Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ладовая организация древнейших песен
Метод образования ладовых систем в народно-русском песенном творчестве называют попевочным (попевочное ладообразование). Действительно, мелодии многих, если на большинства древнейших песен основаны на ладовых системах, мелодической базой которых является повторение и варьирование одной-двух попевок, излюбленных в данной местности в данную эпоху. Лады и мелодии древних РНП отличаются довольно узким звуковым объёмом (диапазоном) в пределах терции – квинты, незаполненной сексты. Типичные варианты ладовой организации – опевание одного или двух устоев, находящихся на расстоянии терции или кварты, секундовыми сопряжениями соседних неустоев. По интервалу между устоями эти лады называют терцовыми и квартовыми («А мы масленицу дожидаем», «Не было ветру»). Весьма типичны бесполутоновые попевки, они же лады из трёх звуков в объёме кварты – бесполутоновые трихорды (трихорды в кварте). (В качестве составляющих элементов трихорды отчётливо проявляются в ладовых структурах вышеупомянутых песен, особенно первой. Именно трихорд - её исходная и главенствующая ладовая структура.) Характерным ладовым образованием многих старинных песен является терцовый лад с субквартой («Матушка Волга», «Слава»). Мелодии подобного рода построены как бы на квартсекстаккорде, с опорой на его звуки. Главным устоем в них бывает или нижний звук терции, или нижний звук незаполненной субкварты (кварты снизу), в то время как верхняя терция обрастает секундовыми сопряжениями. Более развитые ладовые системы песен более позднего происхождения либо песен, мелодика которых развивалась, изменялась на протяжении последующих веков, нередко содержат в качестве составляющих элементов вышеописанные древние лады, особенно – трихорды. Для РНП и древних, и более поздних весьма характерна переменность устоев, т.е. перемещение устоев с одних ступеней лада на другие по ходу развёртывания песенного напева, либо мелодий голосов в многоголосных песнях. В отличие от отклонений и модуляций, известных нам по профессиональной (европейской) музыке, меняющих тональность при помощи смены знаков альтерации (меняющих звуковой состав), переменность устоев происходит в неизменяющейся структуре всё того же ладового звукоряда. В РНП встречается и ладовая переменность – модификация ладового звукоряда, суть которой также отлична от отклонений и модуляций европейской музыки. При ладовой переменности также возможна переменность устоев. В любом случае в процессе переменности устоев новый устой может появиться на любом расстоянии от прежнего. При этом прежний устой может превратиться в неустой. На протяжении одной песни переменность устоев может проявиться несколько раз, выявляя в качестве очередных устоев новые или уже бывшие в этом значении звуки. Если в централизованном мажоре и миноре (европейских ладах музыки гармонической эпохи) положение тоники, устоев, ладового центра однозначно, постоянно и заранее известно в каждой тональности (потому эти лады и называются централизованными), то в народно-русских ладовых системах с характерной для них ослабленной ладовой централизацией тот или иной устой реализуется определёнными средствами музыкальной логики данного фрагмента напева. Средства выявления устоя, опоры: 1. Метроритмические: а) более крупная длительность этого звука; б) его попадание на более сильную (акцентную, ударную) долю. 2. Мелодико-ритмическая устремлённость, направленность движения к тому или иному звуку. 3. Структурные: а) звук, заключающий музыкальное построение; б) звук, встречающийся чаще других. Нередко очередной устой выявляется сразу несколькими из указанных факторов. Если в староклассических РНП устои могли смещаться на любые интервалы, то в городских РНП чаще всего сменяли друг друга устои параллельных мажора и минора, Параллельной (терцовой) переменностью устоев, свойственной городской народной песне, ограничивается, как правило, использование этого явления в музыке русских композиторов-классиков XIX века. Date: 2015-09-17; view: 1858; Нарушение авторских прав |