Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительная характеристика эмоций и чувств по А.Н. Леонтьеву
Как считает Роберт Семёнович Немов, эмоции и чувства предвосхищают деятельностный процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют априорный характер и находятся как бы в начале этого процесса. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности в целом. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и событиями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних психических переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. А.Г. Маклаков, рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие их отличительные психические особенности. 1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, то есть несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство», говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных впечатлений к чувствам. 2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. 3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. 4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют. 5. Эмоции кратковременны и ситуативны, а чувства длительны и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Научные классификации чувств (именно чувств как высших эмоциональных проявлений). Классификации чувств по таким видным отечественным авторам как: В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и по таким выдающимся зарубежным авторам как: Д. Ли и У. Макдауголл. Многогранность чувств, – их комплексные проявления на различных уровнях психического отражения и деятельности человека. Научное различение чувств: по модальности (качеству); по интенсивности; по продолжительности; по глубине; по степени их осознанности человеком; по их «генетическому» происхождению; по их сложности; по условиям их возникновения; по выполняемым ими психическим и социальным функциям; по воздействию их на организм; по формам (условиям) их развития (формирования); по уровням (степени) их проявления в строении психического (высшие/низшие); по психическим (волевым, мотивационным, познавательным) процессам, с которыми они взаимосвязаны; по потребностям, которым они «соответствуют»; по их «предметному» содержанию (конкретные, обобщённые, абстрактные чувства); по направленности (эмоции и чувства – «сильнейшие личностные мотиваторы»); по особенностям их внешнего выражения; наконец, по их нервному субстрату. Объяснительный анализ (на конкретных практических примерах) всех изучаемых характеристик чувств. Научное деление разнообразных чувств на четыре группы: нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические. Подробная характеристика всех этих групп чувственного отношения людей к разнообразным объектам и явлениям. Детальный, с примерами, анализ основополагающих чувств и так называемых псевдочувств (например, т.н. «чувство взрослости», выраженное у современных подростков). Контрольные вопросы и вопросы к семинарам по темам № 10 и № 11: 1. Каковы физиопсихические и социально-психологические сходства и отличия эмоций и чувств? 2. Опишите взаимосвязь эмоций и чувств с потребностями и деятельностью личности. 3. Охарактеризуйте «социальную суть» чувств. Осуществите рассмотрение чувства в качестве социального отношения. 4. Объясните соотношение эмоций и чувств и воображения. 5. Рассмотрите эмоции и, особенно, чувства, в качестве внутренних психических переживаний окружающего мира и отношений к окружающему миру. Расскажите о когнитивных компонентах чувства как отношения. 6. Сравните между собою процессы переживания и сопереживания эмоции и чувства. 7. Сходства и различия эмоций и чувств по А.Н. Леонтьеву, Р.С. Немову и А.Г. Маклакову. 8. Проведите сравнительный анализ классификаций чувств по научным концепциям отечественных и зарубежных ученых. Выявите основные параметры (критерии), являющиеся общими для всех изученных вами классификаций чувств. 9. Проясните, на примерах, мотивационные аспекты чувств. 10. Подробно расскажите о «нравственных», «интеллектуальных», «эстетических» и «практических» чувствах. 11. Проанализируйте содержательно-смысловые параметры чувств и т.н. псевдочувств («чувство взрослости», «чувство хозяина своей жизни» и другие подобные обобщённые проявления личности). Рекомендуемая по теме № 10 и по теме № 11 базовая литература: 1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984. 2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007. 3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009. 4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012. 5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. 7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997. 8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003. 9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003. 10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008. 11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000. 12. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000. 13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. 14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002. 15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006. 16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. Тема № 12. «Научные теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств личности». Наиболее значимые в мировом научном масштабе теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств, в рамках которых в науке производится практикоориентированный анализ физиологических, психических и социально-психологических механизмов возникновения, развития и формирования эмоций (эмоциональных и чувственных психических реакций и отношений личности). Изучаются: «Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина»; «Ассоциативная теория эмоций В. Вундта»; «Периферическая теория эмоций У. Джемса – К.Г. Ланге»; «Адаптационная теория эмоций Э. Клапареда»; «Физиологическая теория эмоций У. Кеннона – П. Барда»; «Психоаналитическая теория эмоций З. Фрейда – Д. Рапапорта»; «Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума – Р.Б. Заянца – П.К. Аделмена»; «Биологическая теория эмоций П.К. Анохина»; «Фрустрационная теория эмоций Д. Дьюи – Л. Фестингера – Д. Ханта»; «Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера – Р. Липера – Х. Левенталя – А. Томаркена»; «Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса»; «Регулятивно-смысловая теория эмоций А.В. Запорожца – Я.З. Неверовича – Б.И. Додонова»; «Теория дифференциальных эмоций К. Изарда»; «Теория базисных эмоций П. Экмана»; «Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика»; «Информационная теория эмоций П.В. Симонова»; «Мотивационная теория эмоций А.Н. Леонтьева – В.К. Вилюнаса – Е.П. Ильина». Объяснение того, что анализируемые теории (концепции) носят (имеют) общее название (наименование) «теории эмоций», хотя во многих из них рассматриваются и чувства, а некоторые теории, напротив, информационно (содержательно) сосредоточены на нервном, на физиологическом субстрате эмоциональных реакций. Детальный разбор (рассмотрение) всех изучаемых теорий. Объяснение смысла и каждой данной конкретной теории. Научно-практическое значение всех рассматриваемых теорий, их сравнительный научный анализ. Психофизиологические и социально-психологические элементы и корреляты эмоций и чувств (содержательные и смысловые составляющие и проявления эмоций и чувств), которые авторы всех анализируемых теорий напрямую «сопрягают» с эмоциями и чувствами как с комплексным психическим феноменом. Физиологические, психические и социально-психологические компоненты жизнедеятельности человека, которые авторы изучаемых теорий эмоций «включают» в «орбиту действия» эмоций и чувств. Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 12: 1. Раскройте научно-практический смысл и значение известных вам теорий эмоций. Произведите их сравнительный содержательный научный анализ. 2. Какие физиологические, психические и социально-психологические элементы ученые соотносят с эмоциями и чувствами? 3. Системно опишите влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека. 4. Составьте таблицу «Эмоции как психическое явление» по следующим параметрам: а) определение, б) физиологическая основа, в) виды, г) свойства, д) функции, е) авторские научные теории и концепции эмоций. Таблица № 5. «Эмоции как психическое явление».
5. Ответьте на тестовые проверочные вопросы из Пункта № XII. Обработайте свои результаты «по ключу» и критериально оцените свой ответ. Рекомендуемая по теме № 12 базовая литература: 1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984. 2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007. 3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009. 4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012. 5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. 7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997 8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003. 9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003. 10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008. 11. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000. 12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000. 13. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000. 14. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. 15. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002. 16. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006. 17. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 18. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. Раздел № IV. «Эмоциональные психические состояния. Эмоции и чувства в качестве сущностной составляющей личности и деятельности». Date: 2015-09-05; view: 4574; Нарушение авторских прав |