Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионально-важные качества
Данные мы занесли в таблицу (см. приложение №2). Основное сопоставление происходило между СПТ и ИИПТ. На первый взгляд, можно сказать, что при ответе на данный вопрос анкеты ИИПТ имели больше ответы, касающиеся умений. Анкеты СПТ содержали ответы, касающиеся личностных качеств психолога. Таким образом, можно сказать, что деятельность практического психолога в тренинге с использованием ИИПТ строится в основном на умениях, а в СПТ на личностных качествах. Как мы уже отмечали, умение – более развернутый процесс (при сравнении с навыком), отличающийся большей вовлеченностью сознания. Это значит, что техники в ИИПТ требуют высокого понимания того, что ты делаешь. А также в этом прослеживается возможность творчества, экспериментирования с техниками в зависимости от ситуации групповой динамики. В СПТ, по всей видимости, личность тренера оказывает большое влияние на взаимодействие в группе. Именно поэтому при его подготовке следует уделять личностным качествам большое время. В родовидовых характеристиках мы выявили два класса в СПТ и семь классов в ИИПТ. В СПТ 1-й класс представлен такими требованиями: коммуникативные навыки (ИИПТ); умение расположить к себе, навыки межличностного общения (СПТ); установление обратной связи (КПО). Их обобщающим понятием является коммуникативная компетентность. 2-й класс: выбор методов независимо от уже выбранного метода (ИИПТ); интуиция, умение импровизировать (СПТ); умение иногда импровизировать (КПО). Обобщающее понятие – креативность. Семь классов обобщающих понятий в ИИПТ: 1-й класс: аутотентичность (СПТ). Обобщающее понятие – лидерство. Так как лидер всегда должен быть аутентичен. 2-й класс: сенситивность, эмпатия, рефлексия, умение абстрагироваться от собственных проблем (СПТ); открытость (ИИПТ). Обобщающее понятие – гибкость. 3-й класс: знание психологии личности (СПТ). Обобщающее понятие – знание различных направлений в психологии. 4-й класс: постоянно быть в форме, выглядеть на 100%, гибкость, высокая работоспособность (ИИПТ). Обобщающее понятие – высокая витальность. 5-й класс: грамотное использование техник (СПТ); преподнести теорию в адекватной форме (ИИПТ). Обобщающее понятие – использование теоретических знаний. 6-й класс: навыки бережного отношения к человеку, желание помочь клиенту, позитивное отношение, умение принять клиента, отслеживание внутреннего конфликта у участника, абстрагирование от собственных проблем (СПТ); желание помочь, а не посмотреть (НЛП); учет физиологических и психологических данных каждого участника, общее видение психических состояний человека, умение диагностики проблем (ИИПТ). Обобщающее понятие – умение служить людям. 7-й класс: стремление повышать квалификацию (КПО). Обобщающее понятие – стремление изменятся самому. Если таковая тенденция является стойкой, то можно предположить, что ИИПТ предъявляют к ведущему тренинга требования, которые должны затрагивать различные стороны его миробытия, а не только какие-либо личностные качества, знания, умения, навыки. То есть предполагают целостное видение себя, скорее, как человека, а не только субъекта труда. А это предполагает высокий уровень самосознания и самореализации. При сопоставлении с СПТ можно выделить пять сходных требований, сформулированных почти идентично: чувствование другого (клиента), коммуникативные навыки (навыки межличностного общения), эмпатия, рефлексия, выбор методов независимо от уже выбранного метода (импровизация). А также сходность требований ИИПТ с КПО: знание самих техник (психотехник), теории, эмпатия, иногда импровизации, стремление самому изменяться (стремление постоянного повышения квалификации). Еще одно общее требование, которое было выделено в ИИПТ, КПО, НЛП – это наличие собственного опыта прохождения такого тренинга или хотя бы индивидуальной психотерапии (в ИИПТ это навыки работы с телом, навыки во всех пяти элементах Свободного дыхания). Сходство некоторых требований говорит не только о каком-либо сходстве психотехнологий, здесь скорее можно выделить две категории требований: - общепсихологические (например, эмпатия, рефлексия); - специфические (например, содержание понятия опыт собственного прохождения психотехнологии). Помимо упомянутого можно еще отметить тот факт, что в СПТ навык межличностного общения встречается еще и в личностных качествах уже под понятием коммуникативной компетентности. А в ИИПТ рефлексия как навык переходит в личностное качество – рефлексивность. На наш взгляд, такая динамика неслучайна и показательна. Так как тот навык, который востребуется в деятельности долгое время, переходит в личностное качество. И последнее на чем мы остановимся, это укажем специфичность требований по каждой психотехнологии. В КПО это навыки работы с клиентом (через работу с супервизором), толкование образов, интерпретация сюжетов. Последние две черты затрагивают саму специфику работы, первая же касается той системы подготовки, которая принята в данном способе психокоррекции. В НЛП это практические знания, сосуществование с собой и окружающим миром в гармонии и нравственность. Первая черта указывает на тот факт, что НЛП представляет собой психотехнологию, у которой нет опоры на прочный теоретический фундамент. Это чистая практика и констатация законов психики. Две других черты, на наш взгляд, тесно взаимосвязаны, так как если в названии есть слово программирование, а сама психотехнология направлена на работу с человеком, то вопрос нравственности должен обязательно встать. А существование с собой и с миром в гармонии затрагивает именно эту сторону миробытия человека. В СПТ это высокий уровень интеллекта, культурная эрудиция, интуиция. Так как в СПТ воздействие целиком основано на вербальном общении по принципам «здесь» и «теперь» и открытости, в котором участвуют люди различных социальных слоев, то эти три черты при данных посылках нам представляются логичными. В ИИПТ можно выделить в указании личностных качеств тенденцию рассматривать свой мир более широко (и не только в рамках профессиональной деятельности) и своим психическим миром. В пользу этого говорят такие перечисленные черты, как стремление изменяться самому и высокая витальность, которая подразумевает еще и принятие в расчет своей биологической стороны. То есть принятие себя во внимание как человека в целом с его как психическим, так и соматическим аспектом. Итак, факт того, что в ИИПТ было больше указано умений, в сравнении с другими психотехнологиями говорит о том, что в деятельности ведущих тренинга с использованием этих психотехнологий важным аспектом является участие сознания. В родовидовых характеристиках мы выделили семь классов обобщающих понятий, что больше, чем в СПТ. Если таковая тенденция является стойкой, то мы можем предположить, что для ИИПТ важно обладать высоким уровнем самосознания и самореализации. К специфическим требованиям ИИПТ можно отнести такие личностные качества, как рефлексивность, высокая витальность, высокая работоспособность. Рефлексивность – личностное качество, которое проявляется в рефлексии как процессе. Психологический словарь [169, c. 320] определяет рефлексию как «осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению». Здесь опять же говорится об осознании. Таким образом, на наш взгляд, можно выделить такое профессионально важное качество, как высокий уровень осознания и постоянное его развитие (требование изменяться самому). А также еще одно, на наш взгляд, очень важное требование – это собственное прохождение тренинга ИИПТ в качестве участника для приобретения навыков работы с данной психотехнологией.
Date: 2015-09-19; view: 327; Нарушение авторских прав |