Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический и духовный смыслы Священного Писания
Здесь нужно сказать следующее. В Священном Писании наблюдается два основных смысла. Запишите: первый – буквальный, или исторический, когда текст надо понимать буквально, так, как он написан; второй – духовный, или таинственный, когда смысл скрыт за словом. Самый распространенный литературный жанр – это притчи. И вот Спаситель, говоря притчу, для которой находит образы из окружающей действительности, добавляет: «имеющий уши слышать, да слышит»16. Т. е. мы не должны останавливаться на тексте только, а посмотреть, что же Он хотел этим сказать? Какой таинственный смысл скрывается за Его словами? И вот этих таинственных ключевых слов в Писании очень много. Вот я вам для примера буду говорить: Камень – Палестина – каменистая страна, камень – это строительный материал. А вот какой духовный смысл этого слова? «Камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла», он-то и есть камень спасения - Христос17. «На камени мя веры утвердив, расширил еси уста моя на враги моя, возвесели бо ся дух мой»18. На чем нужно строить свой дом? – На камне19, т. е. на Христе, а не на песке. Только на таком основании здание выдержит и ветры, и разливы рек, и бури, а на песке не устоит дом тот. Камень, следовательно, вот вам – это Христос, камень драгоценный 20. Вот Я полагаю на Сионе камень, верующий в него не постыдится 21. Ну не в камень же мы с вами веруем? Пожалуйста: Египет. Да, это страна. Вот географическая ее координация. Но в духовном плане Египет – страна духовного рабства. Поэтому и написано «не возвращайся в Египет», в страну духовного рабства. Фараон – да, фараон, который угнетал еврейский народ 400 лет. Но фараон – это и символ диавола. Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство – Ветхий Завет. Воплотившееся жеСлово всезлобный грех потребило есть – Новый Завет. Заключительный аккорд: Препрославленный Господь, славно бо прославися. Вот если бы мы все это глубоко понимали – все это гимнотворчество, гимнографию церковную. Мы бы стояли за каноном тихо и вслушивались в каждое слово. Потому что каждый ирмос, каждый тропарь несет такие смысловые нагрузки, в которых и раскрывается духовный смысл Священного Писания. У нас же во время елеопомазания – разговоры, целования, как антракт наступает какой. Для кого читают чтецы? Для кого написаны все эти тропари? Никто не слушает, все жужжат между собой, и пошли домой. Смысл? Я бы, например, запретил елеопомазание во время канона. Вот когда Воздвижение Креста, помазание происходит в конце. И все стоят тихо. Как только пропели «Воскресение Христово», пошли к помазанию – считай, что служба перечеркнута. Дальше. Духовный смысл скрыт за словом. На востоке литературный жанр притчей, афоризмов, всяких намеков был очень распространен. Откройте книгу Притч. А вот в них и сокрыт таинственный-то смысл. Притчи Соломоновы, 1 глава. Вот в 1 стихе так и говорится: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского <…> Он просил у Бога мудрости? Просил. И Бог дал ему такую мудрость, какой не обладал никто до него и после него. И вот посмотрите, что он здесь говорит, с какой целью эти притчи: чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; (послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы),–в этих притчах, – чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. И дальше он дает ключ к такому пониманию: Начало мудрости – страх Господень (слово «страх» сразу вызывает негативное отношение у современного человека: что это за рабский страх?) ; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] <…> Страх и благоговение – параллелизм мыслей. Восточный стих не знал рифмы, он знает параллелизм мысли. «Начало мудрости – страх Господень» – первая строка, а «благоговение к Богу – начало разумения» - вторая строка. Значит, страх – это благоговение, а благоговение – это совершенно уже другое слово. Все согласны, что перед Богом надо благоговеть: <…>глупцы только презирают мудрость и наставление. И вот вся книга построена на таком противопоставлении, глупых и мудрых. Как относятся к словам притчи глупые и как мудрые. Конечно, глупые в этом ничего для себя и не находят. Вот, следовательно, ключ – благоговение, страх Божий, желание познать, что же скрыто за этим словом. А могут ли исторические события заключать в себе прообразовательный сокровенный исторический духовный смысл? Конечно, могут. Вот смотрите: Иерусалим – столица Израиля. В духовном смысле Иерусалим – синоним Царства Небесного. Небесный Иерусалим – это и есть образ, взятый с Иерусалима. Лоно Авраамово. Лазарь был отнесен на лоно Авраамово. Вот Авраам имеет потомство, лоно, живот, и на этом лоне упокоеваются, входят в это лоно те, кто имеет такую же веру, как Авраам. «Виноградная лоза», «дверь», «огонь поядающий», «камень», «вода живая». Вода живая - «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»22. Ищи духовный смысл. Не понимает. Думает о проточной воде. Ну что с ней делать, если она не понимает? Надо перевести разговор в другое русло. И как сердцеведец, Господь указывает на ее жизнь: приведи Мне мужа. Почему разговор переходит так резко от воды к личной жизни? Нужно отдать ей должное. Она исповедует перед Ним свою личную жизнь: нет у меня мужа. Верно ты сказала, ибо у тебя их было пять, да и сейчас, с кем живешь, не твой муж. «Вижу, что Ты – пророк». И вот посмотрите, на самой-то сердечной глубине у этой женщины, на которой мы с вами бы крест поставили, какие вопросы: как поклоняться Богу, где поклоняться Богу? И вот именно ей, самарянке, а не иудейке, Господь открыл три великие истины: что поклонение Богу не связано с местом, поскольку Бог есть дух; что нужно поклоняться в духе и истине; и таких поклонников Бог ищет Себе. Она говорит: «Об этом всем нам должен сказать Мессия». И, как гром: «Это Я, Который говорю с тобой». Не анахорету, не богослову, не какому-нибудь многоученому раввину открыл Господь эти великие истины, а простой женщине, за ее вот такую веру. Хотя жизнью, как видите, «в бездне греховной валяяся». И она стала иным человеком, и не только иным, а и первым миссионером, и привела к Нему весь город. И они упросили Его быть у них в городе, побыть с ними, и Он был у них два дня. Можно представить, как он перевернул жителей этого города, всех, пообщавшись с ними два дня. Давайте откроем Первое послание к коринфянам и найдем 10 главу. Вот в этой 10 главе описываются исторические события, те, которые имеют духовное значение – чистая история имеет духовный смысл: Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, – под каким облаком? А вот то облако, которое поднималось над станом, когда они вышли из Египта, и становилось столпом огненным ночью. Вот оно и двигалось впереди и подавало знак, что нужно двигаться стану или останавливаться, – и все прошли сквозь море, – правильно, Чермное, Красное море, – и все крестились в Моисея в облаке и в море, – следовательно, переход через Чермное Море указывал таинственно на таинство Крещения. При Крещении материей для таинства является вода. Если вы прочтете догматик пятого гласа: «Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно(опять сомкнулись воды): Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна». Дева, родив Христа, осталась нетленной. Следовательно, море сошедшееся символизирует приснодевство Божией Матери. Дальше: и все ели одну и ту же духовную пищу, – намек на манну, которой народ питался в течение 40 лет, а здесь духовная пища. Значит, манна была прообразом, во-первых, Евхаристии и, во-вторых, евангельского учения. Целая шестая глава Евангелия от Иоанна посвящена этой теме. Речь там о Христе евхаристическом. Господь говорит: «Да, отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, а вот хлеб, который Я дам, ядущий сей хлеб не умрет вовек». «Подавай нам такой хлеб». А когда Он сказал, что таким хлебом является Его плоть, а питием кровь – «кто может это слушать?», «какие странные слова!» И с того момента многие перестали ходить за Иисусом, так что у Него был вопрос и к апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни». Не зная истории, мы не поймем этого намека. Дальше: и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Намек на чудесное изведение воды из скалы23. «Что нам пить?» Господь говорит: «Возьми жезл и ударь по скале». «И на челе его угрюмом надежды луч блеснул живой, и тронул камень он немой, и брызнул ключ с приветным шумом животворящею струей». Лермонтов гениально изобразил поэтическим словом то, что написано в Библии. Вот если бы поэты наши немножко не были такими гордыми, и жизнь бы была у них другой. Сколько бы они еще создали произведений прекрасных. Ну, что ж говорить, сослагательного наклонения в истории нет, «если бы» – нет. А вот есть то, что есть. Дальше. Следовательно, вода из камня. Вы поете пасхальный ирмос: «Приидите пиво пием новое, не от камени неплодна чудодеемое (т. е. не воду, которую из неплодного камня вывел чудесным образом Моисей, но нетления источник для нас другой камень – что? – гробница Иосифа, в которую положен был Христос), но нетления источник, из гроба одождивши Христа, в Нем же утверждаемся».Вот и должны утверждаться в Нем, как на камне, и как в источнике воды живой. А этой водой живой является Его учение, Его благодать. Дальше: Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, – прообразы, – чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». На что намек? Не будьте идолопоклонниками, как из них многие. В отсутствие Моисея народ сразу развратился и потребовал от Аарона слить им тельца24. Тому пришлось уступить. Вот Господь хотел за эту слабость поразить Аарона, пишет Моисей, «но я молился и за Аарона», чтобы Господь его помиловал. Аарон не мог выдержать такого напора и требования от народа и проявил мягкость, слил тельца. Все стали вокруг тельца, принесли ему жертвы, а после жертвы – это мягко сказано: «народ стал есть и пить, а потом играть» – началась оргия. Израильтяне привыкли к религиозной проституции, потому что при многих языческих храмах было вот такое… Дальше: Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. А это нам намек на что? Это последняя их стоянка, дальше уже Иордан. Аве-ситтим 25, долина акаций в переводе, и вот на этой последней стоянке они совершили такое, что остается всегда в памяти теперь на веки веков. Валаам, который не мог проклясть народ, колдун26, он дал Валаку от себя совет: да, я проклясть их не мог (ему не хочется расставаться с теми сокровищами, которые были ему обещаны), но ты их можешь совратить через женщин27. Вот, будет местный праздник Ваал-фегору, пускай они участвуют в этом празднике и наведут на себя гнев Божий. Что и произошло. Моисей приказал пройтись по стану и поразить отступников, 24 тысячи оказалось виновных людей в этом деле28. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей 29. Очередной ропот на недостаток воды, пищи. Господь насылает на них змей ядовитых. Долина Акравимская, – это как раз долина скорпионов (ущелье скорпионов). Народ возопил, и Господь говорит: пусть вознесут медного змея на древо, и всякий, кто посмотрит с верой на него, исцелится от ядовитых укусов. Вот прообраз Жертвы Христовой, Крестной жертвы, которая исцеляет укусы диавола. Дальше смотрите. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Все это происходило с ними как прообразы, а написано нам. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вот это предостережение для всех нас. Вот это, пожалуйста, пример того, как чисто исторические события могут иметь духовное, таинственное значение. И вот нужно только ключик найти и открыть эту шкатулочку, где и хранится сокровище. Вот тогда эти слова будут звучать совершенно по-иному. Откройте Второе послание к Коринфянам, 3 главу. В этой 3 главе апостол говорит об иудеях, которые читают Ветхий Завет. Почему они не видят Христа в этом Ветхом Завете? А причина вот в чем, 14 стих 3 глава: Но умы их ослеплены, – умы ослеплены, умственная слепота, вот где заболевание духовное, – ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, – вот словесная ткань, как покрывало, скрывает от них то, что за этим словом скрывается. Потому что это «покрывало» снимается Христом. Доселе, когда они читают Евангелие и при чтении Ветхого Завета, оно остается неснятым: потому что оно снимается Христом, – т. е. надо обратиться к Христу, уверовать. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. А выше апостол говорит30, что в Писании есть два смысла: буква, которая убивает, и дух, сокрытый в ней, который животворит. Посмотрите 6 стих: «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». Мы исчерпали свое время. Я благодарю вас за внимание и хочу сказать, что тексты, о которых я говорю, это мессианские тексты, очень важные, вы должны учить наизусть. 53 главу пророка Исаии - близко к тексту, не наизусть, но близко к тексту.
Date: 2015-09-05; view: 702; Нарушение авторских прав |