Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №8





Всех вас приветствую, кланяюсь всем вам и поражаюсь вашему терпению, долготерпению, мужеству, что в такую слякоть, темноту, после работы, уставшие, вы приезжаете сюда и до 9-песнти часов занимаетесь, а потом едете домой; и многим нужно 2 или полтора часа на дорогу. Вот, следовательно, движет только вера; другими мотивами, никаким энтузиазмом этого не объяснить. Движет людьми вера, и это очень радостно видеть и наблюдать.

Итак, мы практически закончили с вами вводные предварительные сведения и рассмотрели такие темы: Понятие о Божественном Откровении; Понятие о Священном Предании и Писании; Библейский канон; Богодухновенность Библии; Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания; Исторический и духовный смысл Священного Писания; Библейские чудеса как проявление Божественного всемогущества и Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания (завершающая тема). Неудивительно, потому что на вопрос, что было раньше – Писание или Церковь? – мы отвечаем: Церковь. Кто породил это Писание? Церковь. Не Моисей, не Иоанн Богослов, не Матфей, не Иисус Навин, а Церковь. Потому что их вырастила в недрах своих Церковь. И все должно к ней тяготеть.

Вне ее, как вне ковчега, нет спасения. Кто спасся от всемирного потопа? Кто спасается сейчас, «в бездне греховной валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну»?1 Только Церковь может совершить это воистину чудо. Потому что человек, как бы глубоко он ни пал, скажет Иоанн Златоуст (у него есть Два слова к Феодору падшему), так даже в своем крайнем падении он носит на себе черты царского образа. Т.е. образ Божий, который Господь дал ему при творении, – он не уничтожим. Любой грешник (пусть представит ваше воображение самого страшного злодея), и на нем есть вот это тавро – образ Божий. Подобие может отсутствовать, а вот образ Божий обусловливает подобие. Если нет образа, не может быть и подобия. Одно с другим связано тоже вот такой связью нерасторжимой. Подобие – это задача, которую мы должны осуществить в процессе нашей жизни; образ мы получаем при творении. «Вдохнул в лице его дыхание жизни».2 И вот это вдуновение Божие – это же только образ; и подул Господь устами – это нам дан образ, который говорит, насколько Господь близок к нам, что Он отпечатлел Себя внутри нас.

Вот вы представляете, когда люди не могли писать, вместо подписи юридическую силу документу давал перстень. Так вот Он отразил Себя в нас, как перстень отражается на воске или на каком-то другом мягком материале. И вот вы не отличите оригинал от того, что отразилось. Но чтобы достигать и возрастать, здесь надо трудиться. Когда Господь говорит: итак,будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть 3, Он тут имеет ввиду тот труд, который во имя Божие и должен начинаться. И опять-таки силы для всего этого подает нам Церковь. Ибо в нее, как в некую сокровищницу, стекаются все богатства: и умственные, и духовные, и литературные, и музыкальные – все служения, какие только есть, они все одухотворяются и получают правильное направление только в Церкви. Поэтому все стрелы лукавого направлены на то, чтобы разрушить Церковь. А как ее можно разрушить? Очень просто. Когда мы все переругаемся между собой, и у нас будет то же самое, что некогда было у коринфян. Открывайте Первое послание к Коринфянам и находите 3 главу. Читаю вам с 1 стиха:

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, – почему? – потому что вы еще плотские. Признак плотских людей: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Вот что отличает эту общину, это собрание, от собрания, которое, допустим, через коридор в другой комнате? То, что мы – не просто собрание, а мы – евхаристическая община. Нас объединяет Евхаристия. «Вси бо единой Чаши» мы вкушаем. И это знак подлинного единства. Так вот на фоне этого единства, этого вкушения от Чаши, как могут быть разногласия, споры, зависть? Значит, мы сами себя дискредитируем и только числимся членами Церкви, а, может быть, в действительности-то судом Божиим отсечены от тела Церкви. Вот нужно наблюдать за собой. Так на полтона поднял голос, посмотрел косым взглядом – Достоевский хорошо пишет об этом, – а младенец-то этот косой взгляд и уловил, и он будет сопровождать его всю жизнь.

Ничего нельзя трогать – на другом месте, на краю мироздания отражается. По закону сохранения энергии и зло, и, понимаете, добро не исчезают.

И вот Рождество Христово – мы вступили в самое предварительное к этому событию время - произвело полную поляризацию сил добра и зла. Вот противостояние. «Не мир пришел Я принести на землю, но меч»4. Я пришел разделить даже людей, соединенных кровными узами5. И это разделение производит не кто иной, как Христос. Ваше отношение ко Христу? И вот в зависимости от моего отношения – я становлюсь или по эту сторону, или по другую. Компромиссов быть не может. Надо все равно будет определяться: кто для вас Христос? Учитель нравственности, философ, мечтатель-утопист, или Спаситель, или Сын Божий. Вот Он для нас Спаситель, и «нет другого имени, под небом данного, которым бы надлежало человеку спастись»6. А посмотрите, что происходит в Церкви: «нас ради имя Божие хулится у язычников»7...Какой пример! Вот как привести человека со стороны? Ведь если он увидит такие отношения, которые ничем не отличаются от отношений в миру, то он соблазнится. Вот мне одна слушательница из Лесотехнической академии говорит: «Вот я пришла отпевать и вижу, как батюшка позевывает. Как он может позевывать?» А ему спать хочется, он устал до смерти. Она-то этого не понимает, а для нее, как для человека внешнего, как для неофитки - эта ситуация уже является соблазном. Неофиты всем соблазняются.

«Мы-то думали, – это вот семинаристы, – мы-то думали, что здесь…» А зачем вы думали, что здесь ангелы? Такие же люди, как и вы. Пришли из того же самого мира. Поэтому не нужно ни очаровываться, ни разочаровываться. Воспринимать надо человека таким, какой он есть на сегодняшний день, но стремиться к лучшему. «Моя жизнь во Христе» – вот почему Иоанн Кронштадтский написал такой сериал? Потому что это не просто «моя жизнь», а «моя жизнь во Христе». А эти слова откуда он взял? Из Второго послания Апостола Павла к Коринфянам: «Знаю человека во Христе»8, вот таким могу похвалиться. Не просто человек, а «человек во Христе». Гомо сапиенс – это недостаточно еще. Нужно, чтобы этот гомо сапиенс был «человеком во Христе». Вот тогда получается полноценная личность. А так ущербная личность. Без Бога мы несем страшную ущербность в своей личности, в мыслях своих, и распространяем ее и вокруг в других. А вот если «человек во Христе», вокруг него все постепенно христианизируется.

Вот Гоголь еще заметил: подъезжаешь к монастырям, подъезжаешь к Оптиной, и ты видишь вот это нравственное влияние монастыря на окружающую публику – лица-то у них другие. Женщина дает мне корзиночку с земляникой, я хочу ей заплатить – «Как возможно, барин?» Барин, как это возможно, чтобы я вам продала? Возьмите, ради Христа.

Вот человек во Христе начинает христианизироваться, происходит христианизация постепенно, с великими трудами. Язвы на теле нашем может исцелить только Христос: «Я Бог твой, целитель твой».9

Вот вам задача, где эти слова? В Ветхом Завете. «Я Бог твой, целитель твой». В следующий раз найдите и скажите мне, в какой книге, в какой главе, в каком стихе встречается это сочетание: «Я Бог твой, целитель твой»?

Поэтому – никакого внецерковного христианства. Падение человека начинается с момента, когда он начинает осуждать Церковь: епископат, служителей, нравы в церкви. «Посмотрите, что у вас творится». Без вас знаем, что у нас творится. А посмотрите, что творится в миру? Здесь хоть какое-то стремление, хоть какой-то просвет у человека бывает. Там же тьма, тьма, которой нет предела. «Если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма?»10. «Вы были некогда, – скажет апостол, – чадами тьмы, а теперь вы – сыны света»11. Так вот, давайте ходить как сыны света. «Во свете Твоем узрим свет».12 И вот Церковь является таким источником света. В Церкви, как в сокровищнице, и содержатся все богатства.

Не хотели ходить в церковь после Тихона. Появилась Тихоновская катакомбная церковь. Считали, что с патриархом Тихоном закончилось и патриаршество настоящее. Что все эти патриархи после него – ставленники властей, и, одним словом, на них не почивает благодать. Все это глупость. Поставьте себя на место патриарха Сергия, на место патриарха Алексия, и можно представить, что с ними к концу дня: их рвут на части, им нет покоя ни днем, ни ночью. И ночью себе покоя не находят, когда стекается такая информация, и в большинстве своем все отрицательная. Патриарх Пимен пишет: «Господа преосвященные» (одно из заседаний Совета началось так). «Господа преосвященные, будьте осторожны с пострижением в монашество. Ибо получаю много сигналов о недостойном поведении монахов на приходах».

Не знала древность монашества в миру. «Монос» – один, он должен быть в монастыре. Когда я приехал в первый раз в Псково-Печерский монастырь, увидел ризничего Серафима, того самого Серафима, который был келейником у Симеона старца. Так вот, он лет 50 не выходил за территорию, за ограду монастыря. И вот за то, что он соблюдал свое монашество таким образом: до ворот, и дальше для него мир обрывался стенами, вот Господь и лик-то ему дал. Я со спины его сначала увидел. Это вот стоит, я не знаю, не человек, а вот какое-то Божие изваяние. Это стан-то особый. А уж о глазах и лице - это не лицо, а лик - и говорить не приходится. Как он мог приобрести это? Вот на него спустился и наложился? Тру-да-ми. Вот такими трудами. Кто из нас выдержит? Не выйти в мир в течение 40-50 лет и ограничить все свое жизненное пространство здесь. Вот и нужно было находиться в «монос», в монастырях, и в миру никакого служения.

Вот те, которых изгнал потом один наместник, они говорят: «Вот мы служим на самых глухих приходах Псковской епархии, на них никто служить не будет, потому что невозможно прожить семейному священнику. Вроде бы мы спасаем храмы, иначе бы они были закрыты. Но все равно тяжело вне монастыря». – «Почему?» – «Я сам себе закон: захотел – служу каждый день, не захотел – сам себе закон. В монастыре я среди братства, и я живу по послушанию – мне сказали: “Иди, делай это”, - и я иду, и душа у меня не болит. Потому что я делаю это по послушанию».

И через послушание человек быстро возрастает и в духовных-то дарах. По послушанию. По доверию. Вы думаете, все келейники у Амвросия Оптинского набирались такой же мудрости? Ничего подобного. Те, которые воистину признавали в нем человека Божия и слушались беспрекословно, те быстро возрастали, а те, которые все его слова пропускали через себя и оценивали с своей точки зрения, у тех развитие их духовное заканчивалось, и никаких плодов они не имели. Вот, что нужно нам знать.

Поэтому, надо быть в Церкви. И посети виноград сей его же насади десница Твоя 13. Вот Церковь сравнивается с виноградником, она сравнивается с раем, она сравнивается с овчарней, она сравнивается вот с ковчегом, с кораблем, которому не страшны никакие житейские волны. Поэтому вне Церкви нас ждет погибель. Не сомневайтесь в этом. И падение человека начинается, как правило, с осуждения епископата, духовенства, монастырей: а вот посмотрите что у вас, а у вас что творится…Как только встали на такую мысль, мы смешиваем человека с Богом. Каждый ответит за свое служение. И поэтому мы должны правильно воспринимать и приходить не спасать Церковь – ах, надо спасать Церковь. В Церкви надо спасаться. Церковь – «вне», врата ада не одолеют ее14. И поэтому, кто не слушается Церкви, тот выпадает вообще.

А вот вопрос с ИНН. Ну, если человек не считается с решением Синода, с заявлением Патриарха, если он стоит на том, что ИНН нельзя принимать, зачем он тогда делает это? Церковь высказалась на этот предмет: не считать это знаком таким, отлучающим от Христа. Тогда, если вы так считаете, не ходите и в Церковь. И вот только сеют смуту. Кому нужна эта смута? Вы сами знаете. И нас-то и так малое стадо, «не бойся, малое стадо»15, и это стадо хотят разорить, чтобы мы все переругались, все возненавидели друг друга лютой ненавистью. И как после этого встать на молитву? Аще принесеши дар твой к алтарю – что нужно сделать? – шед примирися 16. Ради примирения литургию разрешается прекратить, приостановить ради примирения. «Шед примирися» и тогда, возвратившись, принеси дар твой. Не хотим принимать, не желаем этого. И очень плохо.

Вот апостол говорит, смотрите во 2 главе 14 стих, Первое послание к Коринфянам:

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, – вот и говорите: ах, какой душевный человек!.. Ну что вы, это такой душевный человек! – оценки-то у нас, подходы-то совершенно разные. Вот этот распрекрасный душевный человек может быть совершенно равнодушным к вопросам религии. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия»,– потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. Вот христианская антропология: члены у нас Христовы, ум у нас Христов - все в нас Христово, и сами-то мы – сосуд Божий. А мы имеем ум Христов. Вот как стяжать этот ум? Феофан Затворник говорит: а если этот ум не Христов? В чьей же власти этот ум находится? Тогда в чьей он власти, если он не во власти Христа? Вот не во власти Христа находясь, он и кует бесконечные вопросы, разночтения, сомнения. Он Писание-то все извратил, от Писания-то ничего не осталось. Потому что эта критическая мысль, библейская критика, она привела к тому, что человек потерял и ориентир-то: как же, собственно говоря, относиться к слову-то Божию? Где тут Моисей (мы коснемся сейчас вопроса Пятикнижия)? Кто автором-то его является? И вам доказывают, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия потому-то, потому-то и потому-то. И вот ученые с энциклопедическим образованием, со знанием языком древних и новых их диалектов, со знанием истории, археологии и всех этих дисциплин, подсобных к изучению, когда они заявляют, конечно, их слово-то звучит и имеет вес.

Один Ренан сколько посеял в людях сомнения страшного. Разрушат храм, а потом сядут на его обломках и жалеют: да, храм разрушен. А кто его разрушил? Мысль человеческая – меч обоюдоострый. Держит Сын Человеческий меч обоюдоострый и показывает, что мы своими мыслями можем созидать и своими мыслями можем разрушать и поражать самих себя. И кто посеет такой соблазн, нигилизм - исцеления практически нет от такого заболевания. Только уж по особой милости Дух Святой может исцелить этот недуг. А так рассуждает человек: да, это было так, если мы только не заблуждаемся. Вот вам. Ни веры, ни – силы. Рассекаемся, и никакой силы в нас нет. Поэтому беречь веру надо, просить Бога об умножении веры, хранить дар веры. Тут надо стоять на страже. Стражем поставил Я тебя для народа 17. Стражем сторожевой башни. И вот пророк с этой сторожевой башни вещает, и никто не слушает: Господи, кто поверил слышанному от нас? 18 И кому отрылась вот эта тайна Господня? Пророк говорит, все проходят мимо. Об этомпослушаем мы тебя в следующий раз 19. И снисходительно вот по плечу его так…

Теперь я прошу вас взять тему реферата: «Плотской человек, душевный человек, духовный человек». Вот разберитесь, все могут подумать и поискать: дух, душа. Откройте Первое послание к Фессалоникийцам. Найдите 5 главу, 23 стих:

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вот здесь дух, душа и тело. Духовный человек: «и я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими»20. Душевный человек не приемлет того, что от Духа Божия, ибо почитает это безумием. А он может быть образованнейшим, культурным, аристократом и духа, и всего, но вот он не приемлет. А вот эти слова просто надо выписать из 5 главы и прочитывать их, «идя дорогой, ложась и вставая»21. Я имею в виду с 16 стиха по 22:

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Духа не угашайте, –в себе.

Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Прекрасные краткие наставления, в которых отражается вся суть духовной жизни.

Итак, в своих тетрадях пишите римскую цифру II и заголовок:

Date: 2015-09-05; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию