Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции 4 page
3 После этого закрепляйте звук [р] в слогах (по картинкам). 3 Сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] Использующийся для постановки звука логопедический зонд выглядит как гладкий шарик, прикрепленный к тонкому стержню (можно, кстати, купить практически такой же формы вязальные спицы). В крайнем случае можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилочкой, чтобы он не царапал язык). 3 Ребенок должен длительно произносить «верхнеязычный» звук [з] и в это время перемещать кончик языка к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук [р] (см. способ II). 3 Пока ребенок длительно произносит фрикативный звук [р],вы должны ввести ему под язык зонд (то есть заменяющий его предмет) и, прикасаясь этим предметом к нижней поверхности языка ребенка (где-то посередине между уздечкой языка и его кончиком), совершать быстрые движения справа налево и слева направо (движения должны быть довольно широкими — от одного бокового края языка до другого), вызывая этим самым колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый раскатистый звук [р]. 3 Сразу же сообщите ребенку, что он произносит звук [р]. Если вы используете палец ребенка,то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следите, чтобы палец был прямым). При выполнении упражнения рот ребенка должен быть приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти использующийся для вызывания вибрации языка предмет или палец ребенка. Следите за тем, чтобы фрикативный звук не утрачивал звонкости (ребенок должен сильно «гудеть» голосом). 3 После того как у ребенка получается хорошая и устойчивая вибрация языка, переходите к произнесению слогов (с механической помощью). 3 Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения языка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [ра — ра — ра]. 3 В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [ра — ра — ра]) вы должны прекратить совершать под его языком колебательные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (неподвижно) должен оставаться под языком ребенка. 3 Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приостанавливать на короткое время (достаточное для однократного произнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять. Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инструментом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-влево) или, может быть, постукивать по ним. 3 В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи. Пусть произносит так и дальше. 3 В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими паузами между ними. 3 Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра]. Если у ребенка не получается произношение слогов,вернитесь с ним к произношению длительного фрикативного звука [р] с механической помощью. 3 Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дрожащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание». 3 После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все меньше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхности его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр». 3 В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребенка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах. 3 Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механической помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р]. 3 В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р]. 3 Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи. 3 Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. 3 Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам). Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов 3 Если у ребенка есть признаки дизартрии,выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [р] (см. с. 84). 3 При нижнем выдвинутом прикусе,используйте первые четыре способа. 3 При вертикальном прикусе,можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам (как и в предыдущем случае). 3 Это же правило относится и к ситуации, когда у ребенка высокое нёбо. 3 Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука [р] третьим способом. Постановка звуков [с'] и [р'] СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р'] 3 Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). Губы при этом должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса. — при постановке звука [р']; — при постановке звука [с'],если ребенок произносит твердый звук [с] при верхнем положении языка. Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'],если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка. 3 Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед гласным [и] (это особенно относится к звуку [р']). Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть максимально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы],предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса. 3 Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рю], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [ри — ре], [ри — рю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с']. 3 После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и попросите повторить его вслед за вами изолированно. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С']И [Р'] МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАСНЫМИ [И] 3 Ребенок должен произносить звукосочетания [ири — ири — ири] ([иси — иси — иси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом. 3 Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). 3 Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. 3 Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыдущем способе постановки звуков). СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р'] 3 Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка должны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слышаться звук [с']. Постановка звука [с']. 3 Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тянется именно второй звук сочетания), прерывая короткими паузами произношение звука [с']: [т'с' — с' — с' — с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изолированные друг от друга звуки [с']. 3 Сообщите ребенку, какой звук он произносит. 3 После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I). Постановка звука [р']. 3 После длительного звука [т'],ребенок должен вслед за вами произносить звукосочетания [т'р'и — т'р'и — т'р'и]. Звук [т'] нужно произносить несколько протяжно. Губы должны быть в улыбке, зубы сомкнуты. Будет слышаться мягкий звук [р']. 3 Укажите ребенку на этот звук, назовите его, попросите повторить за вами. 3 В дальнейшем закрепляйте его произношение в слогах (см. способ I). Постановка звонких парных согласных Постановка звуков будет описываться на примере постановки звука [з]. Второй способ не подходит для постановки звука [д']. Date: 2015-09-17; view: 999; Нарушение авторских прав |