Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 7 page
Представления философов милетской школы развивались в последующих учениях. Предстояло выяснить проблемы макрокосма и микрокосма: 1) каковы признаки первоначала вообще; 2) как возникают из него вещи; 3) какова научная космогония (т.е. учение о происхождении Вселенной). Выяснением ответов на эти вопросы занялись философы Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр (умер ок. 545 г. до н. э.) определил признаки первоначала так: это бесконечное (" апейрон ") — иначе оно исчерпается; вечное; всеуправляющее; божественное. Как свидетельствуют древние, Анаксимандр не называл апейрон чем-то определенным (вода, воздух, земля или другое вещество), он говорил об апейроне неопределенно. В то же время он считал, что "апейрон есть не что иное, как материя". "Очевидно, что, наблюдая превращение друг в друга четырех стихий, Анаксимандр не счел возможным взять одну из них за основание, но принял за него нечто от них отличное"[43]. На вопрос: как возникают вещи? — Анаксимандр ответил: путем выделения. Все вещи противоположны друг другу: воздух холоден, вода влажна, огонь горяч. “Апейрон” как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все развитие в различных формах. Это движение вещей вечно. "Анаксимандр говорит, что вечное движение более древнее начало, чем влага, и что благодаря ему, одно рождается, а другое погибает"[44]. На основе этого всеобщего закона выделения противоположностей построена и его космогония. Она заключалась в следующем. Рождение происходит, благодаря обособлению противоположностей (т. е. выделению противоположностей). Противоположности эти — теплое и холодное, сухое и влажное и т. п. Из противоположностей возникла вода (влажное); затем земля [она приняла цилиндрическую форму), воздух и огненная сфера (скорлупа). Когда скорлупа разорвалась (лопнула сфера) и замкнулась в кольца, возникли солнце, луна и звезды. Анаксимандр сделал предположение, что кольцо солнца в 28 раз больше земли, а луны — в 19 раз больше земли[45]. По Анаксимандру, "все живое рождается из влаги, испаряемой солнцем". Древнегреческий историк Плутарх рассказывал, что, согласно версии Анаксимандра, "первые люди зародились в рыбах и, вскормленные...до такого состояния, когда они стали способны приходить на помощь самим себе, были изрыгнуты ими и вышли на землю"[46]. То есть, человек произошел не от животного (обезьяны, например), а от рыбы (может быть "пятнистой акулы"). Как же происходит весь процесс развития? Анаксимандр считал, что — через вечное движение происходит бесконечнаясменамироздания: "из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Вес они в свое время наказывают друг друга за несправедливость". По Анаксимандру, эта бесконечная смена мироздания происходит на основе эманации [47] космической энергии. Что же следовало выяснить далее? 1) Следовало продолжить поиски первоначала, зная его признаки; 2) необходимо было указать, каким образом произошли все вещи; 3) надо было логически связать все учение о макро- и микромире. К решению этих задач приступил философ Анаксимен (умер ок. 525 г. до н. э.), ученик Фалеса. В качестве первоначала мира он назвал воздух (из-за его бесконечности и подвижности, а также потому, что он имеет "определенную природу"[48]. Притом (по свидетельству Августина) Анаксимен "богов не отрицал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха". Во-вторых, воздух, по Анаксимену, различался по своей плотности или разреженности своей сущности. В-третьих, благодаря этому, из него и рождаются вещи. "При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее". Из паров земли произошли огненные диски — светила. Все состоит из воздуха. "Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание". Смена мироздания происходит благодаря вечному движению воздушных масс. Очевидно, что философы Милетской школы, при всей наивности их попыток объяснить принципы устройства Вселенной и человека, опирались на научность и материализм. Конечно, это была наивная форма материализма. Философы порой "по-детски" рассматривали мир. Однако, несомненно и то, что они уже отошли от религиозно-мифологических конструкций мира. В 494 г. до н.э. в Милете произошло крупное восстание, которое привело к разрушению города, утрате им политической самостоятельности и прекращению здесь развития философии. Однако в других городах Греции учения Милетской школы нашли своих продолжателей. Как развивалась далее философия V в до н.э.? Как продолжилась мысль представителей милетской школы? 1) Было найдено другое, более подвижное первоначало — огонь (в учении Гераклита из Эфеса). 2) В первоначале было проведено различение понятий " бытия " и " бывания ": бытие как пребывающее, неизменяемое существование, статичное; бывание —как преходящее существование. Было определено, что первоначало, а с ним и все сущее, есть либо бытие, тогда бывание — только видимость {эта точка зрения есть монизм и присуща философам Элейской школы). Либо наоборот; первоначало, а с ним и все су-шее, есть бывание, тогда бытие есть только видимость (эта точка зрения присуща Гераклиту). Такая логика размышления философов приближала их к диалектике, т.е. представлению о всеобщей изменчивости сущего. Они понимали сущее как постоянную смену постоянных и изменяющихся его форм. Как мы видим, онтологией философов первого периода античности была натурфилософия, материалистический монизм. А гносеологией – наивная, стихийная диалектика. Элейская философская школа. Другой философской школой У в. до н.э. была элейская школа{по имени города Элей в Южной Италии). Она представлена философами: Парменидом, Ксенофаном и Зеноном. Парменид былизвестен своей "Поэмой о природе", одна часть которой называется "Об истине", а другая - "О мнении". Есть две философии, полагал он, одна соответствует истине, а другая — мнению. Критерий же истины — разум. Ощущения не дают точной информации, они обманчивы. Диоген Лаэртский писал о Пармениде: "И не следующий мнению толпы, могучий, надменный Парменид, который поистине освободил мышление от обмана воображения". Парменид объяснял Вселенную как единое сущее, безначальное и шаровидное, неподвижное. Такова, по его мнению, истина. Все суждения о ее возникновении относятся к области кажимости, подчинены ложному мнению. Для того, чтобы знать истину, нужно изгнать ощущения. Есть только неподвижное бытие, небытия (чего-то сверх бытия) не существует. Все это и есть Бог, он неподвижен, конечен и имеет форму шара. Как и Демокрит, Парменид считал, что все подчинено необходимости. Судьба, Провидение и Творец мира тождественны. Учение Парменида отражает основное содержание философской школы элеизма. Но основателем элеизма был не Парменид, а его учитель Ксенофан. Ксенофан вел скитальческую жизнь (с 25 до 92-х лет), писал произведения в поэтической форме, обладал острым критическим умом. Впервые в истории философии он высказал мысль о том, что все боги — плод людской фантазии, что люди изобрели богов по своему образу, приписав им свои физические черты и нравственные недостатки. Богам античности он противопоставил одного Бога, который един с природой. Вот его миропонимание. "Все, т. е. вся Вселенная, есть единое". "Единое есть Бог". Божество шарообразно и не подобно человеку. Божество все видит, слышит, однако не дышит; оно есть ум, мышление и вечность. "Все едино и неизменно, и это есть Бог, никогда не рожденный, вечный, шаровидной формы". Люди же созданы не богами, а родились из земли и воды. Остроумны суждения Ксенофана насчет того, как люди сами творят себе богов по своему образу и подобию. "Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же (представляют своих богов) голубоглазыми и рыжеватыми". "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения (искусства), подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы (им) тела такого рода, каков телесный образ у них самих, (каждые по-своему)" [49] Можно отнести миропонимание Ксенофана к пантеизму [50], поскольку для него "все или Вселенная есть Бог". С пантеизмом Ксенофана были связаны его аитиантроломорфизм и антиполитеизм. Антиантропоморфиззм – это точка зрения, отрицающая человекоподобие богов. Антиполитеизм - точка зрения, отрицающая многобожие. Ксенофан полагал, что Бог един, и Он совпадает и с самой окружающей природой, и с процессом мышления человека. Гомера же и Гесиода Ксенофан упрекал в антропоморфизме: "Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман"[51]. Итак, Ксенофан был основателем элеизма. Их учения с Парменидом похожи, однако есть разница: Ксенофан выразил элеизм все же в форме, близкой к богословской. Вот как это будет выглядеть схематично. ПарменидКсенофан Бытие есть, оно едино и вечно. Бог есть, Он един и вечен. Оно неподвижно, и вещество, и мысль. Он неподвижен, Вселенная, состоящая из вещества, мыслит.
Парменид высказал элеизм более полно и в философской форме. Что же было после Парменида? Очевидно, надо было доказать единство и неподвижность бытия. Такое доказательство апагогически [52] сделал Зенон из Элеи, ученик Парменида. Зенону принадлежат следующие положения. Во-первых, разработка аргументов против множественности вещей. "Тому, кто утверждает множественность (сущего), приходится впадать в противоречия", т. к. если оно множественно, то "оно и велико, и мало..." и т. д. Однако все измерения относительны, и вещь "тождественна с собой и едина". Например, если вещей много, то между двумя еще есть новая и т. д., Т. е. вещей бесконечное множество; но их и столько, сколько есть, т. е. конечное число[53]. Во-вторых, отрицание существования движения. Аргумент таков: "Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет". Аристотель приводил четыре суждения Зенона о движении (знаменитые апории [54] Зенона). Два суждения, отрицающие движение, состояли в следующем. Первое суждение. Летящая стрела пребывает в покое (поскольку каждое мгновение она находится, т. е. покоится в каком-то месте). "Летящая стрела стоит неподвижно", ибо "время слагается из отдельных "теперь". Второе суждение об Ахиллесе и черепахе. Они начинают двигаться вместе. Но он никогда не догонит ее, хотя движется в 10 раз скорее, потому что пока пройдет остающееся расстояние между ними, она уйдет на 1/10 этого расстояния, и т. д. до бесконечности. Натурфилософские школы – Милетская и Элейсквя, таким образом, разработали философские представления о единстве бытия, пантеизме, диалектике. Эти представления впоследствии приобрели научное выражение (в учениях Спинозы, например, и Гегеля). Однако основоположником диалектики явились не милеты и не элеаты, а Гераклит, творивший примерно в то же время, что и элеаты.
3. Античная диалектика. Гераклит Диалектика – это философская концепция развития. В истории философии она представлена и в качестве теории, и в качестве метода познания бытия. В античной философии диалектика понималась, с одной стороны, как искусство вести беседу, спор, философский диалог (у Сократа). И термин "диалектика" впервые употребил Сократ для объяснения процесса достижения истины с помощью столкновения противоположных суждений. С другой стороны, диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям об изменениях абстрактно-логическую форму. Гераклит изЭфеса(расцвет творческих сил которого, т. е. акмэ - примерно 40 лет, приходился на 504—501 гг. до н.э.) был знатного происхождения, однако отказался от царского сана и удалился в храм Артемиды. В конце своей жизни он жил отшельником. Его произведение "О природе" дошло до нас в отрывках. Гераклита звали "темным" за сложность и противоречивость философии. Одна из причин "темноты" заключалась в том, он пытался соединить противоречивые тенденций в своем учении. С одной стороны, он отрицал постоянство бытия, а с другой – допускал существование первоначала бытия (самого подвижного). Вот основные тезисы учения Гераклита. "Все течет, и- ничто не пребывает"; "в ту же реку дважды не войдешь"; "даже солнце каждый день новое". Бытие — это равновесие двух потоков. Но оно имеет первоначало — огонь: "этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огоны" Все произошло из огня и возвращается в огонь, "подобно тому как золото (обменивается) на товары, а товары — на золото". Однако если отрицается постоянство бытия, то следует отрицать и постоянство первоначала, показать его производность от чего-либо. Но первоначало потому и есть таково, что оно не производно. Гераклит же рассматривал огонь как образ и воплощение текучести, изменчивости, а не как первоначало в строгом смысле этого понятия. Отсюда и "темнота". При всеобщей текучести у Гераклита устойчивыми были только пути бывания: " путь кверху" и " путь книзу". И тот, и другой пути — едины. Повсюду, как считал Гераклит, мы наблюдаем соединение и борьбу противоположностей. И в то же время — мировую гармонию. "Вечный круговращающийся огонь (есть Бог), судьба же — логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений". "Одно и то же - живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом" "Смертью друг друга живут" "В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем". "Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним рабами, а другим — свободными". Душа — огонь. "Сухая душа мудрейшая и наилучшая". Опьянение "заливает огонь", т.е, разум. "Душе присущ самообогащаюшийся логос", т. е. разум; люди, однако, не слышат его и живут как во сне. "Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись". "Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят горох для еды"[55]. Таковы мысли Гераклита "темного". " Всетечет " (греч. pantarei) – главныйпринципфилософииГераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как "панта рей". Теперь поразмыслим: что же следует ожидать далее от развития философии? Видимо, должны были последовать суждения об отрицании одного первоначала и о диалектике. 4. Античный материализм и атомизм. Демокрит. Идеализм пифагорейской школы и софизма (V в. до н. э.) Следующий этап античной философии характеризуется: 1) эклектизмом[56]; 2) возникновением гносеологических проблем, что явилось почвой для скептицизма и софизма[57], а затем и философии Сократа, объясняющего правила знания; 3) синтезом бытия и бывания, представленным атомистами. Античный материализм (механицизм и атомизм), выражался по-разному. За первоначало принималось либо несколько разных по качеству веществ, единое по качеству (атом). В первом случае тоже были различия: либо все вещества считались первичными (Анаксагор), либо только некоторые (Эмпедокл). Различия были также и в представлениях о душе: либо все вещества одухотворялись (спиритуализм), либо вещество и дух противопоставлялись (материализм). По-разному, наконец, понимался источник движения: либо в независимой от вещества причине, либо в нем самом. Атомизм вырос из механицизма Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл (его акмэ приходится на середину V в. до н. э.) был мыслителем — материалистом, попытавшимся создать систему, синтезирующую воззрения предшествующих учений. Как бы примиряя Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Ксенофана, Эмпедокл объявил началом и основой всего сущего все четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь, которые он считал “корнями всех вещей”. Взаимодействием четырех стихий он объяснял изменчивость и текучесть всего мироздания в делом. В основе изменчивости — борьба противоположностей, которые он обозначил как Любовь и Вражда. Четыре стихии попеременно соединяются то с Любовью, то с Враждой. В первом случае возникает единство, разрушается Вражда и мир становится единым шаром. Во втором — Вражда снова разделяет все стихии.Душа состоит тоже из четырех “корней”, нарушение их единства приводит к смерти. У Эмпедокла есть мысли о переселении душ (поэма "Очищение"): "Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной". Однако, как он отмечал, ощущение единства и вечности бытия недоступно обычному сознанию. В поэме “О природе” он писал: "Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья, Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило. В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать; Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно, Даже умом необъемлемо"[58]. Анаксагор был первым известным афинским философом и учителем (как считают) правителя и крупного политика афинской демократии Перикла. Анаксагор неоднократно подвергался преследованию за "непочтение к богам", и его ожидали бы тяжкие испытания, если бы не заступничество Перикла. Однако он вынужден был бежать из Афин. В в Лампсаке (Малая Азия) он создал философскую школу. Анаксагор воспринял и развил идеи элейской школы. По Анаксагору, природа — это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он называл " семенами вещей ". Позже эти частицы вещей были названы им " гомеомериями ", или "подобночастными". Гомеомерии, как считал Анаксагор, движутся и упорядочиваются неким космическим умом. При этом космический ум – нус - существуюет независимо от материальных частиц (семян). Его сочинение "О природе" давало естественнонаучное объяснение небесных явлений (лунных затмений), что и послужило поводом для обвинений в богохульстве. Анаксагор так толковал происхождение мира. Все вещества были вместе — однородная масса. Гомеомерия — материя, на которую воздействует ум, он и привел все в порядок. Начало Вселенной — это ум и материя. Во всем есть часть всего. Луна обитаема. Воздух содержит в себе семена всего. Семена вещей уносятся вниз дождем и порождают растения. Ум есть душа. Ум имеется у всех животных. Во всех вещах (даже растениях) один и тот же ум (их душа), но в разных степенях. Все познается противоположным ("холодное познается теплым, пресное — соленым, сладкое — горьким сообразно тому, чего в другом недостает"), а не подобным. Мир никогда не разрушится[59]. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом (род. 460 г., умер 90—100 лет). Это был крупный древнегреческий материалист, разработавший атомистическую философию. В жизни своей он сам много учился, слушал элеатов и пифагорейцев, был в Египте и Вавилонии, Иране, Индии, Эфиопии, знал Сократа и Анаксагора, дружил с врачом и натурфилософом Гиппократом. Сочинения его, в основном, утеряны, сохранились лишь отрывки. Демокрит был первым мыслителем - материалистом, разделившим бытие и небытие, пустоту. До него такого разделения не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспринимаемые качества (цвета, запахи и т. д.) субъективны. (Очевидно здесь влияние на Демокрита со стороны Протагора). Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение есть природа атомов, характер движения меняется благодаря толчку, т. е. все подчинено роковойнеобходимости. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов — круглых, гладких, мельчайших и подвижных Душа состоит из атомов огня. Атомы расположены в теле. Демокрит был первым, кто толковал душу материалистически. Ощущения возникают, согласно Демокриту, от движения атомов. Восприятие вещей происходит от истечения, эманации свойств предметов. Зрение — из истечения телесных образов. Мышление — результат самых тонких истечений, поскольку оно тоньше, чем чувства. Демокриту принадлежат две версии о мире. Первая — атомы хаотично движутся во всевозможных направлениях, сталкиваются, образуются вихри, из них — земля и светила, луна втянута в вихрь земли. Вторая — атомы вначале падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее и нагоняли более легкие; от ударов образовывались вихри и далее по первой версии. И в первой, и во второй версии в качестве источника движения действовала роковая необходимость[60]. Атомизм явился своеобразным завершением механицизма во взгляде на синтез бытия и небытия. В чем это заключалось? 1.Все качественные отличия веществ объяснялись из единого по качеству бытия вообще, а не данного в чувственном опыте (у Эмпедокла— единством четырех веществ, у Анаксагора— всех "семян вещей"), 2. Для объяснения взаимодействия вещей нужно было объяснить источник движения (у Эмпедокла это были две силы, у Анаксагора — одна, разум). Платон и Аристотель высоко ценили идею Анаксагора о нусе не за совершенную форму механизма, а за мысль о новомначале ("уме" или "разуме"). Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества. Школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная реформа общества. "Пифагор" – не имя, а прозвище, означающее "убеждающий речью". По свидетельству древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. Они создали "государство" – "Великая Греция". В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений. В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой). Пифагор был первым, кто назвал философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии)[61]. Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой. В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию. В среднем в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель посвященной женщины, но с недоверием относился к женщине обыкновенной, Одному ученику, который спрашивал Пифагора, когда же ему можно будет приблизиться к женщине, он отвечал: "Когда тебя утомит твой покой". Умеренный обед учащихся в школе состоял, как правило, из хлеба, меда и олив. Много интересных легенд сохранилось о школе философов. Человек, стремящийся попасть в ученики, проходил испытания. (Испытания были довольно суровыми. К примеру, предстояло провести ночь в пещере, куда "являлись" чудовища и привидения. Или: ученика заключали в келью, давали доску и требовали найти смысл одного из пифагорейских символов. Следовало объяснить: "Что означает треугольник, вписанный в круг?" Человек проводил 12 часов наедине с этой задачей, имея кружку воды и кусок хлеба; затем его вводили в залу собраний, где были в сборе все ученики, которые должны были провоцировать его па негодование — смеяться и т. п.— а он — показать свой разум и воздержанность; многие плакали, грубили, бросали доску, бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен и принят ли в школу). Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом и дружеской общиной. Философия была здесь основным занятием. И она воспринималась как особый, отличный от обыденного, образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз, проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение "пифагорейское пятилетнее молчание". Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Эта практика и вошла в историю философии под названием "пифагорово молчание". Пифагор полагал, что начало мудрости состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать. Очень скоро религиозно-нравственная направленность школы вступила в противоречие с господствующей греческой демократией и ее принципами, т. е. приобрела политическую направленность, вызывая озлобление у оппонентов. В конце концов, школа была сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской школы и сам учитель (по другой версии он скрывался, а затем уморил себя голодом). Пифагорейская философия была формой объективного идеализма. Пифагор называл своих учеников "математиками", т. к. обучение начиналось с учения о числах. "Священная математика" была у Пифагора наукой принципов, в которой числа означали сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественныхкачеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология. Вот какова теогония: в трансцендентальной математике алгебраически доказывалось, что 0, умноженный на бесконечное, равняется единице, 0=1. Ноль — это бесконечное бытие. Вечность, на языке храмов, обозначалась кругом или змеей, кусающей свой хвост; это символ Бесконечности, движущейся по собственному импульсу. Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, объясняющей, почему великая Монада(т. е. Единица, Неделимое ) заключает в себе все малые числа, и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение. Из теогонии следовала и теология: Бог, Неразделимая Сущность, имеет своим числомЕдиницу. Она содержит в себе Бесконечность, имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское. Ее знак —Огонь, символ Духа. Это первое. Второе: великая Монада действует посредством творческой Диады. С самого момента своего проявления Бог двойствен: неразделимая сущность и разделимая субстанция: начало мужское, активное, животворящее, и начало женское, пассивное или пластическая, живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве — женщина представляет собой природу, и совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина. Отсюда и их непреодолимое, могучее и роковое влечение друг к другу. Date: 2015-09-18; view: 483; Нарушение авторских прав |