Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы № 8 и № 9





Тема № 8. «Научные подходы к исследованию эмоций и чувств личности». Тема № 9. «Научные классификации эмоций личности».

Количество и качественные виды психических эмоционально-чувственных реакций (отдельных эмоций и чувств). Классификации эмоций таких известных зарубежных авторов, как: Т. Браун, А. Бэн, В. Вундт, У. Джеймс, К. Изард, Д. Ли, Д. Стюарт, Г. Спенсер, Г. Селье, Р. Плутчик, Э. Титченер, П. Экман и таких известных отечественных авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон.

Отнесение (сведение) разноплановых классификаций эмоций к трём основополагающим психологическим научным подходам к исследованию эмоций. «Авторская принадлежность» отечественных и зарубежных учёных к этим трём подходам. Комплексное рассмотрение потребностного(потребностно-мотивационного), иерархического (делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные) и базисно-дискретного[20] научных подходов к изучению эмоций. Сравнительный научный анализ данных подходов. Общее во всех этих подходах. Анализ того, что во всех них учёными выделяются базовые, основные, первичные эмоциональные психофилогенетические реакции. Смысловые (содержательные) отличия в изучаемых подходах.

Деление эмоций на активационные (пробуждающие позитивную активность организма) и на тензионные (эмоции негативного напряжения).

В рамках иерархического подхода, имеет место индивидный подходк классифицированию и пониманию эмоций и чувств человека. Наиболее заметным и значимым его представителем в отечественной психологии является Леонид Васильевич Куликов. Он делит эмоции и чувства на активационные, пробуждающие активность организма; на тензионные, то есть – эмоции напряжения и на самооценочные чувства. К активационным эмоциям Л.В. Куликов относит бодрость, радость, азарт и другие подобные эмоции. К тензионным он относит гнев, страх, тревогу и тому подобные эмоциональные реакции. К самооценочным чувствам Л.В. Куликов относит печаль, вину, стыд, растерянность и другие схожие эмоциональные состояния.



Если ведущие переживания открывают субъекту личностную значимость самого предмета потребности, то производными эмоциями эта же функция выполняется по отноше­нию к ситуации, то есть к внешним условиям удовлетворения потребности. В производных эмоциях потребность как бы объективируется вторично и уже более широко – по отношению к условиям, окружающим её предмет.

Связь эмоций и мотивации через класс эмоций успеха/неуспеха. Научная теория В.К. Вилюнаса. Анализируя ситуативные эмоции у человека, Витис Казиса Вилюнас выделяет класс эмоций успеха/неуспеха с тремя подгруппами:1. констатируемый успех/неуспех;2. предвосхищающий успех/неуспех;3. обобщённый успех/неуспех.

Эмоции, констатирующие успех/неуспех, отвечают за смену стратегий поведения; предвосхищающие эмоции успеха/неуспеха формируются на основе констатирующих в результате ассоциации их с деталями ситуации; обобщённая эмоция успеха/неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. При повторном возникновении ситуации эти эмоции позволяют предвосхищать события и побуждают человека действовать в определённом направлении.

Научные выводы на основании анализа изученных подходов к классификации (систематизированию) эмоций.

Отсутствие всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений. Наличие многих классификаций эмоциональных явлений, набора классификаций.

Основополагающие классификационные признаки в изучаемых классификациях. Выяснение того, что такими основополагающими признаками (критериями) при научном определении (классифицировании) эмоционального психического состояния могут быть: а) механизмы появления (проявления) эмоций и чувств; б) причины, вызывающие эмоциональные реакции; в) «знак» переживаний; г) интенсивность (сила) переживаний; д) устойчивость (постоянство) переживаний; е) влияние эмоций на поведение человека; ё) воздействие эмоций и чувств на деятельность человека. Анализ того, что некоторые ученые (приводятся конкретные примеры из числа рассмотренных выше авторов) объединяют в единые элементы знак переживаний, их интенсивность, устойчивость переживаний, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 8 и № 9:

1. Дайте количественно-качественную характеристику видам психических эмоционально-чувственных реакций (отдельным базовым эмоциям и чувствам).

2. Раскройте научные подходы зарубежных авторов к изучению эмоций и чувств.

3. Раскройте научные подходы отечественных авторов к изучению эмоций и чувств.

4. Подробно опишите три основных научных подхода к исследованию эмоциональных и чувственных психических реакций.

5. Детально расскажите о психической взаимосвязи эмоций и мотивации, осуществляемой через класс эмоций успеха/неуспеха.

6. Охарактеризуйте активационные и тензионные эмоции.

7. Тщательно осветите разнообразные классификации эмоций. Выявите их сходства и различия. Проанализируйте те параметры эмоциональных психических реакций (состояний), которые представлены в характеризуемых вами классификациях эмоций.



8. Индивидный подход Л.В. Куликова в сфере психологии эмоций.

Рекомендуемая по теме № 8 и по теме № 9 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоле­ния критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология : учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М. : Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

13. Психические состояния : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : СПбГУ, 2000.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов : Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009.

15. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

16. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

17. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.






Date: 2015-09-05; view: 234; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию