Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­фес­сио­наль­но-важ­ные ка­че­ст­ва





Дан­ные мы за­не­сли в таб­ли­цу (см. при­ло­же­ние №2). Ос­нов­ное со­пос­тав­ле­ние про­ис­хо­ди­ло ме­ж­ду СПТ и ИИПТ. На пер­вый взгляд, мож­но ска­зать, что при от­ве­те на дан­ный во­прос ан­ке­ты ИИПТ име­ли боль­ше от­ве­ты, ка­саю­щие­ся уме­ний. Ан­ке­ты СПТ со­дер­жа­ли от­ве­ты, ка­саю­щие­ся лич­но­ст­ных ка­честв пси­хо­ло­га. Та­ким об­ра­зом, мож­но ска­зать, что дея­тель­ность прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га в тре­нин­ге с ис­поль­зо­ва­ни­ем ИИПТ стро­ит­ся в ос­нов­ном на уме­ни­ях, а в СПТ на лич­но­ст­ных ка­че­ст­вах. Как мы уже от­ме­ча­ли, уме­ние – бо­лее раз­вер­ну­тый про­цесс (при срав­не­нии с на­вы­ком), от­ли­чаю­щий­ся боль­шей во­вле­чен­но­стью соз­на­ния. Это зна­чит, что тех­ни­ки в ИИПТ тре­бу­ют вы­со­ко­го по­ни­ма­ния то­го, что ты де­ла­ешь. А так­же в этом про­сле­жи­ва­ет­ся воз­мож­ность твор­че­ст­ва, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния с тех­ни­ка­ми в за­ви­си­мо­сти от си­туа­ции груп­по­вой ди­на­ми­ки. В СПТ, по всей ви­ди­мо­сти, лич­ность тре­не­ра ока­зы­ва­ет боль­шое влия­ние на взаи­мо­дей­ст­вие в груп­пе. Имен­но по­это­му при его под­го­тов­ке сле­ду­ет уде­лять лич­но­ст­ным ка­че­ст­вам боль­шое вре­мя.

В ро­до­ви­до­вых ха­рак­те­ри­сти­ках мы вы­яви­ли два клас­са в СПТ и семь клас­сов в ИИПТ. В СПТ 1-й класс пред­став­лен та­ки­ми тре­бо­ва­ния­ми: ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки (ИИПТ); уме­ние рас­по­ло­жить к се­бе, на­вы­ки меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния (СПТ); ус­та­нов­ле­ние об­рат­ной свя­зи (КПО). Их обоб­щаю­щим по­ня­ти­ем яв­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ная ком­пе­тент­ность.

2-й класс: вы­бор ме­то­дов не­за­ви­си­мо от уже вы­бран­но­го ме­то­да (ИИПТ); ин­туи­ция, уме­ние им­про­ви­зи­ро­вать (СПТ); уме­ние ино­гда им­про­ви­зи­ро­вать (КПО). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – креа­тив­ность.

Семь клас­сов обоб­щаю­щих по­ня­тий в ИИПТ:

1-й класс: ау­то­тен­тич­ность (СПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – ли­дер­ст­во. Так как ли­дер все­гда дол­жен быть ау­тен­ти­чен.

2-й класс: сен­си­тив­ность, эм­па­тия, реф­лек­сия, уме­ние аб­ст­ра­ги­ро­вать­ся от соб­ст­вен­ных про­блем (СПТ); от­кры­тость (ИИПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – гиб­кость.

3-й класс: зна­ние пси­хо­ло­гии лич­но­сти (СПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – зна­ние раз­лич­ных на­прав­ле­ний в пси­хо­ло­гии.

4-й класс: по­сто­ян­но быть в фор­ме, вы­гля­деть на 100%, гиб­кость, вы­со­кая ра­бо­то­спо­соб­ность (ИИПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – вы­со­кая ви­таль­ность.

5-й класс: гра­мот­ное ис­поль­зо­ва­ние тех­ник (СПТ); пре­под­не­сти тео­рию в аде­к­ват­ной фор­ме (ИИПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – ис­поль­зо­ва­ние тео­ре­ти­че­ских зна­ний.

6-й класс: на­вы­ки бе­реж­но­го от­но­ше­ния к че­ло­ве­ку, же­ла­ние по­мочь кли­ен­ту, по­зи­тив­ное от­но­ше­ние, уме­ние при­нять кли­ен­та, от­сле­жи­ва­ние внут­рен­не­го кон­флик­та у уча­ст­ни­ка, аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние от соб­ст­вен­ных про­блем (СПТ); же­ла­ние по­мочь, а не по­смот­реть (НЛП); учет фи­зио­ло­ги­че­ских и пси­хо­ло­ги­че­ских дан­ных ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка, об­щее ви­де­ние пси­хи­че­ских со­стоя­ний че­ло­ве­ка, уме­ние ди­аг­но­сти­ки про­блем (ИИПТ). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – уме­ние слу­жить лю­дям.

7-й класс: стрем­ле­ние по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию (КПО). Обоб­щаю­щее по­ня­тие – стрем­ле­ние из­ме­нят­ся са­мо­му.

Ес­ли та­ко­вая тен­ден­ция яв­ля­ет­ся стой­кой, то мож­но пред­по­ло­жить, что ИИПТ предъ­яв­ля­ют к ве­ду­ще­му тре­нин­га тре­бо­ва­ния, ко­то­рые долж­ны за­тра­ги­вать раз­лич­ные сто­ро­ны его ми­ро­бы­тия, а не толь­ко ка­кие-ли­бо лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, зна­ния, уме­ния, на­вы­ки. То есть пред­по­ла­га­ют це­ло­ст­ное ви­де­ние се­бя, ско­рее, как че­ло­ве­ка, а не толь­ко субъ­ек­та тру­да. А это пред­по­ла­га­ет вы­со­кий уро­вень са­мо­соз­на­ния и са­мо­реа­ли­за­ции.

При со­пос­тав­ле­нии с СПТ мож­но вы­де­лить пять сход­ных тре­бо­ва­ний, сфор­му­ли­ро­ван­ных поч­ти иден­тич­но: чув­ст­во­ва­ние дру­го­го (кли­ен­та), ком­му­ни­ка­тив­ные на­вы­ки (на­вы­ки меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния), эм­па­тия, реф­лек­сия, вы­бор ме­то­дов не­за­ви­си­мо от уже вы­бран­но­го ме­то­да (им­про­ви­за­ция). А так­же сход­ность тре­бо­ва­ний ИИПТ с КПО: зна­ние са­мих тех­ник (пси­хо­тех­ник), тео­рии, эм­па­тия, ино­гда им­про­ви­за­ции, стрем­ле­ние са­мо­му из­ме­нять­ся (стрем­ле­ние по­сто­ян­но­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции). Еще од­но об­щее тре­бо­ва­ние, ко­то­рое бы­ло вы­де­ле­но в ИИПТ, КПО, НЛП – это на­ли­чие соб­ст­вен­но­го опы­та про­хо­ж­де­ния та­ко­го тре­нин­га или хо­тя бы ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­те­ра­пии (в ИИПТ это на­вы­ки ра­бо­ты с те­лом, на­вы­ки во всех пя­ти эле­мен­тах Сво­бод­но­го ды­ха­ния). Сход­ст­во не­ко­то­рых тре­бо­ва­ний го­во­рит не толь­ко о ка­ком-ли­бо сход­ст­ве пси­хо­тех­но­ло­гий, здесь ско­рее мож­но вы­де­лить две ка­те­го­рии тре­бо­ва­ний:


- об­ще­пси­хо­ло­ги­че­ские (на­при­мер, эм­па­тия, реф­лек­сия);

- спе­ци­фи­че­ские (на­при­мер, со­дер­жа­ние по­ня­тия опыт соб­ст­вен­но­го про­хо­ж­де­ния пси­хо­тех­но­ло­гии).

По­ми­мо упо­мя­ну­то­го мож­но еще от­ме­тить тот факт, что в СПТ на­вык меж­лич­но­ст­но­го об­ще­ния встре­ча­ет­ся еще и в лич­но­ст­ных ка­че­ст­вах уже под по­ня­ти­ем ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тент­но­сти. А в ИИПТ реф­лек­сия как на­вык пе­ре­хо­дит в лич­но­ст­ное ка­че­ст­во – реф­лек­сив­ность. На наш взгляд, та­кая ди­на­ми­ка не­слу­чай­на и по­ка­за­тель­на. Так как тот на­вык, ко­то­рый вос­тре­бу­ет­ся в дея­тель­но­сти дол­гое вре­мя, пе­ре­хо­дит в лич­но­ст­ное ка­че­ст­во.

И по­след­нее на чем мы ос­та­но­вим­ся, это ука­жем спе­ци­фич­ность тре­бо­ва­ний по ка­ж­дой пси­хо­тех­но­ло­гии. В КПО это на­вы­ки ра­бо­ты с кли­ен­том (че­рез ра­бо­ту с су­пер­ви­зо­ром), тол­ко­ва­ние об­ра­зов, ин­тер­пре­та­ция сю­же­тов. По­след­ние две чер­ты за­тра­ги­ва­ют са­му спе­ци­фи­ку ра­бо­ты, пер­вая же ка­са­ет­ся той сис­те­мы под­го­тов­ки, ко­то­рая при­ня­та в дан­ном спо­со­бе пси­хо­кор­рек­ции.

В НЛП это прак­ти­че­ские зна­ния, со­су­ще­ст­во­ва­ние с со­бой и ок­ру­жаю­щим ми­ром в гар­мо­нии и нрав­ст­вен­ность. Пер­вая чер­та ука­зы­ва­ет на тот факт, что НЛП пред­став­ля­ет со­бой пси­хо­тех­но­ло­гию, у ко­то­рой нет опо­ры на проч­ный тео­ре­ти­че­ский фун­да­мент. Это чис­тая прак­ти­ка и кон­ста­та­ция за­ко­нов пси­хи­ки. Две дру­гих чер­ты, на наш взгляд, тес­но взаи­мо­свя­за­ны, так как ес­ли в на­зва­нии есть сло­во про­грам­ми­ро­ва­ние, а са­ма пси­хо­тех­но­ло­гия на­прав­ле­на на ра­бо­ту с че­ло­ве­ком, то во­прос нрав­ст­вен­но­сти дол­жен обя­за­тель­но встать. А су­ще­ст­во­ва­ние с со­бой и с ми­ром в гар­мо­нии за­тра­ги­ва­ет имен­но эту сто­ро­ну ми­ро­бы­тия че­ло­ве­ка.

В СПТ это вы­со­кий уро­вень ин­тел­лек­та, куль­тур­ная эру­ди­ция, ин­туи­ция. Так как в СПТ воз­дей­ст­вие це­ли­ком ос­но­ва­но на вер­баль­ном об­ще­нии по прин­ци­пам «здесь» и «те­перь» и от­кры­то­сти, в ко­то­ром уча­ст­ву­ют лю­ди раз­лич­ных со­ци­аль­ных сло­ев, то эти три чер­ты при дан­ных по­сыл­ках нам пред­став­ля­ют­ся ло­гич­ны­ми.

В ИИПТ мож­но вы­де­лить в ука­за­нии лич­но­ст­ных ка­честв тен­ден­цию рас­смат­ри­вать свой мир бо­лее ши­ро­ко (и не толь­ко в рам­ках про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти) и сво­им пси­хи­че­ским ми­ром. В поль­зу это­го го­во­рят та­кие пе­ре­чис­лен­ные чер­ты, как стрем­ле­ние из­ме­нять­ся са­мо­му и вы­со­кая ви­таль­ность, ко­то­рая под­ра­зу­ме­ва­ет еще и при­ня­тие в рас­чет сво­ей био­ло­ги­че­ской сто­ро­ны. То есть при­ня­тие се­бя во вни­ма­ние как че­ло­ве­ка в це­лом с его как пси­хи­че­ским, так и со­ма­ти­че­ским ас­пек­том.

Итак, факт то­го, что в ИИПТ бы­ло боль­ше ука­за­но уме­ний, в срав­не­нии с дру­ги­ми пси­хо­тех­но­ло­гия­ми го­во­рит о том, что в дея­тель­но­сти ве­ду­щих тре­нин­га с ис­поль­зо­ва­ни­ем этих пси­хо­тех­но­ло­гий важ­ным ас­пек­том яв­ля­ет­ся уча­стие соз­на­ния. В ро­до­ви­до­вых ха­рак­те­ри­сти­ках мы вы­де­ли­ли семь клас­сов обоб­щаю­щих по­ня­тий, что боль­ше, чем в СПТ. Ес­ли та­ко­вая тен­ден­ция яв­ля­ет­ся стой­кой, то мы мо­жем пред­по­ло­жить, что для ИИПТ важ­но об­ла­дать вы­со­ким уров­нем са­мо­соз­на­ния и са­мо­реа­ли­за­ции. К спе­ци­фи­че­ским тре­бо­ва­ни­ям ИИПТ мож­но от­не­сти та­кие лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, как реф­лек­сив­ность, вы­со­кая ви­таль­ность, вы­со­кая ра­бо­то­спо­соб­ность. Реф­лек­сив­ность – лич­но­ст­ное ка­че­ст­во, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в реф­лек­сии как про­цес­се. Пси­хо­ло­ги­че­ский сло­варь [169, c. 320] оп­ре­де­ля­ет реф­лек­сию как «осоз­на­ние дей­ст­вую­щим ин­ди­ви­дом то­го, как он вос­при­ни­ма­ет­ся парт­не­ра­ми по об­ще­нию». Здесь опять же го­во­рит­ся об осоз­на­нии. Та­ким об­ра­зом, на наш взгляд, мож­но вы­де­лить та­кое про­фес­сио­наль­но важ­ное ка­че­ст­во, как вы­со­кий уро­вень осоз­на­ния и по­сто­ян­ное его раз­ви­тие (тре­бо­ва­ние из­ме­нять­ся са­мо­му). А так­же еще од­но, на наш взгляд, очень важ­ное тре­бо­ва­ние – это соб­ст­вен­ное про­хо­ж­де­ние тре­нин­га ИИПТ в ка­че­ст­ве уча­ст­ни­ка для при­об­ре­те­ния на­вы­ков ра­бо­ты с дан­ной пси­хо­тех­но­ло­ги­ей.

 







Date: 2015-09-19; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию