Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характерные черты произведений народного музыкального творчества
Костромское областной музыкальный колледж
О. А. НОВИКОВ
КРАТКИЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «народная музыкальная культура». УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТДЕЛЕНИЦЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ колледжей
Одобрено предметной (цикловой) комиссией отделения теории музыки. Председатель
характерные черты произведений народного музыкального творчества ФОЛЬКЛОР (англ, folklore, букв.- нар. мудрость) - народное творчество. Аутентичный, или подлинный, фольклор – это народное искусство, живущее непосредственно в народной среде. Сценический вариант фольклора называют фольклоризмом. Он представляет собой как точное, так и подвергшееся обработке, приспособлению к рыночному спросу воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями - профессионалами или любителями. Произведением народного музыкального творчества может быть названо высоко художественное произведение (песня или инструментальная пьеса) неизвестного или известного автора, активно бытующее в устной традиции, подвергшееся коллективной шлифовке в процессе вариантного видоизменения. В данном определении важны все составляющие его элементы. Настоящие произведения народного творчества высокохудожественны по сути. С подлинно народным искусством не следует путать антихудожественные явления музыкального быта (блатные воровские песни и т. п.). Изучая народное музыкальное творчество, не следует забывать о народной инструментальной музыке, что иногда происходит на практике. Иногда приходится сталкиваться с мнением, что народная песня (музыка) не может иметь конкретного автора. Это, конечно же, не так. У любого произведения народного искусства когда-то был автор или группа авторов, но их имена не сохранились, забылись за многие десятилетия, а то и за многие века. Иначе обстоит дело с произведениями, созданными в конце XIII – XX веках (новые произведения народного искусства продолжают появляться, создаваться и в наше время). В это время появляется и активно развивается наука, изучающая фольклор. Фольклористы, то есть ученые и специалисты, представляющие эту науку, активно собирают, записывают по всей стране произведения народного искусства, фиксируют имена и фамилии их авторов. Поэтому имена авторов большинства народных песен, созданных в XIX – XX веках зафиксированы в специальной литературе. Верно, по сложившейся традиции при исполнении народных песен имена авторов обычно не объявляются. Если произведения профессиональных композиторов (сонаты Бетховена, песни Шуберта и т. д.) передаются из века в век, от исполнителя к исполнителю в нотной записи, то произведения народной музыки живут и передаются в народной среде устным путём, от одного человека к другому, из поколения в поколение (ещё в XIX веке большинство населения России было неграмотным, а умением читать и писать ноты и сейчас обладают далеко не все). Устная природа бытования произведения народного творчества почти обязательно приводит к тому, что при переходе от одного исполнителя к другому это произведение (например, песня) неизбежно меняется в каких-то деталях. Где-то чуть изменится мотив, либо его отдельная интонация, где-то изменится ритм, где-то текст и рифма, а значит опять-таки ритм. Другой исполнитель может изменить темп, спеть более мужественно, либо более лирично и т. п. Подобные изменения могут произойти отчасти из-за того, что очередной исполнитель запомнил мелодию и текст не совсем точно. Но не редко каждый следующий исполнитель, особенно если он талантлив, считает возможным спеть песню заведомо по-своему. При этом его вариант исполнения при всех изменениях музыки и текста в художественном отношении не уступит варианту предыдущему или соседнему. Фактически каждый исполнитель народной песни является ее соавтором. Таким образом, песня, существуя многие десятилетия, а то и века, подвергается коллективной шлифовке в процессе вариантного видоизменения. Порой одна и та же песня существует в вариантах настолько непохожих, далёких друг от друга, что для доказательства родства этих вариантов приходится устраивать специальную экспертизу. Впрочем, бывают случаи, когда на один и тот же текст сочиняются заведомо разные песни. Бывает и наоборот, когда применительно к одной и той же песенной мелодии существуют заведомо разные поэтические тексты. Что же касается вариантности, то она нередко проявляется даже в исполнении той же песни тем же певцом в разные дни и даже в разное время одного и того же дня; сменилось настроение – вариантно изменилась песня. Даже по ходу одного и того же исполнения в следующих строфах песни может проявиться процесс вариантности. Часто это происходит из-за того, что песенные тексты не имеют строгой рифмы (это характерно для народной поэзии). Поэтому в следующей строфе на тот же фрагмент мелодии может наложиться более длинный или более короткий (по количеству слогов) текст. Мелодия просто вынуждена будет измениться ритмически или интонационно. Как правило, за небольшим исключением варианты одной и той же песни художественно равноценны, художественно равноправны. Если вариационность основывается на функциональном подчинении производных компонентов главному, то вариантность основывается на функциональном равноправии слагаемых компонентов.
Date: 2015-09-17; view: 3262; Нарушение авторских прав |