Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классы психических эмоциональных состояний,





виды эмоционально-чувственного реагирования».

Тема № 1. «Физиологическое выражение эмоций, нейроанатомия эмоций

и нейрохимия эмоций».

Физиологическое выражение эмоций в качестве физиопсихических реакций. Физическая и психическая активность личности как принципиальная способность и возможность человека испытывать и переживать эмоции и чувства. Физиологическая основа эмоций. НС и ЦНС в качестве органической базы психических эмоциональных реакций. Нервная раздражимость – фундамент психической раздражимости (чувствительности). Эмоция как нервно-психическая реакция (элементарное отражение действительности). Мышечный тонус в качестве физического отражения эмоционального состояния. Вегетативные проявления эмоций. Психосоматические эмоциональные эффекты. Корреляция психической эмоциональной и физиологической деятельности (потребностная обусловленность эмоций). Изменения биотоков головного мозга в качестве физиологических коррелятов эмоциональных реакций.

Нейроанатомия эмоций. Анатомический субстрат развития эмоциональных реакций. Мозговой субстрат эмоций. ЦНС как основа психических эмоциональных реакций: гипоталамус → передневентральное ядро таламуса → поясная извилина → гиппокамп → мамиллярные ядра гипоталамуса. Лимбическая система и эмоции. Средний мозг и нижележащие мозговые отделы в качестве базы инициации моторных эмоциональных реакций. Особая роль миндалины, а также лобной и височной коры головного мозга в физиопсихической организации эмоциональной деятельности. Двигательные проявления эмоций. Эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Общий обзор имеющихся в настоящее время экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоциональных психических реакций. Эмоциональная функциональная асимметрия мозга. Взаимосвязь доминирования правого полушария и повышенного нейротизма [5] личности.

Нейрохимия эмоций. Основа возникновения любой эмоции - активация разнообразных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Нейрохимическая зависимость модальности, качества и интенсивности эмоций. Биогенная зависимость патологии настроения и аффектов. Нейрохимическое устранение депрессии. Зависимость состояния агрессивности от органических химических процессов. Взаимосвязь процессов нервного возбуждения/торможения, нейрохимических процессов и эмоциональных реакций. Физиологические механизмы самораздражения в головном мозге. Жесткая зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга. Электрохимическая активность головного мозга как фактор, обуславливающий доминантность, интенсивность, длительность эмоциональных реакций. Биохимический гомеостатический баланс эмоциональных психических реакций в качестве условия эмоционального реагирования. Психофизиология эмоциональной памяти. Психовегетативные процессы. Влияние физической и психической активности личности на её эмоциональные реакции.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 1:

1. Опишите понятия раздражимости и чувствительности.

2. Связь нервной системы и эмоциональных реакций.

3. Физиологические основы и механизмы эмоций.

4. Электрохимические процессы в головном мозге в качестве органического фундамента эмоционального реагирования.

5. Органические корреляты и объективные показатели эмоций.

6. ЦНС как высшая материальная база эмоциональных реакций.

7. Потребности в качестве активационного источника эмоционального процесса.

8. Особенности эмоционального психического отражения действительности.

9. Осветите психосоматические эмоциональные реакции.

10. Взаимосвязь физиологической активности и эмоционального реагирования.

11. В чём состоит нейроанатомия эмоций?

12. Какова психовегетатика эмоций?

13. Мышечные и двигательные форматы эмоций. Выразительные движения.

14. Расскажите о биохимии и о нейрохимии эмоций.

15. Охарактеризуйте возможные материальные основания эмоций.

16. Физическая и психическая активность как основание эмоциональных реакций.

17. Физиологические и психические измерения эмоциональной памяти.

Рекомендуемая по теме № 1 базовая литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.


4. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

6. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

7. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

8. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

9. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

10. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

11. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

12. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981.

14. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. – М., 1998.

Тема № 2. «Классы психических эмоциональных состояний: эмоции, чувства, аффекты. Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов».

Научные определения таких понятий как: «чувствительность» [6] «физическое состояние», «физиологическое состояние», «физиопсихическое состояние», «психическое состояние», [7] «психическое эмоциональное состояние», «психический процесс», [8] «психический эмоциональный процесс», «психическая деятельность». [9] Трактовка собственно эмоций как одного из основных параметров (качеств) личности. Характеристика эмоций как психического явления. [10]

Эмоции в качестве психического явления (психического феномена). [11] Эмоции в качестве простых психических процессов импульсивной регуляции поведения, субъективных состояний человека и животных, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовольствия или неудовольствия, радости или печали, страха, гнева и т.д. и пр. Эмоции как процесс и как состояние. Эмоции в качестве непрерывного психического процесса, состоящего из отдельных психических состояний. Причинно-следственная природа психических эмоциональных состояний. Взаимодетерминация и взаимопереходы (термины А.Н. Леонтьева) эмоциональных психических состояний. Причинно-следственная характеристика динамики и взаимопереходов психических эмоциональных состояний. Обусловленность психических эмоциональных состояний деятельностью и общением субъекта.

Динамика психического функционирования эмоций. Основополагающие нервно-психические аспекты проявлений и выражения эмоциональных состояний личности. Концепция В. Вундта. «Схема» протекания психических эмоциональных состояний по В. Вундту. Многообразие эмоций и чувств Вильгельм Вундт символически изобразил посредством геометрического (графического) построения основных форм направленности эмоций и чувств. Сделал он это в системе трёх нервно-эмоциональных «измерений» принципиально возможной выраженности внутренних и внешних проявлений эмоций и чувств человека. 1. Возбуждение/Успокоение (ось ординат – ось Х); 2. Удовольствие/Неудовольствие (ось абсцисс – ось У); 3. Напряжение/Разрешение (Разрядка) – (ось Z).

Эмоции (стенические и астенические), [12] чувства и аффекты в качестве базовых классов психических эмоциональных состояний.


Определение чувств как психического явления. [13] Чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, познавательно отражающие значение и смысл этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства как высший продукт развития эмоциональных процессов индивида в общественных условиях. Утверждение о том, что порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления и процессы для разных людей могут иметь различное значение.

Аффекты как особый вид эмоциональных реакций. [14] Аффект как непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. Физиопсихическая специфика аффектов и аффективных реакций. Аффект как форма эмоций, представляющая собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Физиологические и психологические характеристики аффектов. Аффекты в качестве реакций, сопряжённых с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводящих к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов, в особенности познавательных процессов. Функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду. Концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Аффективные следы. Подчёркивание того, что на основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально, без достаточного осознавания вызвавших аффективную реакцию причин. Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряжённых моторных реакций по А.Р. Лурия.

Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 2:

1. Что такое «физическое», «физиологическое» и «физиопсихическое» состояние?

2. Что такое «психическое состояние», «психическое эмоциональное состояние», «психический процесс», «психический эмоциональный процесс»?

3. Эмоции как психический феномен: явление, процесс, состояние. Раскройте смысл и значение эмоций как психического явления. Опишите эмоции в качестве психического процесса, состоящего из сменяющихся психических состояний.

4. Охарактеризуйте разные аспекты причинно-следственной природы психических эмоциональных состояний.

5. Проясните основополагающие психические динамические измерения протекания эмоциональных состояний по В. Вундту.

6. Раскройте специфику чувств и осветите их сущностные особенности сравнительно с эмоциями.

7. Объясните эмоции, чувства и аффекты в качестве основных элементов эмоционально-чувственной сферы.

8. Осветите аффекты как особый вид эмоциональных реакций. Какова физиопсихическая специфика аффектов и аффективных реакций?


9. Каковы физиологические и психологические характеристики аффектов? Объясните функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду.

10. Опишите аффекты в качестве специфического вида эмоционального реагирования. Осветите в данном смысловом контексте научные концепции А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

11. Что такое «аффективный след»? Каким образом осуществляется диагностика аффективных следов? Расскажите о методах свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций по А.Р. Лурия.

12. Каковы сходства и различия эмоций, чувств и аффектов?

Рекомендуемая по теме № 2 базовая литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

3. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

4. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

5. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

8. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

9. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

10. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

11. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

12. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

13. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

14. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Тема № 3. «Виды эмоционально-чувственного

психического реагирования».

Базовые виды эмоционального реагирования: эмоциональный тон ощущений (связанный с психическим познавательным процессом «Ощущение») и эмоциональный тон впечатлений (связанный с психическим познавательным процессом «Восприятие»).

Психологические свойства личности [15] и эмоциональные психологические свойства личности. Эмоциональность как интегральное свойство человека.

Отмечание того, что характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека, являются его эмоциональными свойствами. Подчёркивание того, что к общим для всех людей и имеющим различную степень выраженности у каждого человека (в зависимости от его темперамента, характера и пр.) эмоциональным свойствам учёные относят такие параметры как: эмоциональная возбудимость; вспыльчивость; эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность); утрата эмоционального резонанса; впечатлительность; эмоциональная глубина; эмоциональная ригидность/лабильность; эмоциональная устойчивость (нередко ассоциирующаяся с психологической устойчивостью); экспрессивность (в контексте невербальной активности). [16]

Различные настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги, – как основные виды эмоционально-чувственного реагирования и как особые психические эмоциональные состояния.

Личностная и ситуативная тревожность как одно из конституциональных психических свойств (психологических качеств) личности.

Личностная тревожность как черта личности. Концепция Карен Хорни о так называемой базальной (базовой) тревожности личности как о самостоятельной личностной черте. [17]

Характеристика взаимосвязи тревожности личности с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Позиция Зигмунда Фрейда и его концепция, повествующая о реальной, моральной и невротической тревоге.

Фрустрация [18] в качестве психического эмоционального состояния. Фрустрация как неудовлетворённая потребность. Методы исследования фрустрации. Основные реакции личности на фрустрацию: эксперименты Тамары Дембо.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 3:

1. Опишите эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги в качестве основных видов эмоционально-чувственного психического реагирования человека (используйте материал тем №№ 1 и 2).

2. Проанализируйте различные настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги в качестве отдельных психических эмоциональных состояний (используйте материал тем №№ 1 и 2).

3. Каковы позиции зарубежных и отечественных учёных относительно выявления видов эмоционального реагирования и выделения классов эмоциональных состояний (используйте материал тем №№ 1 и 2)?

4. Опишите психологические свойства людей.

5. Раскройте эмоциональность как интегральное качество личности.

6. Назовите и обозначьте сущность общих для всех людей психических эмоциональных свойств личности.

7. Рассмотрите личностную и ситуативную тревожность в качестве одного из психических свойств личности и охарактеризуйте его взаимосвязь с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Осветите научные позиции З. Фрейда и К. Хорни по этим вопросам.

8. Что такое фрустрация? Какова связь фрустрации и потребностей?

9. Каковы методы исследования фрустрации? Опишите основные реакции личности на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо.

Рекомендуемая по теме № 3 базовая литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

3. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

4. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

5. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

8. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

9. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

10. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

11. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

12. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

13. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

14. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Тема № 4. «Базовые параметры количественной и качественной оценки психических эмоциональных состояний личности».

Основополагающие аспекты качественной и количественной оценки эмоций (эмоциональных психических состояний) личности.

Нейрофизиологическая основа эмоций.

Выполняемые эмоциями физиопсихические функции. Модальность (качество) эмоции. Интенсивность (сила) эмоции. Продолжительность (длительность) эмоции. Сложность эмоции. Глубина эмоции. Осознанность эмоции по А.Н. Леонтьеву. Происхождение (генетический источник, инстинктивная основа) эмоции. Условия (факторы) «возникновения и исчезновения» эмоций. Воздействие эмоций на организм человека.

Анализ физиопсихической природы эмоций и мотивации. Потребностно-мотивационная направленность эмоций. Эмоции как сильнейший мотиватор деятельности личности.

Социальная детерминация эмоций и чувств. Социально-перцептивная направленность эмоций (чувств) личности.

Психологическая направленность эмоции (чувства) личности по времени: на прошлое, настоящее или будущее.

Обусловленная внешней средой (реальностью) направленность эмоции (чувства) на окружающий мир (действительность). Направленность эмоции (чувства) на разнообразные явления, процессы, объекты, предметы внешней реальности. Направленность эмоции (чувства) личности на живую и на неживую природу.

Способы (формы) выражения эмоций (чувств) во внешнем поведении (экспрессивное проявление эмоций).

Концепции Кэррола Изарда; Дэвида Ли; Ганса Селье; Рене Плутчика; Пьера Экмана.

Подходы Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, Л.В. Куликова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, П.М. Якобсона.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 4:

1. Назовите и по смыслу обозначьте центр эмоций в головном мозге.

2. Охарактеризуйте, в общем плане, выполняемые эмоциями функции.

3. Что такое «модальность» эмоции?

4. Объясните «интенсивность» эмоции.

5. Что значит «длительность» эмоции?

6. В чем состоит «сложность» эмоции?

7. В чем смысл «глубины» эмоции?

8. Осветите «происхождение» эмоции.

9. Опишите условия «возникновения и исчезновения» эмоций.

10. Расскажите, в целом, о том, каково воздействие эмоций на организм человека.

11. В чем общность физиопсихической природы эмоций и мотивации?

12. Охарактеризуйте потребностно-мотивационную направленность эмоций.

13. Раскройте мотивационную роль эмоций.

14. Опишите социально-перцептивную направленность эмоции.

15. Что такое «временная» направленность эмоции?

16. В чем сущность «средовой» направленности эмоций?

17. Психологические различия направленности эмоций (чувств) на живые и неживые объекты.

18. Какова процессуально-предметная обусловленность эмоций и чувств?

19. В чём состоит экспрессивное проявление эмоций?

20. Проанализируйте общеизвестные концепции эмоций зарубежных ученых.

21. Осуществите сравнительный анализ общепринятых подходов к психологии эмоций отечественных учёных.

Рекомендуемая по теме № 4 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

12. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Раздел № II. «Свойства, роль, функции, виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний».

Тема № 5. «Свойства и качества эмоций и чувств личности».

Психофизиологические качества и свойства эмоций и чувств: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и упрочение, адаптация, пристрастность (субъективность), «передаваемость» («заразительность»), пластичность (подвижность), удержание в памяти, иррадиация (психофизиологическая распространяемость), перенос, амбивалентность (двойственность психической природы чувств), переключаемость, изменчивость (лабильность), образование чувств на основе эмоций, порождение чувствами эмоций.

Взаимовлияние эмоций и чувств и физической и психической активности личности.

Взаимосоотношение и взаимосвязь эмоций и чувств с темпераментом и характером, с задатками и способностями личности.

Взаимодействие эмоций и чувств с психическими познавательными процессами (воздействие эмоционально-чувственной сферы на ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и с самосознанием личности.

Взаимосвязь эмоций и чувств с потребностно-мотивационной направленностью личности: с потребностями (эмоциональная оценка степени реализации потребности); с мотивацией (чувства – социальный мотиватор). Взаимодействие свойств и функций эмоций и чувств со свойствами и функциями мотивов (смысловая значимость целей деятельности). Взаимодействие свойств и функций эмоций с волевой регуляцией деятельности (эмоциональная оценка хода и результатов деятельности).

Взаимозависимость эмоционального и волевого процессов (эмоционально-чувственное подкрепление волевых усилий), понятие «эмоционально-волевая психическая сфера личности».

Эмоциональный процесс (эмоционально-чувственная сфера психики личности) в качестве психической основы для психологической защиты личности.

Психофилогенетические и психоонтогенетические аспекты формирования и развития эмоционально-чувственной сферы человека.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 5:

1. Опишите физиологические и психические свойства и качества эмоций и чувств.

2. Взаимообусловленность физической и психической активности и эмоций и чувств.

3. Взаимозависимость свойств темперамента (тип НС), черт характера и эмоционально-чувственных реакций и проявлений.

4. Взаимовлияние задатков и способностей и эмоций и чувств.

5. Сопоставьте психические познавательные процессы с психическим эмоциональным процессом.

6. Объясните эмоционально-чувственный компонент самосознания человека.

7. Эмоциональная парадигма [19] личности.

8. Эмоциональная сторона потребностей и мотивации.

9. Охарактеризуйте взаимодействие эмоционального и волевого процессов.

10. Объясните эмоциональный процесс (эмоции, чувства и аффекты) как психическую базу психологической защиты личности.

11. Эмоции, чувства и развитие личности.

Рекомендуемая по теме № 5 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

12. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Тема № 6. «Роль и функции эмоций и чувств личности».

Виды эмоционального психического реагирования: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Естественно, что все виды эмоционального реагирования построены на эмоциях и являются составной частью единого психического эмоционального процесса, протекающего в каждый момент времени в виде какого-либо эмоционального состояния.

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и так далее.

Н.Н. Ланге провёл сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений.

Ощущение Эмоциональный тон ощущений
Нейтрально, безразлично Эмоционально окрашен: приятно/неприятно
Зависит от строения периферического органа ощущения Однороден, независим от строения органа ощущения
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека – сладкое) Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно
Является первичным и самостоятельным феноменом Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, воспоминание, представление
Становится отчётливее и яснее, когда на него обращают внимание Присуща неясность и расплывчатость, а при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Функции эмоционального тона ощущений.

Первая функция эмоционального тона ощущений – ориентировочная, которая состоит в сообщении организму о том, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно, или от него надо избавиться. Наличие эмоционального тона ощущений даёт организму возможность при встрече с незнакомым объектом сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов.

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой – сообщать людям и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена, и тогда возникает положительный эмоциональный тон – удовольствие; или потребность не удовлетворена, и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие.

Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую, обычно, не обращают должного внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определённые виды поведения и формы деятельности до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.

Эмоциональный тон впечатлений. Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, испытываемых эмоций.

Н.Н. Ланге писал о том, что в эмоциях есть особое элементарное чувство удовольствия и страдания, которое несводимо к органическим и кинестетическим ощущениям. Поэтому Н.Н. Ланге полагает, что целесообразно выделить еще один вид эмоционального тона – эмоциональный тон впечатлений. Если эмоциональный тон ощущений – это физическое удовольствие/неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений – эстетическое удовольствие/неудовольствие.

Важно подчеркнуть то, что, с точки зрения Н.Н. Ланге, эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство и даёт основание делить эмоции на положительные, связанные с удовольствием и отрицательные связанные с неудовольствием, то есть метить их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений – это знак эмоции.

Комплексная роль эмоций в организме и психике, понимаемая в качестве органического и психического характера и степени участия эмоций в поведении животного и деятельности человека, – определяемых физиологическими и психическими функциями эмоций.

Филогенетическая суть роли, выполняемой эмоциями в организме и их физиологическое природное предназначение. Осуществление эмоциями первичной психической раздражимости как их основной психоорганической функции.

Нервная раздражимость (нервные реакции) в качестве «материальной базы» для эмоциональной раздражимости (психического реагирования). Психические эмоциональные и физиологические нервные реакции.

Роль положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций и чувств в целом, – положительные (стенические, активационные) и отрицательные (астенические, тензионные) характеристики и проявления эмоций и чувств.

Сложная физиопсихическая роль и психосоциальное деятельностное значение чувств человека. Психические комплексы переживаний-отношений человека, образуемые чувствами.

Физиологические и психические функции эмоций и чувств: сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная, кумулятивная.

Контрольные (проверочные) вопросы и вопросы к семинару по теме № 6:

1. Расскажите о роли эмоций в организме и психике.

2. Как соотносятся между собой роль и функции эмоций и чувств?

3. Опишите филогенез и физиологию эмоций.

4. Психическая раздражимость как «генеральная» функция эмоций.

5. Соотношение нервной и эмоциональной раздражимости.

6. Объясните нервные и эмоциональные реакции.

7. Охарактеризуйте роль положительных и отрицательных эмоций.

8. Проанализируйте совместную роль эмоций и чувств для развития личности человека и их общее влияние на его деятельность.

9. Детально выявите физиопсихическую роль чувств.

10. Подробно проясните психосоциальное значение чувств человека и их воздействие на характер его деятельности.

11. Осветите разнообразные формы переживаний и отношений человека, образуемые его чувствами.

12. Содержательно раскройте физиопсихические функции эмоций.

13. Проанализируйте эмоциональный тон ощущений и эмоциональный тон впечатлений.

Рекомендуемая по теме № 6 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

12. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

13. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

14. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Тема № 7. «Виды и типы эмоциональных и чувственных

психических состояний личности».

Основные виды эмоций и чувств с физиологической и психической сторон: стенические (активационные) и астенические (тензионные), положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) эмоции и чувства.

Типы психических эмоциональных и чувственных состояний: эмоции и чувства ожидания и прогноза (волнение, тревога, страх, отчаяние и т.п.); эмоции и чувства удовлетворения и радости (удовлетворение, умиление, радость, восхищение, восторг, состояние экстаза (эйфория) и т.п.); фрустрационные (от понятия «фрустрация») эмоции и чувства (обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, тоска, ностальгия, горе и т.п.); коммуникативные (социальные) эмоции и чувства (веселье, смущение, смятение, стыд, чувство вины, презрение и т.п.); индивидуалистические (сугубо индивидуально-содержательные) эмоции и чувства (привязанность, дружба, влюбленность, жалость, любовь, ужас и т.п.); интеллектуальные (когнитивно обусловленные) эмоции и чувства (когнитивно-аффективные комплексы): чувство удивления, чувство интереса, чувство юмора, эмоция догадки, эмоция сомнения, чувство неуверенности, чувство уверенности, чувство иронии и т.п.; эстетические эмоции и чувства (чувство красоты, чувство прекрасного, чувство гармоничного, чувство совершенного, чувство идеального и т.п.).

Научный анализ каждого типа эмоций и чувств. Отдельные эмоции и чувства (конкретные эмоциональные и чувственные психические состояния), входящие в данные типы эмоций и чувств. Содержательная характеристика каждой отдельной основной типологической эмоции и базового чувства. Смысловые сходства и различия эмоций и чувств разных типов. Условность разделения некоторых (рассматриваются конкретные примеры) эмоций и чувств на отдельные типы, – смысловая разноплановость и разное значение этих эмоций и чувств. Например, условность разделения эмоций и чувств на индивидуалистические и коммуникативные. Приводим пример рассмотрения типов психических эмоциональных и чувственных состояний.

Индивидуалистические эмоции и чувства:

· жалость – это сочувствие, соболезнование, сострадание, эмпатия;

· привязанность – это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь. Привязанность к человеку может быть различной степени. Иногда привязанность достигает такой силы, что превращается в абсолютную эмоциональную зависимость, дающую ощущение влюбленности или любви;

· дружба – это вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся симпатиями и взаимной привязанностью. Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств. Прочность дружбы зависит от общности целей, интересов, идеалов, намерений, ценностных ориентаций и паритета взаимных деяний;

· влюблённость – это относительно устойчивое психологическое эмоциональное отношение, отражающее страстное влечение к кому-нибудь. Степан Васильевич Ковалёв говорит о возрастных онтогенетических периодах проявления влюбленности у людей;

· любовь – это чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение к тому или иному реальному или идеальному субъекту, объекту или явлению. Это чувство самоотверженной, сердечной, душевной привязанности.







Date: 2015-09-05; view: 1220; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.073 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию