Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние ИИПТ на самооценку личности
Каждый человек, тем или иным образом хочет что-то изменить в себе, вокруг себя. Людей что-то не устраивает, они с чем-то не согласны и постоянно ищут способы улучшить свою жизнь. Это может рассматриваться как сдвиг между двумя элементами: «тем, что есть» и «тем, что могло бы быть» – воображение, мечта, цель, идеал, норма и так далее. Изменение состоит в том, чтобы мечта воплотилась в реальность, в достижениии цели, в соответствовании идеалу и норме. Когда это происходит полно, то включает такие чувства, как успех завершенность и удовлетворение собой, жизнью. Когда негативная самооценка убывает, увеличивается возможность переживания более глубокого контакта с другими людьми. Размышляя на эту тему, мы разработали тренинг, в ходе которого большое внимание уделялось умению личности самостоятельно оценивать себя и работать над повышением уровня самооценки. В программу тренинга вошли различные упражнения из ИИПТ. Основной формат тренинга – Свободное Дыхание. Была поставлена цель создать условия для наиболее глубокого самовосприятия личности своего «я» и формирования самооценки как в положительном, так и в отрицательном аспектах и создания условий для работы с отрицательными ее структурами. Работа по самовосприятию личности осуществлялась по пяти основным направлениям: 1. Восприятие своего «я» через соотнесение с другими, то есть взгляд со стороны. 2. Восприятие себя через восприятие другими, то есть «обратная связь». 3. Восприятие через результаты собственной деятельности. 4. Восприятие через наблюдение собственных внутренних состояний, получение опыта понимания внутреннего мира. 5. Восприятие через оценку внешнего облика. Умение принимать свой внешний облик таким, какой он есть и на этой основе развивать себя и свои возможности. Основная гуманистическая идея тренинга заключалась в том, чтобы не заставлять не подавлять личность, а помочь оценить себя позитивно, преодолев стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими. В экспериментальную группу входило 17 подростков, в возрасте от 15 до 18 лет. Среди них 4 мальчика и 13 девочек. Тренинг представлял собой комплекс из 16 занятий по 3 часа каждое, таким образом это составило 48 часов общего времени. В начале занятия участникам тренинга старшего подросткового возраста были предложены тесты на самооценку: 1. Тест В.В. Новикова «Кто я такой в этом мире?». 2. Тест А.Н. Ефимова «Знаете ли вы себя?». Эти же тесты были предложены подросткам и в конце занятий. Результаты были сравнены, проанализированы и отражены в таблицах по группе в целом. Рассмотрим таблицу 23 по результатам теста В.В. Новикова «Кто я такой в этом мире?» В течение занятий средний уровень самооценки в группе составил 40,3 балла, что говорит о ее адекватности. В конце занятий уровень самооценки вырос до 46,6 баллов.
Таблица 23. Результаты теста В.В.Новикова.
Результат с тенденцией к завышению, что признается оптимальным. Рассмотрев гистограмму, можно отметить, что возрастание произошло по всем параметрам, но при этом не превзошло критической точки. Теперь давайте рассмотрим таблицу 24 по результатам теста А.Н. Ефимова «Знаете ли Вы себя?» Исследуемым было предложено оценить свое состояние по четырем позициям: 1. Движение; 2. Спокойствие; 3. Уверенность; 4. Неуверенность. Работа с тестом велась до занятий и после. В итоге мы можем наблюдать некоторые изменения и проанализировать, как рост самооценки личности влияет на ее состояние и проявления (см. табл. 24).
Таблица 24. Результаты по тесту А.Н. Ефимова.
С ростом самооценки личность проходит через ряд изменений, что благотворно влияет на ее деятельность, коммуникабельность, внутреннее состояние. Наши исследуемые стали более подвижны, открыты в движении, более раскрепощены. Состояние спокойствия мы рассматривали как показатель степени активности-пассивности в социуме и общении. Члены группы стали более любознательны, коммуникабельны, у них появилось желание к активизации своей жизни. У них возросла уверенность в себе и значительно снизился уровень неуверенности, что повлияло на рост решительности и жизненного оптимизма. Среди участников тренинга 12 ребят – учащихся старших классов общеобразовательной школы – и 5 – учащиеся Тутаевского высшего технологического колледжа. Таким образом, для всех участников учебная деятельность – достаточно актуальный процесс. А так как самооценка личности – это сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности, выполняющий, прежде всего, регулятивную функцию, то эффективность учебной деятельности зависит не только от системы усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки индивида. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного метода учебной деятельности – мотива достижения. Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания, появление устойчивой оценки в образе «я», важным содержанием которого является представление о своем телесном образе, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения самооценки и самоуважения, а также могут привести к страху плохой оценки со стороны окружающих. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно, вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чувства неполноценности и вытекающей отсюда сильной неуверенности в себе, что пробуждает такие чувства, как упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность. С самооценкой тесно связано и другое личностное образование – уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Если развивающаяся личность испытывает противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе, то эта конфликтность порождает сильную внутреннюю тревожность. Этот внутренний конфликт заставляет постоянно добиваться успеха, одновременно мешая правильно оценить его, что порождает чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Интегративные психотехнологии позволяют осознать все эти негативные чувства, определить их природу и механизм воздействия на личность, а затем работать с ними. Чем моложе личность, тем эффективнее работа и быстрее наступает видимый результат, который побуждает к дальнейшему более глубокому анализу. Участники тренинговой группы прекрасно справились с поставленными задачами. Был позитивный психологический климат, позитивное отношение друг к другу. Большая часть ребят продолжает ходить к нам на занятия, но теперь уже в клуб психологической поддержки, созданный для того, чтобы любой человек, прошедший тренинг в Социальном агентстве мог прийти вновь и окунуться в атмосферу любви и покоя, отдохнуть, поработать со своими проблемами, получить совет психолога. Многие подростки приходят на индивидуальные консультации, на которых обсуждаются любые темы. В конце занятий мы предложили членам группы заполнить опросник, чтобы они смогли оценить нужность и эффективность предложенных занятий. Также предложили написать «Письмо другу...», в котором можно было полно выразить свои чувства, мысли и предложения. Они достаточно адекватно отражают те трансформации, которые произошли в системе ценностей подростков. Хочется привести несколько высказываний учатсников тренинговой группы из предложенного опросника: 1. Я хожу на занятия потому, что: - здесь у меня появились новые друзья. - мне нравится общаться с новыми людьми. - чувствуешь себя спокойней, когда с тобой друзья. - я научилась тому, что никогда не умела. - здесь можно быть самим собой. - здесь я лучше узнала себя, изменила что-то в своем характере...
2. Здесь я научилась (ся): - намного лучше общаться с людьми, понимать их. - сдерживать свои эмоции. - успокаивать себя, понимать проблемы других. - я стал спокойнее, на мир смотрю другими глазами. - более контролировать себя. - некоторым методам познания себя, которые могу теперь использовать сам...
3. Я узнала (ал) о себе: - много нового. - что не такая уж я плохая. - что я намного сильнее, чем я думала. - что я могу быть ласковой и общительной. - что до прихода на занятия я многого не понимала. - что очень нуждаюсь в чьей-то поддержке, что ищу свободы. - много нового и хорошего в своей жизни. - относительно немного, в основном подтвердилось, что ранее замечал за собой. - чего я действительно хочу.
4. Оказывается: - владеть эмоциями – это здорово! - в понимании других людей я совершенно не такой, каким я представлял себя. - я могу намного больше, чем думал. - в большинстве случаев я сохраняю значительную закрытость, недоверчивость, не могу полностью открыться людям. - что в жизни человека многое можно изменить и исправить. - я стала намного общительней. - я почувствовала, осознала в себе некий мир, не подвластный мне. - я могу быть нежной и ласковой. - что у меня все намного лучше, чем я думала...
5. Больше всего мне понравилось: - «уходить в себя» и смотреть, что в данный момент происходит во мне. - что здесь теплая обстановка и можно отдохнуть от городской суеты. - эмоциональный контакт с ребятами. - основательность и профессионализм руководителей. - беседы с психологами. - хождение по углям.
6. Что во мне изменилось: - отношение ко многим вещам, мировоззрение. - я стал понимать других, стал к ним прислушиваться и научился сдерживать себя. - стал спокойнее. - у меня появилась уверенность в себе. - я стала более спокойная, для друзей – более интересная, а для себя – просто лучше. - я стал по-другому смотреть на людей, изменил мнение о роли своего «я» в жизни. - характер, отношение к людям. - частично перестала бояться говорить о том, что думаю, что чувствую. Поняла, что все люди равны. Хочется не только получать, но и дарить радость окружающим...
Date: 2015-09-19; view: 384; Нарушение авторских прав |