Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции 3 page
3 В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть». 3 После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть». 3 Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. 3 В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало). 3 Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам). 3 Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит. СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ 3 Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет. 3 Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка. 3 После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем. 3 Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок. 3 Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха». 3 Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш]. 3 Укажите ребенку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным. 3 После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда). 3 Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш]. 3 Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто шипит змея. 3 В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит». 3 «Обучайте» вашу змею «произносить слоги». 3 Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш],сообщите ему, какой звук он выговаривает. Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов 3 Если у ребенка есть признаки дизартрии,выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки. 3 При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно. 3 Таким же образом нужно работать при высоком нёбе. 3 Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким. Постановка звука [ч] Прежде всего попытайтесь поставить звук [ч] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т'] 3 Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]),сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя. 3 Предварительно такое произношение можно потренировать с открытым ртом (перед зеркалом). 3 В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи]. 3 Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник). 3 Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи],отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам. 3 После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] самостоятельно. 3 Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»). 3 Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает. 3 В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че], [чу], [чё], [ча] (слоги можно произносить по подражанию). СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ [Т'] И [Щ] 3 Пусть ребенок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произносит звукосочетание [т'щ — т'щ — т'щ] (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук [ч]. 3 Для уточнения произношения нажмите пальцами на щеки ребенка, прижав их к коренным зубам. 3 Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он произносит. 3 В дальнейшем тренируйте его в слогах. Постановка звука [щ] Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ] третьим способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш] 3 Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мягкости: [т — т'], [д — д'], [с — с'], [з — з']. Объясните ему, что первый звук пары твердый, а второй — мягкий. 3 Затем называйте твердый парный согласный, ребенок должен называть его парный мягкий. 3 После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произнесите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами. 3 Предложите ребенку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. Если ребенок сообразит по аналогии с предыдущими случаями произнести звук [щ] — звук поставлен. 3 Если же нет, предложите ему, длительно произнося звук [ж'], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'-щ]). 3 В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепотом». 3 Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит. 3 Закрепляйте произношение звука в слогах [щи], [ще], [щу], [щё], [ща] (слоги можно произносить по подражанию). СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С'] 3 Ребенок должен тянуть звук [с'] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]). 3 В это время, не прекращая тянуть звук [с'],пусть продвинет кончик языка в глубь рта, так чтобы он оказался прислоненным к внешней стороне альвеол. В результате получится следующее произношение: [с' — щ]. 3 Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [с'] нажимайте шпателем на кончик языка ребенка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ]. 3 Предупредите ребенка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «волна набегает на берег»). 3 В дальнейшем ребенок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя». 3 Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему, какой звук он выговаривает. 3 После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию). СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ч] 3 Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. 3 Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). 3 Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук. 3 В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»). 3 Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»). 3 В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) произнесет звук, похожий на «шум прибоя». 3 Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»). 3 После того как звук произносится ребенком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов 3 Если у ребенка есть признаки дизартрии, звук [ч] можно ставить любым способом, звук же [щ] лучше всего ставить, используя второй или третий способы. 3 Если у ребенка долго не вырастают зубы, можно воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правильного произношения базовых звуков. При постановке звуков [ч] и [щ] эти базовые звуки ребенок должен произносить так, как это для вашего случая описано в главах, посвященных формированию этих звуков. 3 При высоком нёбе звуки [ч] и [щ] будут звучать более полноценно, если кончик языка будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований. Постановка звука [р] В русском языке звук [р] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому не нужно добиваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка. Если же у него появилось такое избыточное произношение (чаще всего оно возникает при постановке звука последним способом), его следует устранить. Для этого нужно выработать у ребенка «ленивое», «вялое» произношение звука. Прежде всего попытайтесь поставить звук [р] первым способом. Если у ребенка грассирующий звук,для его постановки используйте второй и третий способы и никогда не используйте пятый способ. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ЗВУКА [Д] 3 Пусть ребенок очень звонко произносит звук [д],прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите ему, как это делается. Звук нужно произносить максимально длительно (то есть язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол). Скажите ребенку, что его язык — это «парус, который наполняется ветром». Когда он произносит звук [д],он должен выдувать воздух так, чтобы тот «надувал» язык, «как парус». Ребенок может прикасаться пальцем к нижней поверхности языка, чтобы чувствовать, как он напрягается и «гудит» («наполняясь ветром»). 3 В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в «парус» сильнее, так чтобы тот «захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так чтобы ветер «прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот «порыв, вырвавшегося наружу ветра». Возможно, в результате у ребенка получится звукосочетание [др — р — р] (может быть не с первого раза). 3 Тренируйте с ребенком это звукосочетание, следующий за [д] звук [р] должен произноситься как можно более длительно («ветер должен долго трепать парус»). 3 После этого нужно произносить (по картинкам) слог [др — р — ра] («обучайте парус разговаривать») звук [р] должен быть длительным. 3 В дальнейшем звук [р] нужно произносить кратко, чтобы он звучал естественно. 3 Укажите ребенку на этот «вибрирующий» звук, который идет после [д]. 3 Закрепляйте звук [р] в слогах [дру], [дро], [дрэ], [дры]. Ребенок может повторять их за вами, если он начнет возвращаться к старому произношению звука, произносите слоги по картинкам. 3 Переходите к произнесению слов, начинающихся со звукосочетания [др], например: др ака, др уг, др ова, др озд и т. п. (ребенок повторяет их за вами). 3 Тренируйте звук [р] в словах, начинающихся со звукосочетания [тр], например: тр ава, тр опа, тр уд, тр он и т. п. 3 Тренируйте его в словах, в которых звукосочетания [др] и [тр] находятся в середине (па тр он, ви тр аж, бе др о, ква др ат и т. п.) и в конце слова (ка др, ме тр, теа тр, ке др и т. п.). 3 Затем пусть ребенок после звукосочетания [др] сразу произнесет звук [р]. 3 Если это получится, закрепляйте произношение звука в слогах [ ра ], [ро], [ру], [рэ], [ры] (ребенок может повторять их за вами). 3 Если же нет — нужно будет произносить звукосочетание [др — р — р], прерывая произношение звука [р] короткими паузами («как будто машина буксует»). 3 Паузы нужно постепенно удлинять, пока ребенок не будет произносить фактически изолированные друг от друга звуки [р]. 3 В завершение переходите к произношению слогов [ра], [ро], [ру], [рэ], [ры] (ребенок может повторять их за вами). СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [З] Если звук [з] ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка — у оснований верхних резцов) произношение этого звука (см. с. 124). 3 Пусть ребенок при верхнем положении языка тянет звук [з], верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. 3 Во время такого произнесения нужно продвинуть кончик языка в глубь рта, так чтобы тот прикасался к передней поверхности альвеол, почти к самой их верхушке. 3 Все время нужно продолжать тянуть звук [з]. Когда язык достигнет альвеол послышится фрикативный звук [р] (длительный глуховато «жужжащий» звук, по звучанию напоминающий звук [р],но без вибрации). Воздух с трением должен проходить между кончиком языка и альвеолами, воздушная струя должна ощущаться на кончике языка и на подставленной ко рту ладони. 3 Для усиления четкости произнесения нужно немного выдвинуть вперед нижнюю челюсть (так, чтобы нижние резцы оказались впереди верхних). 3 Обратите на этот звук внимание ребенка н скажите ему, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло». 3 Затем нужно прерывать длительное произношение фрикативного [р] произнесением звука [т] («как будто муху на мгновение прижал языком к альвеолам и тут же отпустил, и она дальше жужжит»). У ребенка будет получаться такое произношение: [r т r т r т] (значок [r] обозначает фрикативный звук [р]). Между звуками [r] и [т] не должно прокрадываться никакого гласного звука. Ребенок должен чувствовать, как «муха жужжит» у него между кончиком языка и альвеолами (то есть постоянно ощущать в этом месте воздушную струю). 3 В дальнейшем нужно произносить звук [r] кратко, так чтобы звуки [r] и [т] сменяли друг друга как можно быстрее. В результате к фрикативному звуку [р] добавится вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание [тр — тр — тр]. 3 Обратите внимание ребенка на следующий за звуком [т] «вибрирующий» звук, сообщите ему, что именно этот звук вы с ним и учитесь произносить. 3 Пусть прерывает произношение [тр — тр — тр] все более и более удлиняющимися паузами. Делать это нужно по вашему сигналу (например, знаку рукой). 3 В заключение предложите ему произнести звукосочетание [тр] однократно. 3 Затем «обучайте муху» произносить слоги ([тра] и др.). Делать это нужно с использованием картинок. 3 В дальнейшем работайте с ребенком так, как это описано в предыдущем способе. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ОДНОУДАРНОГО ЗВУКА [Р] 3 Нужно поставить ребенку фрикативный звук [р] от звука [з] (см. предыдущий способ). Звук должен быть максимально звонким. Назовите его «жужжанием мухи». 3 Этот звук нужно произносить очень коротко, за одно быстрое касание языка к альвеолам (ребенок должен как будто «ударять» языком по альвеолам). Будет слышаться одноударный звук [р]. Скажите ребенку, что такое «жужжание» возникает, когда муха «бьется о стекло» («язык, как муха, ударился об альвеолы, как о стекло, и в этот момент коротко прожужжал»). Ребенок должен чувствовать, как вздрагивает его язык, «ударяясь» об альвеолы, на подставленной ко рту ладони он должен ощущать, как порциями выходит изо рта воздух. 3 Начинайте «обучать муху» произносить слоги. Ребенок должен произносить (с использованием соответствующей картинки) слог [r А]. Для начала звук [r] может произноситься несколько протяжно (чтобы ребенок имел время сообразить, какой гласный он должен произнести вслед за ним). 3 Затем звук [r] должен произноситься как можно короче (но звонко). При произнесении слогов нельзя широко открывать рот (иначе ребенку будет трудно доставать кончиком языка до альвеол). Звук [а] должен произноситься с максимальным ударением (гласным звуком ребенок должен «попадать» на подставленную ко рту ладонь). 3 Дальше нужно произносить слоги (по картинкам) с гласными [о], [у], [э], [ы]. Если ни одним из способов у вас сразу не получится поставить ребенку окончательное произношение звука [р],этот одноударный звук [р] нужно будет закрепить в словах, чтобы предотвратить формирование в речи ребенка горлового (грассирующего) звука [р]. 3 Для усиления вибрации перед произнесением гласного звука нужно плотнее прижимать язык к альвеолам. Скажите ребёнку: «Муха прилепилась к стеклу своими цепкими лапками и жужжит, потом резко взлетает (в это время ты открываешь рот и произносишь звук [а])». Следите, чтобы звук [р] был максимально звонким. 3 Вибрация усиливается при произношении звука [р] между гласными. Нужно произносить звукосочетания [ара — ара — ара] с ударением на последнем гласном. 3 Когда звук [р] будет звучать вполне отчетливо (не нужно добиваться раскатистого произношения), сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. 3 Попросите ребенка произнести звук [р] изолированно. 3 Дальше тренируйте звук в слогах, которые ребенок должен повторять вслед за вами. СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] НА ВДОХЕ Ребенок должен иметь полноценное произношение звука [с]. 3 Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук [с] и чувствовать, как воздушная струя проходит у него между зубами. 3 Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы — в улыбке. 3 Ребенок должен выдохнуть воздух, а потом (на вдохе) вместе с длительно произносимым звуком [с] очень быстро «всосать» внутрь рта язык («как будто улитку в раковину»), так чтобы тот «чиркнул» по альвеолам. Нужно как можно меньше «втягивать» в себя воздуха, а звук [с] произносить максимально внятно. 3 Когда язык достигнет альвеол, послышится «булькающий», вибрирующий шепотный звук (как бы одноударный звук [р] произнесенный шепотом на вдохе). Очень важно, чтобы ребенок на вдохе произносил именно звук [с] (то есть ни на мгновение не отрывал языка от нёба), а не какой-то невнятный звук (в последнем случае никакого «бульканья» не послышится). 3 Можно иначе объяснить ребенку, что он должен сделать: предложить ему, произнося звук [с],совершать такое движение языком, как будто он хочет звучно («со смаком») «всосать» в себя слюнки. 3 Укажите ребенку на то, что в тот момент, когда его язык «чиркает» по альвеолам он «вздрагивает» и как бы «булькает». Пусть попробует усилить этот эффект (в результате будет получаться звукосочетание, похожее на [ср]). 3 Предварительно покажите ребенку, как, «всасывая» язык, произносить на вдохе звук [с]. Вы можете произносить на вдохе одноударный шепотный звук [р]. Пусть ребенок ощупает пальцем то место во рту, по которому должен «чиркать» язык. 3 В дальнейшем нужно на выдохе (естественным образом) произносить звук [с] и в это время быстро «чиркать» языком по альвеолам так, чтобы слышался «булькающий» звук. Будет получаться произносимое шепотом звукосочетание [ср]. 3 Можно произносить звукосочетание [ср] сначала на вдохе, а потом на выдохе, совершая абсолютно одинаковые «булькающие» движения языком. 3 Затем нужно подставить ко рту ладонь и, произнося шепотом только на выдохе звукосочетание [ср],чувствовать на ней легкий выдох. 3 В дальнейшем нужно перейти к произношению звукосочетания [зр], то есть добавить к произношению голос (см. с. 148). 3 Нужно произносить слоги [зра], [зро], [зру], [зрэ], [зры] (по картинкам). 3 Когда слоги будут произноситься ребенком без затруднений, сообщите ему, что вслед за звуком [з] он произносит звук [р]. 3 После этого ребенок должен произносить слова (повторять их за вами), начинающиеся со звукосочетаний [зр] и [ср] (зр азы, ср ок, ср уб, зр ачок и т. п.). 3 Предложите ему произнести звук [р] изолированно. 3 Если это не получится, нужно произносить слог [зра] следующим образом: [зра — ра — ра] (повторяя только второй звук). Сначала нужно произносить очень быстро, затем — отделяя друг от друга слоги [ра] все большими и большими паузами. 3 В дальнейшем закрепляйте произношение звука [р] в слогах (ребенок может повторять их за вами). Если у ребенка сразу не получится на выдохе произнести звукосочетание [ср],можно использовать дополнительный прием. 3 Скажите ребенку, чтобы он «всасывал» язык без вдоха. Нужно просто «чиркать» кончиком языка по альвеолам, чтобы возникал «булькающий» звук (при этом звук [с] из произношения ребенка исчезнет или почти исчезнет). 3 Это же упражнение нужно выполнять на очень незначительном выдохе (зубы должны быть в положении правильного прикуса, чуть приоткрыты). 3 Можно поочередно выполнять упражнение сначала — «без вдоха», затем — «почти без выдоха» (время от времени давайте ребенку «перевести дух»). 3 В дальнейшем от этого звука нужно будет поставить ребенку произношение полноценного звонкого звука [р] (см. с. 148). Date: 2015-09-17; view: 957; Нарушение авторских прав |