Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С общим недоразвитием речиСтр 1 из 12Следующая ⇒
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
М.А. Илюк Г. А. Волкова
МЕТОДИКА РАБОТЫ С «РЕЧЕВОЙ КАРТОЙ»
Общее недоразвитие речи у ребенка (экспрессивная алалия, дизартрия) в настоящее время выявляется уже в возрасте 2-3 лет, когда процесс развития речи далеко не завершен. У этих детей отмечается своеобразное нарушение психических процессов, снижение познавательной деятельности, отклонения в поведении. Нередко имеет место симптомокомплекс дизонтогенетически – энце - фалопатических нарушений. Неравномерность развития неречевых психических функций в раннем возрасте отрицательно влияет на формирование речи. Поэтому для построения целенаправленной логопедической работы с детьми, поступающими в речевые группы детского сада, необходимо комплексное психолого-логопедическое обследование ребенка. Предлагаемая нами речевая карта разработана на основе многолетнего собственного опыта логопедической работы, а также имеющихся в литературе рекомендаций (Г.А. Волкова, 1992, 2003; Т.Б. Филичева, 1987; В.А. Ковшиков, 1985 и др.). Она позволяет отразить все сведения о ребенке, необходимые для успешного проведения коррекционной работы. Содержательно в ней отражены три основных раздела обследования: 1. Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития в раннем возрасте. 2. Сведения об адаптации ребенка и поведении в детском саду. 3. Обследование речевых и неречевых функций ребенка. В реализации указанных направлений обследования значимую роль играет особое графическое оформление речевой карты. Она позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в ДОУ, что обеспечивает динамическое наблюдение за формированием психических функций ребенка. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отмечать изменения в состоянии детей в течение одного учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекционной работы и определить динамику в развитии каждого ребенка. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих с ребенком, и по своей сути она является дневником его индивидуального сопровождения. Особенностью графического оформления карты также является компактность и наглядность в расположении различных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции, что важно для построения программы коррекционной работы. Ежегодное отслеживание развития ребенка дает возможность четко проследить его динамику и оптимально определить возможности дальнейшего обучения в школе. Оформление карты, где отражены все параметры обследования ребенка, позволяет фиксировать результаты обследования в соответствующих отведенных местах. При этом предлагаются разные варианты фиксации результатов: • в некоторых случаях (например, в разделах «Адаптация в детском саду» (форма 7), «Поведение ребенка в коллективе» (форма 8), п. 5.1. «Объем движений» (форма 9) и др.) в графах, соответствующих определенному возрасту, предлагаются варианты оценки параметра, потому достаточно подчеркнуть тот из них, который характерен для данного ребенка; • в других случаях (например, в форме 9 пункты 6.3 - 6.7 и 7.1 - 7.4. и другие) следует выбрать и один из предложенных вариантов и вписать его в соответствующую графу таблицы; • в остальных случаях следует в краткой или развернутой форме внести Изучение динамического праксиса (форма 9 пункт 4.3) предполагает воспроизведение детьми с помощью хлопков определенного ритмического рисунка. Для этого предлагаются примеры разной степени сложности, которые обозначены следующим образом:!!,!!!,!!!!, где «!» означают хлопки, а расстояния между ними - паузу. В конце карты предлагаются две таблицы, в которых отражены: 1) «Связь неречевых и речевых функций в процессе развития устной речи» (форма 16) и 2) «Связь неречевых и речевых функций в процессе профилактики нарушений письменной речи» (форма 17). Они помогут при анализе результатов обследования и определении логопедического диагноза, а также при построении системы коррекционной работы с каждым ребенком. Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития, подразумевает выявление в первую очередь неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, аутизма, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей, аллергодерматитов и т. д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития. В процессе индивидуальных беседе родителями, кроме сведений анамнеза, выясняются особенности поведения ребенка в разных ситуациях дома, его привязанности, взаимоотношения с другими членами семьи, любимые игры, игрушки и т. д. В период адаптации ребенка в детском саду ярко проявляются нарушения речевой активности. Поэтому сначала исследуются неречевые психические функции детей, а также их личностные особенности. В первый месяц нахождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений учитель-логопед отмечает в речевой карте состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна, аппетит, реакции на температ. режим в группе), а также поведение в новом коллективе (характер и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, эмоциональный фон общения, игровая и речевая активность, преобладающее настроение). В течение первого периода обучения продолжается изучение личностных и психологических особенностей детей. Исследуется процесс воспитания у ребенка навыков поведения в коллективе сверстников. Анализируя, насколько адекватно и самостоятельно поведение каждого ребенка, можно определить степень успешности его адаптации в группе. Выявляется предпочтительное отношение к формам занятий, владение навыками самообслуживания, состояние игровой деятельности. В процессе обследования выделяются группы детей наиболее комфортных в играх и занятиях, обращается внимание на привязанность детей друг к другу. В дальнейшем эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для занятий, учитывая не только особенности речевых нарушений, но и межличностные связи детей. Обследование речевых и неречевых функций ребенка. Оно начинается с первичной беседы, направленной на установление эмоциональной контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. По содержанию беседы делается предварительное заключение об особенностях знаний ребенка об окружающей действительности и ориентировке в ней, круге интересов, о способности к суждению, особенностях развития связной речи. В процессе проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд графических тестов: нарисовать по образцу вертикальную линию, круг и крест, нарисовать дом, дерево, человека (для этого в карте отводится соответствующее место). В ходе их выполнения определяется степень владения карандашом, особенности развития графомоторных умений, предметного рисунка, навыки ориентировки на листе бумаги. После проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд заданий, направленных на изучение механизма, структуры речевого дефекта и объема нарушения. В процессе исследования неречевых психических функций устанавливается уровень умственного развития ребенка и проводится качественный анализ нарушений его познавательной деятельности с акцентом на определение тех сохранных звеньев, которые могут быть использованы в процессе коррекционной работы. Проводится оценка динамики психического развития в процессе длительной логопедической работы. В процессе обследования используется специально отобранный наглядный материал. Это, прежде всего, хорошо известный всем учителям-логопедам и используемый в течение многих лет «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева), разнообразные дидактич. (пирамидки, вкладыши, доски Сегена) и образные игрушки. Психологическое обследование проводится в виде обучающего эксперимента, не требующего активной речи ребенка. В процессе выполнения заданий наглядно-действенного вида оценивается отношение ребенка к предлагаемой деятельности, способы действия, которые он выбирает, характер его ошибок, восприимчивость к помощи, особенности интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти, внимания, целенаправленности и произвольности, склонности к инертности и персеверациям. В этом разделе карты предлагаются задания на исследование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, пространственного, конструктивного и динамического праксиса. Одним из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности и неловкости, объем, переключаемость, точность движений, наличие леворукости. Следующие разделы карты содержат задания для обследования строения, подвижности артикуляторного аппарата, состояния звукопроизношения, фонематических процессов, воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, общего звучания речи. Изучение экспрессивной и импрессивной речи ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте одновременно отмечаются понимание и употребление грамматических форм, особенности развития лексики (объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка). Обращается особое внимание на состояние связной речи; ее правильное лексико-грамматическое оформление, а также умение устанавливать причинно-следственные связи. Это необходимо в связи с тем, что неравномерность развития мышления у детей проявляется в формах тесно связанных с развитием речи, наглядно-образного и словесного мышления, обобщающей функцией слова. Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия. Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Такая интегративность и динамичность в обследовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуществлять коррекцию и компенсацию путем развития потенциальных возможностей и способностей ребенка, а также выявить зону его «ближайшего развития», на расширение которой направлена вся проводимая работа. Рекомендуемая литература 1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. 2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. 4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979. Форма 1 Date: 2015-09-05; view: 735; Нарушение авторских прав |