Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русское народное многоголосие
Развитое русское народное многоголосие - многоголосие подголосочно-полифонического склада. Иногда его называют вариантным многоголосием, ибо многоголосное ансамблевое целое в РНП складывается из одновременно звучащих вариантов основного напева – подголосков основного напева. Известный специалист в области русского народного музыкального творчества Е. Линёва писала: «…Запевала (большей частью средний или низкий голос, в редких случаях высокий) ведёт основную мелодию; к нему присоединяется хор или артель; каждый член артели разрабатывает ту же мелодию, сообразно своему личному вкусу и воображению, то отделяясь от запевалы, то снова сливаясь с ним». Подголоски, их мелодические линии нередко равноправны с основным напевом. Иногда по своим мелодическим достоинствам подголосок даже превосходит основной напев, но в общей массе подголоски, пожалуй, всё-таки выглядят чуть более второстепенно, чем центральный напев, ибо базовые контуры центрального напева формировались, выверялись поколениями, веками, а подголоски вариантно-вариационно создаются, импровизируются прямо по ходу исполнения. Какие-то из них очень развиты, более самостоятельны, другие менее самостоятельны и лишь иногда ответвляются от центрального напева или от линии другого подголоска. Любой подголосок в любом месте может соединиться с основным напевом либо с другим голосом и следовать с ним в унисон, либо в параллельный интервал (элементы гетерофонии как составная часть подголосочного склада). И наоборот, в любом месте подголосок может отойти от унисона и приступить к развитию своей мелодической линии. В подходящем месте на фоне развития других мелодических линий голос может выдерживать, тянуть какое-то время один звук (элементы бурдона). Чаще всего голоса сводятся в унисон или в октаву в окончаниях музыкальных построений, а разветвляются на этапах интенсивного развития напева. На практике количество голосов, образующих реальную единовременную вертикаль в каждый конкретный момент иное, чем в следующий момент (кто-то ушёл в унисон, либо напротив, отступил от унисона, кто-то вообще замолчал или только что вступил), и это типично для народно-русского многоголосия. Голоса участников ансамбля могут вступать в общий хор в любом месте, даже в середине построения, в середине слова. Очерёдность вступления и выключения голосов совершенно свободна. Новые голоса чаще вступают в унисон с уже поющими и лишь потом отслаиваются от них. Песня может сразу начаться многоголосно, но чаще начинается с одноголосного сольного запева. Вступление других голосов происходит обычно после того, как в запеве выявится тональность и лад. Перекрещивания голосов вполне естественны. Даже в том случае, когда подголоски подчинены основной мелодической линии, принадлежность многоголосия к подголосочно-полифоническому складу не вызывает сомнений, ибо подголоски остаются явно линеарно-мелодическими образованиями, звучащими в единовременности. Тип подголосочной полифонии не однороден в различных местностях России. В крупном плане различают северную и южно-среднерусскую традиции народной полифонии. Для северной традиции характерно так называемое «ярусное» (этажное) многоголосие, основанное на сочетании в единовременности двух-трёх, различных по высоте тембрового диапазона групп исполнителей, например, - группа высоких женских голосов, группа средних и низких женских голосов, возможно и группа мужских голосов. В каждой группе (этаже) излагается основной напев песни, т.е. он звучит в верхнем регистре, в то же время звучит октавой ниже (другой этаж) и, наконец, ещё октавой ниже (нижний этаж или ярус). Разумеется, и тут может проявиться и проявляется вариантность (разница в деталях), но всё же это один и тот же напев. В каждом этаже-ярусе к нему присоединяются подголоски сходного тембра, образуя многоголосие данного этажа. Между этажами обычно остаётся незаполненное пространство, от чего вся конструкция воспринимается на слух как трехъярусная (вариантная двух-трёх регистровая гетерофония). Для южно-среднерусских хоровых традиций регистровое противопоставление групп не характерно в такой степени как для северных. Здесь многоголосие тяготеет к преобладанию двух наиболее важных партий (дифференцированная гетерофония). Нижняя из этих двух – основной напев песни. Верхняя – основной мелодический подголосок, разрабатывающий, обыгрывающий, орнаментирующий материал основного напева и при этом старающийся быть весьма самостоятельным, интонационно и ритмически подвижным и развитым (стремление к контрапунктированию). Остальные подголоски более традиционны. Условная граница между северными и южно-среднерусскими хоровыми традициями проходит южнее Москвы и Нижнего Новгорода.
Date: 2015-09-17; view: 4098; Нарушение авторских прав |