Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №6





В прошлый раз мы с вами рассматривали вопросы о соотношении Заветов между собой и смысле Священного Писания.

Заветы входят один в другой. Они находятся в онтологическом природном единстве, так что книги Священного Писания лучше рассматривать как единую Книгу. Это уникальное явление. Библия писалась на протяжении 1500 лет разными авторами и в разные временные эпохи, и, тем не менее, она представляет собой единую книгу. Такого больше нет нигде. Вот один знаток восточной религии говорит, что если поставить на край стола все священные писания восточных религий и на другой край поставить Библию, она мгновенно перетянет все эти духовные ценности. А ведь ими живет значительное большинство людей на белом свете. Никак еще не могут подойти и опознать Христа как единственного Богочеловека, Которым можно спастись.

И посмотрите, с 8-го века, да и раньше, начинается движение в еврейском народе, и в это же самое время, в эти же века, появляются то Заратустра, то Будда, то Лао-Цзы, то Конфуций. Вот о чем этот параллелизм говорит? Да вот этот рогатый Мефистофель строит свое царство и свою духовность и прямо копирует то, что делает Господь. У Него появляются пророки, у этого готовы свои пророки; эти говорят, и эти говорят; там книги Священные и у этих. Конечно, кто в чем воспитан, тот того и придерживается. И вот если бы мы с вами родились в Саудовской Аравии или в каких-нибудь Эмиратах, вряд ли бы мы были православными людьми, а если бы родились в Индии, то, может быть, исповедовали бы какую-нибудь разновидность буддизма или синтоизма - в Японии. Следовательно, надо благодарить Господа, что Он поместил нас вот в эту географическую точку, под тот меридиан, где религией является православная вера, христианская вера.

Паисий Величковский не хотел жить там, где было много иноверных, потому что их изменить практически невозможно. Ожесточение в народах существует, и его преодолеть может только благодать Духа. Наших сил с вами не хватает. Мы обречены жить с тремя религиями в России: с буддизмом, иудаизмом, мусульманством. Их сотни тысяч. И если бы Далай-лама принял предложение и поселился здесь, вот бы оранжевых-то буддистов приехало. Это еще надо благодарить Бога, что они где-то в Сибири, Бурятии, в Монголии.

А мусульманство, оно, по-моему, сейчас лидирует, ренессанс какой-то. И вот надо еще посмотреть, почему Господь нам Измаила дает – такое победное его шествие.

На первый взгляд кажется, что очень простая догматика. Один Бог, один пророк, ряд намазов. У нас же догматика чрезвычайно сложная. Кто разберется в этих тринитарных и христологических спорах, в искуплении, бессеменном зачатии, сотериология какая сложная, эсхатология – все это предметы, которые требуют от человека высокого образования, и философского, и богословского. Вот и говорят: философия – служанка богословия. Она призвана своими методами обслуживать богословие. Так вот, в католических семинариях, по-моему, 5 или 8 лет учат сначала философии, а уж потом переходят к богословию. У нас нет таких возможностей – 8 лет посвящать философии. Это мы здесь умрем, состареемся. Потом, что такое философия? Я считаю, что прекрасный ответ был дан одним епископом, который присутствовал на экзаменах по философии. Вот и спрашивают юношу: что такое философия? – «Философия – это наука о сущем в его бытии». – «Заблуждаетесь. Это наука о заблуждениях человеческой мысли». Она показывает только одно, как в поисках истины блуждает человеческая мысль.

Нам с вами истину искать не нужно, она нам дана, она свидетельствуется со страниц Евангелия – там же бесконечные поиски. И вот зачем повторять этот извилистый путь, когда мы не знаем, сколько нам дано пожить, и мы должны спешить, чтобы познакомиться с тем наследием, какое нам оставлено. А вот уж только по необходимости нужно будет заниматься другими религиями, или религиоведением, или сравнительным, так скажем, богословием, когда нужно изучать все конфессии, на какие раздробилось христианство. Мы не знаем по существу ни католичество, ни лютеранство, ни протестантство, ни реформатство, ни англиканство, ни епископальную церковь - это громадные тоже истории, и их нужно поднимать и можно читать до бесконечности. И все ведь они отталкиваются от тексов одних и тех же, от Священного Писания. Я имею в виду те конфессии, которые не покинули платформу библейскую. А ведь много конфессий, которые практически ушли полностью из орбиты Церкви. И они тоже имеют место, и надо им противостоять как-то, а, следовательно, надо их изучать.

Нет у нас с вами таких и возможностей. Потому что только тот, кто мало имеет занятий и обеспечен, может позволить себе такую роскошь: совершать путешествия, изучать нравы людей и их религию, и вот потом выступать и заниматься. Нас заедает быт, нам бы хоть так настроить себя для начала: я не лягу спать, не прочитав 10 страниц какого-нибудь свободного богословского текста. Следовательно, надо на молитву хотя бы 10 - 15 минут уделить и хотя бы 10 – на текст. Вот глядишь, за неделю – 7Х20 – получается 140 страниц. А это небольшая уже книжечка. Но ведь мы этого не делаем. У нас ведь как? Все с налету, все по интуиции. Набрали на себя, полгода продержались, устали и все бросили. Не нужно столько набирать, а нужно немножко, но постоянно. И вот 20-15 страниц текста какого-нибудь святого отца вы должны прочесть на сон грядущий. Выбрать время, когда вы свободны. И глядишь, за неделю-то страниц 150 у вас и получится. И это очень неплохо. А за усердие такое Господь даст навык и способность читать быстро, читать и впитывать в себя. Затем, поскольку память у нас с отверстиями и через них все испаряется и забывается, надо конспектировать, подчеркивать, выписывать, чтобы потом смотреть и использовать быстро.

Вот мы говорили о смысле Священного Писания. Суть этой темы в том, что на поверхности мало что можно усмотреть в слове Божием. Все сокрыто, все за буквой. Есть буква, которая мертвит, и дух, который животворит1. Вот нельзя, пока мы живем в этих условиях, изобрести такой язык, который не был бы для божественной мысли темницей. Мы вынуждены приискивать какие-то слова, чтобы передать божественную мысль. Адекватно ни на каком языке невозможно выразить божественную мысль. Многое остается за словом, и вот то, что скрыто за словом-то, оно и требует высвобождения и ищет этого высвобождения, чтобы предстать перед человеком во всей своей красоте и силе. Как атомное ядро при определенных условиях начинает выделять, начинает излучать бесконечную энергию.

Откройте Второе послание к Коринфянам и найдите 3 главу, и в этой 3 главе мы читаем удивительные слова. Вот, апостол Павел им с некоторой укоризной пишет и говорит:

Неужели нам снова знакомиться с вами? Потому что после его ухода все вернулось на круги своя. Разделения на партии; нравы, никуда не годные; все перессорились, переругались. Община – на грани распада. Вот он и пишет: неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками,– как узнаваемое? Конечно, по поведению, – вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.

Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Вот что на поверхности писания этой словесной ткани? Мало чего. Она, как пелена, скрывает за собой дух. Вот заглянуть за эту завесу, что же там? А там сокровища, там святое святых, там скрижали, там Сам Бог. Вот и нужно высвободить и явить этот Лик Божий, Который просвечивает через писание, как через какую пелену. И вот апостол говорит, что нам Бог дает торжествовать это. Смотрите 2 главу 14 стих:

Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами,–через нас,– во всяком месте. Благоухание познания – вот какой должна быть наша речь с другими, вот такой должна быть наша проповедь по своему качеству и уровню. Это не тары-бары на религиозную тему, а благоухание познания о Христе. Вот такая проповедь, такие беседы, они и будут оказывать свое влияние. А не просто так…Вы – пяти пядей во лбу, на вас найдется – восьми пядей, на этого – двенадцати. Посади вас за круглый стол и подбрось тему: «Как вы понимаете богодухновенность?» или «Из каких источников состоит Пятикнижие?» Будете говорить до Второго Пришествия. Придет Христос судить, а вы еще будете беседовать между собой, как понимать богодухновенность. Поэтому здесь дело не в аргументации, не в силе ее, а в силе Божией. Мы надеемся только на свою силу, на свою образованность, на знание, на еще что-то, а сила Божия где? Она и не проявляется, все только наша гордыня. Вы должны запомнить раз и навсегда, что любое знание надмевает2, в том числе и богословское. И вот он пишет (15 стих):

Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих, вот тебе и раз: в спасаемых и погибающих. Да как же мы можем, если мы благоухание Христово, быть в погибающих? А вот давайте посмотрим: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. В зависимости от того, как человек относится к этому благоуханию. Вот некоторые его не переносит на дух и не хотят слышать. С такими людьми не надо беседовать на религиозные темы – запомните раз и навсегда. Надо беседовать только с теми, кто желает этого, и оговорить условие беседы, чтобы она не была профанацией: он начнет смеяться, начнет кощунствовать, попирать бисер, попирать Христа своими ногами, а виновны в этом будете вы. Значит, надо знать время, место, когда и где говорить. В ресторане? В подпитии? Это не время для беседы на религиозные темы. Говори о чем угодно другом. Нужно время, место и условие. Если вы увидите, что у человека искреннее желание, он действительно запутался и заблудился – вот с таким и нужно, а если это циник, с ним говорить не нужно. Мы спасаем и погибающих.

Что может быть спасительнее таинств евхаристии? Но апостол говорит: за то, что вы без рассуждения принимаете это таинство, и Агапы, вечери любви, обратили не в евхаристическое собрание, а в чаепитие, многие причащаются недостойно. Поэтому среди вас много больных, да и умирает немало3. «Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение», потому что все – меч обоюдоострый. Таинства – это тоже меч обоюдоострый. Они могут нас спасти, исцелить, а могут и поразить за недостойное к ним отношение.

Вот относительно духовного смысла нужно посмотреть еще Послание к Галатам, 4 главу. «О, несмысленные Галаты»4, как апостол их назвал. Галатия – это область, это территория современной Турции, это Малая Азия и область Асии5, как она называется в Писании. Это территория знаменитой Византийской Империи, которая стала Турцией мусульманской. Вот спрашивается, что за парадокс такой? Родина, можно сказать, христианства, откуда произошло все, и вдруг эта родина стала страной, где торжествует ислам. И собор Святой Софии есть мечеть. Вот думал ли Юстиниан, когда он строил этот собор во имя Софии, Божественной Премудрости, для кого и для чего… и Господь попустил. Почему Он попустил? «За хорошие дела» в кавычках. Значит, смотрите и разумейте: не спасли их ни богословские труды, ни великие каппадокийцы, ни монастыри с их святыми исихастами – все оказалось бессильным.

Митрополит Вениамин Федченков пишет: ежедневно 150000 дореволюционного духовенства по нескольку раз за службой возносило за литургией на всей службах имена императорской фамилии, и Дух Святой прошел мимо всех прошений. Вот в чем здесь тоже дело? Значит, тоже наполнили меру беззаконий. И Господь отнимает такого Императора от народа, потому что народ оказался недостойным того, чтобы им правил такой царь. Вот и у еврейского народа были цари, которые по благочестию своему могли бы сделать очень много для народа, но Господь отнимал их жизнь, потому что народ уже был недостоин, чтобы им правил какой-нибудь Иосия благочестивый. Мера беззакония превысила все, не хватило никаких ходатайств.

И вот Галаты, они пришли к вере через проповедь апостола. Только он ушел, появились иудействующие христиане. Вот эта ересь, эта прямо зараза, идет с первых веков – иудействующее христианство, жидовствующие. Ересь жидовствующих прошла через все земли, через все страны, заквасила все. И вот они говорили, что и при вере во Христа нужно соблюдать постановления Моисеева закона. Он обязателен. «О, несмысленные Галаты!»6.

Вспомним нашу тему о смыслах Священного Писания. 22 стих, 4 глава:

Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, – от Агари. Это кто? Измаил, – а другого от свободной»,– от Сары. Это кто? Исаак. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию,– по обещанию, – В этом есть иносказание. Это два завета (вот вам, пожалуйста) :один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве, – да, он находился уже в рабстве, в римском, – а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».

28 стих: Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, – насмехался Измаил над Исааком, – так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Поэтому, зачем опять наклонять свою шею под это невыносимое иго Моисеева закона, от которого нас освобождает евангельская благодать?

Итак,– дальше продолжаю, – стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. И дальше говорит: <…> если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

А 17 главу Бытия откройте: если человек не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа 7. А здесь8 он вопреки тому говорит: если вы обрезываетесь при вере, будучи христианами, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

7 стих: Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись Итине? Кто?Апостол говорит, что вот есть люди, которые занимаются тем, что разлагают вас. Вот не слушайте их.

13 стих: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Ну что говорить после этих слов?

Все остальное вы ищете сами, а здесь нужно нам записать новую тему.

 

Date: 2015-09-05; view: 328; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию