Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ладовая основа староклассической русской народной песни





 

По справедливому замечанию А.Н. Серова – русского композитора и музыкального критика XIX века – русская народная песня не знает ни мажора, ни минора. Это замечание относится не к мажорности или минорности краски ладового наклонения, а к мажору и минору как к ладам, порождённым гармоническим музыкальным мышлением, ладам, имеющим в качестве функций не только отдельные ноты-ступени, но и аккордовые комплексы. Соответственно кроме закономерностей и логики взаимоотношений между отдельными ступенями, в мажоре и миноре существует огромный пласт закономерностей и логики взаимодействия аккордовых функций (они изучаются на специальной дисциплине – гармонии), чего вовсе нет в ладах крестьянской РНП и не существует в народных ладах многих других стран. Логика взаимодействия между отдельными ступенями в ладах РНП тоже существенно отличается от отношений между ступенями мажора и минора, например, переменность устоев в РНП в сравнении с абсолютным централизованным устоем-тоникой в мажоре и миноре. Лады РНП могут существенно отличаться от мажора и минора количеством и звуковысотным качеством своих ступеней, что в сочетании с переменностью устоев и особенностями ритмики делает систему отношений этих ступеней индивидуально самобытной не только в каждом конкретном ладе, но и в каждой конкретной песне.

Ранее уже говорилось об интонационно-попвочном принципе ладообразования РНП и о характерных особенностях ладовой системы древних песен (смотри тему «Ладовая организация древнейших песен»). Сцепление нескольких излюбленных мелодических попевок, сцепление нескольких узко-диапазонных ладов постепенно, со временем приводило к более развитым мелодическим оборотам, к более широкому общему диапазону, к более сложной ладовой организации.

Звукоряды ладов, используемых в староклассической (крестьянской) РНП разнообразны. В их числе звукоряды, совпадающие с натуральным минором и мажором, семиступенные лады народной музыки (лидийский, миксолидийский, ионийский, эолийский, фригийский, дорийский), разного рода переменные ладовые системы, порождённые подвижностью ладовых устоев и вариантностью высотного качества ступеней. Нередки увеличенные и уменьшенные ладовые структуры, лады ангемитонные (т.е. бесполутоновые). Элементы одних ладов могут проявляться внутри контуров других (например, элементы пентатоники или трихорды квартового объёма внутри семиступенного лада).

С XVII века в результате быстро развивающихся культурных связей с Европой в РНП, прежде всего бытующую в городах, начинают проникать элементы европейского мажора и минора.

 

 







Date: 2015-09-17; view: 2096; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию