Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Ладовая организация древнейших песен





Метод образования ладовых систем в народно-русском песенном творчестве называют попевочным (попевочное ладообразование). Действительно, мелодии многих, если на большинства древнейших песен основаны на ладовых системах, мелодической базой которых является повторение и варьирование одной-двух попевок, излюбленных в данной местности в данную эпоху. Лады и мелодии древних РНП отличаются довольно узким звуковым объёмом (диапазоном) в пределах терции – квинты, незаполненной сексты. Типичные варианты ладовой организации – опевание одного или двух устоев, находящихся на расстоянии терции или кварты, секундовыми сопряжениями соседних неустоев. По интервалу между устоями эти лады называют терцовыми и квартовыми («А мы масленицу дожидаем», «Не было ветру»). Весьма типичны бесполутоновые попевки, они же лады из трёх звуков в объёме кварты – бесполутоновые трихорды (трихорды в кварте). (В качестве составляющих элементов трихорды отчётливо проявляются в ладовых структурах вышеупомянутых песен, особенно первой. Именно трихорд - её исходная и главенствующая ладовая структура.)

Характерным ладовым образованием многих старинных песен является терцовый лад с субквартой («Матушка Волга», «Слава»). Мелодии подобного рода построены как бы на квартсекстаккорде, с опорой на его звуки. Главным устоем в них бывает или нижний звук терции, или нижний звук незаполненной субкварты (кварты снизу), в то время как верхняя терция обрастает секундовыми сопряжениями.

Более развитые ладовые системы песен более позднего происхождения либо песен, мелодика которых развивалась, изменялась на протяжении последующих веков, нередко содержат в качестве составляющих элементов вышеописанные древние лады, особенно – трихорды.

Для РНП и древних, и более поздних весьма характерна переменность устоев, т.е. перемещение устоев с одних ступеней лада на другие по ходу развёртывания песенного напева, либо мелодий голосов в многоголосных песнях. В отличие от отклонений и модуляций, известных нам по профессиональной (европейской) музыке, меняющих тональность при помощи смены знаков альтерации (меняющих звуковой состав), переменность устоев происходит в неизменяющейся структуре всё того же ладового звукоряда. В РНП встречается и ладовая переменность – модификация ладового звукоряда, суть которой также отлична от отклонений и модуляций европейской музыки. При ладовой переменности также возможна переменность устоев. В любом случае в процессе переменности устоев новый устой может появиться на любом расстоянии от прежнего. При этом прежний устой может превратиться в неустой. На протяжении одной песни переменность устоев может проявиться несколько раз, выявляя в качестве очередных устоев новые или уже бывшие в этом значении звуки.



Если в централизованном мажоре и миноре (европейских ладах музыки гармонической эпохи) положение тоники, устоев, ладового центра однозначно, постоянно и заранее известно в каждой тональности (потому эти лады и называются централизованными), то в народно-русских ладовых системах с характерной для них ослабленной ладовой централизацией тот или иной устой реализуется определёнными средствами музыкальной логики данного фрагмента напева. Средства выявления устоя, опоры:

1. Метроритмические: а) более крупная длительность этого звука; б) его попадание на более сильную (акцентную, ударную) долю.

2. Мелодико-ритмическая устремлённость, направленность движения к тому или иному звуку.

3. Структурные: а) звук, заключающий музыкальное построение; б) звук, встречающийся чаще других.

Нередко очередной устой выявляется сразу несколькими из указанных факторов.

Если в староклассических РНП устои могли смещаться на любые интервалы, то в городских РНП чаще всего сменяли друг друга устои параллельных мажора и минора, Параллельной (терцовой) переменностью устоев, свойственной городской народной песне, ограничивается, как правило, использование этого явления в музыке русских композиторов-классиков XIX века.








Date: 2015-09-17; view: 1337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию