Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ постановки губно-зубных звуков по показу артикуляции 4 page





3 После этого закрепляйте звук [р] в слогах (по картинкам).

3 Сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]
С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Использующийся для постановки звука логопедический зонд выглядит как гладкий шарик, прикрепленный к тонкому стержню (можно, кстати, купить практически такой же формы вязальные спицы). В крайнем случае можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилочкой, чтобы он не царапал язык).

3 Ребенок должен длительно произносить «верхнеязычный» звук [з] и в это время перемещать кончик языка к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук [р] (см. способ II).

3 Пока ребенок длительно произносит фрикативный звук [р],вы должны ввести ему под язык зонд (то есть заменяющий его предмет) и, прикасаясь этим предметом к нижней поверхности языка ребенка (где-то посередине между уздечкой языка и его кончиком), совершать быстрые движения справа налево и слева направо (движения должны быть довольно широкими — от одного бокового края языка до другого), вызывая этим самым колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый раскатистый звук [р].

3 Сразу же сообщите ребенку, что он произносит звук [р].

Если вы используете палец ребенка,то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следите, чтобы палец был прямым).

При выполнении упражнения рот ребенка должен быть приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти использующийся для вызывания вибрации языка предмет или палец ребенка. Следите за тем, чтобы фрикативный звук не утрачивал звонкости (ребенок должен сильно «гудеть» голосом).

3 После того как у ребенка получается хорошая и устойчивая вибрация языка, переходите к произнесению слогов (с механической помощью).
В тот момент, когда вы слышите, что произносимый ребенком звук больше всего напоминает звук [р],показывайте ему картинку» Когда ребенок начинает произносить гласный звук, вы прекращаете механическое воздействие на его язык.

3 Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения языка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [рарара].
Чтобы слоги у ребенка получались четко (чтобы после [р] слышался [а],а не шла сплошным потоком одна непрерывная вибрация), ребенку придется при произнесении гласного звука пошире открывать рот.

3 В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [рарара]) вы должны прекратить совершать под его языком колебательные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (неподвижно) должен оставаться под языком ребенка.
Ребенок будет продолжать самостоятельно произносить слоги [рарара].

3 Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приостанавливать на короткое время (достаточное для однократного произнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять.

Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инструментом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-влево) или, может быть, постукивать по ним.

3 В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи. Пусть произносит так и дальше.

3 В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими паузами между ними.

3 Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра].

Если у ребенка не получается произношение слогов,вернитесь с ним к произношению длительного фрикативного звука [р] с механической помощью.

3 Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дрожащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание».

3 После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все меньше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхности его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр».

3 В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребенка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах.

3 Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механической помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р].

3 В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р].

3 Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи.

3 Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

3 Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам).

Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов

3 Если у ребенка есть признаки дизартрии,выполняйте с ним упраж­нения артикуляционной гимнастики, предназначенные для поста­новки звука [р] (см. с. 84).
После того, как ребенок освоит движения, приступайте к постановке звука [р]. Делать это лучше всего пятым способом.

3 При нижнем выдвинутом прикусе,используйте первые четыре способа.
Возможно, звук будет произноситься более точно, если язык ребенка будет прислоняться к нёбу не с внешней поверхности альвеол, как обычно, а несколько ближе к верхним резцам.
Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание.

3 При вертикальном прикусе,можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам (как и в предыдущем случае).

3 Это же правило относится и к ситуации, когда у ребенка высокое нёбо.

3 Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука [р] третьим способом.
Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить любым из приведенных способов.

Постановка звуков [с'] и [р']

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р']
В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [И]

3 Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ририри] ([сисиси]). Губы при этом должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса.
Кончик языка должен прикасаться к основанию верхних резцов:

— при постановке звука [р'];

— при постановке звука [с'],если ребенок произносит твердый звук [с] при верхнем положении языка.

Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'],если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка.

3 Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед гласным [и] (это особенно относится к звуку [р']).

Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку.

Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть максимально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы],предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

3 Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рю], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [рире], [рирю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с'].

3 После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и попросите повторить его вслед за вами изолированно.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С']И [Р'] МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАСНЫМИ [И]

3 Ребенок должен произносить звукосочетания [ириириири] ([исиисииси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом.
Звукосочетания нужно произносить очень быстро и слитно (так чтобы они шли сплошным потоком). Следите, чтобы рот ребенка был закрыт, а губы вытянуты в улыбку. Между гласными звуками будет слышаться мягкий согласный звук.

3 Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ририри] ([сисиси]).

3 Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

3 Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыдущем способе постановки звуков).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С'] И [Р']
ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Т']

3 Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка должны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слышаться звук [с'].

Постановка звука [с'].

3 Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тянется именно второй звук сочетания), прерывая короткими паузами произношение звука [с']: [т'с'с'с'с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изолированные друг от друга звуки [с'].

3 Сообщите ребенку, какой звук он произносит.

3 После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I).

Постановка звука [р'].

3 После длительного звука [т'],ребенок должен вслед за вами произносить звукосочетания [т'р'ит'р'ит'р'и]. Звук [т'] нужно произносить несколько протяжно. Губы должны быть в улыбке, зубы сомкнуты. Будет слышаться мягкий звук [р'].

3 Укажите ребенку на этот звук, назовите его, попросите повторить за вами.

3 В дальнейшем закрепляйте его произношение в слогах (см. способ I).

Постановка звонких парных согласных
звуков [г], [в], [д'], [з] и [ж]

Постановка звуков будет описываться на примере постановки звука [з].

Второй способ не подходит для постановки звука [д'].

Date: 2015-09-17; view: 965; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию