Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9





Молитвами блаженныя матери нашея Ксении Петербургския и всех святых помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Вот вы заметьте, чем меньше люди молятся, тем больше рассуждают о молитве. И вот молитву вытеснило богословие. А что такое богословие? Ведь это молитвенное содержание учения, которое повествует, говорит нам о Боге. Все идет через молитву. К сожалению, для молитвы нет времени. Ее мы подменили рассуждениями, и вообще, религию, живой союз с Богом, обратили в сферу мышления. А поскольку мысли у каждого свои и этой паутине не предвидится ни начала, ни конца, человек находится в плену у своих собственных мыслей.

И чтобы выйти из этого плена, надо обратиться к изначальным истокам, когда во всем превалировала молитва, а не рассуждение; ибо только через молитву человек получает откровение. Даже пророки, думая, что, в силу того что они пророки, они всегда находятся в пророческом духе и имеют прямой контакт с Богом, если не молились пред этим, давали ошибочные ответы. Вот это очень нам важно отметить.

Поэтому никогда ничем не подменяем молитву. И если тяжело молиться - это плохой показатель уровня нашей духовной жизни. Но, к сожалению, получилось так, что мы больше любим слушать какие-то рассуждения о Боге, какие-то лекции, какие-то семинары. Ну, какие могут быть семинары по Богу? И сюда проникло это школьное богословие. А как только предметы божественные становятся нашей рефлексией, мы начинаем о них говорить без молитвы, без воцерковления, без благоговения, без соответствующей подготовки, вот и получается то, что мы все по-разному понимаем Священное Писание. Вот сколько голов, столько и Библий. И привести всех сейчас к единому знаменателю практически невозможно.

А у апостолов такого разделения не было, потому что они были напоены единым Духом Божиим1. А Дух Божий не может противоречить Самому Себе. И если бы нам их расхождения! Если бы нам иметь те расхождения, какие имели апостолы! Так мы бы все пребывали в единстве. А у нас ведь капитальные расхождения. Какой вопрос ни возьми: учение о Боге Троичном, учение соотношений природ личности Христа, учение о Богоматери, о первородном грехе, об Искуплении, о Божественном Откровении, о конце мира – значит, любую тему, какую ни возьми, у нас нет ни в чем единства. Мы все расколоты.

Пишут книги на эти темы, и этих книг – море. Сейчас появилась возможность поступать этим книгам из-за границы, вот такие приходят «кирпичи» по 800 страниц – невозможно это одному человеку писать. Все больше в соавторстве. Целые группы авторов издают эти книги. Это же невозможно перечитать, невозможно за всем уследить. И человек попался в плен своих собственных мыслей. А ведь это ухищрение дьявольское великое. Вы посмотрите, насколько мы уклонились от простоты Христовой. Нам неинтересно читать послания Апостола Иоанна Богослова – все слишком, дескать, просто, все ясно – вот давай какую-то мудрость. Не мудрость это, а мудрование: «Умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Вот это заболевание ума, такое же страшное заболевание, как любое другое. А умственное заболевание особенное, оно сказывается на всем организме. Потому что, если болен ум, от него, как из центра, идут лучи, которые поражают все другие живительные силы.

«Отверзи мой ум к уразумению слова Твоего»2. Что? Он послал апостолов после Себя учиться в Иерусалимскую академию? Вот 3 года проповедовал, а перед Вознесением им сказал: «Вот что, братия, надо вам закончить, как Павел (Савл), Иерусалимскую академию». Ничего такого Он им не сказал. Что Он им сделал?

Ну, посмотрите, что дал Господь апостолам. 24 глава от Луки, и вот мы читаем 44 стих:

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Вот и скажите это прежде, чем садиться за чтение Слова Божия. Прочитали «Царю Небесный», добавьте: «Господи, отверзи мой ум к уразумению Слова Твоего». Вот Он отверз им ум и, тем не менее, говорит им, чтобы они не покидали Иерусалима.

Вы же свидетели сему, 48 стих. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. Нужна еще сила свыше. Нужно вот то, что произошло в день Пятидесятницы: Дух Святой сошел и освятил их. Это не значит, что Христос не мог Сам этого сделать во всей полноте. Но вот, наступает эра Духа Святаго. От той Пятидесятницы мы и начинаем считать историческое происхождение Церкви – Новозаветная Церковь родилась в день Пятидесятницы, когда на Апостолов, собранных в единой горнице Сионской, в виде огненных языков сошел Дух Святый и все начали говорить на иных языках, получили дар глоссолалии. Так вот нужно, чтобы кто-то отверз ум. Кто это может сделать? Это может сделать через молитву только Дух Святой. Если мы исключим молитву и только будем читать, рассуждать, эти наши рассуждения и уведут нас в такие дебри, что мы оттуда и не выберемся.


Поэтому надо положить предел своему любопытству. Нам с вами хотя бы хорошо познать свое православие, его истоки, начала, развитие, и его самых выдающихся представителей, и экзегетов, тех, кто толковал Священное Писание. Вот что нужно, как православным людям, нам в первую очередь. Любопытство – охватить все, и в результате все поверхностное и ничего нет: и ни силы, ни молитвы в человеке. Он только и делает, что рассуждает. Да, вот подкинь нам тему: «Как понимать богодухновенность Писания» – горы литературы написано. Вы возьмите «Христианство», трехтомник толстенный. Эти три тома собраны из всех энциклопедий, рассматриваются все течения, какие имели место в христианстве. Так ведь это обозреть невозможно и прочитать невозможно, да, может быть, и не нужно, потому что истина в Православной Кафолической Церкви, к которой мы принадлежим. Нам хотя бы одного отца хорошо изучить. Вот Иоанна Златоуста почитайте. И он насытит и удовлетворит все запросы вашего ума. Поэтому выходить за пределы небезопасно. Так с поверхностными этими суждениями мы и останемся. А вот надо так – «отплыви на глубину»3. И чем больше вы будете заниматься, вникать в себя и в учение, тем скорее вы заметите, что вам много читать и не захочется. Надо будет сосредоточить себя на чем-то одном. Только оно питает душу.

Ну, а с другой стороны, откройте Екклесиаста и смотрите последнюю главу. Может быть, он будет для вас авторитетом. Нашли? 12 глава, читаю вам 11 стих:

Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря. Да. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Ну, неужели все книги, какие в вашей библиотеке домашней, вы перечитали? Так и стоят ведь годами.

Выслушаем сущность всего, – а вот в чем сущность-то всего и заключается, – бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, – и без чтения, через одно соблюдение заповедей Господь может умудрить вас так, как никакие курсы, – ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. В конце концов, каждый лектор о многом говорит, или начитавшись, или исходя из собственного религиозного опыта, т.е. он накладывает на объяснение печать своей личности, и в силу этого индивидуализм не истребить. А индивидуализм - это ограничение. Для меня это убедительно, для вас это пустой звук. Поэтому не нужно сталкивать лбами авторитеты, говорить: а Пьер Абеляр написал книгу «Да и Нет» («Sic et non»), где привел свыше 1800 примеров, когда по одному и тому же вопросу «разногласили» святые отцы. Ну что теперь делать?

Вопросы эти так трудны, что мы их никогда и не исследуем. Читай их или в оригинале, или в переводах, все равно мудрость ниспосылается свыше. Мудрость нельзя получить в качестве образования, заработать. Ее можно получить только от Бога, как дар. Вот ум свой нужно развивать, и то такой ум, чтобы он был просвещен светом разума. «Мы имеем ум Христов»4. «Знаю человека во Христе»5. Иоанн Кронштадтский написал «Моя жизнь во Христе», не просто «Моя жизнь», а «во Христе» – он вот и жил во Христе. И если нет духовника, если нет, с кем посоветоваться, возьмите его Дневник. Положите на стол и каждый день по странице читайте. И он будет вам вместо духовника, этот Дневник, и будет отвечать на ваши вопросы.


Если развитие наше идет в ущерб вере, в ущерб благодати, это тоже болезненная гипертрофия. Возрастаем в познании. Хорошо. А где возрастание в благодати? Где возрастание в добродетели? Не–ту! Наступи нам на пятку, мы взорвемся хуже, чем неверующие. А ведь должны бы это перенести смиренно, даже виду не показать. А вот сказал: «Что у тебя, глаз что ли нет?» Все - как через клапан вся благодать ушла. Вот отстояли литургию, причастились, вас толкнули при выходе, вы и скажи: «Ты что, у тебя глаз нет?» – пошел таким же нагим, каким пришел. В одно мгновение все ушло. Я вам говорил, что Иоанн Кронштадтский, причащая детей, на полтона поднял голос: «Вы что, до сих пор не знаете, как подносить ребенка?» Когда он сказал это в сердцах, отлетела благодать. Он перестал причащать. Он ушел с чашей в алтарь и стал просить Бога, чтобы Он вернул ему то небесное устроение, какое у него было до этого. И когда он почувствовал, что оно вернулось, он вышел. Вот такая тонкость. Мы ведь не наблюдаем за собой ни в коей мере вот таким образом. Поэтому я не знаю, хоть перечитайте вы сколько угодно книг... Ну, один читает 100, другой 200 прочел, а ведь им конца нет. Составлять много книг – конца не будет 6.

Я вообще не знаю, что можно говорить после Евангелия. Силы в слове человеческом нет. Что можно говорить после слов Иисусовых? Ничего. Удобее молчание. Надо только читать и впитывать в себя. И вот за такое чтение в качестве молитвы Господь и будет вам открывать без всяких преподавателей глубины Своего слова. Научение есть от Бога. Что, пророк зря говорил, что не будут говорить: «познай Господа», ибо все будут научены Богом непосредственно?7 Это ведь не пустые слова. Раз мы утратили такой контакт, раз обратили религию в сферу мышления, вот вам: получайте суррогат взамен. Вот с этими теориями, с этими рассуждениями и ходит человек, и развивает их. Ну и что? А прок-то какой, в конечном итоге? Никакого. От молитвы отступили, благодати в себе не различаем, различения духов и подавно нет, прорицательного духа, наверняка, приняли за пророческого, потому что утратили дар различения духов.8

Книги многие вообще не нужно в руки брать. Ну-ка, как? Это обскурантизм какой-то. Как это не брать книги? Да не нужно их брать, многие книги, и нужно не читать, а нужно сориентировать себя. 30-40 книг от силы - формируют наше мировоззрение. У Пушкина столько и стояло. Он читал их в последнее время и перечитывал. И не нужно больше ничего. Толкование Иоанна Златоуста на Священное Писание - это вершина. Все остальное рангом ниже. У него язык-то нисколько не устарел. Вот его и читайте, и насыщайтесь. Нет, обязательно надо выйти за пределы этого, и вот себе и придумываем всякое… А потом избавиться от этого не можем никак.


Итак, Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания. И мы с вами просмотрели еще Ветхий Завет и записали название книг и деление их на отделы.

Что касается Нового Завета, – чтобы у нас было это уже полностью, – то здесь такое же деление, за исключением того, что неканонические книги не помещены. Неканонические книги, я просил вас выписать их в столбик у себя в тетрадях, есть только в Ветхом Завете. В Новом Завете их не помещали. Хотя еще были колебания: Первое и Второе Послания Климента Римского – помещать их в состав библейских книг Нового Завета или нет? В одних местах их помещали, Пастырь Ермы тоже иногда помещали. Но потом при более строгом рассмотрении и эти книги не поместили.

И что же теперь у нас с вами в Новом Завете? 4 Евангелия. Из Эдема выходила река и разделялась на 4 реки для орошения рая. Многие говорят: это прообраз 4-х Евангелий, которые имеют своим источником Единого Бога. И вот этот поток откровений исходит из-под престола Божия и разделяется на 4 реки и напояет собой всю вселенную. Это прекрасное сравнение. И такое духовное истолкование Нового Завета. Какие же это четыре реки? Это Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Два - из числа 12-ти, Матфей-мытарь и Иоанн, и два – из числа 70, Лука и Марк. Они равноценны. Четвероевангелие («Диатессарон») составил Татиан9 и свел эти 4 Евангелия в одну таблицу. За ними следует Книга Деяний, Practis Apostolum. Посмотрите Книгу Деяний. Апостол Лука пишет вторую книгу, второе слово, как он говорит, и посвящает ее все тому же Феофилу. Феофил может быть как и собственным именем конкретного человека, Феофил – это буквально «боголюбец», и может быть именем нарицательным какому-то боголюбцу – человеку, который любит Бога. Вот здесь должны сидеть, образно говоря, Феофилы-боголюбцы.

Вот Книга Деяний говорит нам о том, как развивалась Церковь после Пятидесятницы, после вознесения Христа на небо. Вот Дух Святой сошел на апостолов; и первая же проповедь апостола Петра присоединила 3000 человек. Потом 5000 тысяч, потом дальше, больше; вышла за пределы Палестины, перешла в Сирию, из Сирии в Малую Азию. И, наконец, где-то в Македонии он (Савл, Павел) удостаивается видения с повелением, чтобы он вступил ногой в Европу: приди и помоги нам10. Деяния Апостолов изображают Петра, Филиппа и особенно Савла-Павла апостола, его три миссионерских путешествия. И вот Павел оказался в темнице и как Римский гражданин потребовал суда от кесаря. Его доставили в Рим, он находится в темнице и ждет своей участи; к нему приходят местные иудеи, с удивлением на него смотрят; он с ними вступает, как всегда, в полемику и что? Вот занавес этой книги. Занавес, он являет как бы, знаете, что? Определяет, что будет в дальнейшем. А в дальнейшем будет то, что сказано в последней главе Книги Деяний.

Открывайте последнюю главу Книги Деяний. Вот дальше раскол и будет, и мы являемся свидетелями этого раскола. Никакого единства нет, одни расколы. Потому что мы сами в себе расколоты. Мы не напоены одним и тем же Духом11. Мы к действию Духа примешиваем свое дыхание тлетворное, и вот в результате получается такое. Деян. 28, 23-29:

И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, – вот мы все хотим постигнуть умом. А ведь пророк-то говорит, что вещи-то религиозные надо уразумевать сердцем, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. Вот этот спор и продолжается до сих пор и уйдет в вечность. Христос народ придет судить, а еще все будут спорить, Кто Он, и не хотят обратиться. Да не спорить нужно, а обратиться к Тому, Кто может прекратить эти споры и водворить в сердце великую тишину и исцелить наши больные мозги. Апостол говорит, что мы имеем ум Христов12. Так вот, если он не во власти Христа, в чьей же он власти? В чьей власти наш ум с утра до вечера? Может быть, только на краткое время во время молитвы он немножко общается с Богом. А в большинстве своем в течение суток, с кем он? Над чем он размышляет? Что является предметом его мыслей? Какую паутину он плетет на Господа и на Христа Его, и в том числе и на Писания?

Закончились гонения мечом, начались еще более страшные гонения пером. Стали критиковать. И из самой же Церкви вышли они, вышли от нас, но не были наши, но не были с нами, потому и обнаружилось, что они не были наши 13, они вышли от нас, но не были с нами. Когда Осипов, инспектор Ленинградской Духовной Академии выступил со своим заявлением об отречении, это 61-ый год, по-моему, патриарх Алексий I сказал: «Да, они вышли от нас, но не были наши. Если бы они были с нами, они бы не вышли». А вот тем, что они вышли, они и показали себя. Не нужно ставить на человеке крест и зацикливаться тоже. Много причин было для отказа, может быть, у человека. Может быть, он покаялся и оплакал свое такое отречение. Но, во всяком случае, споры бесконечные. И почитайте его лекции. Он преподавал Ветхий Завет. Это блестящие лекции. А когда стал выступать как сотрудник вот этого Музея религии и атеизма, ну, действительно, Бог отнял у человека разум. Книжечки, ну такие примитивные, что я не знаю, как он их и печатал. А ведь на него сделали ставку: если уйдет профессор ЛДА – это резонанс – ведь Хрущев спешил покончить с религией. Не так далеко 84-ый год. Страна должна жить при коммунизме, а тут религия – нужно под корень ее истребить. Вот и истребили. Истребляли не религию, а самих себя и истребили. Это самоистребление. Вот борьба с Богом безнаказанно не проходит никому – это самоистребление, а не борьба. Так.

Затем идут Послания Соборные, посмотрите за Книгой Деяний. Соборные Послания – это, во-первых, Соборное Послание Иакова. В частности, ну почему мы никогда не почитаем 1 главу этого Соборного Послания? Если бы вы знали, куда обратиться, вы бы только и читали эту первую главу, эти стихи, и Господь бы дал вам мудрость. Давным бы давно дал вам мудрость. Смотрите эти стихи. Иак 1, 5-8:

Если же у кого из вас недостает мудрости, – а у кого ее достает? Да ни у кого, – да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Вот это расщепление внутри себя нужно в первую очередь преодолеть. Внутри себя. Не в других его преодолевать, а в самих себе в первую очередь, чтобы мы были целостные существа, целостное прекрасное творение Божие. Человек и психия. С двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Ну, а мудрости, да просит с верой, нимало не сомневаясь. Вот такое малейшее сомнение низводит на нет всю молитву. Надо истребить это сомнение и постоянно с ним бороться. Потому что оно наплывает со всех сторон, это сомнение.

Значит, одно Послание Иакова, затем два Соборных послания Петра, за ними три Иоанна Соборных послания. Иоанн больше всех написал. Вот видите как, больше всех любил Господа, и за любовь эту Господь дал ему особую мудрость и плодовитость. И последнее Послание Иуды, брата Господня. Вот 7 Соборных Посланий, затем – 14 Посланий Апостола Павла. 14 Посланий, начиная с Послания к Римлянам и заканчивая Посланием к Евреям. Вот апостол адресовал Послания в разные церкви: Коринфскую, Римскую, Ефесскую, к Филиппийцам, к Ефесянам, к Фессалоникийцам – там, в городах, сосредотачивались церковные общины. И вот апостол адресовал им свои письма, эпистолярное наследие – это 14 его посланий, 14 писем. И, наконец, заключительная книга, книга Апокалипсис. Книга действительно за 7-ю печатями, не знаешь, как ее и толковать. Вот Четыркин, запишите, профессор был такой Четыркин. «Апокалипсис Иоанна Богослова». Вот он для своего времени, это на рубеже 20 века, написал книгу «Апокалипсис Иоанна Богослова», где суммировал все, что написано было об Апокалипсисе с древнейшего времени и по его время. Вы прочтете эту книгу и скажете: действительно, ее касаться небезопасно, потому что такие тайны и так ими можно соблазниться. Таинственное соблазняет человека, и он начинает проецировать это на себя и на свое время и незаметно входит в такое заблуждение, что и выйти назад невозможно. Поэтому освященному Божию киоту нужно иметь, я не знаю, какие знания и святость жизни, чтобы касаться Апокалипсиса, Откровения. А вот что закрыто, то человека особенно и интересует. А ведь это любопытство. Ведь есть интерес спасительный, но есть любопытство.

27 книг. Третье тысячелетие не может исчерпать Священное Писание. И самой читаемой книгой до сих пор является Библия. Самая издаваемая книга во всем мире – лидерство держит Библия, и самое большое число языков и диалектов, на которые переведено Священное Писание. Поэтому должны исполниться слова Господа, что не должно быть на земле ни одного племени, ни одного народа, который бы не слышал, по крайней мере, хотя бы Евангельское благовестие14. Весь мир должен быть охвачен. Вот 39 и 27 книг составляют содержание Ветхого и Нового Завета. И мы должны заниматься им, но из этих книг тоже не все для нас равноценны. Евангелие вне сравнения. Евангелие – это весть, благовестие Самого Бога. Если до этого пророки говорили от Его имени, то здесь Он свидетельствует Сам: ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо многие пророки и праведники желали и видеть, и слышать, что вы 15, но не дожили, хотя и произносили пророчества, и издали Господь им показывал, что должно совершиться. И можно представить, какую бы жизнь, образцы жизни они нам показали, если бы они дожили до этих событий.

Ну, а теперь, мы с вами тоже опускаемся в такое безбрежное море, что страх один. Как тут и начинать. Но нужно все равно что-то говорить.

Запишите следующее:

 







Date: 2015-09-05; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию