![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Замысел эксперимента и описание методики
В данном исследовании актуальны следующие аспекты: 1) невозможно объективно зафиксировать и замерить внутренние субъективные состояния и их изменения, предположительно происходящие под влиянием настроек; 2) отсутствие шкалы рейтинга для фиксации степени выраженности внешних изменений; 3) отсутствие у исполнителя работы знаний о разработанных методах текстового анализа для определения иерархии стимулов в тексте как в смыслонагруженном факторе, влияющем на состоянии группы.
Исследование предполагалось построить таким образом, чтобы, производя запись настроек, отслеживать по выбранным признакам внешние изменения, а затем вербальным путём, либо с помощью самоотчётов, получить информацию о внутреннем состоянии и самочувствии участников группы. Приняв во внимание всю сложность эксперимента, было решено выбрать следующие методы исследования: метод включённого наблюдения, метод интервью и беседы. Для повышения объективности и достоверности была предпринята попытка придать методу формализированный характер. Исследование проводилось на профессиональном авторском тренинге по интенсивным интегративным психотехнологиям «Инсайт» (автор и ведущий В. Козлов). Продолжительность семинара – восемь дней. Экспериментальная ситуация заключалась во влиянии настроек (независимая переменная) на выборку (зависимая переменная). Каждый день в 10.00 в процессе настройки проводилось включённое наблюдение и фиксация результатов. В течение дня – интервью и беседы с участниками группы. Три раза после настроек проходил «шеринг» – обсуждение настроек и получение обратной связи от всей группы. Исследование осуществлялось по общему принципиальному плану. В силу того что наблюдение было направленно на фиксацию внешних изменений, наступающих при релаксации или трансе, основной системой протоколирования была принята система признаков, отражающих внешне наблюдаемые признаки транса: расширение зрачков; фиксация взгляда; замедление мигательных движений; замедление глотательных движений; поза становится неподвижной; мышцы расслабляются; дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным; расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щёки, лоб, губы; снижается реакция на внешние шумы; меняется цвет лица; появляются спонтанные идеомоторные реакции – подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание. В протоколе отсутствовали шкалы рейтинга, так как представлялось сложным определить степень выраженности данных признаков. Каждый день использовался отдельный бланк протокола. В протоколе знаком «+» отмечались признаки, которые были зафиксированы, и знаком «-» – те, которые не наблюдались. Поскольку одновременно зрительно зафиксировать отсутствие или наличие признаков у всех членов группы было невозможно, наблюдение производилось выборочно на 6-8 участниках Вследствие того, что рабочий график на тренинге был очень «плотным», в течение дня беседы и интервью проводились с 2-3 участниками группы. Беседы проводились только в тех случаях, когда участники охотно шли на это. Беседа шла без строгой детализации вопросов, по общей программе, связанной с самочувствием и состоянием участника группы во время настройки и после неё. В некоторых случаях, по инициативе собеседника, беседа касалась настроек, проводившихся в предыдущие дни. В отдельных случаях, когда собеседник заявлял о предпочтении отвечать на конкретные вопросы, применялось стандартизированное интервью, имевшее следующую структуру: 1. Настройка на беседу, на сотрудничество; 2. Свободные высказывания собеседника; 3. Общие вопросы о тренинге и настройках. 4. Подробное исследование: А. Психологические признаки транса: отмечалось ли снижение контакта с реальностью; была ли концентрация на внутренних переживаниях; отмечалось ли снижение оценочной активности; было ли расслабление; отсутствие или искажение времени; изменение ощущения границ тела; потеря реалистичности восприятия пространства; снижение способности к самоидентичности; яркость, лёгкость процессов; снижение активности мышления; лёгкость образного мышления и вхождение в различные роли; Б. Дополнительные вопросы: самочувствие во время настройки; какие ощущения присутствовали в теле во время настройки; какие чувства преобладали во время настройки; что конкретно происходило во время настройки; было ли в этом что-то необычное; «всплывала ли конкретная проблематика»; особенно приятные и неприятные моменты во время настройки; как происходило путешествие по островам; встречи с Учителями, с внутренним Мастером; как переживались метафоры и символы; случалось ли, что проблема, «поднятая» во время настройки, прорабатывалась во время процесса; давала ли настройка о себе «знать» в течение дня; каково отношение к ритуалу приветствия, как собеседник чувствует себя после настройки; после ритуала приветствия как воспринимались лекции, проводившиеся после ритуала приветствия; как собеседник чувствует себя в данный момент. 5. Признательность за беседу. Ответы во время интервью фиксировались в протоколе. Длительность интервью определялась интересом к нему интервьюируемого. В каждом конкретном интервью давались ответы практически на все вопросы. Было проведено пять бесед и девять интервью. Интерпретирование результатов исходило из задач данного исследования, а также дополнительной информации, полученной при исследовании.
Данные о выборке На тренинге присутствовало 18 человек, которые составили экспериментальную группу. Общая выборка – 18 человек; мужчин – 3, женщин – 15. Возраст от 20 до 45 лет. Уровень образования выборки: высшее – 14 человек; незаконченное высшее (студенты) – 4 человека. Профессиональный состав выборки: врач-психиатр – 1; психологи – 4; преподаватели – 2; научные сотрудники – 2; студенты – 4; предприниматели – 3; инженер программист – 1; работник медицинского оздоровительного центра – 1. Опыт участия в тренингах: с использованием дыхательных техник – 15; без использования дыхательных техник – 2; не участвовал вообще – 1.
Date: 2015-09-19; view: 356; Нарушение авторских прав |