Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







VI. 1. Разделы дисциплины и виды занятий





№№ П/П   Разделы дисциплины Количество часов   Всего часов
  Лекции Семинары и практ. занятия Самост. работа студ.
1. Раздел № I. «Физиологическая основа эмоций, классы психических эмоциональных состояний, виды эмоционально-чувственного реагирования».
2. Раздел № II. «Свойства, роль, функции, виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний».  
3. Раздел № III. «Научные подходы к исследованию эмоций и чувств, классификации эмоций и чувств, теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств».
4. Раздел № IV. «Эмоциональные психические состояния. Эмоции и чувства в качестве сущностной психической составляющей личности и деятельности».  
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

VI. 2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел № I. «Физиологическая основа эмоций, классы психических эмоциональных состояний, виды эмоционально-чувственного реагирования».

В данном разделе теоретически анализируется физиологическое выражение эмоций, – двигательные реакции: мимика, жесты, тембровые, частотные и иные характеристики голоса, уровень тонического напряжения мышц и т.п. Мышечный тонус понимается как мера аффекта. Повышенный мышечный тонус рассматривается как показатель отрицательного эмоционального состояния дискомфорта, состояния тревоги. Исследуется важный компонент эмоции, – изменения активности вегетативной нервной системы. Анализируются весьма разнообразные вегетативные проявления эмоций: изменение сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, изменение температуры кожи, гормонального и химического состава крови и др. Рассматривается то, что при испытывании (переживании) человеком или высшим животным сильных активационных эмоций, повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Подчёркивается то, что благодаря этим психосоматическим эффектам высшее животное или человек подготавливается к интенсивной физической деятельности, необходимой для выживания. Также выясняется, что особую группу физиологических коррелятов эмоциональных реакций составляют изменения биотоков головного мозга.



Также в первом разделе настоящего курса теоретическому анализу подвергается нейроанатомия эмоций. Изучаются научные сведения об анатомическом субстрате развития тех или иных эмоций. Осуществляется изучение единой физиологической системы, объединяющей ряд структур (тел) головного мозга, образующих собою т.н. мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляется в качестве замкнутой цепи (круга), включающей в себя: гипоталамус↔передневентральное ядро таламуса↔поясную извилину↔гиппокамп↔мамиллярные ядра гипоталамуса. Исследуется лимбическая система. Гипоталамус понимается как источник возбуждения для этой системы. Выявляется то, что сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие мозговые отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Поясная извилина понимается в качестве субстрата осознанных эмоциональных переживаний, который имеет специальные «входы» для эмоциональных сигналов. Теоретически прослеживается путь нервного реагирования, исходящий от поясной извилины головного мозга, который связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного (идиомоторного) выражения эмоций. Анализируется роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Выявляется, что наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, выясняется, что и многие другие структуры мозга, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Рассматривается то, что среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Исследуется роль гипоталамуса в развитии (формировании, «образовывании») связанных с ним эмоций. Выясняется, что гипоталамус большинством исследователей рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления эмоций. Выявляется то, что в составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Исследуется общий обзор накопленных в настоящее время экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. В частности, выявляется то, что изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Выясняется то, что для лиц с доминантным правым полушарием может быть характерна повышенная тревожность, характерен повышенный нейротизм[1]. Также выясняется то, что преобладание функций левого полушария, – определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, как правило, сочетается с низкими значениями тревожности, нейротизма.



Также в первом разделе данного курса теоретически анализируется нейрохимия эмоций. Понимается, что возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Рассматривается то, что модальность, качество эмоций, их интенсивность определяются взаимосоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем. Подчёркивается, что важную роль в развитии патологии настроения и аффектов играют биогенные амины (серотонин, дофамин, норадреналин). Указывается на то, что с ростом концентрации серотонина в головном мозге настроение у человека поднимается, а его недостаток вызывает состояние депрессии. Исследуется то, что нейрохимическое устранение депрессии в частности связано с ростом концентрации норадреналина (вырабатываемого корой надпочечников) в головном мозге. Выявляется, что состояние агрессивности зависит от соотношения активности холинергической и норадренергической систем. Повышение агрессивности объясняется ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния серотонина (процессы нервного возбуждения и торможения в НС и, соответственно, в ЦНС – в головном мозге). Выясняется то, что на основе естественнонаучных данных о физиологических механизмах самораздражения в головном мозге большинство исследователей склоняется к мнению, что возникновение положительных эмоций связано с активацией специального физиопсихического механизма вознаграждения («награды»). Отмечается, что основой этого механизма является катехоламинергическая система. Таким образом, в этой части раздела особо подчёркивается, что современные научные данные указывают на жёсткую зависимость наших настроений и переживаний от биохимического состава внутренней среды мозга. Отмечается то, что на эмоциональные реакции человека и животного (на их доминантность, интенсивность, длительность) безусловно, влияет как электрическая, так и химическая активность мозга. Подчёркивается, что головной мозг, как материальный носитель эмоциональных реакций, располагает специальной системой – биохимическим анализатором эмоций. Выясняется то, что этот анализатор имеет свои рецепторы и детекторы, что он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и «интерпретирует» его в категориях эмоций и настроения.

Так же, в первом разделе представляемого курса тщательно, практикоориентированно, анализируются научные определения основополагающих используемых (применяемых) в данной дисциплине понятий (категорий, терминов). Имеются ввиду такие понятия как: физическое состояние, физиологическое состояние, физиопсихическое состояние, психическое состояние, психическое эмоциональное состояние и пр..

Собственно эмоции трактуются как одно из основных качеств личности. Эмоции как комплексный класс психических явлений характеризуются именно в качестве психического явления постольку, поскольку эмоции представляют собою и процесс и состояние одновременно. Данная коллизия объясняется следующим образом: эмоции, – это психическое явление, воплощающее собой непрерывный психический процесс эмоционального реагирования, в каждый момент времени представляющий собою то или иное психическое эмоциональное состояние. Здесь даётся подробная причинно-следственная характеристика динамики и взаимопереходов (термин А.Н. Леонтьева) психических эмоциональных состояний.

Итак, речь идёт о таких психических категориях как эмоции (в частности, стенические и астенические), чувства и аффекты, – характеризуемые как классы психических эмоциональных состояний. В данном разделе также всесторонне изучаются базовые виды эмоционального реагирования, а именно:эмоциональный тон ощущений (задействован психический познавательный процесс «ощущение») и эмоциональный тон впечатлений (задействован психический познавательный процесс «восприятие»). Этим основополагающим формам эмоциональных реакций даётся детальная комплексная характеристика. Наряду с этим, пристально изучаются различные настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, фрустрации, тревоги, – понимаемые, в частности, и как основные виды эмоционально-чувственного реагирования, и как виды психических эмоциональных состояний. Здесь также подробнейшим образом анализируется тревожность как одно из общих качеств личности и детально характеризуется его взаимосвязь с психическим эмоциональным состоянием тревоги. Помимо этого, исследуются сходства и различия физиопсихической природы мотивации и эмоций.

Все вышеобозначенные понятия анализируются с опорой на имеющиеся у студентов общепсихологические знания, а также с учётом клинического и психиатрического понимания (содержательного наполнения) вышеназванных понятий. При этом, все прописанные выше понятия исследуются в содержательном контексте взглядов на них известнейших в мировой науке, как зарубежных, так и отечественных ученых, – физиологов, клиницистов (медиков), психиатров, психологов.

В первом разделе раскрываются такие психические аспекты проявлений эмоциональных состояний как: напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение, удовольствие/неудовольствие (по В. Вундту и др.).

В данном разделе также углубленно анализируются такие параметры качественной оценки эмоций (эмоциональных психических состояний) личности как: выполняемые эмоцией функции; модальность (качество) эмоции; интенсивность (сила) эмоции; продолжительность (длительность) эмоции; сложность эмоции; глубина эмоции; осознанность эмоции; происхождение (т.н. генетический источник) эмоции; условия возникновения и исчезновения эмоции; воздействие эмоции на организм, динамика развития эмоции; направленность эмоции (на себя, на других, на прошлое, настоящее или будущее, на мир (явления, процессы, объекты, предметы)); способ выражения эмоций во внешнем поведении (экспрессивное проявление эмоций); нейрофизиологическая основа эмоций.

Раздел № II. «Свойства, роль, функции, виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний».

В данном разделе настоящего курса содержательно, предметно-конкретно раскрывается вся указанная в названии раздела тематика. Выделяются и исследуются следующие психофизиологические основополагающие качества и свойства эмоций и чувств: универсальность, динамичность, доминантность, суммация и упрочение, адаптация, пристрастность (субъективность), заразительность, пластичность (подвижность), удержание в памяти, иррадиация (психофизиологическая распространяемость), перенос, амбивалентность (двойственность психической природы чувств), переключаемость, изменчивость (лабильность), образование чувств на основе эмоций, порождение чувствами эмоций.

Выясняется и анализируется роль эмоций в организме и психике, которая понимается как органический и психический характер и степень участия эмоций в поведении человека, определяемые их физиологическими и психическими функциями. Подчёркивается, что филогенетическая суть роли, выполняемой эмоциями в организме, и их физиологическое природное предназначение заключается в осуществлении первичной психической раздражимости как их основной психоорганической функции. Утверждается, что первичная психическая раздражимость, осуществляемая эмоциями, непосредственно «базируется» на нервной раздражимости как таковой. Таким образом, утверждается, что психические эмоциональные реакции «основываются» на нервных реакциях, имеющих место в нервной системе. С разных точек зрения анализируется роль положительных и отрицательных эмоций. Выявляется и подчёркивается то, что роль эмоций и чувств, в общем и целом, может быть как положительной (стенической, активационной), так и отрицательной (астенической, тензионной). Также, изучается физиопсихическая роль чувств (которая значительно сложнее роли эмоций) и психосоциальное значение чувств, понимаемое в качестве их влияния на что-либо (например, на социальную деятельность человека, на его социальные компоненты отношений), помимо их воздействия на самочувствие и внутренние психические комплексы переживаний-отношений человека, образуемые чувствами.

Студенты подробно знакомятся в этом разделе с наиболее значимыми физиологическими и психическими функциями эмоций и чувств. Являются проанализированными следующие функции эмоций и чувств: сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная и кумулятивная.

Углублённо и всесторонне исследуются такие основные виды эмоций и чувств, как стенические (активационные) и астенические (тензионные), положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).

Кроме того, студенты детально знакомятся в настоящем разделе с такими типами эмоциональных и чувственных состояний как: эмоции и чувства ожидания и прогноза; эмоции и чувства удовлетворения и радости; фрустрационные эмоции и чувства; коммуникативные эмоции и чувства; индивидуалистические эмоции и чувства; интеллектуальные эмоции и чувства (аффективно-когнитивные комплексы); эстетические эмоции и чувства.

В ходе изучения со студентами всех названных параметров данного раздела и последующих разделов, – постоянно прослеживается взаимосвязь эмоций и чувств с направленностью личности, – с потребностями (эмоциональная оценка степени реализации потребности) и с мотивацией (эмоции и чувства – сильнейшие «мотиваторы»). Также отслеживается взаимодействие эмоций и чувств с волей (эмоционально-чувственное подкрепление волевых усилий); психическими познавательными процессами (рассматриваются важнейшие характеристики влияния эмоционально-чувственной сферы на ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь); деятельностью («оценка» эмоциями хода и результатов деятельности по А.Н. Леонтьеву). Также прорабатывается взаимовлияние эмоций и чувств и таких основ личности как физическая и психическая активность, интенциональность (связь эмоций и чувств с задатками и способностями), самосознание (рефлексия, самооценка, самопознание). Помимо этого, эмоции и чувства сопоставляются с такими личностными свойствами как темперамент и характер. Итак, свойства и функции эмоций понимаются в широком смысле, в том числе как взаимодействие эмоций с другими психическими (познавательными, мотивационными, волевыми) процессами. Таким образом, в данном разделе и в последующих разделах представленного курса выделяются и анализируются как психофилогенетические, так и психоонтогенетические аспекты формирования и развития эмоционально-чувственной сферы человека.

Раздел № III. «Научные подходы к исследованию эмоций и чувств, классификации эмоций и чувств, научные теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств».

В разделе изучаются возможности применения теоретических знаний при построении конкретных практических психолого-педагогических концепций, отражающих причинно-следственные закономерности разнообразных эмоционально-чувственных реакций людей, демонстрируемых ими в разных классах социальных ситуаций. С различных точек зрения известных в мировой психологической науке зарубежных и отечественных учёных, в области изучения психологии эмоций и чувств, – освещаются доминирующие научные концепции (системы взглядов), характеризующие эмоции и чувства, эмоциональные и чувственные психические состояния. Подробно изучается вопрос о количестве и видах психических эмоционально-чувственных реакций. Этот вопрос рассматривается через призму научных взглядов таких известных иностранных авторов, как: Т. Браун, А. Бэн, В. Вундт, У. Джемс, К. Изард, Д. Ли, Д. Стюарт, Г. Спенсер, Г. Селье, Р. Плутчик, Э. Титченер, П. Экман и таких известных отечественных авторов, как: Б.Г. Ананьев, В.К. Вилюнас, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон.

При этом подчёркивается, что разноплановые классификации эмоций можно разделить на три крупных категории или на три самостоятельных научных подхода к анализированию эмоций. Таким образом, выделяется потребностный (потребностно-мотивационный) подход. Выделяется иерархический подход, который делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие (переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и эмоционально окрашивающие непосредственно относящиеся к ним предметы) и ситуативные (эмоциональные явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей), являющиеся производными от ведущих эмоций. Выделяется базисно-дискретный [2] подход, в котором непреложные базовые эмоции как психофилогенетические формы психического эмоционального реагирования рассматриваются во взаимосвязи с зависящими от них реактивными эмоциональными реакциями, детерминируемыми, в свою очередь, наличными (имеющимися в реальности) ситуациями. Проводится сравнительный научный анализ обозначенных подходов.

Рассматривается связь эмоций и мотивации через класс эмоций успеха-неуспеха (по В.К. Вилюнасу). Изучается деление эмоций на активационные (пробуждающие активность организма) и на тензионные (эмоции напряжения). В целом, делаются научные выводы об изучаемом предмете на основании детального рассмотрения разнообразных научных подходов к классификации (систематизированию) эмоций. Утверждаются некоторые итоги проведённого выше научного анализа. В этой связи студентам говорится о том, что очевидно, речь вообще может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений. Определяется, что, в принципе, можно лишь говорить о классификациях эмоциональных явлений в общем плане, можно рассуждать о некоем наборе классификаций. Тем не менее, делается ответственное заявление о том, что каждая из имеющихся в науке классификаций эмоций подчёркивает какой-нибудь важный признак эмоций, какой-либо значимый параметр, по которому эмоциональные явления объединяются в группы и, в то же время, отделяются от других выделяемых в данной классификации групп. Отдавая названным выше учёным должное, подчёркивается, что, как правило, таких общих критериев в известных классификациях несколько.

Итак, отмечается, что такими основополагающими признаками при определении эмоционального психического состояния могут быть: а) механизмы появления (проявления) эмоций и чувств; б) причины, вызывающие эмоциональные реакции; в) знак переживаний; г) интенсивность переживаний; д) устойчивость переживаний; е) влияние эмоций на поведение человека; ё) воздействие эмоций и чувств на деятельность человека.

Отмечается также, так же, что в некоторых классификациях эмоций (все изученные классификации вновь совместно со студентами осмысливаются по указанным параметрам) вышеперечисленные признаки могут сочетаться, соединяться в разнообразных вариациях. Утверждается, в частности, что некоторые авторы (приводятся конкретные примеры) объединяют в единые параметры знак переживаний, их интенсивность, устойчивость и влияние эмоций на поведение и деятельность человека. В общем, при осуществлении выводов по анализу занявших своё место в науке классификаций эмоций, замечается их непреложное физиопсихическое значение.

Также, в данном разделе исследуется сравнительная научная характеристика эмоций и чувств, – детально изучаются их сходства и отличия. Декларируется, что эмоции и чувства предвосхищают деятельностный процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют априорный характер и находятся как бы в начале процесса реализации потребности. Свидетельствуется о том, что эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с позиции реализации актуальной в данный момент потребности, отображают значение для её удовлетворения осуществляемых действий (предстоящего действия) или деятельности в целом. Утверждается то, что эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и событиями. Подчёркивается, что эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних психических переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. При этом детально изучается специфика эмоций и чувств, выражающаяся в особенностях их переживания и выражения человеком.

Так же в данном, третьем разделе настоящего курса, изучаются научные классификации чувств. Вопросы научных классификаций чувств рассматриваются по таким видным отечественным авторам как:В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и по таким видным иностранным авторам как: Д. Ли и У. Макдауголл. Замечается, что многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер, – исключают возможность простой линейной их классификации. Отмечается, что чувства в психологической науке различаются по модальности; по интенсивности; по продолжительности; по глубине; по степени их осознанности; по их генетическому происхождению; по их сложности; по условиям их возникновения; по выполняемым ими психическим и иным функциям; по их воздействию на организм; по формам их развития (формирования); по уровням их проявления в строении психического (высшие/низшие); по психическим (волевым, мотивационным, познавательным) процессам, с которыми они связаны; по потребностям, которым они соответствуют; по их предметному содержанию (конкретные: чувство к ребенку, произведению искусства; обобщённые: чувства к детям вообще, к музыке в целом; абстрактные: чувство справедливости, чувство трагического); по направленности (чувства – сильнейший социальный мотиватор); по особенностям их внешнего выражения; наконец, по их нервному субстрату. Все эти характеристики чувств подвергаются пристальному анализу на конкретных практических примерах. Помимо этого, подчеркивается, что чувства, в отличие от эмоций, отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщённости, например, – любовь к Родине, ненависть к её врагам. Также, студентам объясняется, что критериально (по основополагающим параметрам явления) принято делить разнообразные чувства на четыре группы: нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические («деятельностные»). Даётся подробная характеристика этих групп чувственного отношения людей к разнообразным объектам. Кроме того, детально, с примерами, анализируются отдельные основополагающие чувства и так называемые псевдочувства.

Также в описываемом разделе тщательно изучаются наиболее научно значимые в мировом масштабе теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств, в рамках которых производится анализ физиологических и психических механизмов возникновения, развития и формирования эмоций (эмоциональных психических реакций). Отмечается, что подразумеваемые теории носят общее название «теории эмоций», хотя в некоторых из них рассматриваются и чувства, а некоторые теории напротив, информационно сосредоточены на нервном (нервная система), на физиологическом субстрате эмоциональных реакций. Разумеется, в каждом случае, студентам даётся объяснение смысла конкретной теории. В соответствующих темах данного раздела настоящего предметного курса (и, конечно, данного пособия) содержание имеющиеся ввиду теорий подробно раскрывается, проводится их сравнительный научный анализ. Здесь, в общей характеристике раздела, данные теории названы, перечислены, по возможности (некоторые теории возникли примерно в одно и то же историческое время, – что говорится студентам с позиций истории психологии), в исторической научной ретроспективе, начиная с наиболее ранних. Это: «Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина»; «Ассоциативная теория эмоций В. Вундта»; «Периферическая теория эмоций У. Джемса – К.Г. Ланге»; «Адаптационная теория эмоций Э. Клапареда»; «Физиологическая теория эмоций У. Кеннона – П. Барда»; «Психоаналитическая теория эмоций З. Фрейда – Д. Рапапорта»; «Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума – Р.Б. Заянца – П.К. Аделмена»; «Биологическая теория эмоций П.К. Анохина»; «Фрустрационная теория эмоций Д. Дьюи – Л. Фестингера – Д. Ханта»; «Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера – Р. Липера – Х. Левенталя – А. Томаркена»; «Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса»; «Регулятивно-смысловая теория эмоций А.В. Запорожца – Я.З. Неверовича –Б.И. Додонова»; «Теория дифференциальных эмоций К. Изарда»; «Теория базисных (базовых) эмоций П. Экмана»; «Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика»; «Информационная теория эмоций П.В. Симонова»; «Мотивационная теория эмоций А.Н. Леонтьева – В.К. Вилюнаса – Е.П. Ильина». Все перечисленные выше теории эмоций детально анализируются вместе со студентами на лекционных и на семинарских занятиях. Во всех названных теориях, путём выяснения причинно-следственной связи, тщательно выявляются те психофизиологические корреляты (другие психические составляющие явления и его физиологическая основа), которые авторы этих подробно изучаемых теорий напрямую сопрягают (соотносят) с эмоциями как с комплексным психофизиологическим феноменом.

Раздел № IV. «Эмоциональные психические состояния. Эмоции и чувства в качестве сущностной составляющей личности и деятельности».

В данном разделе настоящего курса глубоко изучаются такие всеобъемлющие понятия и явления названной тематики как: психическое эмоциональное состояние субъекта; психологическое чувственное отношение субъекта к чему-либо; личность; деятельность; эмоциональная включённость субъекта в деятельность; эмоциональное сопровождение деятельности; эмоциональная оценка субъектом хода и результатов своей и сторонней деятельности.

В разделе даётся характеристика эмоциональных состояний, возникающих у субъекта в процессе осуществления им деятельности. Подробно изучаются факторы эмоциональной устойчивости субъекта, влияющие на процесс выполнения им трудовой деятельности. Детально исследуются параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций, характеристики влияния эмоций на эффективность деятельности.

Всесторонне анализируется взаимодействие эмоций и чувств с другими свойствами личности. Тщательно исследуется воздействие определённых свойств темперамента (в основном, его эмоциональной составляющей) на продуктивность деятельности человека. Выясняются эмоциональные типы темперамента и характера. Анализируется застенчивость в качестве эмоционального характерологического свойства. Исследуется влияние социальных и профессиональных условий и ситуаций на проявление людьми тех или иных эмоций и чувств. В этом разделе также исследуется влияние мотивации на эмоционально-чувственную сферу. Рассматриваются пессимистическая и оптимистическая направленности личности, – как целостные проявления содержательных аспектов эмоционально-чувственной психической сферы личности. Изучается воздействие возрастных психологических характеристик людей на переживание ими тех или иных эмоциональных психических состояний. При изучении всего вышесказанного эмоциональность понимается в качестве интегрального свойства человека.

В этом разделе также пристальному рассмотрению подвергаются нейротизм и психотизм[3](концепция Г. Айзенка) как системные проявления личности, во многом обусловленные сущностью эмоционально-чувственной сферы. Выделяются эмоциональные типы личности (теория К.Г. Юнга). В данном разделе также системному анализу подвергаются эмоциональные свойства личности.

Глубоко рассматриваются такие эмоциональные качества и характеристики личности как: эмоциональная возбудимость; вспыльчивость; эмоциональная отзывчивость; утрата эмоционального резонанса; впечатлительность; эмоциональная глубина; эмоциональная ригидность/лабильность; экспрессивность. Подробно изучаются параметры активности (психической всеохватности), интенсивности (силы), лабильности (подвижности), глубины (охвата переживанием разных личностных параметров) и модальности (эмоции и чувства радости, гнева, страха, печали, – по содержательной направленности базовой эмоции (чувства)) эмоционально-чувственных психических состояний личности. Комплексно исследуются такие эмоциональные психические состояния человека как:стресс (в частности, детально изучается концепция Г. Селье), скука, отвращение, изучается феномен эмоционального выгорания и пр.

Наряду со всем вышесказанным, досконально рассматриваются вопросы особенностей и специфики взаимодействия эмоционального и волевого психических процессов.

Также, в рамках изучения этого раздела, анализируются и практически применяются наиболее распространённые методы и психодиагностические тестовые методики исследования эмоционально-чувственной сферы людей. В данном разделе, так же изучаются и прорабатываются базовые способы психокоррекционной работы с эмоциями и чувствами (с их проявлениями, с их переживанием) людей. В данном, четвертом разделе настоящего предметного курса, наряду с описанным выше, подвергаются теоретическому анализу и практически воспроизводятся основные приёмы психоконсультационной профессиональной деятельности психолога, осуществляемой им во взаимодействии с людьми, имеющими эмоциональные психологические проблемы.

VI. 3. Тематический план лекционных занятий по дисциплине для очной формы обучения. Всего – 32 часа.

Тема № 1. Физиологическое выражение эмоций, нейроанатомия эмоций и нейрохимия эмоций (2 часа).

Тема №2. Классы психических эмоциональных состояний: эмоции, чувства, аффекты. Сходства и различия эмоций, чувств и аффектов (2 часа).

Тема № 3. Виды эмоционально-чувственного психического реагирования (2 часа).

Тема № 4. Базовые параметры количественной и качественной оценки психических эмоциональных состояний личности (2 часа).

Тема № 5. Свойства и качества эмоций и чувств личности (2 часа).

Тема № 6. Роль и функции эмоций и чувств личности (2 часа).

Тема № 7. Виды и типы эмоциональных и чувственных психических состояний личности (2 часа).

Тема № 8. Научные подходы к исследованию эмоций и чувств личности (2 часа).

Тема № 9. Научные классификации эмоций личности (2 часа).

Тема № 10. Сравнительная научная характеристика эмоций и чувств (2 часа).

Тема № 11. Научные классификации чувств личности (2 часа).

Тема № 12. Научные теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств личности (2 часа).

Тема № 13. Характеристика эмоциональных состояний личности, возникающих в процессе деятельности (2 часа).

Тема № 14. Эмоциональные свойства личности (2 часа).

Тема № 15. Психодиагностика эмоционально-чувственной сферы личности (2 часа).

Тема № 16. Психокоррекция и психотерапия эмоционально-чувственной сферы личности (2 часа).

VI. 4. Тематический план семинарских и практических занятий по дисциплине для очной формы обучения. Всего – 32 часа.

Занятие № 1. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Эмоция как феномен. Специфика психического отражения в эмоциях (2 часа).

Занятие № 2. Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций (2 часа).

Занятие № 3. Свойства и качества эмоций. Роль и функции эмоций. Возможные основания классификации эмоций. Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения (2 часа).

Занятие № 4. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии и физиологии. Представление об эмоциях в различных видах психотерапии. Клиническое описание и анализ эмоций (2 часа).

Занятие № 5. Происхождение выразительных движений по Ч. Дарвину. Процесс возникновения эмоций: теория Джемса-Ланге и теория Кеннона-Барда. Спонтанное выражение эмоций (2 часа).

Занятие № 6. Предметно-ситуативные эмоции. Определение и биологическая роль эмоций по П.К. Анохину. Эмоциональные психологические типы по К.Г. Юнгу (2 часа).

Занятие № 7. Информационная теория и функции эмоций по П.В. Симонову. Мотивационная теория эмоций Р.У. Липера. Психоаналитическая и феноменологическая теории эмоций. Эксперименты Лэндиса (2 часа).

Занятие № 8. Классификации эмоций по В. Вундту, У. Макдауголлу, Н.Н. Гроту, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну (2 часа).

Занятие № 9. Особенности эмоционально-чувственной сферы при психопатиях по П.Б. Ганнушкину (2 часа).

Занятие № 10. Чувства и развитие личности. Свойства и качества чувств (2 часа).

Занятие № 11. Роль и функции чувств. Представление об эмпатии. Эмпатия по К. Роджерсу (2 часа).

Занятие № 12. Сравнительные научные характеристики эмоций и чувств по У. Макдауголлу и по А.Н. Леонтьеву. Психологические механизмы меланхолии по З. Фрейду и П. Жане (2 часа).

Занятие № 13. Аффекты, их физиологические и психологические характеристики. Функциональное понимание аффективных явлений по Э. Клапареду (2 часа).

Занятие № 14. Диагностика аффективных следов. Методы свободных ассоциаций и сопряженных моторных реакций по А.Р. Лурия (2 часа).

Занятие № 15. Психические эмоциональные состояния негативной природы. Стресс. Представление о стрессе по Г. Селье. Фазы стрессового процесса (2 часа).

Занятие № 16. Понятие и взаимосвязь личностной и ситуативной тревожности. Тревожность и методы ее изучения. Представление о фрустрации и методах ее исследования. Основные реакции на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо (2 часа).

VI. 5. Часы самостоятельной работы студентов по дисциплине, – для очной формы обучения.

№№ п/п Часы самостоятельной работы студентов по отдельным заданиям для самостоятельной работы
Задание № 1.
Задание № 2.
Задание № 3.
Задание № 4.
Задание № 5.
Задание № 6.
Задание № 7.
Задание № 8.
Итого часов самостоятельной работы студентов: 56

VI. 5.1. Задания для самостоятельной работы студентов, – основное содержание внеаудиторной нагрузки студентов очной формы обучения.

ЗАДАНИЕ № 1. Работа с рекомендованной научной психологической литературой по вопросам психологии эмоций, чувств и аффектов (реферирование научной литературы, – см. Пункт VIII.1 в пособии).

ЗАДАНИЕ № 2. Подготовка, по пройденным на лекциях и самостоятельно изученным учебным информационным материалам, к выступлениям на семинарских занятиях (См. Пункт VI.4 в пособии).

ЗАДАНИЕ № 3. Составление таблицы № 1 «Эмоции как психическое явление (психологический феномен)» по следующим параметрам (критериям): а) определение, б) физиологическая основа, в) виды, г) свойства, д) функции, е) научные теории и концепции (См. пункт VIII.1 в пособии и Пункт № XI).

Таблица № 1. «Эмоции как психическое явление».

Опре-деление Физиологическая основа Виды Свойства Функции Научные теории
           

ЗАДАНИЕ № 4. Ведение (заполнение) протокола стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными реакциями конкретного субъекта (См. и используйте Пункт № XII в данном пособии).

ЗАДАНИЕ № 5. Психодиагностическое обследование психической эмоциональной сферы ряда определённых субъектов (См. и используйте Приложение № 2 к этому пособию).

ЗАДАНИЕ № 6. Отчёт об адресной личностной психологической помощи субъекту в решении его эмоциональной проблемы (См. темы №№ 15 и 16 в Пункте № XI).

ЗАДАНИЕ № 7. Подготовка информационного доклада по учебным материалам семинарских занятий или его изложение в виде реферата.

ЗАДАНИЕ № 8. Подготовка к итоговой комплексной контрольной работе по теме «Физиологические особенности и психическая специфика проявлений эмоций, чувств и аффектов». Составление таблиц №№ 2, 3, 4 (см. ниже).

Таблица № 2. «Эмоции».

Физиоло-гическе отличия от чувств Физиоло-гические сходства с чув-ствами Физиоло-гические отличия от аф-фектов Физиоло-гические сходства с аф-фектами Психоло-гические отличия от чувств Психоло-гические сходства с чув-ствами Психоло-гические отличия от аф-фектов Психоло-гические сходства с аф-фектами
               

Таблица № 3. «Чувства».

Физиоло-гические отличия от эмоций Физиоло-гические сходства с эмо-циями Физиоло-гические отличия от аф-фектов Физиоло-гические сходства с аф-фектами Психоло-гические отличия от эмоций Психоло-гические сходства с эмо-циями Психоло-гические отличия от аф-фектов Психоло-гические сходства с аф-фектами
               

Таблица № 4. «Аффекты».

Физиоло-гические отличия от эмоций Физиоло-гические сходства с эмо-циями Физиоло-гические отличия от чувств Физиоло-гические сходства с чув-ствами Психоло-гические отличия от эмоций Психоло-гические сходства с эмо-циями Психоло-гические отличия от чувств Психоло-гические сходства с чув-ствами
               

 

VI.5.2. Темы докладов, рефератов по дисциплине, – для самостоятельной работы студентов очной формы обучения.

1.Эмоции и личность.

2.Проблема эмоций и мотивации.

3.Влияние установки на эмоционально-волевые психические процессы личности.

4.Психическая эмоциональная представленность потребности. Общие психоэмоциональные черты потребностей.

5.Соотношение социального и личностного в смысловом контексте исследования эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

6.Психологический анализ развития и становления эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

7.Психологический анализ развития и становления эмоциональной и волевой сфер личности.

8.Развитие и формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

9.Психологический анализ развития и становления эмоциональной сферы личности.

10.Влияние эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности на процесс деятельности.

11.Научные взгляды различных психологических направлений на психологию эмоций, воли и мотивации.

12.Чувства и развитие личности.

13.Клиническое описание и клинический анализ эмоций.

14.Эмоция как феномен.

15.Условия возникновения эмоций и закономерности их протекания.

16.Специфика психического отражения в эмоциях.

17.Эмоция как явление, процесс, состояние.

18.Эмоция как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты.

19.Овладение эмоциональной сферой и способность к саморегуляции поведения.

20.Эмоции и чувства. Сравнительный анализ.

21.Эмоции как процесс: условия возникновения и закономерности протекания эмоций.

22.Воздействие чувств на жизнедеятельность личности.

23.Эмпатия и эмоциональное восприятие.

24.Эмоциональные состояния. Их специфические психические особенности.

25.Представление об эмоциях в различных видах психотерапии.

26.Психодиагностическое измерение эмоций и чувств.

27.Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии и физиологии.

28.Эмоции и познание.

29.Эмоциональное запоминание, его роль в психологии памяти.

30.Определение и функции эмоций.

31.Возможные основания классификации эмоций.

32.Классификации эмоций: В. Вундт, У. Макдауголл, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.

33.Процесс возникновения эмоций: теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

34.Биологическая роль эмоций по П.К. Анохину.

35.Определение эмоций и основные аспекты их изучения.

36.Характер чувств. Свойства чувств. Виды чувств.

37.Сравнительные характеристики эмоций и чувств: У. Макдауголл, А.Н. Леонтьев.

38.Интуиция, её «чувственный» аспект.

39.Спонтанное выражение эмоций. Предметно-ситуативные эмоции.

40.Аффекты, их психологическая характеристика.

41.Стресс. Представление о фазах стрессового процесса.

42.Тревожность: ситуативный и индивидуально-личностный аспекты.

43.Тревожность и методы ее изучения. Измерение общей, устойчивой и ситуативной тревожности и взаимосвязь этих видов тревожности.

44.Фрустрация. Представление о фрустрации и методы ее исследования.

45.Основные реакции на фрустрацию: эксперименты Т. Дембо.

46.Диагностика аффективных следов по А.Р. Лурия. Методы свободных ассоциаций и сопряжённых моторных реакций.

47.Эмоциональные психологические типы по К.Г. Юнгу.

48.Представление об эмпатии. Эмпатия по К. Роджерсу.

49.Виды эмоциональных состояний. Их общая характеристика.

50.Эффект Б.В. Зейгарник. Его психологическая характеристика.








Date: 2015-09-05; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.032 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию