Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №10





Я хочу вам сказать, что лучше церковного пения народного и изучения библейской истории нет ничего на белом свете. И вы, наверное, с этим согласитесь. Почему? Потому что человек, как существо эмоциональное (а мы созданы такими), выражает свои внутренние религиозные чувства вовне. Может быть, это прекратится, когда мы будем с вами жить в совершенно иных условиях, в Царстве Божием, и там отпадет, может быть, необходимость в этих выражениях вовне, потому что, увидев Господа, человек забудет все. Он будет только наслаждаться созерцанием этого божественного Лика, Его совершенством, благостию и любовью, и все это будет изливаться без всякого посредства на нас, и отпадет необходимость и в словах, и в делах, и в движениях, может быть, и в пении. Все это будет совершаться внутри человека на уровне какого-то совершенно иного общения. Ну, а вот пока мы с вами находимся здесь на земле, мы выражаем свои религиозные чувства в молитвах словесно, в умной молитве, в сердечной молитве, затем совершаем поклонение, воздеяние руку моею жертва вечерняя 1. Мытарь бил себя в грудь, люди воздевали руки, падали на колена, посыпали себя пеплом и иные выражения - и все это коренится в конечном итоге в Священном Писании. Потому что оно дает нам и материал для размышления и указывает, откуда мы с вами, и какой промысл Божий относительно нас, и что мы представляем собой на сегодняшний день, как нам нужно исправиться, как жить бы должно. Читая, мы видим, как уклоняемся мы от евангельского идеала, насколько мы живем в компромиссах бесконечных; и вот как разделить свет и тень, добро и зло, ой, они переплелись настолько, что не знаешь, где кончается одно и начинается другое.

А ведь через это мы страдаем. Это как какой-то мусор, который, знаете, накапливается и повреждает все наши чувства: и зрительные, и слуховые, и всякие другие, а уж о духовных, которыми мы воспринимаем Бога, и говорить не приходится. Поэтому перед Богом надо очищаться. Вот все псалмы Давидовы призывают нас к этому. Очисти беззаконие мое, прости прегрешения моя, от тайных моих очисти меня 2 – вообще, кто может усмотреть свои грехи? Память наша короткая, мы забываем даже то зло, какое мы совершаем. А ведь оно сохраняется. И все оно предстанет вплоть до недовольного взгляда, нечистой мысли, нехорошего слова – все это сохраняется по закону сохранения энергии. Вот он и в физике действует, он действует и в области нравственной. Притронулись в одном месте, отозвалось на другом - в силу такой связи, такого единства всего во всем… Вот давайте исполнять хотя бы половину фразы: уклонися от зла, говорит Давид, и сотвори благо 3. Вот сотворить благо нет сил, а уклониться от зла? Вот хотя бы половину этой фразы исполнять, и на земле был бы совершенно другой климат. Уклонися от зла, не будем делать друг другу зла. А вот добро? Ну, может быть, придет время, научимся делать и добро, а сначала не нужно отвечать злом на зло. Придет время, и будем творить благо.

Так ведь не делаем этого. Существа мы мстительные, завистливые, раздражительные – это же такие изъяны, которые мешают нам хорошо общаться с Богом в первую очередь. Потому что в злохудожную душу не входит премудрость и не обитает в теле, повинном греху 4. Для всего нужны условия. Вот человек, как сосуд, может быть и вместилищем Духа Божия. Иоанн Златоуст говорит, если бы мы посмотрели, распахнули грудь и посмотрели, что творится в душе святого человека, мы ослепли бы от света, который на нас оттуда пошел бы. И в то же время человек может быть и вместилищем греха, сыном диавола, сыном беззакония 5. И вот так «одно напротив другого»6 предстоит, и избежать, очевидно, этого противостояния невозможно до конца жизни. Как напротив жизни – смерть, так напротив праведника – грешник; так и смотри на все дела Господни: их по два, одно против другого.

Вот теперь как бороться с этим злом? Лев Толстой сочинил целую теорию о непротивлении злу насилием. Эта теория имела самые печальные плоды. Вот Господь показывает, как не нужно бороться со злом. Мы со злом все боремся не так, как нужно. А вот как нужно, как побеждать зло? Побеждать зло можно только при одном условии: если мы его победим сначала в самих себе. Если мы победим в самих себе, следовательно, от нас не будет исходить зло, от нас не будут исходить злые эти посылы. А раз не будет исходить это, вот уже зло уменьшается количественно. Другой человек встал на тот же путь, вот он не излучает из себя зла. И так постепенно люди стали бы представлять собой общину святых.

Как и было в первое время по Пятидесятнице. У всех была одна душа, одно сердце, потому что все были напоены одним Духом7. А вот разногласия-то между нами? Какие могут быть разногласия, когда мы напоены одним Духом? Вот они, очевидно, имеют множество причин. И немаловажное значение здесь имеет высокоумие: я хочу настоять на своей точке зрения, я правильно понимаю, а ты должен слушать. Не нужно так ставить вопрос. Нужно все темы обсуждать на молитвенном, хорошем духовном уровне. Вот почему мы перед беседами молимся? Мы просим Господа, чтобы по молитве нашей Он устранил эти разногласия и привел напротив нас к единому пониманию. Конечно, мы выпали из контекста библейского и по времени, и по настроению. И вот, чтобы себя увидеть в Священном Писании, нужно соответствующим образом себя и подготовить. Мы касаемся, скользим по поверхности и не можем войти в глубину. А нужно отплыть от берега на глубину, закинуть сети – там что-то можно поймать только8. Господин, у тебя и почерпала нет, а колодец глубок, как же ты говоришь мне о воде живой? Вот если бы ты знала дар Божий и Кто с тобой говорит, ты бы просила у Него воду живую 9. Вот по дару Христа, по дару Божию10 мы можем все получить от Господа. Это Он говорит нам: просите, просите, не сомневаясь 11, и получите 12, в том числе и у кого не достает мудрости 13, но просите с верой 14, потому что человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих 15. Уже это раздвоение не позволяет ему сконцентрироваться. Это страшная болезнь духа. Грех расщепил человеческую личность. Это расщепление тем более глубоко сказалось на человеке, чем он был по сравнению со всем творением совершеннее. Мы и представить не можем, а что произошло с диаволом, когда он был величайшим из сотворенных духов. И чем совершеннее существо, которое падает, тем глубже поражается внутри себя. И вот это падение человека, который малым чим умален от ангел 16, вот оно сказывается на нас даже и после крещения.

Смотрите, в крещении человек очищается буквально от всего, но склонности, склонности к злу, ко греху остаются. Остаются и начинают активизировать себя, если мы им не противопоставляем что-то. А что можно им противопоставлять? Оружия воинствования нашего духовные. Вот какие оружия воинствования нашего? Откройте все Послание к Ефесянам и найдите 6 главу, 10 стих. Вот к чему нас призывает апостол:

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Видите, иерархия сохраняется, несмотря на падение. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, – поскольку на востоке одежды были широкие, и нужно было охватывать себя поясом. Пояс – умерщвление чресл; пояс – у монаха, вот он умерщвляет чресла свои; дальше он готовится к борьбе, подтянуть пояс, опоясаться – значит приготовиться к борьбе. Это состояние воина, а не изнеженное состояние сибарита. Вот как себе, значит, этот пояс затянуть? Дальше – и облекшись в броню праведности, – кольчуга, броня, она закрывала тело. Вот броня праведности есть. Дальше – и обув ноги в готовность благовествовать мир, – сеять вокруг себя мир. Вы пришли и, знаете, своим присутствием изгоняете из семьи, из дома озлобленность, вражду. При вас людям неудобно, неприлично ругаться. Вы приносите с собой иную атмосферу. А эта иная атмосфера может в нас пребывать, если мы с Кем-то пребываем, – а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, – без веры невозможно ни Богу угодить, ни что-либо совершить. Все коренится в вере. Щит – и шлем спасения возьмите, – шлем спасения. Ведь голова наиболее уязвимая часть тела, поэтому она особенно надежно должна прикрываться. Шлем спасения - и меч духовный, который есть Слово Божие. Вот апостол Павел изображается с мечом. Такая импозантная фигура, одежды, тога эта и большой меч в руках. Вот меч – это не воинское орудие, а вот меч веры, который есть Слово Божие. Вот мы, собственно говоря, держим в руках меч. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, – молитесь духом, – и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых, – со всяким постоянством, а не на каких-то порывах, не на каких-то эмоциях, повторяю, эмоции прогорают, как порох. Все эти движения, все эти, знаете, какие-то экстазы – все это, знаете, результат такого вот душевного настроя, но не духовного: Братия, я не мог говорить с вами как с духовными, а как с душевными, как с младенцами во Христе 17. Вот это постоянство и моление о всех святых, – и о мне,–говорит он,– дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, – вот он находился уже в узах и тем не менее исполнял свое посольство, – дабы я смело проповедовал, как мне должно.

Вот орудия воинствования нашего.

И вот, исходя из этого, давайте теперь рассматривать ту тему, к какой мы приступили. Она звучит так:

 

Date: 2015-09-05; view: 301; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию