Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции 1 page





3 Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.

3 Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).

3 Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фафафа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.

3 В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).

Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов

3 Если у ребенка недостаточная подвижность губ (признаки дизартрии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Первое время можно придерживать верхнюю губу пальцами. Постепенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом должен быть почти закрыт.

3 Если у ребенка нижний выдвинутый прикус,нужно сформировать у него временное произношение звуков [ф] ([в]). Звуки будут произноситься посредством прикосновения нижних резцов к верхней губе. Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта.

3 Если у ребенка долго не появляются верхние резцы,можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения звуков [ф] ([в]).
При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ).

Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л]

СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ
В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И]

3 Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [хихихи] (или [фифифи] и т. п.), в этом случае перед гласным [и] будет слышаться мягкий звук. При произнесении слогов губы должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы — максимально сближены. Выдыхаемая изо рта воздушная струя должна ощущаться на подставленной ко рту ладони.

3 Если в этом положении произношение какого-либо из звуков будет недостаточно мягким, его нужно будет произносить в звукосочетании между двумя гласными [и][ихи] (или [ифи] и т. п.).

3 В дальнейшем нужно будет перейти к такому произношению: [ихихихи] (или [ифифифи] и т. п.).

3 После того как ребенок начнет легко произносить мягкий согласный звук, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

3 Затем тренируйте его произношение в слогах с другими гласными ([хехюхяхё] или [фефюфяфё] и т. п.). Слоги можно произносить по подражанию.

Постановка мягких согласных [т'] ([д'])

Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного речевого выдоха,поэтому при их постановке тщательно контролируйте его направление. Уже научившись произносить эти звуки, ребенок первое время может возвращаться к прежнему их произношению, утрачивая правильный речевой выдох.

Следите, чтобы ребенок произносил звуки самым кончиком языка, а не передней частью его спинки (кончик при этом округляется и перестает быть выраженным). От этого звуки звучат глуховато и недостаточно мягко.

Сначала попытайтесь вызвать произношение звука [т'] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ПО ПОДРАЖАНИЮ

3 Пусть ребенок поместит расплющенный язык между зубами и прикусит самый его кончик, верхние резцы при этом ложатся на язык «плашмя» (то есть расположение зубов сохраняет форму правильного прикуса).

3 В этом положении, выдохнув воздух, вслед за вами ребенок должен длительно и очень тихо произносить звук [т]. Вторым звуком после него будет слышаться, напоминающий [с] свистящий звук. Поток выдуваемого воздуха должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

3 После этого ребенок должен, как бы «пожевывая» язык, очень тихо, медленно и протяжно произносить звуки тт] (на каждое «жевательное» движение по звуку). При этом воздух, как бы порциями будет «выплевываться» на ладонь. Звук приобретет несколько смягченный оттенок.

3 Произнося звуки, ребенок должен все шире и шире улыбаться. От этого звуки будут получаться еще мягче.

3 Растянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [титити]. Воздух должен «выплевываться» на ладонь, язык — не двигаться с места. На язык нужно дуть коротко, аккуратно, чтобы звук [т'] оказался тонким.


3 Дальше пусть ребенок повторяет за вами звукосочетания [итиитиити],губы должны быть сильно вытянуты в улыбку, а звук [и] — звучать подчеркнуто.

3 Затем нужно сблизить зубы (почти сомкнуть их в форме правильного прикуса) и продолжать произносить слоги с закрытым ртом.

3 Произнося слоги [итититити],ребенок должен чувствовать, как воздух тонкой струйкой проходит у него между зубами.

3 После этого пусть произносит другие слоги (повторяет по подражанию): [титя], [титю], [тите], [титё]. При помощи ладони нужно контролировать речевой выдох ребенка.

3 Для усиления мягкости звучания полезно потренировать звук в слогах — [тин'тин'тин'] (произносить слоги нужно сплошным потоком).

3 В заключение ребенок должен повторять за вами изолированный звук.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С']

3 Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [сисиси],выдувая воздух на ладонь.

3 Затем также вслед за вами — слоги [с'тис'тис'ти]. Звук [с'] должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быстро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Предупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю.

3 После этого пусть повторяет за вами слоги [с'титити]. Скажите ему, что после звука [с'] слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка).

3 Ребенок должен произносить слоги [титити] (повторяя только второй после [с'] «птичий» звук).

3 Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию).

В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т'] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ
КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ

3 Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.

3 Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи).

3 Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу — у ребенка выйдет звук, напоминающий [т']. Эти звуки должны произноситься попеременно.

3 В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу».

3 Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти],или очень близкое к нему звукосочетание.

3 Обратите внимание ребенка на звук [т'],как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).

3 Для усиления мягкости звучания потренируйте звук [т'] в положении между двумя гласными [и] ([итиитиити]).

3 В дальнейшем произносите слоги с другими гласными (обучайте «птичку говорить»).


3 В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н']

Артикуляция этих звуков фактически одинакова, поэтому этот способ очень удобен. Однако звук [н'] — «носовой», при его произнесении воздух поступает в нос, и это направление речевого выдоха может передаться звуку [т']. Поэтому, если заметите, что ребенок пытается произносить звук [т'] в нос, не используйте этот способ.

3 Вытянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [нинини]. Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, ребенок должен пощелкивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук).

3 В дальнейшем пусть произносит вслед за вами слоги [нитинити] тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [т'] произносится в том же месте, где и звук [н']. На ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха.

3 Если у ребенка получается полноценный звук [т'],закрепляйте его в слогах с другими гласными. Делать это можно по подражанию.

Постановка звуков [т'] ([д']) при аномалиях строения речевых органов

3 При вертикальном прикусе звуки [т'] ([д']) ставятся третьим способом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам.
В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цокающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхлипыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Таким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминающий мягкий звук [т']. При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы находились в широкой улыбке.
В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить фактически слоги [титити]. «Выдувая» из себя слог, ребенок должен «целиться» им в подставленную ко рту ладонь. Затем потренируйте звук [т'] уже только на выдохе между гласными [и] ([итиитиити]). Все эти вещи ребенок должен повторять за вами по подражанию.

3 Если у ребенка нижний выдвинутый прикус,используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н'] кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним.
В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок. Это может быть оттого, что речевой выдох ребенка нарушен — используйте прием с произношением слогов [титити] ([итиитиити]) на вдохе и выдохе (как это описано в предыдущем случае). Пусть ребенок также с помощью ладони контролирует направление воздушной струи.


3 Если у ребенка высокое нёбо,используйте любой способ, кроме первого.

Постановка звука [й]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [й] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] ОТ ЗВУКА [И]

3 Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голосом.

3 На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [й] (то есть ребенок произнесет иий]).

3 Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила).

3 После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»).

3 В дальнейшем закрепляйте звук в слогах (по картинкам), начиная с [йа] («учите пилу разговаривать»). Слоги нужно произносить резко и отрывисто (но не громко и низким голосом), если делать это вяло, звук [й] будет звучать «смазанно».

3 Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й] В СЛОГАХ
МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ

3 Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания и а], и а], и а]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

3 Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [й]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и],а не [й]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

3 Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиааиааиааиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [й].

3 Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

3 В дальнейшем закрепляйте его в слогах (по картинкам).

3 В заключение сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Й]
С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Вам понадобится деревянный шпатель или заменяющий его длинный, плоский предмет.

3 Пусть ребенок опустит кончик языка к нижним резцам, улыбнется и приоткроет рот (так, чтобы в него мог войти шпатель).

3 В таком положении он должен тянуть звук [и]. Вы нажимаете шпателем на кончик языка ребенка и не спеша продвигаете его в глубь рта, пока не услышите звук [й]. В этой позиции задержите язык. Все это время ребенок должен, не прекращая, тянуть звук [и].

3 Назовите получившийся звук (например, звук «визжащей пилы»).

3 Заранее предупредите ребенка, что в результате вашей манипуляции звук будет меняться, скажите ему, чтобы он не препятствовал этому.

3 Поставив шпателем язык ребенка в нужное положение и получив звук [й] («звук пилы»), уберите шпатель. Пусть ребенок самостоятельно продолжает произносить получившийся звук.

3 Затем пусть ребенок без вашего участия ставит язык в нужное место и произносит звук [й] («звук пилы»).

3 Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук [й],попросите его повторить этот звук вслед за вами.

3 Закрепляйте звук в слогах, начиная со слога [йа] (по подражанию).

Постановка звука [й] при аномалиях строения речевых органов

Если у ребенка высокое твердое нёбо и вам не удалось поставить ему полноценного звука [й] (в звуке может не хватать «йотированности»), еще раз позанимайтесь с ним так, как это описано в первых двух способах.

При работе первым способом, когда ребенок длительно произносит звук [и],пусть приближает кончик языка к верхним резцам. «Точку» нужно ставить передней частью спинки языка перед альвеолами. Пусть ребенок вначале ощупает пальцем это место.

При работе вторым способом, звукосочетания [оиа], [аиа], [уиа] нужно произносить следующим образом. Звук [и] нужно произносить, прислоняя (приближая) кончик языка к верхним резцам. Перед тем как произносить звукосочетания, потренируйте с ребенком изолированное произношение звука [и] подобным образом. Первое время ребенок должен повторять за вами звукосочетания медленно. Затем темп нужно ускорить, и между гласными начнет произноситься звук [й].

Постановка звука [л]

Прежде всего потренируйте речевой выдох ребенка на фоне произнесения звука [д]. Звук [д] нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам (как бы «затыкая» им образовавшуюся щель).

Постановка звука [л] может оказаться сложной.

Во-первых, при его произнесении трудно управлять речевым выдохом.

Во-вторых, требуется совершенно определенное состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряженным, это нарушит речевой выдох (он пойдет в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозможно будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходимых для произнесения звука [л] (звук будет «смазанным»).

Возможно, вам придется переходить от одного способа постановки звука к другому и возвращаться назад — к уже испробованным. Это не должно вас смущать.

При работе над звуком [л] вам ни в коем случае нельзя произносить его вслух до тех пор, пока ребенок не научится выговаривать его в слогах (это правило не относится к постановке звука [л] первым и пятым способами).

Прежде всего попытайтесь поставить звук [л] вторым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ПРИ ОТСУТСТВИИ
ЭТОГО ЗВУКА В РЕЧИ РЕБЕНКА ИЛИ ЗАМЕНЕ ЕГО НА [Ы]

3 Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы],либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа.

3 Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребенок усиливал ротовой выдох.
Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух проходит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажимов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны нижние и верхние резцы.
В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы.

3 На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете.

3 Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего» гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук.
Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с «жужжащим» оттенком).

3 Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык.

Собственно звук [л] возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное формирование произношения звука [л] происходит в слоге, который должен звучать очень отрывисто.

3 Произносить слоги нужно следующим образом. После того как ребенок прижал язык к верхним зубам и у него получился звук [л],он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла] (гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами нужно работать с использованием картинок.
Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на гласный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука.

3 Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепотом) — это должно убрать этот призвук.

3 После формирования слога [ла] работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы].

3 В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л].

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] НА ФОНЕ
ПРОИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНОГО [А]

3 Пусть ребенок негромко и низким голосом тянет звук [а]. Рот широко открывать не нужно (звук [а] может звучать как что-то среднее между [а] и [э]). Выдох, как ровная струя горячего воздуха, должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

3 Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы (или одновременно в верхние и нижние зубы, если звук от этого будет получаться четче). Выдох (которым звук [а] «ложится» на ладонь) должен быть горячим, ровным и непрерывным. Получится такое произношение: [лалала] (гласный будет звучать усеченно). Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком это движение.

3 Такие же упражнения ребенок должен выполнять на фоне произнесения гласных [о], [у], [э], [ы] (будут получаться слоги [ло], [лу], [лэ], [лы]). На первых порах нельзя сильно вытягивать или округлять губы, от этого гласные звуки будут звучать несколько редуцированно (усеченно).

3 После того как ребенок без затруднений произносит звук [л],скажите ему, какой звук он научился выговаривать, и закрепляйте его в слогах по подражанию.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [Л]

3 Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]: резцы разомкнуты — верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Произносить звук нужно тихо, низким голосом. На подставленной ко рту ладони широкой теплой струей должен ощущаться выдох.

3 После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него верхние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ребенка не прикасалась к языку.

3 В этом положении нужно произносить звук [ы],как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает расположенный между зубами язык.

3 Будет слышаться на слишком четкий протяжный звук [л] (возможно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобразить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л].

3 Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [лалала] с межзубным звуком [л] (попадая звуком [а] себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги».

3 В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы].

3 Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л],сообщите ему, что он произносит звук [л].

3 Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [лалала],он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время должен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом.

3 В заключение нужно потренировать произношение звука [л] в слогах (делать это можно по подражанию).

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]
ОТ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО «ЖУЖЖАЩЕГО» ЗВУКА

3 Нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остается на дне ротовой полости. В этом положении сквозь зубы ребенок должен «выдувать» себе на ладонь воздух. Упражнение нужно делать с голосом, будет получаться неясный «жужжащий» звук. Вы можете показать ребенку, как это сделать.

3 Во время произнесения этого «жужжащего» звука ребенок должен прижать кончик языка одновременно к верхним и нижним резцам. Звучание «жужжащего» звука от этого практически не изменится. Зубы можно слегка приоткрыть, так чтобы язык был виден в образовавшуюся щель. На подставленной к губам ладони ребенок должен чувствовать выдох. На зубах — холодок от проходящего сквозь них воздуха.
Губы ребенка должны быть раскрыты «рупором», постоянно следите, чтобы он не сближал губ.

3 Дальше ребенок по картинке должен произносить с этим «жужжащим» звуком слог с гласным [а] (язык прижат к зубам, ребенок должен чувствовать на них холодок или движение воздуха). В момент отрыва языка от зубов будет получаться слог [ла] (звук [л] будет сохранять «жужжащий» оттенок).
Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от зубов, прежде, чем начнет произносить гласный звук, так как в этом случае звук [л] из его произношения исчезнет. Слог нужно произносить коротко, но при этом без напряжения. Звук [а] должен быть «тяжелым» и «вываливаться» изо рта на ладонь.

3 В дальнейшем нужно устранить из произношения «жужжащий» призвук. Для этого ребенок должен произносить слоги очень тихо (продолжая ощущать выдох на ладони и движение воздуха на зубах).

3 После этого нужно произносить по картинкам слоги с гласными [о], [у], [э], [ы]. Губы ребенка должны быть приоткрыты «рупором» (даже при произнесении слога со звуком [у]).

3 Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает, пусть повторит его вслед за вами.

3 Для окончательного уточнения произношения звука [л] предложите ребенку произносить его, прикасаясь кончиком языка к верхним резцам.

3 Закрепляйте такое произношение в слогах (по подражанию).

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Л']

3 Попросите ребенка произнести слог [ли].

3 Затем вслед за вами по подражанию пусть произнесет слог [ла]. Обратите его внимание на то, что вслед за звуком [л] идет именно [а],а не [йа].

3 Если ребенок смягчает звук [л],потренируйте с ним произношение звука в звукосочетании [ала],которое ребенок должен повторять за вами. Первое время можно немного прикусывать кончик языка зубами. Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь.

3 Если смягчение сохраняется, используйте следующий прием. Пусть ребенок, произнося слог [ла],прижимает к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть кончика языка. Для этого ему придется, загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки языка опустить (выгнуть язык «ковшиком»). Поскольку мягкость звучания образуется в результате подъема средней части спинки языка, этот прием устраняет ее. Покажите ребенку, как это сделать.







Date: 2015-09-17; view: 870; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию