Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С общим недоразвитием речи





РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

М.А. Илюк

Г. А. Волкова

 

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С «РЕЧЕВОЙ КАРТОЙ»

 

Общее недоразвитие речи у ребенка (экспрессивная алалия, дизартрия) в настоящее время выявляется уже в возрасте 2-3 лет, когда процесс развития речи далеко не завершен. У этих детей отмечается своеобразное нарушение психических процессов, снижение познавательной деятельности, отклонения в поведении. Нередко имеет место симптомокомплекс дизонтогенетически – энце - фалопатических нарушений. Неравномерность развития неречевых психических функций в раннем возрасте отрицательно влияет на формирование речи. Поэто­му для построения целенаправленной логопедической работы с детьми, посту­пающими в речевые группы детского сада, необходимо комплексное психолого-логопедическое обследование ребенка.

Предлагаемая нами речевая карта разработана на основе многолетнего собственного опыта логопедической работы, а также имеющихся в литературе рекомендаций (Г.А. Волкова, 1992, 2003; Т.Б. Филичева, 1987; В.А. Ковшиков, 1985 и др.). Она позволяет отразить все сведения о ребенке, необходимые для успешного проведения коррекционной работы. Содержательно в ней отражены три основных раздела обследования:

1. Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития в ран­нем возрасте.

2. Сведения об адаптации ребенка и поведении в детском саду.

3. Обследование речевых и неречевых функций ребенка.

В реализации указанных направлений обследования значимую роль игра­ет особое графическое оформление речевой карты. Она позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в ДОУ, что обеспечивает динамическое наблюдение за формирова­нием психических функций ребенка. Подробная информация по итогам обсле­дования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отмечать изменения в со­стоянии детей в течение одного учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекцион­ной работы и определить динамику в развитии каждого ребенка. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих с ребенком, и по своей сути она являет­ся дневником его индивидуального сопровождения.

Особенностью графического оформления карты также является компакт­ность и наглядность в расположении различных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохран­ные, так и нарушенные функции, что важно для построения программы коррекционной работы. Ежегодное отслеживание развития ребенка дает возможность четко проследить его динамику и оптимально определить возможности дальней­шего обучения в школе.

Оформление карты, где отражены все параметры обследования ребенка, позволяет фиксировать результаты обследования в соответствующих отведен­ных местах. При этом предлагаются разные варианты фиксации результатов:

• в некоторых случаях (например, в разделах «Адаптация в детском саду» (форма 7), «Поведение ребенка в коллективе» (форма 8), п. 5.1. «Объем движе­ний» (форма 9) и др.) в графах, соответствующих определенному возрасту, предлагаются варианты оценки параметра, потому достаточно подчеркнуть тот из них, который характерен для данного ребенка;

• в других случаях (например, в форме 9 пункты 6.3 - 6.7 и 7.1 - 7.4. и дру­гие) следует выбрать и один из предложенных вариантов и вписать его в соответствующую графу таблицы;

• в остальных случаях следует в краткой или развернутой форме внести
собственные записи оценки выполнения ребенком соответствующих заданий или
результаты наблюдений (например, в форме 9 пункты 3-5, 8-11, в форме 10).

Изучение динамического праксиса (форма 9 пункт 4.3) предполагает воспроизведение детьми с помощью хлопков определенного ритмического рисунка. Для этого предлагаются примеры разной степени сложности, которые обозначе­ны следующим образом:!!,!!!,!!!!, где «!» означают хлопки, а расстояния между ними - паузу.

В конце карты предлагаются две таблицы, в которых отражены: 1) «Связь неречевых и речевых функций в процессе развития устной речи» (форма 16) и 2) «Связь неречевых и речевых функций в процессе профилактики нарушений письменной речи» (форма 17). Они помогут при анализе результатов обследова­ния и определении логопедического диагноза, а также при построении системы коррекционной работы с каждым ребенком.


Изучение анамнеза, динамики психомоторного и речевого развития, подразумевает выявление в первую очередь неврологических и психопатологи­ческих синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, мини­мальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, аутизма, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верх­них дыхательных путей, аллергодерматитов и т. д. Анализ особенностей речево­го развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дис­гармонии ее развития. В процессе индивидуальных беседе родителями, кроме сведений анамнеза, выясняются особенности поведения ребенка в разных си­туациях дома, его привязанности, взаимоотношения с другими членами семьи, любимые игры, игрушки и т. д.

В период адаптации ребенка в детском саду ярко проявляются нару­шения речевой активности. Поэтому сначала исследуются неречевые психи­ческие функции детей, а также их личностные особенности. В первый месяц на­хождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений учитель-логопед отмечает в речевой карте состояние вегетативной сферы ре­бенка (особенности сна, аппетит, реакции на температ. режим в группе), а также поведение в новом коллективе (характер и особенности взаимоотно­шений со сверстниками и взрослыми, эмоциональный фон общения, игровая и речевая активность, преобладающее настроение). В течение первого периода обучения продолжается изучение личностных и психологических особенностей детей. Исследуется процесс воспитания у ребенка навыков поведения в коллективе сверстников.

Анализируя, насколько адекватно и самостоятельно поведение каждого ребенка, можно определить степень успешности его адаптации в группе. Вы­является предпочтительное отношение к формам занятий, владение навыками самообслуживания, состояние игровой деятельности. В процессе обследования выделяются группы детей наиболее комфортных в играх и занятиях, обращается внимание на привязанность детей друг к другу. В дальнейшем эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы лого­педической работы, сформировать подгруппы для занятий, учитывая не только особенности речевых нарушений, но и межличностные связи детей.

Обследование речевых и неречевых функций ребенка. Оно начинается с первичной беседы, направленной на установление эмоциональной контакта с ре­бенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. По со­держанию беседы делается предварительное заключение об особенностях знаний ребенка об окружающей действительности и ориентировке в ней, круге интересов, о способности к суждению, особенностях развития связной речи. В процессе прове­дения беседы ребенку предлагается выполнить ряд графических тестов: нарисовать по образцу вертикальную линию, круг и крест, нарисовать дом, дерево, человека (для этого в карте отводится соответствующее место). В ходе их выполнения определя­ется степень владения карандашом, особенности развития графомоторных умений, предметного рисунка, навыки ориентировки на листе бумаги.


После проведения беседы ребенку предлагается выполнить ряд заданий, направленных на изучение механизма, структуры речевого дефекта и объема нарушения. В процессе исследования неречевых психических функций устанав­ливается уровень умственного развития ребенка и проводится качественный анализ нарушений его познавательной деятельности с акцентом на определение тех сохранных звеньев, которые могут быть использованы в процессе коррекционной работы. Проводится оценка динамики психического развития в процессе длительной логопедической работы.

В процессе обследования используется специально отобранный наглядный материал. Это, прежде всего, хорошо известный всем учителям-логопедам и используемый в течение многих лет «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева), разнообразные дидактич. (пирамидки, вкладыши, доски Сегена) и образные игрушки.

Психологическое обследование проводится в виде обучающего экспери­мента, не требующего активной речи ребенка. В процессе выполнения заданий наглядно-действенного вида оценивается отношение ребенка к предлагаемой деятельности, способы действия, которые он выбирает, характер его ошибок, восприимчивость к помощи, особенности интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений па­мяти, внимания, целенаправленности и произвольности, склонности к инертнос­ти и персеверациям.

В этом разделе карты предлагаются задания на исследование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, пространственного, конструктивного и динамического праксиса.

Одним из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности и неловкости, объем, переключаемость, точность движений, наличие леворукости.

Следующие разделы карты содержат задания для обследования строения, подвижности артикуляторного аппарата, состояния звукопроизношения, фоне­матических процессов, воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, обще­го звучания речи.

Изучение экспрессивной и импрессивной речи ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте одновременно отмечаются по­нимание и употребление грамматических форм, особенности развития лексики (объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомлен­ности ребенка). Обращается особое внимание на состояние связной речи; ее правильное лексико-грамматическое оформление, а также умение устанавли­вать причинно-следственные связи. Это необходимо в связи с тем, что нерав­номерность развития мышления у детей проявляется в формах тесно связанных с развитием речи, наглядно-образного и словесного мышления, обобщающей функцией слова.


Такой подход позволяет систематически анализировать клинические формы речевой патологии, а также выбирать наиболее эффективные методы и средства для преодоления различных видов речевых нарушений на основе системного и дифференцированного логопедического воздействия.

Наблюдение за развитием психических функций ребенка на протяжении длительного временного периода помогает выделить ведущий дефект и связан­ные с ним вторичные нарушения. Такая интегративность и динамичность в об­следовании позволяет по-новому взглянуть на проблему социальной адаптации детей с речевыми нарушениями, своевременно осуществлять коррекцию и ком­пенсацию путем развития потенциальных возможностей и способностей ребен­ка, а также выявить зону его «ближайшего развития», на расширение которой на­правлена вся проводимая работа.

Рекомендуемая литература

1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра­боты в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - СПб.: Детство-Пресс, 2000.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.

4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недо­статков произношения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1979.


Форма 1







Date: 2015-09-05; view: 735; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию