Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 6 page





"Так называемые древние принципы, которым нужно следовать, были ведь новыми для своего времени, а те древние люди, которые следовали этим принципам, не были совершенно мудрыми. Конфуцианцы призывают следовать тому, чему в нынешнее время люди не должны следовать, говорить слова не совершенно мудрого, и после этого называют их человеколюбивыми".

 

Мо-цзы выделял три исторические фазы развития общества и государства.:

Первую фазу он называл "почитаниеммудрости”.

"Учитель Мо-цзы говорил: "Древние..., осуществляя управление, устанавливали степени добродетели и почитал и мудрость, и хотя бы человек был из землепашцев, или куста­рей, или торговцев, но если он обладал способностями, то его возвышали.. Возвышали согласно общей справедливости, избегая корысти и предвзятости"

Вторую фазу он называл "п очитаниемединства ”.

"Ныне в Поднебесной служилые и благородные большие люди..., если только они хотят сделать богатой свою страну, умножить население своих стран, упорядочить управление и наказание в стране, укрепить свой престол, должны почитать единство (знатных и простолюдинов)".

"Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причина хаоса — в отсутствии уп­равления и старшинства, люди выбрали самого добропоря­дочного и мудрого человека Поднебесной и сделали его Сы­ном Неба... Только Сын Неба мог создать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воца­рился порядок".

Третью фазу он называл "в сеобщейлюбовью и взаимнойвыгодой".

"Учитель. Мо-цзы говорит: "Если рассмотреть, отчего на­чинаются беспорядки, то окажется, что беспорядки возника­ют оттого, что люди не любят друг друга. Слуга и сын непочтительны к государю и отцу. Что называем беспорядком? Это - когда сын любит себя, но не любит отца, поэтому ради свой корысти он наносит ущерб отцу"..

"Человеколюбие непременно состоит в том, чтобы при­носить пользу людям Поднебесной и уничтожать в Поднебес­ной зло. Если мы будем следовать всеобщей любви, то это принесет Поднебесной великую пользу. Если же мы будем следовать ограниченной любви, то это приведет к великим бедствиям в Поднебесной. Поэтому учитель Мо-цзы говорит: "Ограниченная любовь ложна, всеобщая любовь истинна".

 

Таким образом, у Мо-цзы (как и во всей китайской философии) были тесно связаны принципыличнойигосударственнойэтики. Выше личной привязанности ставилась общественная или "всеобщая любовь". Выше лич­ной выгоды — "всеобщая выгода". То есть, в принципе китайская традиция(состоявшая в предпочтении социума индиви­ду) соблюдалась т здесь, хотя и на фоне критики конфуцианства.

При этом сохранялось отношение к Небу какк нравственному образцу.

"Учитель Мо-цзы сказал: “Все слова и все действия, ко­торые полезны небу, духам и простолюдинам,— все это нуж­но говорить или делать. Все слова н все действия, противные воле неба и несообразующиеся с (желаниями) духов и простолюдинов, нужно отбросить". (Гл. "Ценить справедливость").

Культ Неба и родовых духов, таким образом, по Мо-цзы, способствовал установлению социальной справедливости.

Таковы основные философские концепции китайской мысли (из так называемых "ста школ"): даосизм, конфуцианство и теоретико - познавательная концепция Мо - цзы.

Каковы особенности китайской философии?

Во-первых, гносеологические и логические проблемы в китайской философии рассматривались главным образом с позиций наивного натурализма. Представления об идеальном и трансценденталыюм были слабо развиты. Это в свою очередь пpепятствовало развитию формальной логики, диалектики как самостоятельных наук. Китайские философы практически не оперировали понятием "противоречие" (а без этого не возможна диалектика). Хотя они и использовали понятие противоположности. Так, у Конфуция в "учении о середине" говорится о необходимости различения добра и зла: Цель жизни — исправление сердца; цель исправления сердца достигается с помощью знаний; цель достижения знаний постигается с помощью главного знания: различения добра и зла.

Во-вторых, философские термины китайских философов чаще всего использовались для установления иерархического порядка вещей. Отсутствие логической методологии заменялось нумерологической методологией, состоящей из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой символически или ассоциативно. В основу нумерологии положено три числа: 2, 3 и их сумма 5. От рождения вещам присуща двоичность и пятиричность. Это своеобразгая онтология лвоицы (силы инь и ян); троицы (небо, земля и человек), пятирнцы: (пять элементов бытия). Согласно гносеологии древних китайцев, из бесформенного мрака родились два духа: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь — землей.

 

Вместе с завершением рассмотрения древнекитайской философии мы завершаем анализ огромной н весьма значительной для мировой философии эпохи философии ДревнегоВостока. Как мы видели, она характеризуется рядом особенностей, отражавших особенности развития народов, их социально-хозяйственных и государственных традиций.

Многие тезисы философии Древнего Востока вошли в последующие философские системы. Прежде всего, это тезис индийской философской мысли "Тат твам аси", "ты есть То", или "все есть одно". Это было первоесловофилософииовсеобщемединствебытия.

Во вторых, это суждение древних египтян оматериальнойпервоосновеприродныхявлений. Такой основой названа вода, воздух. Впоследствии эта мысль была развита в натурфилософских школах античной философии.

В-третьих, философская мысль даосов о даоестественномнравственномпути и законевсехвещей. Возможно, впоследствии именно она воплотилась в идею нравственного категорического императива Канта и концепцию Гегеля о диалектическом духе бытия.

Наконец, конфуцианская школа стала первой догматической системой, которая научно обосновывала авторитет власти. В последующем догматизм мысли всегда служил идеологическим основанием для устойчивости власти и ее оправдания.

Многие исследователи философии Древнего Востока отмечали некоторые особенности этой культуры. В изучаемых регионах не были развиты такие культурные эпохи как Возрождение, Просвещение, Реформация. Почему? Рационалистические тенденции не получили здесь реализации. Поэтому остались, по существу, незатронутыми научно-техническим прогрессом целые очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая.

Видимо, это было связано с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом (как мы сказали бы сейчас). Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рациональной жизни. Думается, что именно поэтому цивилизация в восточных странах (особенно в Индии), научно-технический прогресс, до сих пор не вполне развита. Научно-технический прогресс мог бы, конечно, состояться, однако - в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма н технического прогресса хорошо сознавалась, сознается и теперь. Именно поэтому народы Индии, например, нисколько не "комплексуют" относительно неразвитости своей цивилизации, прекрасно осознавая свою духовную развитость, превосходящую во много раз западноевропейскую.

Кроме этих общих выводов следует также отметить одну важную деталь относительно значения философской мысли Древнего Востока.

В первых философских учениях формировалось представлениеофилософских универсалиях культуры. Они становились предельно общими категориальными формами.

Универсалии (лат. универсалис – общий) – общие понятия. Среди них: единичное – общее, абстрактное – конкретное, онтологическое – конвенциональное, бытие – мышление.

Универсалии играют важную роль в когнитивных (познавательных) процессах. По словам Б.Рассела, универсалии отражают "полный комплекс ощущений" реальности индивидуальным сознанием.

Набор культурных универсалий общеизвестен: мир, изменение, причина, целое. Это универсалии так называемого объектногоряда. Познание, истина, деятельность – это универсалиисубъектно - объектногоряда. Человек, счастье, государство, честь, справедливость – это универсалиисубъектногоряда.

Первичнымиформамибытия выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры, аналогии. Формируется символическое и метафорическое отражение мира. В древневосточной философии образ выступает как главный способ постижения истины бытия. Понятие получает образную форму. Возникают первые " философемы ", т.е. формы рационального осмысления оснований культуры.

Примеры универсалий культуры мы видели уже в древнеиндийской философии. Это "тат твам аси", "все одно" – принцип, отражающий картину Вселенной. Это "я есть Брахма", принцип, отражающий идею тождества человека и Вселенной.

В древнекитайской философии мы также видим универсалии культуры и мира (дао, сяо, жэнь). Эти универсалии отражают идеи мирового порядка во Вселенной, патриархальной нравственности, справедливости и всеобщей нравственной связи людей, нравственности как основы бытия.

Универсалии культуры в рамках философского анализа становятся философскими категориями. При этом появляется возможность для глубокого философского размышления на темы: часть – целое, человек – общность, стабильность – изменение.

В таком анализе еще сохраняется связь с мифологическим сознанием, из которого вырастает философское сознание. Для философских школ Востока характерны традиционализм и патриархальность, ориентация на обоснование сложившихся социальных ценностей. Пока оставалась слабой связь философии и науки. Однако детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы житейского опыта, нравственного воспитания и духовного самоконтроля.

. Все эти философские системы предшествовали и питали логико-философские построения античной и западноевропейской мысли.

 

Основные термины.

Генезис философии, генетический метод в философии, ведические школы Древней Индии, Упанишады-веды, пантеизм, Бхагавадгита, Дхаммапада, философские школы Древнего Китая, дао, увэй, инь и ян, жэнь, философские универсалии.

 

Контрольные вопросы и задания к теме

1. "Генезис философии" – как вы понимаете это словосочетание?

- происхождение философии

- географическое распространение философских знаний

- эволюция философии

- философские вопросы естествознания

Объясните термин "генезис".

2. Генетический метод в философии – это:

- один из элементов диалектического метода познания

- метод, противоположный диалектическому методу

- основной метод изучения всех явлений объективной реальности

- метод, противоположный экспериментальному методу

Объясните суть генетического метода в философии и его соотношение с диалектическим, экспериментальным и иными методами познания.

 

3. "Упанишады", "Бхагавадгита", "Дхаммапада" так называются:

- древнеиндийские философские и религиозные тексты

- древнекитайские книги

- египетские иероглифические письмена

- современные книги индуизма

Расскажите, что вы знаете об этих книгах. Чем они отличаются друг от друга? Ставятся ли в них философские проблемы? Какие?

 

 

4. Философская школа йога более всего опирается на тексты:

- Бхагавадгиты

- Дхаммапады

- Ригведы

- Лунь-Юй

Объясните свой ответ. Расскажите о теории и практике философии йоги, ее функции.

 

5. Конфуцианство и даосизм – это:

- философские и религиозные школы Древнего Китая

- философские течения Древнего Египта

- разные названия одной философской школы Древнего Востока

- две противоположные и враждующие между собой философские школы

Объясните эти термины и расскажите, что знаете о них.

 

6. "Философская мысль Древнего Египта" – правомерно ли такое словосочетание?

- Нет, так как в Древнем Египте не сформировалась еще философская мысль.

- Да, так как в Египте рано появилась наука, которая породила философские размышления, скептицизм.

- Нет, так как в Египте не было философии, а – только мифология.

- Да, так как мифология и наука в Древнем Египте имели эзотерический смысл.

Выберите правильный ответ и объясните его.

 

7. Чем отличается философия Древнего Востока от последующей философии?

- теоретичностью

- логикой и научной обоснованностью

- постановкой онтологической и гносеологической проблематики

- мифологизмом и отсутствием строгой теории

Расскажите об основных чертах философии Древнего Востока на примере одной из философских школ или течений.

 

8. Как вы понимаете термин "универсалии культуры"?

- это предельно общие понятия

- это термин, относящийся ко всем явлениям мира вообще

- это то, что необходимо любому человеку

- это то, что свойственно всем культурам

Назовите известные вам универсалии и объясните их. В какой из ранних философских школ они стали складываться и почему?

 

_

Глава 3. Античная философия.

1. Особенности и основные этапы развития античной философии.

2. Натурфилософские школы о макро- и микрокосмосе. Милетская школа. Элейская школа.

3. Античная диалектика. Гераклит.

4. Античный материализм и атомизм. Демокрит. Идеализм пифагорейской школы и софизма.

5. Сократ и его этика.

6. Объективный идеализм Платона. Теория идей.

7. Философское учение Аристотеля.

8. Философия эпохи эллинизма и переход к новой эпохе философской мысли.

 

Основные термины.

Контрольные вопросы и задания к теме.

 

 

1. Особенности и основные этапы развития античной философии

Античная философия возникла в первой половине VI до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады — в Ионии, в г. Милете.

Именно в рамках античной философии стали развиваться первыенаучныепредставления. Большое влияние на эти представления оказывали математические знания Вавилонии и Египта. Уже в 7 в. до н.э. вавилонские астрономы применяли математические методы для описания периодичности движения небесных тел.

В античной же философии движение небесных светил описывалось с помощью геометрических моделей. Астрономическими изысканиями занимался ранний философский мыслитель античности Фалес, предсказавший солнечное затмение 28 мая 585 г. Фалес полагал, что Земля представляет собой плоский диск, плавающий в океане.

Анаксимандр первым высказал предположение о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров. Он полагал, что мир состоит из трех вращающихся небесных колец, наполненных огнем и окружающих Землю. Земля, по его мнению, занимает центральное место и представляет собой плоский цилиндр с материками-антиподами. Звезды же – это полые пространства во вращающихся кольцах, наполненные огнем.

В античной философии (в 5 в. до н.э.) были высказаны первые предположения о шарообразной форме Земли. Кто высказал эти первые предположения, неизвестно.

О расположении планет впервые появились научные суждения в пифагорейской школе. Философ Филолай включил в планетарный ряд Землю, которая, как он считал, вращаясь 24 часа, вызывает смену дня и ночи. Филолай высказал предположение, что удаление планет друг от друга и от Земли строго соответствует математически-музыкальной пропорции. Чтобы число космических тел было совершенным (т.е. равнялось 10) и воплощало бы в себе всю полноту бытия, между "центральным огнем" и Землей постулировалась невидимая Антиземля. На базе этого постулата пифагорейцами и философами школы Платона были разработаны планетарные теории, на основе которых впоследствии возникла гелиоцентрическая теория Аристарха Самосского (в 3 в. до н.э.). И хотя она не получила большого распространения, поскольку не вполне согласовывалась с картиной мироздания, в центре которой, как предполагал Аристарх, находилась неподвижная Земля, она способствовала дальнейшему осмыслению философской и физической картины бытия.

Предположительно Платон, а затем Гераклит Понтийский и другие мыслители античности выдвинули идею о вращении Земли. Примерно в это же время разрабатывалась и египетская система о вращении Меркурия и Венеры вокруг Солнца, которые вместе с другими планетами вращались вокруг Земли.

Аристотель в 4 в. до н.э. построил модели концентрических сфер. Он создал 55 хрустальных сфер и на этих моделях демонстрировал свою теорию ученикам философской школы. А уже в Средневековье модель Аристотеля была усложнена учением Коперника, который довел число сфер Аристотеля до 79.

Древнегреческий философ и астроном и один из основателей астрономической науки Гиппарх (2 в. до н.э.) провел первые эмпирические исследования аномалий движения Солнца, используя при этом составленный еще за сто лет до него звездный каталог. Он существенно улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны. Он также определил расстояние до Луны и ввел географические координаты.

Много позже (в Средневековье) эти и другие астрономические открытия античности наследовали арабские ученые, проводившие в ХП-ХШ в.в. астрономические наблюдения.

Развитие античной науки было предпринято в Европе. 18 столетий спустя после исследований философа и ученого Птоломея Н. Коперник рассматривал свой труд как продолжение идей, заложенных в произведении Птоломея "Альмагесте".

Итак, в отличие от предыдущей философии (учений Древнего Востока) античная философия строилась на конкретно - научном теоретическом анализе. При этом, сама философия не отделяла себя от науки. Философия представляла собой комплекс научных представлений о мире.

Первой древнегреческая философской школой была Ммилетская школа. К. ней принадлежали философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Уже в первой философской школе происходило рождение философии как отдельной дисциплины.

Под античной философией мы понимаем философские учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме.. Философии предшествовала богатейшая мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера "Илиада" и "Одиссея", а также - Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.).

Первыефилософские представления Милетской школы опирались во многом именно на древнее мировоззрение Гомера и Гесиода. Вместе с тем милетская школа была уже попыткой научного (а не мифологического) мышления. К этому первомуэтапу развития философии Древней Греции относились так­же Гераклит, элейскаяшкола (философия периода VI—V вв. до н. э.). Этот период развития философии связан с зарождением античной диалектики, материализма и атомизма.

Второй этап развития древнегреческой философии дал миру крупнейших мыслителей - Сократа, Платона, Аристотеля. (IV в. до н. э.)

Третий этап, называемый эллинизмом, связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции.

Уже в конце IV в. до н, э. усилились признаки упадка греческой демократии. Кризис привел к утрате Афинами и другими греческими полисами (т. е. городами-государства­ми) политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Распад державы после смерти завоевателя усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества. Возникли три главных течения эллинисти­ческой философии: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм (IV— III вв. до н. э.).

В это время (III—II вв. до н. э.) произошли определен­ные изменения в общественном и духовном развитии Древнего Рима. В римском обществе усилилась тяга к греческой культуре и философии. В этот период в Риме появилось много греческих ученых, риторов, философов и стали раз­виваться стоицизм и эпикуреизм, которые приобрели здесь свои особенности. Развился материализм Лукреция Кара. Вме­сте с тем это была эпоха крушения поглощенных Римом древних государств и их культуры, время обнищания и ду­ховного, и материального, образования в Риме значительного стоя паразитирующих элементов. Кризис общества охватил почти все его слои и обусловил катастрофу личного существо­вания. Усиливалась тяга к религии и мистицизму. Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мо­стом к христианству.

Итак, основные этапы развития античной философской мысли можно разделить на три периода.

Первый период обычно называют досократическим. Он охватывает У1-у в.в. до н.э. К нему относятся милетская и элейская философские школы, учения Гераклита, пифагорейцев, атомистов.

Второйпериод называют классическим, или сократическим. Он развивался на протяжении середины У – 1У в.в. до н.э. Этот период подготовлен учением софистов, и именно в этот время появились школы великих учителей мировой философии – Сократа, Платона и Аристотеля.

В третийпериод развивалась эллинистическая и римская философия (конец 1У – П в.в. до н.э. и 1 в. до н.э. – У-У1 в.в. н.э.). Это период явился началом формирования христианской философии.

Мы не будем рассматривать все исторические этапы ан­тичной философии, а ознакомимся с формированием ее главных направлений и учений выдающихся мыслителей Древней Греции VI—III вв. до н. э.

 

2. Натурфилософские школы о макро- и микрокосмосе. Милетская школа. Элейская школа.

Первыми философскими школами Древней Греции были натурфилософскиешколы. В центре их исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций наивного материализма. Тем не менее, это была начальная форма материализма.

Предметом анализа натурфилософских школ Древней Греции были проблемы макро- и микрокосмоса. Проблемы макрокосмоса – то проблемы Вселенной и ее компонентов. Проблемы микрокосмоса – это проблемы человека как отражения Вселенной.

Милетская философская школа. Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, ос­нованных греками: Наиболее развитыми промышленными и торговыми центрами были те города, которые находились на перекрестке торговых путей. Это и было побережье Малой Азии, где находился г. Милет. Торговые центры становились впоследствии самостоятельными экономическими центрами Древней Греции. Свобода экономических отношении приводила к росту духовной культуры.

Натурфилософские школы возникли на рубеже VII— VI вв. до н. э. в Милете, крупнейшем малоазиатском грече­ском городе. Первым древнегреческим философом был Фалес, причисляемый античной традицией к "семи мудрецам"[38].

Фалес был хорошо знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опи­раясь на эти знания, установил периодичность затмений, предсказал солнечное затмение, которое затем имело место в Ионии. Сочинения Фалеса до нас не дошли, как и многие работы милетской школы мыслителей. О них мы знаем из более поздних свидетельств. Писали о нем Дио­ген Лаэртский (III в. н. э.) и Аристотель (“Метафизика”).

В истории философии сохранились свидетельства о Фалесе не только ученом, но и практике, умевшем с пользой применить знания. Так, рассказывают, что Фалес, предсказав хороший урожаи маслин, купил маслобойню и собрал немалый доход. Ему приписыва­ется открытие ряда теорем: о равенстве треугольников (если у них равны одна сторона и два прилегающих к ней угла), о равенстве углов у основания равнобедренного треугольни­ка и т. д. Фалесу был известен календарь, он знал годовое движение Солнца. Он вычислил размер пирамиды по ее тени.

Фалес считается основателем европейской науки и фило­софии. Вместе с философами Анаксимандром и Анаксименом, на которых он оказал большое влияние, Фалес выработал первую фи­лософскую систему взглядов.

Для натурфилософов милетской школы характерны такие общие черты.

Во-первых, поиски первоначала. Аристотель в 1 кн. "Ме­тафизики"” писал об этом периоде в развитии философии: "Из первых философов большинство пола­гало в виде материи единое начало всего: то, из чего все су­щее состоит,...то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяются..., оно и есть основа и начало сущего... и поэтому

ничто не рождается и не уничтожается, так как такая при­рода сохраняется вечно"[39].

Материяединое первоначало – называлась у натурфилософов архэ. Архэ – и единое начало, и первоначальный принцип, неизменный и непреходящий в череде явлений бытия. Архэ – это основной предмет философских исследований в ионической натурфилософии. При этом у Фалеса в качестве архэ выступала вода, у Анаксимндра – апейрон, у Анаксимена – воздух. Это первоначало понималось как материальное.

Во - вторых, первоначало мыслилось монистически. Это означает, что первоначало было одно (монос гр. – один).

В-третьих, оно представлено как первичное веще­ство.

В-четвертых, оно представлено как живое. Такая точка зрения, согласно которой первоначало понималось как материальное и одновременно пронизанное жизнью, называется гилозоизм. Это слово состоит из двух греческих слов: "гиле" означает "вешество" и "зое" - "жизнь". Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленной материи, т. е. о материи, находящейся в вечном дви­жении и превращении.

Фалеса часто относят к материалистам, однако, гилозоизм— это не вполне материализм. Материализм возник позже (в конце V в. до н. э.). И материализм состоял в противопоставлении материи и духа.

Итак, милетская натурфилософская школа сформировала первые представления философии о материи. Материю называли архэ. Употреблялось и другое понятие для материи – стойхерон (неопределенное материальное начало). Основными чертами материи назывались такие: это единое начало бытия, это сущность всего, это основа и состояние всего в мире, это природа всего, и это есть вечность.

У философов милетской школы в качестве первоначала выступали различные элементы бытия. У Фалеса это была вода. Почему именно вода? Аристотель предполагал, что, видимо, Фалес "наблю­дая, что все питается влагой, н что сама теплота из нее рож­дается и ею живет...а еще потому, что семена всего сущего имеют влажную природу”, пришел к такому заключению"[40]. По Фалесу, все начинается с воды и в нее возвращается. Ис­парения воды питают небесные огни (светила), с дождем во­да возвращается в землю и в реках появляется. Вода — пер­вооснова, общее, субстрат всех вещей. Сама земля "лежит на воде... держится благодаря своей плавучести подобно де­реву или чему-то в этом роде"[41].

Гилозоизм, суть которого заключается в убеждении, что душа свойственна всему, привел Фалеса к предположению, что "душа есть нечто движущее", что "камень имеет душу, потому что он движет железо" (магнит). Фалес, по свиде­тельству Аристотеля, "первый провозгласил, что природа ду­ши такова, что она находится в вечном движении или само­движении". Подлинное божество мироздания, по Фалесу, это разум. Фалесу же приписывают известное изречение: "Познай самого себя"[42].

Итак, Фалес, основатель первой в истории философии натурфилософской школы, создал первое философское учение о началесущего. Им он считал воду, т. к. "все питается вла­гой", "семена всего сущего” влажны, даже огонь питается влагой". Ему же принадлежит суждение о том, что все сущее имеет живую душу, потому оно нахо­дится в вечном движении. Эта точка зрения называется гилозоизмом. Заметим также, что движение у древних греков — это всякое изменение вообще.

Date: 2015-09-18; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию