Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние ИИПТ на динамику тревожности и одиночества
Одиночество является одной из основных экзистенциальных проблем человека. На сущностном уровне социализация является попыткой возвратить человека в лоно общности с другими. Эта попытка формирует личность, которая воспринимает затем эту общность как естественное состояние, а свою родину – одиночество – в смеси с чувствами покинутости и тревоги. В итоге одиночество и тревожность поддерживают друг друга в порочном круге негативных мыслей, переживаний, отношений и часто деструктивного поведения. Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни любви, ни дружбы, ни вражды, оставляя людей равнодушными друг к другу. О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни (106). Потребность в уединении, территориальном и психологическом ограждении своего «Я» от посторонних, у человека, по-видимому, столь же изначальна, как и потребность в общении. Во всяком случае, в той или иной форме почти в любой традиционной культуре мы находим ритуалы «введения в одиночество». Самые разные по уровню развития и характеру культуры к чувству одиночества относятся как к неотъемлемой и необходимой составляющей бытия. И в то же время на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем наказание одиночеством, изгнанием, лишением общения. Этому можно найти бесчисленное множество этнокультурных доказательств. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в отношениях и содержательных контактах. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными переживаниями (106). Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограниченны, или вовсе разорваны. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно не приемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и, вместе с тем, чувствовать свою психологическую изоляцию от них (то есть одиночество). Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми. Люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто обращаться с окружающими. Термином «одиночество» можно обозначить два состояния: добровольное обособление, уединение, отказ от внешних контактов ради углубленного внутреннего диалога, сосредоточения, слияния с природой; чувство одиночества-тоски, вырастающее как бы изнутри, состояние душевной изолированности. Прежде чем начать анализ одиночества, нужно объяснить некоторые очевидные, но зачастую не принимаемые исследователями во внимание различия, существующие между одиночеством и другими эмоциональными формами и состояниями людей. Начнем с того, что одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Чтобы узнать одиночество, необходимо его испытать. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Однако, при всей уникальности индивидуального переживания одиночества, есть определенные элементы, общие для всех. Одна из самых ярких черт одиночества – чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на локальные ощущения, переживания, оно целостно, абсолютно всеохватно. Одиночество – особая форма само восприятия, острая форма самосознания. Феноменологически одиночество проявляется в потребности быть включенным в какую-либо группу, или желательность этого, или потребность просто побыть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключённости и неприятия себя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии, одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциальную структуру личности, особенно в интросубъективной области. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». С точки зрения личностного ощущения времени, одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более неопределенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх. Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество усугубляет ощущение противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности (106). Выделяется три типа одиночества: - хроническое одиночество – наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода времени не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. - ситуативное одиночество – обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека (развод, смерть и так далее), вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения. После короткого времени стресса ситуативно одинокий человек смирится со своей потерей и частично или полностью преодолеет возникшее чувство одиночества. - преходящее одиночество – выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов (106). Чувство одиночества очень многолико. Оттенки его так неустойчивы, что однозначно оценивать его в категориях «хорошо-плохо», «благотворно-пагубно» и так далее невозможно. По поводу причин, вызывающих это состояние, мнения расходятся. В течение многих лет психологи и социологи высказывали свои суждения об одиночестве. Далее мы рассмотрим основные теоретические подходы к этой проблеме, которые существуют в науке на сегодняшний день.
Психодинамические модели З. Фрейд не писал об одиночестве, но некоторые последователи психодинамической традиции высказывались по этой проблеме. Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность – это «нормальное» и «приходящее» умонастроение, возникающее в результате отсутствия конкретно кого-то. Одиночество – это непреодолимое, постоянное ощущение. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Г. Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он признавал шесть фаз в развитии человеческой личности: младенчество, детство, малолетний возраст, подростковый период, юность и зрелость. Одиночество, по мнению Салливана, сопутствует недостатку, или утрате, или боязни утраты тех элементов человеческих взаимоотношений, которые формируются один за другим с развитием личности индивида. В состав этих элементов входят потребность в нежности и контакте у младенца, потом страх остракизма в малолетнем возрасте и, наконец, потеря или боязнь утраты партнера в зрелом возрасте. В своей наиболее завершенной и самой страшной форме одиночество может проявляться, начиная с подросткового периода. Согласно теории английского психолога Д. Боулби, дефицит родительского тепла лишает ребенка необходимой ему уверенности и чувства безопасности, способствуя возникновению особой эмоциональной тревожности – «страха отделения», которая может сохраняться в течение всей жизни. Научные исследования косвенно подтверждают эту гипотезу. Среди людей, хронически чувствующих себя одинокими, оказалось непропорционально много лиц, выросших без любящих родителей, особенно неблагоприятным фактором оказался развод (198). Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки может сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени иногда всю жизнь. Таким образом, сторонники психодинамической теории в большей мере, чем другие исследователи, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие.
Феноменологическая перспектива К. Роджерса Анализ К. Роджерса основан на «Я-концепции» личности. Он полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «я» индивида и проявлениями «я» в отношениях с другими людьми (177). Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» (176). Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей, но поэтому продолжает испытывать опустошенность. Таким образом, Роджерс рассматривает одиночество, как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представления индивида о собственном «я». В отличие от сторонников психодинамической теории Роджерс не очень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно Роджерсу, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. Экзистенциальный подход Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли. Разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают одиночество и тревогу (198). Ярким представителем этого направления стал Мустакас – автор нескольких популярных книг. Он подчеркивал значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Суета одиночества – это система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, глобальные жизненные перемены), переживаемые в одиночку. Э. Фромм сделал вывод, что одиночество является неотъемлемой чертой человеческого существования (214). Как люди преодолевают чувство одиночества, сопутствующее свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий используемых людьми: авторитаризм, инструктивность, и наконец, люди могут избавиться от одиночества путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. В противовес перечисленным механизмам бегства от свободы, существует опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавится от чувства одиночества. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности. Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы, посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своими ощущениями индивидуальности и целостности и избавляясь от чувства одиночества (198). Экзистенциалисты, таким образом, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать. Социологические толкования Многие социологи видят причины одиночества, в первую очередь, во внешних факторах жизни: - с увеличением плотности населения число контактов резко увеличивается, это устанавливает потребность в обособлении, установлении определенной дистанции между собой и другими. И поскольку физическое личностное пространство горожанина с ростом урбанизации сужается, он значительно более одинок, чем, например, житель деревни. - ощущение одиночества связано, действительно, не столько с плотностью населения, сколько с длительностью проживания в одном месте. То есть главная причина одиночества – частые переезды, частая смена места жительства, что также характерно для современной эпохи (163). Боулин выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: - ослабление связей в первичной группе, - увеличение семейной мобильности, - увеличение социальной мобильности (106). Интеракционистская точка зрения Вейс, яркий представитель этого направления, считает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которые удовлетворяют основные социальные запросы личности. Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции: - эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности (такой как любовная или супружеская). Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка, неспокойствие, тревогу и пустоту. - социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Вейса больше интересует «обычное» одиночество – состояние, переживаемое многими, если не большинством, людей на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Дерлега и Маргулис употребляют понятия «интимность» и «самораскрытие» для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимого для доверительного общения (106). В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс.
Когнитивный подход Главными пропагандистами когнитивного подхода стали Э. Пепло и ее коллеги. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания, как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества, определяя указанную роль познания. Э. Пепло обращает внимание на теорию атрибуции. Она рассматривает, например, как познания причин одиночества может влиять на интенсивность переживания и на восприятие неизбывности одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами – желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.
Теоретический анализ проблемы одиночества показывает, что очень мало работ полностью посвящено ей, и лишь изредка можно встретить хотя бы раздел на эту тему в публикациях по психиатрии или психологии. В подавляющем большинстве работ, к которым мы обращались, совершенно игнорируется одиночество, а также некоторые состояния и процессы, имеющие все основания быть включенными в данную категорию (такого термина даже нет в психологических словарях). Оказывается, одиночество – такое мучительное и пугающее переживание, что люди пойдут на что угодно, лишь бы его избежать. Таким образом, получается, что одиночество – одно из наименее удовлетворительно разработанных психологических явлений. И, может быть, тревожность как неотьемлимое качество одиночества и является причиной профессионального табу психологов и психиатров. Тем более, тревожность знакома каждому – она является составной частью структуры личности. Почти каждый человек испытывает чувство тревоги время от времени: если необходимо пройти собеседование при приёме на работу; назначить кому-то в первый раз свидание; войти в помещение, где полно незнакомых людей; произнести речь перед большей аудиторией и так далее. Некоторые люди, в особенности робкие или застенчивые, чувствуют тревогу почти в любой ситуации, где им или их поведению могут давать оценку. Для таких людей тревожность в большей степени черта характера, чем временное состояние. Скрытый смысл социальной тревожности прост, мы чувствуем тревогу, когда у нас есть мотивация произвести впечатление на других, и сомнения в способностях сделать это. Тревожность свойственна многим людям, но она может стать господствующей, накладывая свой отпечаток на все поведение человека (129). В этих случаях нередко обнаруживается и физическая основа этого состояния в виде повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, которая воздействует на сосудистую систему и может привести к физическому чувству стесненности страха и тоски. С физиологической точки зрения, тревога не отличается от страха. Она сопровождается ускорением ритма сердца, подъёмом кровяного давления, угнетением деятельности пищеварительного аппарата, легким потоотделением и так далее. Главное отличие состоит в том, что тревога вызывает активацию организма до того, как происходит ожидаемое событие. Обычно тревога представляет собой преходящее состояние, она ослабевает, как только человек действительно сталкивается с ожидаемой ситуацией. Бывает, однако, и так, что ожидание порождающее тревогу затягивается и организм вынужден тогда затрачивать много энергии для поддержания своей дееспособности. В результате развивается состояние стресса, при котором организм проходит последовательные этапы синдрома адаптации, описанного Г. Селье (185). Тревожность подобна сосущему чувству голода. Тревожный человек, не идет на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Эти эмоции чрезвычайно опасны, потому что невыраженные, не нашедшие себе выход наружу эмоции загоняются вглубь души, что впоследствие перегружает человеческую психику, разрушает её изнутри и приводит к покорности и депрессии (41). Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге её возникновения. Тревожность рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Тревожность является показателем личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в «посттравматический синдром», то есть комплекс переживаний обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других видов психических расстройств с тревожностью связанны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивое состояние и другие. Первым в психологии понятие тревожности ввёл З. Фрейд. Он считал, что основная проблема души состоит в том, как справляться с тревожностью. Тревожность, в соответствии с концепцией Фрейда, вызывается ожидаемым или предвиденным возрастанием напряжения или неудовольствия, она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой-то части души или тела слишком велика, чтобы с ней справляться или чтобы её разрядить. Прототипические ситуации, порождающие тревожность: - потеря желаемого объекта, - потеря любви, - потеря личности (себя), - потеря любви к себе. Угроза подобных или других такого рода событий порождает тревожность. Есть два основных способа уменьшить тревожность. Первый состоит в том, чтобы непосредственно обратиться к ситуации. Мы решаем проблемы, преодолеваем препятствия, противостоим угрозам или убегаем от них, то есть вступаем во взаимодействие с проблемой, стремясь уменьшить её воздействие. Таким образом, мы осуществляем преодоление трудностей и уменьшение возможностей их возвращения, уменьшая при этом перспективы дополнительной тревожности будущем. Во втором случае защита против тревожности состоит в искажении или отрицании самой ситуации. Это защищает личность в целом от угрозы, искажая суть самой угрозы. Способы искажения называются защитными механизмами (206). В. Райх, последователь психоанализа Фрейда и основатель ориентированной на тело психотерапии, полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мускульного панциря. В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют один из основных биологических возбуждений – тревожность. Для распускания мышечного панциря с целью разблокировки тревожности Райх предлагал использовать такие средства: 1. Накопление энергии в теле путём глубокого дыхания. 2. Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, пощипывание), чтобы расслабить их. 3. Поддерживание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются (206). Ф. Перлз, основатель гештальт-терапии, тревожность определяет как разрыв, как напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаясь обеспечить своё будущее. Это не только отвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самым незаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему. К. Роджерс, основатель терапии центрированной на клиенте, считал, что тревожность появляется тогда, когда возникает опыт, который, если его запустить в сознание, может угрожать нашему образу себя. Бессознательные реакции на эти субвосприятия настораживают организм против возможной опасности и создают психофизиологические изменения. Эти защитные реакции единственный способ, которым организм поддерживает неконгруентные представления и поведения (206). Тревожность (по Роджерсу) является эмоциональной реакцией на угрозу, которая символизирует, что организованная «Я»-структура, испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Тревожный человек – это человек, который смутно сознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальному изменению его теперешнего образа «Я» (198). Многие исследования подтверждают, что несоответствие между осознанным «Я» и «Я»-идеальным свидетельствуют о плохой психологической адаптации: чем больше несогласованность или несоответствие между ними, тем выше степень тревожности и одиночества. А. Бандура, представитель социально-когнитивной теории личности, пишет, что люди склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. Они неоднократно переживают в ходе социализации такую последовательность событий: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение. В этом случае действия не соответствующие внутренним нормам поведения вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Оно, в свою очередь, не только не кладёт конец страданиям от проступка и его возможных социальных последствий, но также направленно на то, чтобы вернуть одобрение других. Соответственно самонаказание избавляет от дискомфорта. Хотя само наказание может положить конец тревожным мыслям и ослабить тревожность, оно также может усилить личный дискомфорт. И длительное чрезмерное само наказание, основанное на изменении строгих норм самооценки, может привести к хроническому одиночеству, тревожности, апатии, депрессии и так далее (198). Джулиан Роттер в своей теории социального научения выделяет людей с интернальным и экстернальным локусом контроля. Исследования показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например, тревожность у экстерналов выше, а самооценка ниже чем у энтерналов. Интерналы, видимо, более уверенны в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от других. Что и ведет к более низкому уровню тревожности. Д. Келли, американский психолог, определил тревогу как «осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктивной системы (конструкты, по Келли, – категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт). Значит смутное ощущение неопределённости и беспомощности, обычно определяемое как «тревога», по Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Келли подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу, мы не тревожимся, потому что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы осознаём, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни. Это понимание тревоги совсем не похоже на фрейдовскую концепцию невротически тревожного индивида как жертвы неосознанных конфликтов и сдерживаемой инстинктивной энергии. Человека тревожит отнюдь не угроза прорыва сексуальных и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает события, которые не может ни понять, ни прогнозировать. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости (198). Одной из основополагающих концепций К. Хорни являлось понятие базовой тревоги. Базовая тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности, перед лицом потенциально опасного мира (216). В отличие от З. Фрейда, К. Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребёнка, приводит к базовой тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребёнком и родителем. Если ребёнок не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформируется в базовую тревогу (198). Итак, мы рассмотрели различные теории, которые раскрывают причины возникновения тревожности и возможные способы избавления от неё. Мы видим, что механизмы появления тревожности и одиночества во многом схожи. Это говорит о взаимосвязи одиночества и тревожности и взаимовлиянии этих двух факторов. Проблемы одиночества и тревожности остро стоят в современном обществе; этим проблемам подвержены люди различных возрастов и разного социального статуса, особенно молодой и пожилой возраст. И в то же время психологической психиатрической литературе очень мало работ, посвящённых одиночеству и его составляющим. Именно по этому мы занялись изучением этой проблемы и попытались предложить один из способов практического решения этого вопроса. История развития этого вопроса отличается не только своей слабой теоретической освещённостью, но и минимальным количеством методов и методик, связанных с коррекцией тревожности и одиночества. Одна из таких методик – интегративные интенсивные психотехнологии. Интенсивные интегративные психотехнологии – сравнительно новый метод психокоррекции личности, который вобрал в себя все лучшее из традиционных психологических методов (такие как бихевиоризм, гештальт-терапия, НЛП, эмпирическая терапия, суггестотерапия и др.), а также психодуховных практик. ИИПТ как эффективный способ психокоррекции личности становится довольно распространенным как за рубежом, так и в странах СНГ и России. В своем исследовании мы не претендовали на полноту освещения всех теорий тревожности и одиночества. Некоторые из них мы постарались осветить выше. В исследованиях одиночества и тревожности еще много не раскрытых аспектов, изучение которых, возможно, в дальнейшем поможет найти более эффективные способы решения этих проблем на личностном уровне. Актуальность нашей работы мы видим в том, что проблемы одиночества и тревожности постепенно становятся неизбежными спутниками нашей жизни, а их влияние усиливается в кризисные переходные периоды в жизни общества. Практическая значимость и новизна данной работы состоит в том, что коррекция уровня тревожности и одиночества не совершалась с помощью интегративных психотехнологий, а также в том, чтобы показать влияние инегративных психотехнологий на динамику одиночества и тревожности. В ходе планирования исследования были выдвинуты следующие гипотезы: - ИИПТ ведут к снижению субъективного уровня одиночества и уровня тревожности. Эти показатели будут значимо отличаться от аналогичных у людей не проходящих тренинг по ИИПТ; - между исследуемыми факторами (уровнем одиночества и тревожности) существует значимая взаимосвязь. А именно понижение уровня одиночества способствует понижению уровней тревожности и наоборот. Объектом нашего исследования явились две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальную группу составляли участники тренинга. Контрольную группу набирали эквивалентной экспериментальной по возрастным показателям, соотношению мужчин и женщин, социально-экономическому статусу. Экспериментальная группа – люди, посетившие тренинг по интенсивным интегративным психотехнологиям «Анима и Анимус», проходивший с 20.08.97 по 26.08.97 в городе Челябинске (автор и ведущий тренинга В. В. Козлов.) Данные о выборке: объем выборки составляет 15 человек, из них большинство составляют женщины – 11 человек, мужчин – 4 чел. Возрастной состав группы: молодежь в возрасте от 20 до 25лет – 4 человека, от 25 до 40 лет – 6 человек и старше 40 лет – 5 человек. Образовательная характеристика: с незаконченным высшим образованием (студенты) – 3 человека, средне-специальное или среднетехническое образование имеют 5 человек, и с высшим образованием – 7 человек. Одновременно с экспериментальной набиралась и контрольная группа, соответствующая экспериментальной по основным показателям. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.
Date: 2015-09-19; view: 957; Нарушение авторских прав |