Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свадебные песни
Свадебный обряд (свадебная игра) – один из древнейших на Руси. На протяжении многих веков он интенсивно развивался. Стабильный облик приобрёл к XVI веку. Обряд состоит из театрализованных комедийных и драматических сцен, игровых и обрядовых действий с чётко установленным порядком их следования, с чётко установленным содержанием каждого эпизода, с действующими лицами и их ролями. Эпизоды обряда на всех его этапах сопровождались песнями, прикрепленными именно к данным эпизодам, различными по содержанию и характеру в зависимости от их назначения в обряде: лирическими (в большом многообразии лирики), плачами-причитаниями, шуточными, величальными и т.д. Неоднороден и музыкально-поэтический стиль песен, так как среди них обычно присутствуют и песни старинные (иногда встречаются очень древние), и песни более новые. В разных местах России, иногда даже близких друг другу, свадебный обряд, содержание его эпизодов могут существенно отличаться в деталях. Так в южнорусских областях и на Украине отсутствуют причитания невесты. Песни свадебного обряда тоже не одинаковы на всей российской территории. Свадебные песни в целом – один из наиболее богатых и национально-самобытных разделов народно-русского песенного творчества. Свадебная игра могла длиться от нескольких дней, до нескольких недель. Она разделялась на две большие части. Первая – в доме невесты. В её основе – бытовая драма прощания девушки с родной семьёй. Вторая часть – в доме жениха (после венчанья). В центре этой части – традиционное свадебное пиршество. Важнейшие эпизоды свадебного обряда: сватовство, рукобитье, смотрины невесты, девишник, утро свадебного дня, встреча поезжан (свадебного поезда), свадебное пированье. Лирическая кульминация обряда – девишник. Празднично-весёлая кульминация - свадебный пир. Свадебный обряд разыгрывался традиционными участниками (действующими лицами): сват, сваха, дружка жениха, подруги невесты, вопленица и др. под руководством одного из них, хорошо знающего весь распорядок действия. Мастера такого рода особо ценились в народе. Центральным действующим лицом была сама невеста. По ходу обряда она исполняла длинный ряд традиционных причитаний, часть которых могла исполнить вопленица. Невеста должна была причитать даже в том случае, когда свадьба происходила по взаимной склонности молодых (по любви), чтобы не обидеть родственников и родителей «вспоивших и вскормивших» её лёгким расставанием. Впрочем, в прежние времена свадьбы по любви – огромная редкость. Как правило, свадьбы назначались по соглашению родителей с той и другой стороны. Порой молодые до собственной свадьбы были вовсе незнакомы. Свадебные причитания исполняла не только невеста и вопленица, но и мать невесты, порой – старшая сестра. В северной части России часть причитаний могла идти одновременно со свадебными лирическими или величальными хоровыми песнями подруг невесты, в результате чего возникала полимелодика, полиритмика, политональность («полифония»). Предстоящее замужество обрисовывалось в свадебных плачах как «тяжкая неволя». Девушка просила родных заступиться за неё, не отдавать «во злы-чужи люди», подождать со свадьбой хотя бы еще одно «лето красное». Жених в причитаниях именовался «чуж-чуженином», злодеем и т.п. Новая родня называлась злой, недоброй, особенно свекор со свекровью («крикнут по-звериному, зашипят по-змеиному»). В некоторых областях свадебные причеты поются практически на те же мотивы, что и похоронные, в других, особенно на севере, отличаются большей распевностью, широким развитием мелодической орнаментики. Свадебные плачи, как и ряженые на свадьбе (ряженые нередко «похищают» невесту) – это ещё и театрализованное проигрывание возможных негативных ситуаций с целью избежать таких ситуаций в реальной жизни. (Пусть всё плохое произойдёт в игре, «понарошку», тогда его уже не хватит на реальность.) Свадебная лирика представлена в основном лирическими и величальными песнями подруг, исполняемыми в первой части свадебной игры, в особенности на девишнике и в утро свадебного дня. Величальные песни звучат и на свадебном пиру. В основном это лирические и лирико-эпические песни, связанные с поэтической характеристикой невесты. (Более широкий круг лиц – жених, молодые, родители, гости, сват, сваха, дружка жениха и др. величаются на свадебном пиру). Значительная часть их посвящена идеализации девичьей красы, привольной жизни в родительском доме. Это светлые, лирические песни. Другая большая группа – грустные лирические песни о горечи разлуки с родной семьёй и родной стороной, о горькой судьбе девушки, выдаваемой за нелюбимого. Во многих песнях разрабатывается тема неприязненной встречи невесты роднёй жениха. Так в известной песне «Из-за лесу, лесу тёмного» невесту, белую лебёдушку, отставшую от своей стаи, клюют и щиплют серые гуси – родня жениха. Особую группу составляли лирические песни подруг эмоционально просветлённого характера, воспевающие невесту и жениха. Они служили выражением оптимистических устремлений молодёжи, олицетворяли мечты о будущей светлой жизни («Ты, заря ль моя, зорюшка»). Для свадебных песен чрезвычайно характерны метафоры, поэтические параллели с миром природы. Традиционные параллели: - жених – селезень, сокол, ястреб; - невеста – лебёдушка, яблонька; -молодые - лебедь с лебёдушкой, голубь с голубкой; - родня жениха – серые гуси. И тому подобное. Эти и им подобные образы и персонажи могут занимать первый, нередко более продолжительный раздел композиции песни. Созвучно содержанию этого раздела далее может развиться и собственно «человеческая» часть сюжета. Бывает, однако, что песня до самого конца рассказывает о засыхающей яблоньке или несчастной лебёдушке, не упоминая о невесте и свадьбе, и всё же возможно, что эта песня свадебная. Для древнейшего слоя свадебных песен характерен узкий звуковой объём, упоминавшиеся уже не раз древние лады, порой пентатонная ладовая основа. Встречаются среди древнейших свадебных песен распевные мелодии широкого развития, значительной протяжённости. Они обычно лишены устойчивого мелодического и метроритмического контура, отличаются текучей изменчивостью, импровизационностью мелодических и ритмических очертаний. Отсюда отсутствие в них определённого тактового размера, либо частая переменность размера. Наряду с напевами древнейшего происхождения в русские свадебные циклы входили песни более близких к нам времён с широким диапазоном, в натуральных семиступенных и октавных ладах. Большинству свадебных напевов свойственны нечётные ритмы и размеры на 3/4, 5/4, 7/4, 9/4. Все вышеперечисленные признаки характерны для древних и более поздних лирических песен. Иная ладоинтонационная и метроритмическая природа у шуточных и величальных свадебных песен: величавость, торжественность, энергичность (мелодические обороты с большой секстой, плясовые ритмы). В свадебных песнях используются различные виды хорового многоголосия: гетерофония – в песнях старинного типа, подголосочная полифония – в лирических свадебных, аккордовое многоголосие (благодаря ритмическому совпадению голосов) – в быстрых, шуточных и величальных песнях. Большинство свадебных напевов (подобно напевам календарных песен) исполнялось с разными текстами, т.е. не было стабильного закрепления за мотивом строго определённого текста. Наблюдалось и обратное явление - один и тот же текст исполнялся на разные мелодии. Особенно это заметно при сравнении напевов и текстов, бытующих в разных местностях.
Date: 2015-09-17; view: 3056; Нарушение авторских прав |