Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы № 8 и № 9





Тема № 8. «Научные подходы к исследованию эмоций и чувств личности». Тема № 9. «Научные классификации эмоций личности».

Количество и качественные виды психических эмоционально-чувственных реакций (отдельных эмоций и чувств). Классификации эмоций таких известных зарубежных авторов, как: Т. Браун, А. Бэн, В. Вундт, У. Джеймс, К. Изард, Д. Ли, Д. Стюарт, Г. Спенсер, Г. Селье, Р. Плутчик, Э. Титченер, П. Экман и таких известных отечественных авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон.

Отнесение (сведение) разноплановых классификаций эмоций к трём основополагающим психологическим научным подходам к исследованию эмоций. «Авторская принадлежность» отечественных и зарубежных учёных к этим трём подходам. Комплексное рассмотрение потребностного(потребностно-мотивационного), иерархического (делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные) и базисно-дискретного[20] научных подходов к изучению эмоций. Сравнительный научный анализ данных подходов. Общее во всех этих подходах. Анализ того, что во всех них учёными выделяются базовые, основные, первичные эмоциональные психофилогенетические реакции. Смысловые (содержательные) отличия в изучаемых подходах.

Деление эмоций на активационные (пробуждающие позитивную активность организма) и на тензионные (эмоции негативного напряжения).

В рамках иерархического подхода, имеет место индивидный подходк классифицированию и пониманию эмоций и чувств человека. Наиболее заметным и значимым его представителем в отечественной психологии является Леонид Васильевич Куликов. Он делит эмоции и чувства на активационные, пробуждающие активность организма; на тензионные, то есть – эмоции напряжения и на самооценочные чувства. К активационным эмоциям Л.В. Куликов относит бодрость, радость, азарт и другие подобные эмоции. К тензионным он относит гнев, страх, тревогу и тому подобные эмоциональные реакции. К самооценочным чувствам Л.В. Куликов относит печаль, вину, стыд, растерянность и другие схожие эмоциональные состояния.



Если ведущие переживания открывают субъекту личностную значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отноше­нию к ситуации, то есть к внешним условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко – по отношению к условиям, окружающим её предмет.

Связь эмоций и мотивации через класс эмоций успеха/неуспеха. Научная теория В.К. Вилюнаса. Анализируя ситуативные эмоции у человека, Витис Казиса Вилюнас выделяет класс эмоций успеха/неуспеха с тремя подгруппами:1. констатируемый успех/неуспех;2. предвосхищающий успех/неуспех;3. обобщённый успех/неуспех.

Эмоции, констатирующие успех/неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; предвосхищающие эмоции успеха/неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации; обобщённая эмоция успеха/неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определённом направлении.

Научные выводы на основании анализа изученных подходов к классификации (систематизированию) эмоций.

Отсутствие всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений. Наличие многих классификаций эмоциональных явлений, набора классификаций.

Основополагающие классификационные признаки в изучаемых классификациях. Выяснение того, что такими основополагающими признаками (критериями) при научном определении (классифицировании) эмоционального психического состояния могут быть: а) механизмы появления (проявления) эмоций и чувств; б) причины, вызывающие эмоциональные реакции; в) «знак» переживаний; г) интенсивность (сила) переживаний; д) устойчивость (постоянство) переживаний; е) влияние эмоций на поведение человека; ё) воздействие эмоций и чувств на деятельность человека. Анализ того, что некоторые ученые (приводятся конкретные примеры из числа рассмотренных выше авторов) объединяют в единые элементы знак переживаний, их интенсивность, устойчивость переживаний, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 8 и № 9:

1. Дайте количественно-качественную характеристику видам психических эмоционально-чувственных реакций (отдельным базовым эмоциям и чувствам).

2. Раскройте научные подходы зарубежных авторов к изучению эмоций и чувств.

3. Раскройте научные подходы отечественных авторов к изучению эмоций и чувств.

4. Подробно опишите три основных научных подхода к исследованию эмоциональных и чувственных психических реакций.

5. Детально расскажите о психической взаимосвязи эмоций и мотивации, осуществляемой через класс эмоций успеха/неуспеха.

6. Охарактеризуйте активационные и тензионные эмоции.

7. Тщательно осветите разнообразные классификации эмоций. Выявите их сходства и различия. Проанализируйте те параметры эмоциональных психических реакций (состояний), которые представлены в характеризуемых вами классификациях эмоций.



8. Индивидный подход Л.В. Куликова в сфере психологии эмоций.

Рекомендуемая по теме № 8 и по теме № 9 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология : учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М. : Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

13. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : СПбГУ, 2000.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009.

15. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

16. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

17. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.






Date: 2015-09-05; view: 171; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию