Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика эмоций и чувств по А.Н. Леонтьеву





Эмоции Чувства
Возникли в процессе эволюции раньше Возникли в процессе эволюции позже
Присущи животным и человеку Присущи человеку
Привязаны к ситуациям и событиям Привязаны к объектам
Ситуативны и кратковременны Устойчивы и длительны
Выделяют явления, имеющие значения «здесь и сейчас» Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость
Одна и та же эмоция имеет место в различных чувствах Одно и то же чувство проявляется в разнообразных эмоциях

Как считает Роберт Семёнович Немов, эмоции и чувства предвосхищают деятельностный процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют априорный характер и находятся как бы в начале этого процесса. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности в целом. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и событиями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних психических переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

А.Г. Маклаков, рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие их отличительные психические особенности.

1. Эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, то есть несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство», говорит о неопределенности чувств и рассматривается автором как процесс перехода от эмоциональных впечатлений к чувствам.

2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой.

3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.

4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.

5. Эмоции кратковременны и ситуативны, а чувства длительны и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Научные классификации чувств (именно чувств как высших эмоциональных проявлений). Классификации чувств по таким видным отечественным авторам как: В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик и по таким выдающимся зарубежным авторам как: Д. Ли и У. Макдауголл. Многогранность чувств, – их комплексные проявления на различных уровнях психического отражения и деятельности человека.

Научное различение чувств: по модальности (качеству); по интенсивности; по продолжительности; по глубине; по степени их осознанности человеком; по их «генетическому» происхождению; по их сложности; по условиям их возникновения; по выполняемым ими психическим и социальным функциям; по воздействию их на организм; по формам (условиям) их развития (формирования); по уровням (степени) их проявления в строении психического (высшие/низшие); по психическим (волевым, мотивационным, познавательным) процессам, с которыми они взаимосвязаны; по потребностям, которым они «соответствуют»; по их «предметному» содержанию (конкретные, обобщённые, абстрактные чувства); по направленности (эмоции и чувства – «сильнейшие личностные мотиваторы»); по особенностям их внешнего выражения; наконец, по их нервному субстрату.

Объяснительный анализ (на конкретных практических примерах) всех изучаемых характеристик чувств. Научное деление разнообразных чувств на четыре группы: нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические. Подробная характеристика всех этих групп чувственного отношения людей к разнообразным объектам и явлениям. Детальный, с примерами, анализ основополагающих чувств и так называемых псевдочувств (например, т.н. «чувство взрослости», выраженное у современных подростков).

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 10 и № 11:

1. Каковы физиопсихические и социально-психологические сходства и отличия эмоций и чувств?

2. Опишите взаимосвязь эмоций и чувств с потребностями и деятельностью личности.

3. Охарактеризуйте «социальную суть» чувств. Осуществите рассмотрение чувства в качестве социального отношения.

4. Объясните соотношение эмоций и чувств и воображения.

5. Рассмотрите эмоции и, особенно, чувства, в качестве внутренних психических переживаний окружающего мира и отношений к окружающему миру. Расскажите о когнитивных компонентах чувства как отношения.


6. Сравните между собою процессы переживания и сопереживания эмоции и чувства.

7. Сходства и различия эмоций и чувств по А.Н. Леонтьеву, Р.С. Немову и А.Г. Маклакову.

8. Проведите сравнительный анализ классификаций чувств по научным концепциям отечественных и зарубежных ученых. Выявите основные параметры (критерии), являющиеся общими для всех изученных вами классификаций чувств.

9. Проясните, на примерах, мотивационные аспекты чувств.

10. Подробно расскажите о «нравственных», «интеллектуальных», «эстетических» и «практических» чувствах.

11. Проанализируйте содержательно-смысловые параметры чувств и т.н. псевдочувств («чувство взрослости», «чувство хозяина своей жизни» и другие подобные обобщённые проявления личности).

Рекомендуемая по теме № 10 и по теме № 11 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

12. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Тема № 12. «Научные теории психофилогенеза и психоонтогенеза

эмоций и чувств личности».

Наиболее значимые в мировом научном масштабе теории психофилогенеза и психоонтогенеза эмоций и чувств, в рамках которых в науке производится практикоориентированный анализ физиологических, психических и социально-психологических механизмов возникновения, развития и формирования эмоций (эмоциональных и чувственных психических реакций и отношений личности).

Изучаются: «Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина»; «Ассоциативная теория эмоций В. Вундта»; «Периферическая теория эмоций У. Джемса – К.Г. Ланге»; «Адаптационная теория эмоций Э. Клапареда»; «Физиологическая теория эмоций У. Кеннона – П. Барда»; «Психоаналитическая теория эмоций З. Фрейда – Д. Рапапорта»; «Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума – Р.Б. Заянца – П.К. Аделмена»; «Биологическая теория эмоций П.К. Анохина»; «Фрустрационная теория эмоций Д. Дьюи – Л. Фестингера – Д. Ханта»; «Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера – Р. Липера – Х. Левенталя – А. Томаркена»; «Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса»; «Регулятивно-смысловая теория эмоций А.В. Запорожца – Я.З. Неверовича – Б.И. Додонова»; «Теория дифференциальных эмоций К. Изарда»; «Теория базисных эмоций П. Экмана»; «Психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика»; «Информационная теория эмоций П.В. Симонова»; «Мотивационная теория эмоций А.Н. Леонтьева – В.К. Вилюнаса – Е.П. Ильина».


Объяснение того, что анализируемые теории (концепции) носят (имеют) общее название (наименование) «теории эмоций», хотя во многих из них рассматриваются и чувства, а некоторые теории, напротив, информационно (содержательно) сосредоточены на нервном, на физиологическом субстрате эмоциональных реакций. Детальный разбор (рассмотрение) всех изучаемых теорий. Объяснение смысла и каждой данной конкретной теории. Научно-практическое значение всех рассматриваемых теорий, их сравнительный научный анализ.

Психофизиологические и социально-психологические элементы и корреляты эмоций и чувств (содержательные и смысловые составляющие и проявления эмоций и чувств), которые авторы всех анализируемых теорий напрямую «сопрягают» с эмоциями и чувствами как с комплексным психическим феноменом. Физиологические, психические и социально-психологические компоненты жизнедеятельности человека, которые авторы изучаемых теорий эмоций «включают» в «орбиту действия» эмоций и чувств.

Контрольные вопросы и вопросы к семинару по теме № 12:

1. Раскройте научно-практический смысл и значение известных вам теорий эмоций. Произведите их сравнительный содержательный научный анализ.

2. Какие физиологические, психические и социально-психологические элементы ученые соотносят с эмоциями и чувствами?

3. Системно опишите влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека.

4. Составьте таблицу «Эмоции как психическое явление» по следующим параметрам: а) определение, б) физиологическая основа, в) виды, г) свойства, д) функции, е) авторские научные теории и концепции эмоций.

Таблица № 5. «Эмоции как психическое явление».

Опре-деление Физиологическая основа Виды Свойства Функции Научные теории
           

5. Ответьте на тестовые проверочные вопросы из Пункта № XII. Обработайте свои результаты «по ключу» и критериально оцените свой ответ.

Рекомендуемая по теме № 12 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.


3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000.

12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб.: Питер, 2000.

13. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

15. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

16. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

17. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

18. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.

Раздел № IV. «Эмоциональные психические состояния. Эмоции и чувства в качестве сущностной составляющей личности и деятельности».







Date: 2015-09-05; view: 4574; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию