Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ладовая основа староклассической русской народной песни
По справедливому замечанию А.Н. Серова – русского композитора и музыкального критика XIX века – русская народная песня не знает ни мажора, ни минора. Это замечание относится не к мажорности или минорности краски ладового наклонения, а к мажору и минору как к ладам, порождённым гармоническим музыкальным мышлением, ладам, имеющим в качестве функций не только отдельные ноты-ступени, но и аккордовые комплексы. Соответственно кроме закономерностей и логики взаимоотношений между отдельными ступенями, в мажоре и миноре существует огромный пласт закономерностей и логики взаимодействия аккордовых функций (они изучаются на специальной дисциплине – гармонии), чего вовсе нет в ладах крестьянской РНП и не существует в народных ладах многих других стран. Логика взаимодействия между отдельными ступенями в ладах РНП тоже существенно отличается от отношений между ступенями мажора и минора, например, переменность устоев в РНП в сравнении с абсолютным централизованным устоем-тоникой в мажоре и миноре. Лады РНП могут существенно отличаться от мажора и минора количеством и звуковысотным качеством своих ступеней, что в сочетании с переменностью устоев и особенностями ритмики делает систему отношений этих ступеней индивидуально самобытной не только в каждом конкретном ладе, но и в каждой конкретной песне. Ранее уже говорилось об интонационно-попвочном принципе ладообразования РНП и о характерных особенностях ладовой системы древних песен (смотри тему «Ладовая организация древнейших песен»). Сцепление нескольких излюбленных мелодических попевок, сцепление нескольких узко-диапазонных ладов постепенно, со временем приводило к более развитым мелодическим оборотам, к более широкому общему диапазону, к более сложной ладовой организации. Звукоряды ладов, используемых в староклассической (крестьянской) РНП разнообразны. В их числе звукоряды, совпадающие с натуральным минором и мажором, семиступенные лады народной музыки (лидийский, миксолидийский, ионийский, эолийский, фригийский, дорийский), разного рода переменные ладовые системы, порождённые подвижностью ладовых устоев и вариантностью высотного качества ступеней. Нередки увеличенные и уменьшенные ладовые структуры, лады ангемитонные (т.е. бесполутоновые). Элементы одних ладов могут проявляться внутри контуров других (например, элементы пентатоники или трихорды квартового объёма внутри семиступенного лада). С XVII века в результате быстро развивающихся культурных связей с Европой в РНП, прежде всего бытующую в городах, начинают проникать элементы европейского мажора и минора.
Date: 2015-09-17; view: 2096; Нарушение авторских прав |