Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разновидности песенной формы





 

Характерной чертой подавляющего большинства РНП является многократное повторение (возможно – вариантно изменяющееся повторение) напева песни с разными стихотворными строчками по ходу ее исполнения. Такое повторение может происходить на основе одной из трёх разновидностей песенной формы: однострочной, строфической, куплетной.

Напев, не расчленяющийся на более мелкие составные элементы (предложения, фразы) и соответствующий одной стихотворной строчке, а иногда – её половине, называется однострочным или стиховым. (Простая периодичность типа а + а + а и т.д.) Такой тип напева характерен для древнейших песен («А мы просо сеяли»). Строфический вид напева охватывает несколько (не менее двух) стихотворных строчек, расчленяется на относительно самостоятельные построения (предложения), которые в свою очередь могут делиться на фразы. Песенная строфа является разновидностью формы периода, выражая одну законченную мысль, хотя и не всегда завершается устойчивой концовкой. Чаще строфа складывается из двух мелодически несходных («вопросоответных») предложений, например, ав + ав + ав …, либо авсс + авсс + авсс… и тому подобное. В приведенных схемах возможны перестановки материла, временные или долговременные добавления или исключения составляющих элементов. Число составляющих строфу элементов вовсе не обязательно должно быть чётным.Например: авс + авсс + асвс + ввсс + dвc и тому подобное. Не следует путать строфическую форму с куплетной, текст которой складывается из рифмованных четверостиший. Для староклассической[1] крестьянской РНП куплетная форма не характерна, так как в для песен этого рода строгая рифма и четверостишное строение стиха не типичны.

Важным формообразующим элементом песенной строфы является припев, т.е. заключительная часть строфы, чаще всего совпадающая с заключительным предложением либо с заключительным мелодическим оборотом. Довольно характерным признаком припева является его проведение во всех строфах на один и тот же текст, что, однако, не является обязательным. Не редки случаи, при которых в припеве не изменяется лишь начальное слово или несколько слов, заключительная же группа слов меняется. Излюбленными словосочетаниями в припевах являются: «Ой, люшеньки-люли», «Ой дид-ладо», «Виноград зеленый», «Ой калина, ой малина» и т.п. Припев не всегда имеет самостоятельную мелодическую линию. В древнейших песнях он часто исполняется на ту же мелодию, что и не повторяющийся запевный текст, т.е. исполняется с однострочным, а не строфическим напевом.

От мелодически развитого припева следует отличать повторяющиеся в окончаниях построений короткие возгласы, такие как «Слава», «Ладу-ладу» и т.п. Это древнейшие виды припевов (заклинаний). Иногда подобными возгласами дополняется и мелодически развитый припев (например, в величальных песнях).

Реже в РНП применяются предваряющие припевы, с которых начинается песенная строфа («Эй, ухнем»).







Date: 2015-09-17; view: 1729; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию