Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Применение ИИПТ в работе с девиантными подростками
Психотерапия, как практика, родившаяся на стыке психиатрии и психологии, педагогики, неврологии и генетики, социологии, а также ряда других смежных наук, давно заняла свое место в ряду дисциплин, не только помогающих человеку выжить в океане повседневных проблем, но и способствующих личностному росту. В мире, где один катаклизм сменяет другой, где уже нормой стало «нарушение равновесия в жизни человека на физическом, физиологическом, психоэмоциональном, социальном уровнях, и как следствие – потеря целостности сознания, его фрагментация» (С. Всехсвятский 1991), особенно сложно приходится социально незащищенным группам населения, в частности – подросткам из малообеспеченных семей. Отсутствие должного уровня воспитания и образования, невозможность найти хорошо оплачиваемую работу, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, «романтика» преступного мира, отсутствие внутренних моральных принципов, агрессивность, стремление к группированию и эмансипации (А.Е. Личко 1985) дает плодородную почву для формирования антисоциальных установок у подростков. Первый шаг к противоправным действиям в такой среде делается чаще всего из‑за возможности самоутвердиться, повысить собственный статус в глазах сверстников, из‑за потребности в материальной независимости и, наконец, «от нечего делать», часто – в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. К проявлению (и усилению) патохарактерологических особенностей подростков имеют также отношение морфологические (органические) и социальные (микро‑ и макросоциальные) факторы (см. Таблицу 10). Учитывая сложный механизм взаимодействия непосредственных и опосредованных психических расстройств у подростков, возникает необходимость комплексного подхода к коррекции поведенческих нарушений, применения разносторонних методов психотерапии (рациональной, суггестивной, групповой и других). Нами (Козлов В.В., Муляр А.В., Заярная И.И Гусева Е.Н..) экспериментально доказана психотерапевтическая эффективность начального курса интенсивных интегративных психотехнологий по повышению психологического здоровья и уровня самоактуализации вне зависимости от личностного профиля занимающегося. Прохождение начального курса позволяет занимающимся стать более уверенными в своих силах, центрированными на настоящем моменте, спонтанными и гибкими в поведении, менее подозрительными и отягощенными комплексами невротических реакций психологических защит. Особо благоприятное влияние данный курс оказывает на лиц с низким уровнем принятия противоречий в человеческой природе или принятия слабости в себе, низким уровнем самоуважения, осознанностью своих чувств и доверия к ним.
Таблица 10. Динамика социальной адаптации в зависимости от роли подростка (по Б.Н. Алмазову).
Известно, что характеристиками, наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются: тревожность, самоценность, уверенность в себе, внутренняя конфликтность, самообвинение, консистентность потребности в достижении (Козлов, 1992). Не чувствительны к влиянию тренинга: локус контроля, отраженное самоотношение, самопринятие, потребность в аффилиации. Мы предположили, что прохождение начального курса ИИПТ девиантными подростками сможет в определенной мере уменьшить воздействие неморфологических постнатальных и социальных факторов. Еще одним важнейшим вопросом подростковой психотерапии является проблема мотивации. Подросток, имеющий установку на антисоциальное поведение, формирующуюся в такой группе сверстников, где морально‑этические нормы нивелируются под воздействием криминальных «авторитетов», где реакции группирования и эмансипации усилены оппозиционным поведением, вряд ли пожелает личностно измениться – в первую очередь, опасаясь быть высмеянным сверстниками. Поэтому очень важным элементом не только терапии, но и последующей социальной адаптации является предоставление подростку возможности обитать в новом жизненном пространстве, в окружении одобряющих и поддерживающих новых друзей. Исходя из концепции трансперсональной психологии (С. Гроф) о том, причиной многих жизненных проблем можно считать эмоционально заряженные воспоминания разных периодов жизни человека, конденсированные по принципу качества заряда (СКО – «система конденсированного опыта» по С. Грофу, 1992), возникло предположение, что подростки, получившие доступ к СКО и осознавшие их как принципы, управляющие динамикой индивидуального бессознательного, смогут разрешить свои проблемы и конфликты на сознательном уровне. Но при подборе методики, дающей подростку такую возможность, вначале возникло множество вопросов. В пространстве ныне существующих подходов к психотерапии пограничных психических расстройств методики, использующие измененные состояния сознания (ИСС): эриксоновский гипноз, ребефинг, холотропное дыхание, медитации и др. – принадлежат к числу наиболее молодых (с клинической точки зрения). До сих пор не прекращаются дискуссии о результативности и целесообразности применения терапии измененными состояниями сознания в клинической психотерапевтической практике (Козлов В., 1996). В исследовании принимали участие 20 человек в возрасте от 16 до 23 лет (средний возраст 17,5-18 лет – 70 %). В работе групп принимали участие как пациенты отделения, так и добровольцы – учащиеся, студенты, служащие. Часть участников тренинга имела различные психические отклонения: последствия органического заболевания головного мозга различного генеза (астеноорганический, астеноневротический, психопатоподобный синдромы) – 10 человек (50%), расстройства личности (астенического, неустойчивого круга) – 4 человека (20%). Другую часть (30%) составили психически здоровые люди, имеющие акцентуцию характера различного (истероидного, неустойчивого и др.) типа и выраженности, сложности в общении, низкую самооценку, некоторые межличностные (межполовые, детско‑родительские) проблемы. В тренинге были использованы техники Свободного Дыхания, элементы телесно‑ориентированной терапии, арт‑терапии, элементы рациональной психотерапии, медитативной техники. Клиенты дважды, до и после групповых занятий, подвергались медико-психологическому обследованию в условиях стационара. Изменения психического статуса отражены в приведенных ниже таблицах:
Таблица 11. Изменение показателей самочувствия, активности, настроения (методика САН).
Таблица 12. Изменение показателей объема и концентрации активного внимания (корректурная проба).
В результате прохождения тренинга большинство обследуемых отметили улучшение настроения, самочувствия, работоспособности. Более спокойным и полноценным стал сон, облегчилось засыпание, постсомнический период стал менее продолжительным. Уменьшились и исчезли головные боли, субъективно нормализовались функции дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной систем организма. Из других примененных методик наиболее выразительными оказались результаты графического теста Дембо: у 6 человек (30%) наблюдалось повышение по шкале «здоровья» и «характера», у 5 человек (25%) – по шкале «ум» и «счастье». Менее показательными оказались: улучшение слуховой долговременной памяти (4 человека – 20%), улучшение пространственно-конструктивных способностей (2 человека – 10%), повышение уровня экстравертированности и снижение уровня нейротизма по Айзенку (3 человека – 15%). Более заметной оказалась динамика у клиентов с расстройствами личности астенического круга и последствиями органического заболевания с астеническим, астеноневротическим синдромами. После прохождения тренинга участники группы также отметили улучшение коммуникабельности, снижение уровня тревожности, снижение зависимости от табакокурения, уменьшение тяги к сигаретам и алкоголю. По выражению некоторых участников группы «даже под воздействием алкоголя и наркотических препаратов ими ранее не достигался такой интенсивный положительный эмоциональный заряд и такая ясность в решении проблем». Катамнез был получен через 6 месяцев в ходе личных встреч и по телефону. Многие клиенты избавились от ряда соматических и функциональных расстройств, стали комфортнее себя ощущать в новом, изменившемся пространстве жизни: новая работа, новые друзья, более высокое качество жизни. Все участники тренинга ежедневно успешно используют принципы и навыки, полученные в ходе занятий.
Date: 2015-09-19; view: 361; Нарушение авторских прав |