Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпические повествовательные жанры
Былины
Героико-исторический (былинный) эпос существовал у многих народов, и везде его возникновение и развитие происходило в период становления и расцвета первого раннефеодального государства этого народа. Появление и развитие русского героического эпоса относится ко времени расцвета в Х – первой половине XI в. первого на Руси раннефеодального государства – Киевской Руси. Это крупнейшее и сильнейшее в Европе того времени государство успешно противостояло набегам многочисленных степных кочевых племён, само совершало победоносные походы на Византию. Непосредственным результатом формирования народно-национального исторического сознания явилось создание своеобразных форм исторического эпоса – былин киевского цикл, занимающих выдающееся место срединаиболее видных творений мировой литературы. Термин «былина» не народного происхождения. Он введён в обиход в 30-е годы XIX века собирателем народной поэзии Сахаровым. В народе произведения этого рода назывались старинами. Былины – это легендарные героико-эпические песни и сказы, отразившие события русской истории главным образом X – XI веков. Основа содержания киевского былинного эпоса – идея защиты родины. Особенностью и характерным признаком былин является не точное, а сказочно-легендарное отражение исторической действительности, нередко в сказочно-фантастических образах. Так образ Тугор-хана, предводителя половецких полчищ, неоднократно нападавших на Киев в XI веке, в былинном эпосе превратился в многоглавое змееподобное чудовище Тугарина Змиевича (позднее в сказках – в Змея-Горыныча). Ассоциативная логика этого превращения в принципе понятна. Постоянные набеги кочевников уподоблены нескольким головам Змея, волшебным оразом прирастающим и оживающим после отсечения. Аналогичным способом возник и такой былинный персонаж как Соловей-разбойник – собирательный образ многочисленных разбойничьих ватаг, грабивших купеческие караваны и мирные поселения. Нарушение исторической логики проявлялось и в том, что события русской истории XII – XIV веков по былинной традиции переносились на рубеж X – XI века, во времена княжения киевского князя Владимира. Поэтому даже нападение на Русь татаро-монголов в XIII веке и победа на Куликовском поле XIV века в былинах связывается с княжением Владимира. В большинстве былин Владимир – «Красное солнышко» обрисован как радушный, ласковый правитель. Однако в минуты опасности он труслив и беспомощен, что не соответствует исторической правде. Народные певцы более поздних времён внесли в его образ характерные черты своих современников, мелких удельных князей периода феодальной раздробленности, неспособных дать отпор врагу. Подлинными героями былин киевского цикла являются богатыри, выходцы из простого народа. Существовала ещё одна яркая и не менее занимательная группа былин – былины новгородского цикла. Их содержание относится ко времени расцвета города-государства Великого Новгорода в XIII – XIV веках. Главный герой новгородских былин не воин, не богатырь, а простой гусляр Садко. В новгородских былинах повседневный быт и общественная жизнь большого торгового города отражены более полно и правдиво (пиры торговых гостей, вечевые собрания, кулачные бои). Особую группу в русском былинном эпосе составляют шуточные и комедийные сказы, названные в народе скоморошинами. Былины не принадлежат к категории общедоступных, массово-обиходных жанров. В отличие от произведений народного творчества других жанров они исполнялись особыми специалистами-мастерами, нередко передававшими своё искусство по наследству, от родителей к детям. Сохранились две стилистически обособленные традиции исполнения былин и киевских, и новгородских. Одна территориально тяготеет к северорусским областям, другая к южнорусским и среднерусским областям. Северная традиция – традиция сольного исполнения. Исполнитель большее внимание уделяет тексту, поэтическому повествованию, нежели мелодии. Большое число разных былин он может исполнить на один и тот же напев. Тексты здесь весьма протяжённы: от 300 до 600, порой до двух тысяч стихотворных строчек в одной былине. В каждой строчке обычно 3 или 4 главных логических ударения. Чаще на 3-м слоге от начала, где-то в середине и на 3-м слоге от конца (что не редкость и для южно-среднерусской традиции). Например: «Да во славном было городе, да во Киеве». Отсюда преобладание напевов с затактами. Тексты северных былин на строфы не расчленяются. Отсюда типичность напевов однострочной формы, как и в причитаниях. Такие напевы на более мелкие построения (на фразы) обычно не расчленяются. В основе общей музыкальной формы лежит обычная повторность а + а + а + а и т.д., часто варьированная, с импровизационными изменениями в составляющих элементах (Былина про татарское нашествие). Ритм напева формируется ритмом стиха. Количество слогов в стихотворных строчках переменно, от 10 до 16, но за счёт ритмического дробления либо наоборот укрупнения длительностей и мелодического варьирования, производимого исполнителем, по времени все строчки звучат примерно одинаково. Реже встречаются многострочные напевы, объединяющие одним своим проведением несколько стиховых строчек, расчленяющиеся на предложения, фразы (Былина про Василия Буслаева). При каждом следующем проведении напева его составные элементы могут повторяться, меняться местами, выпускаться (абвв + абабв + абввв + абв и т.п.), ибо в зависимости от общего смысла каждое проведение напева охватывает разное количество стихотворных строчек. Напевы отличаются весьма нешироким диапазоном (до сексты) и зачастую имеют ярко выраженный декламационный характер (о типичных проявлениях декламационного начала в музыке смотреть в начале второй странице темы «Плачи и причитания»). Ладовая сторона диатонична. В отличие от южнорусских былин пентатоника почти не встречается, зато не редки яркие тритоновые интонации. Ладовым остовом былин с небольшим диапазоном чаще является терция, с более развитым диапазоном – квинта, порой – трезвучие. Переменность устоя наблюдается довольно часто. Весьма характерна переменность терцового тона, выражающаяся в чередовании мелодических оборотов одноименного мажора и минора. Южно-среднерусская традиция, это исполнение былин небольшим ансамблем мастеров в широкой песенной манере, с подголосками. Здесь уже нельзя говорить о преобладающем значении текстов, ибо мелодика напевов, их диапазон, протяженность, форма развёрнуты по песенному типу. Зато тексты заметно короче. Форма чаще строфическая. Строфа обычно строится из двух «вопросо-ответных» предложений. В ладовом отношении преобладает диатоника. Возможны её пентатонные варианты. Декламационность проявляется в меньшей степени, но всё же заметна. То же самое можно сказать и о вариантности.
Date: 2015-09-17; view: 1911; Нарушение авторских прав |