Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы № 13 и № 14





Тема № 13. «Характеристика эмоциональных состояний личности, возникающих в процессе деятельности».

Тема № 14. «Эмоциональные свойства личности».

Синтез проанализированной в предыдущих разделах информации по таким комплексным понятиям дисциплины «Психология эмоций и чувств» как: «психическое эмоциональное состояние субъекта»; «психологическое чувственное отношение субъекта»; «личность»; «деятельность»; «эмоциональная включённость субъекта в деятельность»; «эмоциональное сопровождение деятельности»; «эмоциональная оценка хода и результатов деятельности» (по А.Н. Леонтьеву).

Характеристика эмоциональных состояний, возникающих у субъекта в процессе осуществления им деятельности. Факторы эмоциональной устойчивости субъекта, влияющие на процесс выполнения им трудовой деятельности. Параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций. Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения по Д.О. Хеббу. Основные характеристики влияния эмоций на эффективность деятельности. Взаимодействие эмоций и чувств с другими свойствами личности в процессе деятельности. Влияние эмоциональной составляющей темперамента на продуктивность деятельности человека.

Эмоциональные типы темперамента и характера. Застенчивость в качестве эмоционального характерологического свойства. Эмпатия по К. Роджерсу. Влияние разнообразных социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми тех или иных эмоций и чувств. Влияние мотивации на эмоционально-чувственную сферу.

Настроение (англ. mood) – как одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека. Это состояние не обладает определенной интенцией, не имеет чёткого психического направления и однозначной смысловой содержательности. Это психическое эмоциональное состояние окрашивает в течение некоторого времени все личностные переживания субъекта. Оно может возникать в ответ на ту или иную оценку человеком деятельности окружающих.

Структура настроения. Леонид Васильевич Куликов, посвятивший настроениям специальную монографию, [21] развивает собственный подход к их рассмотрению. Он выделяет в настроении пять существенных компонентов: релятивный или оценочный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный и компонент физического самочувствия.

Релятивный компонент (от англ. relation – отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. Этот компонент настроения содержательно является комплексным и включает в себя ряд элементов структуры отношений личности: особенности самооценки и принятия себя, удовлетворенность отношениями с миром природы, миром предметов, миром людей. В данном компоненте особую роль играет соответствие и/или несоответствие воспринимаемого и желаемого человеком.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая в настроении эмоция или чувственный тон, – по Владимиру Николаевичу Мясищеву. В формировании актуального и относительно устойчивого психического состояния, как пишет Леонид Васильевич Куликов, объединяются различные чувства и переживания, имеющие разное влияние на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, то есть эмоциональный компонент настроения. В него входят, кроме психических аспектов, также переживания телесного благополучия – физического комфорта или дискомфорта.

Когнитивный компонент настроения образуют субъектные интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота её понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе в контексте деятельности.

Мотивационный компонент настроения рассматривается Л.В. Куликовым в связи с тем, что процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и психическое реагирование субъекта на развитие событий.

Компонент физического самочувствия отражает, по мнению Л.В. Куликова, опирающегося в этом вопросе на утверждения С.Л. Рубинштейна, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слаболокализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов (интерорецептивные ощущения).

Пессимистическая и оптимистическая направленности личности как целостные проявления эмоционально-чувственной психической сферы личности. Воздействие возрастных психологических характеристик людей на процесс переживания ими тех или иных эмоциональных психических состояний.


Эмоциональность в качестве интегрального свойства человека. Нейротизм личности (эмоциональная стабильность/нестабильность, устойчивость/неустойчивость) и психотизм [22] личности (концепция Г. Айзенка), как системные проявления личности, обусловленные эмоционально-чувственной психической сферой. Эмоциональные типы личности (теория К.Г. Юнга).

Эмоциональные свойства, качества и характеристики личности: психическая эмоциональная возбудимость; вспыльчивость; эмоциональная отзывчивость (эмпатийность); утрата эмоционального резонанса (эмоциональная глухота); впечатлительность; эмоциональная глубина; эмоциональная ригидность/лабильность; экспрессивность, добродушие/недоброжелательность и т.п.

Параметры активности (психической всеохватности), интенсивности (силы), лабильности (подвижности), глубины (охвата переживанием разных личностных аспектов) эмоционально-чувственных психических состояний личности.

Модальность (качественная направленность) т.н. производных («вторичных») эмоций и чувств относительно содержательного наполнения базовых (радость, гнев, страх, печаль) эмоций.

Эмоциональные отрицательные психические состояния человека: стресс (концепция Г. Селье), скука, отвращение, отвержение и т.д. Влияние такого рода состояний на деятельность человека и на взаимодействие людей в процессе совместной деятельности. Феномен эмоционального выгорания. [23]

Взаимозависимость эмоционального и волевого психических процессов. Воздействие эмоционально-волевых психических элементов на деятельностный процесс. Влияние эмоций и чувств на индивидуальный стиль деятельности человека.

Контрольные вопросы и вопросы к семинарам

по темам № 13 и № 14:

1. Системно объясните понятия: психическое эмоциональное состояние субъекта; психологическое чувственное отношение субъекта; личность; деятельность; эмоциональная включенность субъекта в деятельность; эмоциональное сопровождение деятельности; эмоциональная оценка хода и результатов деятельности.

2. Опишите параметры эмоциональной возбудимости, аспекты интенсивности и устойчивости эмоций. Охарактеризуйте, по Д.О. Хеббу, зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения. Осветите базовые компоненты воздействия эмоций на продуктивность деятельности человека.

3. Проанализируйте эмоциональную типологию темперамента и характера. Объясните воздействие эмоциональной составляющей темперамента на эффективность деятельности. Расскажите о застенчивости как о характерологическом эмоциональном свойстве личности. Осветите понимание эмпатии К. Роджерсом.

4. Опишите влияние социальных и профессиональных условий и ситуаций на процесс проявления (выражения) людьми эмоций и чувств.

5. Охарактеризуйте взаимовлияние эмоций и мотивации.

6. Объясните пессимизм и оптимизм в качестве «эмоциональных направленностей» личности.

7. Каково воздействие возрастных психологических характеристик людей на переживание ими определенных эмоций и чувств?

8. Эмоциональность как интегральное свойство человека.

9. Опишите нейротизм и психотизм в качестве целостных проявлений личности, опираясь на концепцию Г. Айзенка.


10. Охарактеризуйте эмоциональные типы личности по К.Г. Юнгу.

11. Детально проанализируйте известные вам эмоциональные свойства (проявления) личности.

12. Подробно расскажите о таких параметрах эмоционального психического состояния как: активность, интенсивность, лабильность, глубина.

13. Тщательно рассмотрите модальную (качественную) взаимозависимость базовых и производных эмоций.

14. Охарактеризуйте стресс, по Г. Селье, осветите другие подобного рода психические состояния человека, известные вам по прошлым темам и по данной теме. Проясните воздействие такого рода психических эмоциональных состояний на деятельностный процесс.

15. Рассмотрите феномен эмоционального выгорания.

16. Дайте характеристику взаимодействию эмоциональных и волевых компонентов психики и дайте определение их взаимному влиянию на процесс осуществления человеком деятельности.

17. Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом (таблицей) наблюдения из Приложения № 1. Сделайте аналитические выводы согласно результатам наблюдения.

18. Настроение и его структура по Л.В. Куликову.

Рекомендуемая по теме № 13 и по теме № 14 базовая литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.

2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.

3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.

4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.

5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.

8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.

11. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

12. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

13. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

14. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.

15. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.

16. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.







Date: 2015-09-05; view: 889; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию