Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влия­ние ИИПТ на са­мо­оцен­ку лич­но­сти





Ка­ж­дый че­ло­век, тем или иным об­ра­зом хо­чет что-то из­ме­нить в се­бе, во­круг се­бя. Лю­дей что-то не уст­раи­ва­ет, они с чем-то не со­глас­ны и по­сто­ян­но ищут спо­со­бы улуч­шить свою жизнь. Это мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как сдвиг ме­ж­ду дву­мя эле­мен­та­ми: «тем, что есть» и «тем, что мог­ло бы быть» – во­об­ра­же­ние, меч­та, цель, иде­ал, нор­ма и так да­лее. Из­ме­не­ние со­сто­ит в том, что­бы меч­та во­пло­ти­лась в ре­аль­ность, в дос­ти­же­ни­ии це­ли, в со­от­вет­ст­во­ва­нии идеа­лу и нор­ме.

Ко­гда это про­ис­хо­дит пол­но, то вклю­ча­ет та­кие чув­ст­ва, как ус­пех за­вер­шен­ность и удов­ле­тво­ре­ние со­бой, жиз­нью. Ко­гда не­га­тив­ная са­мо­оцен­ка убы­ва­ет, уве­ли­чи­ва­ет­ся воз­мож­ность пе­ре­жи­ва­ния бо­лее глу­бо­ко­го кон­так­та с дру­ги­ми людь­ми.

Раз­мыш­ляя на эту те­му, мы раз­ра­бо­та­ли тре­нинг, в хо­де ко­то­ро­го боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось уме­нию лич­но­сти са­мо­стоя­тель­но оце­ни­вать се­бя и ра­бо­тать над по­вы­ше­ни­ем уров­ня са­мо­оцен­ки. В про­грам­му тре­нин­га во­шли раз­лич­ные уп­раж­не­ния из ИИПТ. Ос­нов­ной фор­мат тре­нин­га – Сво­бод­ное Ды­ха­ние. Бы­ла по­став­ле­на цель соз­дать ус­ло­вия для наи­бо­лее глу­бо­ко­го са­мо­вос­прия­тия лич­но­сти сво­его «я» и фор­ми­ро­ва­ния са­мо­оцен­ки как в по­ло­жи­тель­ном, так и в от­ри­ца­тель­ном ас­пек­тах и соз­да­ния ус­ло­вий для ра­бо­ты с от­ри­ца­тель­ны­ми ее струк­ту­ра­ми.

Ра­бо­та по са­мо­вос­прия­тию лич­но­сти осу­ще­ст­в­ля­лась по пя­ти ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям:

1. Вос­при­ятие сво­его «я» че­рез со­от­не­се­ние с дру­ги­ми, то есть взгляд со сто­ро­ны.

2. Вос­при­ятие се­бя че­рез вос­при­ятие дру­ги­ми, то есть «об­рат­ная связь».

3. Вос­при­ятие че­рез ре­зуль­та­ты соб­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

4. Вос­при­ятие че­рез на­блю­де­ние соб­ст­вен­ных внут­рен­них со­стоя­ний, по­лу­че­ние опы­та по­ни­ма­ния внут­рен­не­го ми­ра.

5. Вос­при­ятие че­рез оцен­ку внеш­не­го об­ли­ка. Уме­ние при­ни­мать свой внеш­ний об­лик та­ким, ка­кой он есть и на этой ос­но­ве раз­ви­вать се­бя и свои воз­мож­но­сти.

Ос­нов­ная гу­ма­ни­сти­че­ская идея тре­нин­га за­клю­ча­лась в том, что­бы не за­став­лять не по­дав­лять лич­ность, а по­мочь оце­нить се­бя по­зи­тив­но, пре­одо­лев сте­рео­ти­пы, ме­шаю­щие жить ра­до­ст­но и сча­ст­ли­во, пре­ж­де все­го, в об­ще­нии с ок­ру­жаю­щи­ми.

В экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу вхо­ди­ло 17 под­ро­ст­ков, в воз­рас­те от 15 до 18 лет. Сре­ди них 4 маль­чи­ка и 13 де­во­чек. Тре­нинг пред­став­лял со­бой ком­плекс из 16 за­ня­тий по 3 ча­са ка­ж­дое, та­ким об­ра­зом это со­ста­ви­ло 48 ча­сов об­ще­го вре­ме­ни.

В на­ча­ле за­ня­тия уча­ст­ни­кам тре­нин­га стар­ше­го под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та бы­ли пред­ло­же­ны тес­ты на са­мо­оцен­ку:

1. Тест В.В. Но­ви­ко­ва «Кто я та­кой в этом ми­ре?».

2. Тест А.Н. Ефи­мо­ва «Знае­те ли вы се­бя?».

Эти же тес­ты бы­ли пред­ло­же­ны под­ро­ст­кам и в кон­це за­ня­тий.

Ре­зуль­та­ты бы­ли срав­не­ны, про­ана­ли­зи­ро­ва­ны и от­ра­же­ны в таб­ли­цах по груп­пе в це­лом.

Рас­смот­рим таб­ли­цу 23 по ре­зуль­та­там тес­та В.В. Но­ви­ко­ва «Кто я та­кой в этом ми­ре?»

В те­че­ние за­ня­тий сред­ний уро­вень са­мо­оцен­ки в груп­пе со­ста­вил 40,3 бал­ла, что го­во­рит о ее аде­к­ват­но­сти. В кон­це за­ня­тий уро­вень са­мо­оцен­ки вы­рос до 46,6 бал­лов.

 

№ п/п Оце­ни­вае­мый па­ра­метр до за­ня­тий (в бал­лах) по­сле за­ня­тий (в бал­лах)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Здо­ро­вье Ум Доб­ро­та Че­ст­ность Об­щи­тель­ность Прин­ци­пи­аль­ность Ис­крен­ность Сме­лость При­вле­ка­тель­ность Сча­стье 3,8 3,9 4,7 4,2 3,8 4,1 3,8 4,7 4,3 4,8 4,6 4,8 4,3 4,6 4,9

Таб­ли­ца 23. Ре­зуль­та­ты тес­та В.В.Но­ви­ко­ва.

 

Ре­зуль­тат с тен­ден­ци­ей к за­вы­ше­нию, что при­зна­ет­ся оп­ти­маль­ным. Рас­смот­рев гис­то­грам­му, мож­но от­ме­тить, что воз­рас­та­ние про­изош­ло по всем па­ра­мет­рам, но при этом не пре­взош­ло кри­ти­че­ской точ­ки.

Те­перь да­вай­те рас­смот­рим таб­ли­цу 24 по ре­зуль­та­там тес­та А.Н. Ефи­мо­ва «Знае­те ли Вы се­бя?»

Ис­сле­дуе­мым бы­ло пред­ло­же­но оце­нить свое со­стоя­ние по че­ты­рем по­зи­ци­ям:

1. Дви­же­ние;

2. Спо­кой­ст­вие;

3. Уве­рен­ность;

4. Не­уве­рен­ность.

Ра­бо­та с тес­том ве­лась до за­ня­тий и по­сле. В ито­ге мы мо­жем на­блю­дать не­ко­то­рые из­ме­не­ния и про­ана­ли­зи­ро­вать, как рост са­мо­оцен­ки лич­но­сти влия­ет на ее со­стоя­ние и про­яв­ле­ния (см. табл. 24).

 

№ п/п Оце­ни­вае­мое со­стоя­ние до за­ня­тий по­сле за­ня­тия
1. 2. 3. 4. Дви­же­ние Спо­кой­ст­вие Уве­рен­ность Не­уве­рен­ность 7,2 8,8 7,3 7,8 8,2 8,6 5,8

Таб­ли­ца 24. Ре­зуль­та­ты по тес­ту А.Н. Ефи­мо­ва.

 

С рос­том са­мо­оцен­ки лич­ность про­хо­дит че­рез ряд из­ме­не­ний, что бла­го­твор­но влия­ет на ее дея­тель­ность, ком­му­ни­ка­бель­ность, внут­рен­нее со­стоя­ние. На­ши ис­сле­дуе­мые ста­ли бо­лее под­виж­ны, от­кры­ты в дви­же­нии, бо­лее рас­кре­по­ще­ны. Со­стоя­ние спо­кой­ст­вия мы рас­смат­ри­ва­ли как по­ка­за­тель сте­пе­ни ак­тив­но­сти-пас­сив­но­сти в со­циу­ме и об­ще­нии. Чле­ны груп­пы ста­ли бо­лее лю­бо­зна­тель­ны, ком­му­ни­ка­бель­ны, у них поя­ви­лось же­ла­ние к ак­ти­ви­за­ции сво­ей жиз­ни. У них воз­рос­ла уве­рен­ность в се­бе и зна­чи­тель­но сни­зил­ся уро­вень не­уве­рен­но­сти, что по­влия­ло на рост ре­ши­тель­но­сти и жиз­нен­но­го оп­ти­миз­ма.

Сре­ди уча­ст­ни­ков тре­нин­га 12 ре­бят – уча­щих­ся стар­ших клас­сов об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы – и 5 – уча­щие­ся Ту­та­ев­ско­го выс­ше­го тех­но­ло­ги­че­ско­го кол­лед­жа. Та­ким об­ра­зом, для всех уча­ст­ни­ков учеб­ная дея­тель­ность – дос­та­точ­но ак­ту­аль­ный про­цесс.

А так как са­мо­оцен­ка лич­но­сти – это слож­ное ди­на­ми­че­ское лич­но­ст­ное об­ра­зо­ва­ние, лич­но­ст­ный па­ра­метр ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, вы­пол­няю­щий, пре­ж­де все­го, ре­гу­ля­тив­ную функ­цию, то эф­фек­тив­ность учеб­ной дея­тель­но­сти за­ви­сит не толь­ко от сис­те­мы ус­во­ен­ных зна­ний и вла­де­ния прие­ма­ми ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, но и от уров­ня са­мо­оцен­ки ин­ди­ви­да. Су­ще­ст­ву­ет тес­ная связь ме­ж­ду ус­пе­ха­ми, дос­тиг­ну­ты­ми в ов­ла­де­нии учеб­ной дея­тель­но­стью, и раз­ви­ти­ем лич­но­сти.

Са­мо­оцен­ка ле­жит в ос­но­ве наи­бо­лее аде­к­ват­но­го ме­то­да учеб­ной дея­тель­но­сти – мо­ти­ва дос­ти­же­ния. Со­дер­жа­ни­ем пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия под­ро­ст­ка ста­но­вит­ся раз­ви­тие его са­мо­соз­на­ния, по­яв­ле­ние ус­той­чи­вой оцен­ки в об­ра­зе «я», важ­ным со­дер­жа­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о сво­ем те­лес­ном об­ра­зе, срав­не­ние и оцен­ка се­бя с точ­ки зре­ния эта­ло­нов «му­же­ст­вен­но­сти» и «жен­ст­вен­но­сти». Осо­бен­но­сти фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия мо­гут быть при­чи­ной сни­же­ния са­мо­оцен­ки и са­мо­ува­же­ния, а так­же мо­гут при­вес­ти к стра­ху пло­хой оцен­ки со сто­ро­ны ок­ру­жаю­щих. Не­дос­тат­ки внеш­но­сти (ре­аль­ные или мни­мые) мо­гут пе­ре­жи­вать­ся очень бо­лез­нен­но, вплоть до пол­но­го не­при­ятия се­бя, ус­той­чи­во­го чув­ст­ва не­пол­но­цен­но­сти и вы­те­каю­щей от­сю­да силь­ной не­уве­рен­но­сти в се­бе, что про­бу­ж­да­ет та­кие чув­ст­ва, как уп­рям­ст­во, не­га­ти­визм, обид­чи­вость и аг­рес­сив­ность.

С са­мо­оцен­кой тес­но свя­за­но и дру­гое лич­но­ст­ное об­ра­зо­ва­ние – уро­вень при­тя­за­ний, ко­то­рый рас­смат­ри­ва­ет­ся как ус­той­чи­вая по­треб­ность в оп­ре­де­лен­ной по­ло­жи­тель­ной оцен­ке. Ес­ли раз­ви­ваю­щая­ся лич­ность ис­пы­ты­ва­ет про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду вы­со­ки­ми при­тя­за­ния­ми и дос­та­точ­но силь­ной не­уве­рен­но­стью в се­бе, то эта кон­фликт­ность по­ро­ж­да­ет силь­ную внут­рен­нюю тре­вож­ность. Этот внут­рен­ний кон­фликт за­став­ля­ет по­сто­ян­но до­би­вать­ся ус­пе­ха, од­но­вре­мен­но ме­шая пра­виль­но оце­нить его, что по­ро­ж­да­ет чув­ст­во по­сто­ян­ной не­удов­ле­тво­рен­но­сти, не­ус­той­чи­во­сти, на­пря­жен­но­сти.

Ин­те­гра­тив­ные пси­хо­тех­но­ло­гии по­зво­ля­ют осоз­нать все эти не­га­тив­ные чув­ст­ва, оп­ре­де­лить их при­ро­ду и ме­ха­низм воз­дей­ст­вия на лич­ность, а за­тем ра­бо­тать с ни­ми. Чем мо­ло­же лич­ность, тем эф­фек­тив­нее ра­бо­та и бы­ст­рее на­сту­па­ет ви­ди­мый ре­зуль­тат, ко­то­рый по­бу­ж­да­ет к даль­ней­ше­му бо­лее глу­бо­ко­му ана­ли­зу.

Уча­ст­ни­ки тре­нин­го­вой груп­пы пре­крас­но спра­ви­лись с по­став­лен­ны­ми за­да­ча­ми. Был по­зи­тив­ный пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат, по­зи­тив­ное от­но­ше­ние друг к дру­гу. Боль­шая часть ре­бят про­дол­жа­ет хо­дить к нам на за­ня­тия, но те­перь уже в клуб пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки, соз­дан­ный для то­го, что­бы лю­бой че­ло­век, про­шед­ший тре­нинг в Со­ци­аль­ном агент­ст­ве мог прий­ти вновь и оку­нуть­ся в ат­мо­сфе­ру люб­ви и по­коя, от­дох­нуть, по­ра­бо­тать со свои­ми про­бле­ма­ми, по­лу­чить со­вет пси­хо­ло­га.

Мно­гие под­ро­ст­ки при­хо­дят на ин­ди­ви­ду­аль­ные кон­суль­та­ции, на ко­то­рых об­су­ж­да­ют­ся лю­бые те­мы.

В кон­це за­ня­тий мы пред­ло­жи­ли чле­нам груп­пы за­пол­нить оп­рос­ник, что­бы они смог­ли оце­нить нуж­ность и эф­фек­тив­ность пред­ло­жен­ных за­ня­тий. Так­же пред­ло­жи­ли на­пи­сать «Пись­мо дру­гу...», в ко­то­ром мож­но бы­ло пол­но вы­ра­зить свои чув­ст­ва, мыс­ли и пред­ло­же­ния. Они дос­та­точ­но аде­к­ват­но от­ра­жа­ют те транс­фор­ма­ции, ко­то­рые про­изош­ли в сис­те­ме цен­но­стей под­ро­ст­ков.

Хо­чет­ся при­вес­ти не­сколь­ко вы­ска­зы­ва­ний учатс­ни­ков тре­нин­го­вой груп­пы из пред­ло­жен­но­го оп­рос­ни­ка:

1. Я хо­жу на за­ня­тия по­то­му, что:

- здесь у ме­ня поя­ви­лись но­вые дру­зья.

- мне нра­вит­ся об­щать­ся с но­вы­ми людь­ми.

- чув­ст­ву­ешь се­бя спо­кой­ней, ко­гда с то­бой дру­зья.

- я нау­чи­лась то­му, что ни­ко­гда не уме­ла.

- здесь мож­но быть са­мим со­бой.

- здесь я луч­ше уз­на­ла се­бя, из­ме­ни­ла что-то в сво­ем ха­рак­те­ре...

 

2. Здесь я нау­чи­лась (ся):

- на­мно­го луч­ше об­щать­ся с людь­ми, по­ни­мать их.

- сдер­жи­вать свои эмо­ции.

- ус­по­каи­вать се­бя, по­ни­мать про­бле­мы дру­гих.

- я стал спо­кой­нее, на мир смот­рю дру­ги­ми гла­за­ми.

- бо­лее кон­тро­ли­ро­вать се­бя.

- не­ко­то­рым ме­то­дам по­зна­ния се­бя, ко­то­рые мо­гу те­перь ис­поль­зо­вать сам...

 

3. Я уз­на­ла (ал) о се­бе:

- мно­го но­во­го.

- что не та­кая уж я пло­хая.

- что я на­мно­го силь­нее, чем я ду­ма­ла.

- что я мо­гу быть лас­ко­вой и об­щи­тель­ной.

- что до при­хо­да на за­ня­тия я мно­го­го не по­ни­ма­ла.

- что очень ну­ж­да­юсь в чьей-то под­держ­ке, что ищу сво­бо­ды.

- мно­го но­во­го и хо­ро­ше­го в сво­ей жиз­ни.

- от­но­си­тель­но не­мно­го, в ос­нов­ном под­твер­ди­лось, что ра­нее за­ме­чал за со­бой.

- че­го я дей­ст­ви­тель­но хо­чу.

 

4. Ока­зы­ва­ет­ся:

- вла­деть эмо­ция­ми – это здо­ро­во!

- в по­ни­ма­нии дру­гих лю­дей я со­вер­шен­но не та­кой, ка­ким я пред­став­лял се­бя.

- я мо­гу на­мно­го боль­ше, чем ду­мал.

- в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев я со­хра­няю зна­чи­тель­ную за­кры­тость, не­до­вер­чи­вость, не мо­гу пол­но­стью от­крыть­ся лю­дям.

- что в жиз­ни че­ло­ве­ка мно­гое мож­но из­ме­нить и ис­пра­вить.

- я ста­ла на­мно­го об­щи­тель­ней.

- я по­чув­ст­во­ва­ла, осоз­на­ла в се­бе не­кий мир, не под­вла­ст­ный мне.

- я мо­гу быть неж­ной и лас­ко­вой.

- что у ме­ня все на­мно­го луч­ше, чем я ду­ма­ла...

 

5. Боль­ше все­го мне по­нра­ви­лось:

- «ухо­дить в се­бя» и смот­реть, что в дан­ный мо­мент про­ис­хо­дит во мне.

- что здесь те­п­лая об­ста­нов­ка и мож­но от­дох­нуть от го­род­ской суе­ты.

- эмо­цио­наль­ный кон­такт с ре­бя­та­ми.

- ос­но­ва­тель­ность и про­фес­сио­на­лизм ру­ко­во­ди­те­лей.

- бе­се­ды с пси­хо­ло­га­ми.

- хо­ж­де­ние по уг­лям.

 

6. Что во мне из­ме­ни­лось:

- от­но­ше­ние ко мно­гим ве­щам, ми­ро­воз­зре­ние.

- я стал по­ни­мать дру­гих, стал к ним при­слу­ши­вать­ся и нау­чил­ся сдер­жи­вать се­бя.

- стал спо­кой­нее.

- у ме­ня поя­ви­лась уве­рен­ность в се­бе.

- я ста­ла бо­лее спо­кой­ная, для дру­зей – бо­лее ин­те­рес­ная, а для се­бя – про­сто луч­ше.

- я стал по-дру­го­му смот­реть на лю­дей, из­ме­нил мне­ние о ро­ли сво­его «я» в жиз­ни.

- ха­рак­тер, от­но­ше­ние к лю­дям.

- час­тич­но пе­ре­ста­ла бо­ять­ся го­во­рить о том, что ду­маю, что чув­ст­вую. По­ня­ла, что все лю­ди рав­ны. Хо­чет­ся не толь­ко по­лу­чать, но и да­рить ра­дость ок­ру­жаю­щим...

 

Date: 2015-09-19; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию