизация страны опирается на модернизацию образования» в общественном сознании воспринимается двояко: с одной стороны, формально - как один из многочисленных политических лозунгов и конъюнктурных заявлений; с другой, - как насущная потребность обновления самого образо Переход от конструкции «Образование на всю жизнь» к конструкции «Образование через всю жизнь» означает новый виток развития системы образования, усиление ее роли в жизни каждого человека, развивающегося в глобальном открытом изменяющемся мире. Индустриальное общество сформировало свой взгляд на жизнь: считалось, что человек в молодости должен получить профессию, с которой затем будет связана вся его жизнь. При этом набор профессий фиксировался в официальных классификаторах, а содержание обучения - в официальных стандартах и программах, поскольку ного предмета, сколько знания междисциплинарного характера. Все сказанное актуализирует проблему и практику определения каждым индивидом собственной образовательной траектории в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией. Образование интеллектуально развитой и духовно обогащенной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к самоопределению и принятию самостоятельных решений, наряду с формированием ее патриотических качеств, правосознания, является основным вектором, целью и результатом совершенствования образовательной практики. В свою очередь, усиление социальной и гуманитарной ориентированности образования означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на получение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязку изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. Объективную необходимость представляет существенное повышение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий в области овладения языками - родным, русским и иностранными. Вместе с тем, ускоряющийся информационно-технологический прогресс, обусловливающий качественные изменения во всей жизни современного общества, с одной стороны, а внедрение в учебный процесс инновационных информационных и образовательных технологий - с другой, коренным образом изменили представление о ресурсном обеспечении школы, без которого невозможно подготовить обучающихся к овладению компьютерной техникой и технологиями, вооружить их фундаментальными знаниями, сформировать у них основательные практические навыки и заложить основы творческого мышления. В соответствии с новыми подходами модернизации образования школа призвана «формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет новое, современное качество содержания образования»15. Как видно, сегодня эти задачи уже решаются реально. Отрадно, что это привело не только к утверждению приоритета и победе концепции «Образование через всю жизнь» над концепцией «Образование на всю жизнь», а обеспечивает ее педагогические запросы. Date: 2015-09-17; view: 1415; Нарушение авторских прав |