Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При­ме­не­ние ИИПТ в ра­бо­те с де­ви­ант­ны­ми под­ро­ст­ка­ми





Пси­хо­те­ра­пия, как прак­ти­ка, ро­див­шая­ся на сты­ке пси­хи­ат­рии и пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ки, нев­ро­ло­гии и ге­не­ти­ки, со­цио­ло­гии, а так­же ря­да дру­гих смеж­ных на­ук, дав­но за­ня­ла свое ме­сто в ря­ду дис­ци­п­лин, не толь­ко по­мо­гаю­щих че­ло­ве­ку вы­жить в океа­не по­все­днев­ных про­блем, но и спо­соб­ст­вую­щих лич­но­ст­но­му рос­ту. В ми­ре, где один ка­так­лизм сме­ня­ет дру­гой, где уже нор­мой ста­ло «на­ру­ше­ние рав­но­ве­сия в жиз­ни че­ло­ве­ка на фи­зи­че­ском, фи­зио­ло­ги­че­ском, пси­хо­эмо­цио­наль­ном, со­ци­аль­ном уров­нях, и как след­ст­вие – по­те­ря це­ло­ст­но­сти соз­на­ния, его фраг­мен­та­ция» (С. Все­хсвят­ский 1991), осо­бен­но слож­но при­хо­дит­ся со­ци­аль­но не­за­щи­щен­ным груп­пам на­се­ле­ния, в ча­ст­но­сти – под­ро­ст­кам из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей. От­сут­ст­вие долж­но­го уров­ня вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния, не­воз­мож­ность най­ти хо­ро­шо оп­ла­чи­вае­мую ра­бо­ту, от­сут­ст­вие уве­рен­но­сти в зав­траш­нем дне, «ро­ман­ти­ка» пре­ступ­но­го ми­ра, от­сут­ст­вие внут­рен­них мо­раль­ных прин­ци­пов, аг­рес­сив­ность, стрем­ле­ние к груп­пи­ро­ва­нию и эман­си­па­ции (А.Е. Лич­ко 1985) да­ет пло­до­род­ную поч­ву для фор­ми­ро­ва­ния ан­ти­со­ци­аль­ных ус­та­но­вок у под­ро­ст­ков.

Пер­вый шаг к про­ти­во­прав­ным дей­ст­ви­ям в та­кой сре­де де­ла­ет­ся ча­ще все­го из‑за воз­мож­но­сти са­мо­ут­вер­дить­ся, по­вы­сить соб­ст­вен­ный ста­тус в гла­зах свер­ст­ни­ков, из‑за по­треб­но­сти в ма­те­ри­аль­ной не­за­ви­си­мо­сти и, на­ко­нец, «от не­че­го де­лать», час­то – в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го и нар­ко­ти­че­ско­го опь­я­не­ния. К про­яв­ле­нию (и уси­ле­нию) па­то­ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­ро­ст­ков име­ют так­же от­но­ше­ние мор­фо­ло­ги­че­ские (ор­га­ни­че­ские) и со­ци­аль­ные (мик­ро‑ и мак­ро­со­ци­аль­ные) фак­то­ры (см. Таб­ли­цу 10). Учи­ты­вая слож­ный ме­ха­низм взаи­мо­дей­ст­вия не­по­сред­ст­вен­ных и опо­сре­до­ван­ных пси­хи­че­ских рас­стройств у под­ро­ст­ков, воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость ком­плекс­но­го под­хо­да к кор­рек­ции по­ве­ден­че­ских на­ру­ше­ний, при­ме­не­ния раз­но­сто­рон­них ме­то­дов пси­хо­те­ра­пии (ра­цио­наль­ной, суг­ге­стив­ной, груп­по­вой и дру­гих).

На­ми (Коз­лов В.В., Му­ляр А.В., За­яр­ная И.И Гу­се­ва Е.Н..) экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­за­на пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская эф­фек­тив­ность на­чаль­но­го кур­са ин­тен­сив­ных ин­те­гра­тив­ных пси­хо­тех­но­ло­гий по по­вы­ше­нию пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья и уров­ня са­мо­ак­туа­ли­за­ции вне за­ви­си­мо­сти от лич­но­ст­но­го про­фи­ля за­ни­маю­ще­го­ся. Про­хо­ж­де­ние на­чаль­но­го кур­са по­зво­ля­ет за­ни­маю­щим­ся стать бо­лее уве­рен­ны­ми в сво­их си­лах, цен­три­ро­ван­ны­ми на на­стоя­щем мо­мен­те, спон­тан­ны­ми и гиб­ки­ми в по­ве­де­нии, ме­нее по­доз­ри­тель­ны­ми и отя­го­щен­ны­ми ком­плек­са­ми нев­ро­ти­че­ских ре­ак­ций пси­хо­ло­ги­че­ских за­щит. Осо­бо бла­го­при­ят­ное влия­ние дан­ный курс ока­зы­ва­ет на лиц с низ­ким уров­нем при­ня­тия про­ти­во­ре­чий в че­ло­ве­че­ской при­ро­де или при­ня­тия сла­бо­сти в се­бе, низ­ким уров­нем са­мо­ува­же­ния, осоз­нан­но­стью сво­их чувств и до­ве­рия к ним.

№ п/п Кол­лек­тив Не­фор­маль­ная груп­па Се­мья
1. Ру­ко­во­ди­тель Ли­дер Друг
2. Ав­то­ри­тет­ный по­мощ­ник При­вет­ст­вую­щий При­вя­зан к ро­ди­те­лям
3. Фор­маль­ный по­мощ­ник Не­з­а­­ви­­си­мый в груп­пе Замк­нут, от­го­ро­жен
4. Име­ет вре­мен­ные ро­ли При­мы­каю­щий без про­блем Кон­флик­тен
5. Без оп­ре­де­лен­ной ро­ли, но с ав­то­ри­те­том Вне груп­пы, не поль­зу­ет­ся при­яз­нью При­мы­ка­ет к од­но­му из род­ных
6. Без ро­ли и без под­держ­ки в кол­лек­ти­ве При­мы­каю­щий це­ной жертв (по­мы­кае­мый) Раз­рыв с семь­ей (бро­дяж­ни­че­ст­во)
7. Изо­ли­ро­ван­ный От­вер­гае­мый Вы­тал­ки­вае­мый из се­мьи

Таб­ли­ца 10. Ди­на­ми­ка со­ци­аль­ной адап­та­ции в за­ви­си­мо­сти от ро­ли под­ро­ст­ка (по Б.Н. Ал­ма­зо­ву).

 

Из­вест­но, что ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, наи­бо­лее чув­ст­ви­тель­ны­ми к влия­нию тре­нин­га яв­ля­ют­ся: тре­вож­ность, са­мо­цен­ность, уве­рен­ность в се­бе, внут­рен­няя кон­фликт­ность, са­мо­об­ви­не­ние, кон­си­стент­ность по­треб­но­сти в дос­ти­же­нии (Коз­лов, 1992). Не чув­ст­ви­тель­ны к влия­нию тре­нин­га: ло­кус кон­тро­ля, от­ра­жен­ное са­мо­от­но­ше­ние, са­мо­при­ня­тие, по­треб­ность в аф­фи­лиа­ции.


Мы пред­по­ло­жи­ли, что про­хо­ж­де­ние на­чаль­но­го кур­са ИИПТ де­ви­ант­ны­ми под­ро­ст­ка­ми смо­жет в оп­ре­де­лен­ной ме­ре умень­шить воз­дей­ст­вие не­мор­фо­ло­ги­че­ских по­ст­на­таль­ных и со­ци­аль­ных фак­то­ров.

Еще од­ним важ­ней­шим во­про­сом под­ро­ст­ко­вой пси­хо­те­ра­пии яв­ля­ет­ся про­бле­ма мо­ти­ва­ции. Под­рос­ток, имею­щий ус­та­нов­ку на ан­ти­со­ци­аль­ное по­ве­де­ние, фор­ми­рую­щую­ся в та­кой груп­пе свер­ст­ни­ков, где мо­раль­но‑эти­че­ские нор­мы ни­ве­ли­ру­ют­ся под воз­дей­ст­ви­ем кри­ми­наль­ных «ав­то­ри­те­тов», где ре­ак­ции груп­пи­ро­ва­ния и эман­си­па­ции уси­ле­ны оп­по­зи­ци­он­ным по­ве­де­ни­ем, вряд ли по­же­ла­ет лич­но­ст­но из­ме­нить­ся – в пер­вую оче­редь, опа­са­ясь быть вы­сме­ян­ным свер­ст­ни­ка­ми. По­это­му очень важ­ным эле­мен­том не толь­ко те­ра­пии, но и по­сле­дую­щей со­ци­аль­ной адап­та­ции яв­ля­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние под­ро­ст­ку воз­мож­но­сти оби­тать в но­вом жиз­нен­ном про­стран­ст­ве, в ок­ру­же­нии одоб­ряю­щих и под­дер­жи­ваю­щих но­вых дру­зей.

Ис­хо­дя из кон­цеп­ции транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии (С. Гроф) о том, при­чи­ной мно­гих жиз­нен­ных про­блем мож­но счи­тать эмо­цио­наль­но за­ря­жен­ные вос­по­ми­на­ния раз­ных пе­рио­дов жиз­ни че­ло­ве­ка, кон­ден­си­ро­ван­ные по прин­ци­пу ка­че­ст­ва за­ря­да (СКО – «сис­те­ма кон­ден­си­ро­ван­но­го опы­та» по С. Гро­фу, 1992), воз­ник­ло пред­по­ло­же­ние, что под­ро­ст­ки, по­лу­чив­шие дос­туп к СКО и осоз­нав­шие их как прин­ци­пы, управ­ляю­щие ди­на­ми­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­го бес­соз­на­тель­но­го, смо­гут раз­ре­шить свои про­бле­мы и кон­флик­ты на соз­на­тель­ном уров­не. Но при под­бо­ре ме­то­ди­ки, даю­щей под­ро­ст­ку та­кую воз­мож­ность, вна­ча­ле воз­ник­ло мно­же­ст­во во­про­сов.

В про­стран­ст­ве ны­не су­ще­ст­вую­щих под­хо­дов к пси­хо­те­ра­пии по­гра­нич­ных пси­хи­че­ских рас­стройств ме­то­ди­ки, ис­поль­зую­щие из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния (ИСС): эрик­со­нов­ский гип­ноз, ре­бе­финг, хо­ло­троп­ное ды­ха­ние, ме­ди­та­ции и др. – при­над­ле­жат к чис­лу наи­бо­лее мо­ло­дых (с кли­ни­че­ской точ­ки зре­ния). До сих пор не пре­кра­ща­ют­ся дис­кус­сии о ре­зуль­та­тив­но­сти и це­ле­со­об­раз­но­сти при­ме­не­ния те­ра­пии из­ме­нен­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния в кли­ни­че­ской пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской прак­ти­ке (Коз­лов В., 1996).

В ис­сле­до­ва­нии при­ни­ма­ли уча­стие 20 че­ло­век в воз­рас­те от 16 до 23 лет (сред­ний воз­раст 17,5-18 лет – 70 %). В ра­бо­те групп при­ни­ма­ли уча­стие как па­ци­ен­ты от­де­ле­ния, так и доб­ро­воль­цы – уча­щие­ся, сту­ден­ты, слу­жа­щие.

Часть уча­ст­ни­ков тре­нин­га име­ла раз­лич­ные пси­хи­че­ские от­кло­не­ния: по­след­ст­вия ор­га­ни­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния го­лов­но­го моз­га раз­лич­но­го ге­не­за (ас­те­но­ор­га­ни­че­ский, ас­те­но­нев­ро­ти­че­ский, пси­хо­па­то­по­доб­ный син­дро­мы) – 10 че­ло­век (50%), рас­строй­ства лич­но­сти (ас­те­ни­че­ско­го, не­ус­той­чи­во­го кру­га) – 4 че­ло­ве­ка (20%). Дру­гую часть (30%) со­ста­ви­ли пси­хи­че­ски здо­ро­вые лю­ди, имею­щие ак­цен­ту­цию ха­рак­те­ра раз­лич­но­го (ис­те­ро­ид­но­го, не­ус­той­чи­во­го и др.) ти­па и вы­ра­жен­но­сти, слож­но­сти в об­ще­нии, низ­кую са­мо­оцен­ку, не­ко­то­рые меж­лич­но­ст­ные (меж­по­ло­вые, дет­ско‑ро­ди­тель­ские) про­бле­мы. В тре­нин­ге бы­ли ис­поль­зо­ва­ны тех­ни­ки Сво­бод­но­го Ды­ха­ния, эле­мен­ты те­лес­но‑ори­ен­ти­ро­ван­ной те­ра­пии, арт‑те­ра­пии, эле­мен­ты ра­цио­наль­ной пси­хо­те­ра­пии, ме­ди­та­тив­ной тех­ни­ки. Кли­ен­ты два­ж­ды, до и по­сле груп­по­вых за­ня­тий, под­вер­га­лись ме­ди­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­му об­сле­до­ва­нию в ус­ло­ви­ях ста­цио­на­ра.


Из­ме­не­ния пси­хи­че­ско­го ста­ту­са от­ра­же­ны в при­ве­ден­ных ни­же таб­ли­цах:

  Min (бал­лы) max (бал­лы) Сред­нее зна­че­ние (бал­лы)
Са­мо­чув­ст­вие До По­сле Раз­ни­ца в %   1,5 2,4 60   5,9 6,8 15,25   4,41 5,24 18,82
Ак­тив­ность До По­сле Раз­ни­ца в %   1,7 2,3 35,29   4,6 6,7 45,65   3,5 4,45 27,14
На­строе­ние До По­сле Раз­ни­ца в %   1,4 42,85   5,8 6,6 13,79   3,7 5,56 50,2

Таб­ли­ца 11. Из­ме­не­ние по­ка­за­те­лей са­мо­чув­ст­вия, ак­тив­но­сти, на­строе­ния (ме­то­ди­ка САН).

  Min (бал­лы) max (бал­лы) Сред­нее зна­че­ние (бал­лы)
Объ­ем ак­тив­но­го вни­ма­ния (ко­ли­че­ст­во про­смот­рен­ных зна­ков) До По­сле Раз­ни­ца в %   -25   +15,85   +9,67
Кон­цен­тра­ция вни­ма­ния (ко­ли­че­ст­во оши­бок) До По­сле Раз­ни­ца в %     0     -23,8     25,3 17,9 -29,2

Таб­ли­ца 12. Из­ме­не­ние по­ка­за­те­лей объ­е­ма и кон­цен­тра­ции ак­тив­но­го вни­ма­ния (кор­рек­тур­ная про­ба).

 

В ре­зуль­та­те про­хо­ж­де­ния тре­нин­га боль­шин­ст­во об­сле­дуе­мых от­ме­ти­ли улуч­ше­ние на­строе­ния, са­мо­чув­ст­вия, ра­бо­то­спо­соб­но­сти. Бо­лее спо­кой­ным и пол­но­цен­ным стал сон, об­лег­чи­лось за­сы­па­ние, пост­сом­ни­че­ский пе­ри­од стал ме­нее про­дол­жи­тель­ным. Умень­ши­лись и ис­чез­ли го­лов­ные бо­ли, субъ­ек­тив­но нор­ма­ли­зо­ва­лись функ­ции ды­ха­тель­ной, пи­ще­ва­ри­тель­ной, мо­че­по­ло­вой, эн­док­рин­ной сис­тем ор­га­низ­ма.

Из дру­гих при­ме­нен­ных ме­то­дик наи­бо­лее вы­ра­зи­тель­ны­ми ока­за­лись ре­зуль­та­ты гра­фи­че­ско­го тес­та Дем­бо: у 6 че­ло­век (30%) на­блю­да­лось по­вы­ше­ние по шка­ле «здо­ро­вья» и «ха­рак­те­ра», у 5 че­ло­век (25%) – по шка­ле «ум» и «сча­стье». Ме­нее по­ка­за­тель­ны­ми ока­за­лись: улуч­ше­ние слу­хо­вой дол­го­вре­мен­ной па­мя­ти (4 че­ло­ве­ка – 20%), улуч­ше­ние про­стран­ст­вен­но-кон­ст­рук­тив­ных спо­соб­но­стей (2 че­ло­ве­ка – 10%), по­вы­ше­ние уров­ня экс­т­ра­вер­ти­ро­ван­но­сти и сни­же­ние уров­ня ней­ро­тиз­ма по Ай­зен­ку (3 че­ло­ве­ка – 15%). Бо­лее за­мет­ной ока­за­лась ди­на­ми­ка у кли­ен­тов с рас­строй­ства­ми лич­но­сти ас­те­ни­че­ско­го кру­га и по­след­ст­вия­ми ор­га­ни­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния с ас­те­ни­че­ским, ас­те­но­нев­ро­ти­че­ским син­дро­ма­ми.


По­сле про­хо­ж­де­ния тре­нин­га уча­ст­ни­ки груп­пы так­же от­ме­ти­ли улуч­ше­ние ком­му­ни­ка­бель­но­сти, сни­же­ние уров­ня тре­вож­но­сти, сни­же­ние за­ви­си­мо­сти от та­ба­ко­ку­ре­ния, умень­ше­ние тя­ги к си­га­ре­там и ал­ко­го­лю. По вы­ра­же­нию не­ко­то­рых уча­ст­ни­ков груп­пы «да­же под воз­дей­ст­ви­ем ал­ко­го­ля и нар­ко­ти­че­ских пре­па­ра­тов ими ра­нее не дос­ти­гал­ся та­кой ин­тен­сив­ный по­ло­жи­тель­ный эмо­цио­наль­ный за­ряд и та­кая яс­ность в ре­ше­нии про­блем».

Ка­там­нез был по­лу­чен че­рез 6 ме­ся­цев в хо­де лич­ных встреч и по те­ле­фо­ну. Мно­гие кли­ен­ты из­ба­ви­лись от ря­да со­ма­ти­че­ских и функ­цио­наль­ных рас­стройств, ста­ли ком­форт­нее се­бя ощу­щать в но­вом, из­ме­нив­шем­ся про­стран­ст­ве жиз­ни: но­вая ра­бо­та, но­вые дру­зья, бо­лее вы­со­кое ка­че­ст­во жиз­ни. Все уча­ст­ни­ки тре­нин­га еже­днев­но ус­пеш­но ис­поль­зу­ют прин­ци­пы и на­вы­ки, по­лу­чен­ные в хо­де за­ня­тий.

 







Date: 2015-09-19; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию