![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Л. 3. НЕМИРОВСКАЯ 4 page
35. Свой долг, хотя бы не совершенный, лучше хорошо исполненного, но чужого. Лучше смерть в своей дхарме, чужая дхарма опасна... (с. 98). Гл. VI – о йоге и йогине. 2. То, что отрешенностью называют, знай это как йогу, Пандава, Ибо не бывает никакой йоги без отрешенности от желаний. 3. Для стремящегося к йоге муни[23] действие называется средством; А для достигшего йоги уравновешенность называется средством. 4. Когда он ни к предметам чувств, ни к делам не привязан, Отрешен ото всех желаний, тогда он именуется достигшим йоги... 7. Победивший себя, умиротворенный, на высшем Атмане сосредоточен В холод, жар, в счастье-несчастье, в бесчестии — чести... 9. К безучастному, противнику, стороннику, недругу, другу, К равнодушному, товарищу, к праведным, грешным Он относится равно, он их превосходит. 10. Пусть йогин всегда упражняется в йоге тайно, Одинокий, укротив самосознание, без собственности, без желаний... . Гл. XIII – о материи и духе, о материальных средах. 19. Пракрити и пуруша, знай, безначальны оба; Изменения качеств, знай, от пракрити происходит. 20. Основанием целесообразности, причинности и деятельности считается пракрити; Основанием вкушения приятного и неприятного считается пуруша. 21. Ибо пуруша, пребывая в пракрити, наслаждается гунами [24], рожденными пракрити; Его привязанность к гунам — причина рождений в хороших и дурных лонах. Гл. XIV о жизни человека в разных гунах.. 5. Саттва, раджас и тамас — вот качества, возникшие из пракрити; Они связывают в теле непреходящего, воплощенного[25], долгорукий. 6. Из них саттва — ясное, здоровое качество, своей незапятнанностью вяжет Узами счастья и узами знания, безупречный. 7. Знай, раджас — страстное качество; от вожделенья, пристрастья оно возникает И вяжет воплощенного узами действий, Каунтея. 8. Знай, от неведенья рождается тамас, влечет к заблуждению; Всех воплощенных вяжет беспечностью, ленью, тупостью, сном, Бхарата, Тамас привязывает к беспечности, окутав знанье. Гл. XVIII – о связи человека и природы.. 40. Нет существа ни на земле, ни на небе, ни даже между богами, Свободного от этих трех гун, рожденных природой. Как видим, Бхагавадгита содержит важные представления древнеиндийской философии. Это представления о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити (природы, материи) и природы человека; о гунах (трех материальных началах), определяющих жизнь людей. Это учение о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге — совершенствованию сознания). Это суждения о подлинном и неподлинном знании, подлинной и неподлинной свободе. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному, временному бытию.
Третьей важнейшей книгой философии Древней Индии является Дхаммапада. Тогда как Упанишады – это общефилософский текст, начало формирования древнеиндийской философии, Бхагавадгита – несколько более поздний текст, отражающий эпический период развития индийской философии, Дхаммапада – это философский текст буддизма, одной из школ Древней Индии. В настоящее время буддизм, как известно, существует и как философия, и как мировая религия. Как говорилось, философия буддизма относится к неортодоксальным школам Основное содержание учения изложено в "четырех благородных истинах" (или — учении о "страданиях"). Страданием в буддизме называется все, что связано с повседневной жизнью, и сама жизнь, от рождения до смерти. Но страдание — это закон бытия. Прекращение страданий возможно только тогда, когда человек избавляется от слепой привязанности к земной жизни, вовлекающей его в свой вечный поток непрерывно следующих друг за другом и порождающих друг друга событий. Избавление от страданий достигается при получении состояния угасания, затухания сознания, остывания страстей и желаний. Оно называется в буддизме нирваной [26]. Достижение нирваны возможно с помощью строгого следования принципам “праведной” жизни и усвоения истины о вечной изменчивости бытия. Некоторые положения буддийского учения и книги Дхаммапады представляют интерес с философской точки зрения. Таковы представления о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Принципы праведной жизни изложены в практической части учения буддизма. Это учение о пути этического совершенствования. Оно называется истиной о "восьмеричном пути спасения" (о восьми "добродетелях"). Сюда входит учение о правильном поведении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости и т. п. Буддизм не стремится к устранению внешних причин страданий в реальной жизни, разумеется, а является своеобразным, индивидуальным путем размышления и практики жизни. Как видим, буддизм имеет много общего с принципами, провозглашенными в Упанишадах и Бхагавадгите. Своеобразие этой школы состоит в том, что она отрицает идею субстанциональности бытия, выраженную в понятиях Бога, Мировой Души и Личности - Брахмана, Атмана, Пуруши. Она основывается на положении о том, что все многообразие бытия связано цепью единой причинно - следственной зависимости. Отрицание субстанциональности всего сущего и его конкретных форм привело буддизм к идее об их относительности, нереальности, к мысли о том, что сами по себе они ничто и пустота — т. е. шунья. Будда(основатель буддизма и вполне реальное, земное лицо, царевич Гаутама) считал крайностями и безудержную погоню за мирскими наслаждениями, и аскетическое умерщвление плоти, самоистязание. Он осуждал ведические ритуалы, преклонение перед авторитетами' и считал, что всякий человек способен достичь спасения, независимо от того, к какой варне принадлежит, он призывал к терпимости, всепрощению, ненасилию, воздержанности.
Обратимся к одной из книг буддизма —“Дхаммападе”[27], авторство которой не установлено и которая относится к более позднему, нежели другие древнеиндийские книги, времени (IV—V вв. н. э.). Она представляет для нас наибольший интерес по своему философскому содержанию. 1. Дхаммы обусловленны разумом... Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего. 3. “Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня”. У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. 5, Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот вечная дхамма. 63. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину... глупец. 81. Как крепкая скала не может быть сдвинута ветром, так мудрецы непоколебимы среди хулений и похвал. 103. Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве. 171....Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности. 202. Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, равного спокойствию. 423. Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений, кто совершил все, что возможно совершить. В Дхаммападе сильны философско-рационалистические мотивы. Философские тексты Древней Индии отразили своеобразную динамику человеческой мысли: от мифологизма к рационализму. Мировоезначениеиндийскойфилософии очевидно. Она явилась первым историческим типом философствования. А первым философским памятником стали индийские Упанишады. С тех пор философия существует уже более 2,5 тысячелетий. Русский философ Вл. Соловьев в своей лекции “Исторические дела философии”, прочитанной им 20 ноября 1880 г. в Санкт-Петербургском университете, говорил о “живых плодах” философии, сопоставляя их с “плодами”, принесенными другими науками. Философия, как и физика, химия и физиологии, существует не для одних ученых, а для всего человечества. Что дали эти пауки человечеству? Ощутимые изменения материальных условий существования, удобства быта, облегчение страданий людей. Что дали исторические и юридические науки? Не только юристам и историкам, а человечеству? Процесс общественных, юридических отношений. Что дало искусство не художникам? Оно доставляет наслаждение многим людям. Неужели одна философия, размышлял В.Соловьев, составляет исключение и ничего не дает простым людям? Кант, Гегель... Тогда, может быть, занятие философией — для эгоистов? Итак, перед нами встает вопрос: Что же означает философия для человечества, какие блага ему дает? От каких зол избавляет? Эти вопросы ставил перед собой Соловьев, и, конечно, ни он один. Подумаем и мы. Мы начали изучение истории философии именно с древнеиндийской. Случайно это или нет? Очевидно, что неслучайно. Во-первых, конечно, это самая ранняя философская культура. Но главное — это наиболее четко обозначенная, типичная восточная философия и культура. И, в-третьих, именно индийская философия – это пример традиционной, вполне самостоятельной и последовательной философии. Вл. Соловьев, например, противопоставлял ее древнекитайской, отметил, что китайская самобытность очень сомнительна, и учение Лао-Цзы развивалось под влиянием индийской мысли (оно и возникло гораздо позднее древнеиндийской). Древняя Индия при всей ее обособленности, была страной неравенства, рабства, кастовости. Человек низшей касты был хуже самого нечистого животного, хуже падали. Судьба человека полностью зависела от случайности рождения в этой или иной касте. И вот в этой стране рабства и неравенства, несколько уединенных мыслителей провозглашают неслыханное: все есть одно, все существа — проявления Единого. " Все есть одно" —это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение. Так оценил мировое значение первых древнеиндийских книг Вл, Соловьев. Каждый мог себе сказать при виде каждого живого существа: это ты сам (tat twam asi). Где же касты? И кто такой брамин или чандала? Все есть видоизменение единой сущности. Эта идея всеединства (а для Соловьева она была самой важной) явилась началом человечности. Буддизм впервые провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, ибо он сам есть единое со всем. Человек может стать выше слепой.и стихийной природы, по для этого он должен владеть собой, своими чувствами и желаниями. Сам, а не искать помощи Бога. Буддизм противопоставил внешнему материальному миру уход от него, растворение в нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости и т. п. к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил Соловьев, индийское сознание надолго истощило свои силы. За этим могучим пробуждением последовал для Востока долгий духовный сон. Таким выводом закончил свой анализ этого периода развития философии Вл. Соловьев. Думается, однако, что можно поспорить с таким резюме, поскольку индийская философия — это истинно “ живые плоды”, продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога и т. п. в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к имманентному, внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности. И это вполне оценили ее последователи — русские мыслители Н. Рерих и Д. Андреев, немецкие философы и писатели Р. Штейнер и Г. Гессе. Г. Гессе, автор известных во всем мире философских романов “Степной волк” и “Игра в бисер”, прикоснулся к тайнам Востока еще в детстве, когда жил в Индии с родителями-миссионерами. Он написал индийскую поэму “Сиддхартха”, в которой говорил о своей любви к непростой философии, об уважении к этому народу-философу. Поистине, это такая разновидность человеческой мысли, которая, при внимательном знакомстве; с ней, мало кого может оставить равнодушным.
4. Ранняя философская мысль Египта. Наука и формирование философского скептицизма РанняяфилософскаямысльЕгипта – весьмаинтересноеявлениесточкизренияисториифилософии. В храмах ДревнегоЕгипта учились многие греческие философы. Именно в Египте они получили свои первые познания в области математики и астрономии. Более того, и сегодня, специалисты и ученые в различных областях знания во всем мире нередко вновь и вновь обращаются к эзотерике (тайному знанию) египетских пирамид. Египетская "Книга Мертвых" явилась основанием для философских размышлений о жизни и смерти, о возможностях потусторонней жизни и т.п. Древнеегипетская философия и культура -древнейшая в истории человечества. Она относится к IV—III тыс. до н. э. Зарождение философской мысли в Древнем Египте было тесно связано с социально-экономическими и политическими условиями развития страны. Народы Египта раньше, чем другие народы, вступили на путь классовых отношений и создания великих цивилизаций. Вместе с тем здесь длительное время сохранялась очень сильная царская власть, деспотия фараонов. Культ фараона сопровождался большим влиянием жречества. Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении. Ранняя философская мысль Древнего Египта основывалась на мифологии и космогонии. В ее основе лежали мифы об устройстве Вселенной и судьбе человека после смерти. Мифологемы (т.е. мифологические построения и системы) Древнего Египта, и по сей день, широко используются в науке. В них немало догадок и важных предположений. Космогония (от греч. "происхождение Вселенной") – учение о происхождении и устройстве небесных тел и космических образований. Ранняя философская мысль Египта, в отличие от других философских учений, была обращена не к практике сиюминутной жизни, а, в значительно большей степени, к проблемам подготовки ухода человека в потусторонний мир. Поэтому и главным религиозно-философским памятником Древнего Египта стала "Книга Мертвых". Вместе с тем специфика развития философской мысли в Египте заключалась в том, что здесь раньше, чем где бы то ни было, стали складываться научные знания под влиянием определенных потребностей. Поэтому неотъемлемым элементом философской мысли был скептицизм в отношении религиозной мифологии. Попробуем на минуту отрешиться от философской логики наших размышлений и просто представить себе Египет в древности. Что сопровождает нашу историческую “память” о Древнем Египте? Восстановить эту память в значительной степени помогает древняя культура, многие элементы которой хорошо сохранились до нашего времени. Сфинкс - первое творчество Египта и его главный символ. Образ древнего сфинкса основан на мифологии, он построен на базе мифологемы. Перед нами голова человека на теле могучего быка с львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам. Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее. Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Возможно, разгадка тайны сфинкса состоит в том, что в его образе представлен человек как микрокосм, "божественный проводник", который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы. Древний Египет с самого начала цивилизации в такой наглядной форме представил главный философский вопрос: Что такое человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос, Египет и дал нам свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно. К тому же, по свидетельству французских историков и археологов, сфинкс был долгое время погребен под песками пустыни, его происхождение теряется во мраке времен, найден же он был случайно. Создание сфинкса относится, примерно, к IV тысячелетию до н.э. Важнейшие философские вопросы во все времена, как и теперь, были актуальны. Другое свидетельство древней египетской мысли – письмена на "страницах из камня". Они развертывают перед нами всю свою историю. Самые первые древние книги в мире написаны были на глиняных таблицах клинописными знаками. Таблички эти были обнаружены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, в его дворце, относящемся к VII в. до н. э. Нашли эти таблички уже в XIX в. археологи Великобритании. Такие же таблички были обнаружены и в архиве египетского фараона, который правил за 800 лет до царя Ашшурбанипала. Поначалу не было ни папирусов, ни фонетического письма, но священная тайнопись (идеография) уже существовала, ее охраняло жречество. Жреческая наука была записана в иероглифах на колоннах и стенах тайных склепов. Это было эзотерическое, тайное знание, скрытое от непосвященных. Позднее иероглифы использовались и для других записей, книги перешли в библиотеки храмов, фараонов. Кроме сфинкса до наших дней дошел еще один символ Египта. Это символ синтеза всех наук под именем бога - Osiris (Осирис). Осирис почитался как владыка разума, а. большая пирамида значила для людей отражение этого символа. Боги — Исида и Осирис — были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии. Скрытые в храмах жрецы хранили свою пауку, свои предания, древнюю “чистую” религию. Для народа же они создали легенду об Исиде и Осирисе. Исида, Осирис и их сын Горус были для древних египтян "святым семейством", в котором царили мир и согласие и которое время от времени становилось объектом нападения злых сил. Так, согласно мифологии, Осирис был растерзан, но затем чудесным образом воскрес при содействии сына Горуса. На воображение толпы старались воздействовать великолепием публичных, религиозных церемоний. Любовь к мифологии поддерживалась ярким изображением страданий богини Исиды, ее жалобами по поводу гибели се небесного супруга и надеждами, которые она возлагала на сына своего Горуса, "божественного посредника" между людьми и небесными силами. В то же время жрецы тщательно ограждали эзотерическую истину, она была недоступной для простого народа. Это было в интересах жрецов. Одновременно с распространением культа Исиды и Осириса в практическую жизнь и хозяйственную деятельность Егтпта включались обряды, исполнение которых было массовым и повсеместным. Прежде всего, это два основных культа: земледельческий и погребальный. В их основании лежала мифология. Мифологическое знание было достоянием храмового жречества, и культы оставались прерогативой жрецов. Земледельческий культ – это и культ бога Осириса, он освящал земледельческие работы. Их начинали с обряда: бога изображали в виде человеческой фигуры из посеянного зерна на слое земли. Землю посыпали на особую деревянную раму; а проросшие злаки создавали своеобразное "живое" изображение бога. Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса. Эти празднования устраивались по лунному календарю, длились 18 дней и включали в себя ритуальную пахоту и посев. Вторым очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней. Немного найдется на Земле народов, у которых до такой степени, как у египтян, был развит погребальный культ и связанное с ним представление о загробной жизни. Такие представления содержались в сакральной книге египтян – "Книге Мертвых". По ее представлениям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части человеческого существа: имя (Рен): душа (Ба), которая вылетала якобы из тела в виде птицы; и двойник человека (Ка)—ему отводилось главное место. Судьба Ка связана с судьбой тела. Ка не бессмертно, оно могло погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойника не снабдить всем необходимым. Кроме того, Ка могло быть съедено загробными чудовищами, если не защитить его магическими формулами. Поэтому мумия (или статуя покойного) снабжалась всем необходимым. Считалось, что в таком случае Ка надолго может пережить умершего человека. Согласно представлениям "Книги Мертвых", на страшном суде в загробном мире Осирис взвешивал сердце покойника на весах: на одной чаше — сердце, а на другой — богиня Правды. Осужденная душа пожиралась чудовищем. Так определялась судьба души. Представления о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в 180 главах “Книги Мертвых”, самой древней в мире книге. Это обширный сборник магических заупокойных формул. Они записывались на стенах гробниц фараонов; затем — на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты на папирусах и класть их на грудь мумии. Так и составилась эта знаменитая “Книга мертвых”. В текстах книги содержались своеобразные "подсказки" душе, когда она предстанет с отчетом за свои поступки в потустороннем мире на суде Осириса. Так, в 125-й главе говорится: “Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал... Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не отнял молоко у ребенка. Я не обижал раба. Я чист, чист, чист..." Однако “Книга мертвых” содержала и более глубокие тайны, скрытые от обыденного сознания. “Книга мертвых”— это книга египетских жрецов о странствиях души после смерти. В ней содержатся подробные описания искупительных страданий души "в области палящего огня" и об очищении ее астральной оболочки. В книге говорится о встрече души с "дурным кормчим", сидящим в лодке с повернутой назад головой, и с "добрым кормчим", смотрящим прямо в лицо. Наконец, - о ее появлении в суде перед сорока двумя земными судьями; о ее оправдании Тотом (богом смерти); о ее вступлении в свет Осириса и преображении в его лучах. Жреческая наука включала в состав тайного знания и астрономические представления о “семи сферах” планет. Согласно этим представлениям, в семи сферах планет происходило падение и восхождение душ. Семь сфер в космогонии древних египтян представали как семь ступеней в жизни души. Ближайшая сфера — Луна, управляющая рождениями и смертями. Она освобождала душу от тела и притягивала ее в сферу своего влияния. Затем Меркурий и Венера. Венера "проверяла" качество души человека и держала зеркало Любви, в котором души то забывали, то узнавали друг друга. Затем Солнце, Марс, Юпитер (который был носителем божественного Разума), Сатурн. Семи сферам соответствовали, по египетской космогонии, семь божеств. Верховный бог — Осирис, который якобы “высевал” зародыши душ человеческих. Они жили как легкие облака в царстве Сатурна, счастливые и беззаботные, но не сознающие своего счастья. Спускаясь из сферы в сферу, они облекались во все более тяжелые оболочки. В каждом воплощении они обретали новое телесное чувство, соответствующее обитаемой среде Их жизненная энергия увеличивалась; но по мере того, как они проникали в тела все более плотные, они теряли воспоминаниео своем небесном происхождении. Так совершалось падение душ, появившихся б божественном эфире. Все более и более "закованные" в материю, все более опьяненные жизнью, они низвергались, подобно огненному дождю, через области страдания, Любви и Смерти, в глубину "земной темницы". Из этой состояния божественная жизнь кажется сном. Египтяне полагали, что души могут умирать оттого, что не все из них способны вынести испытания материей. Душа — дочь небес, если в своей любви к материи она полностью потеряет воспоминание о своем происхождении, тогда таившаяся в ней божественная искра, способная превратиться в сияющую звезду, возвращается обратно в эфирное пространство, а душа рассеивается в вихрях грубой материи. Ее разрывают на части призраки чудовищ и животных посреди стонов и проклятий. Суд Осириса жесток по отношению к душам неисправимо злым инизким. Их мучение кончается лишь с их уничтожением, которое есть потеря всякого сознания. Вначале все души умерших людей пытаются дотянуться до лунной сферы, устремляются туда. Но многие сразу, сметенные вихрем, как стая птиц под напором ветра, падают обратно на землю. Другие, сильными движениями крыльев достигают высшей сферы, которая и увлекает их в своем вращении. Достигшие высшей небесной сферы души начинают узнаватьбожественный мир. Они знали его в снах и мечтах, а теперь и ясно сознают. Души светлеют, ибо хранят в себе божественное начало и излучают его. Души сияют подобно снопу искр. Но для того чтобы достичь этого, нужно желаниеподняться. И это желание надо было сохранить на протяжении всей своей жизни. Души устремлялись каждые в свои сферы, лишь немногие поднимались до самого Верховного Божества. Там же, где заканчивался их путь, все начиналось снова, и это существует вечно. Согласно философско-эзотерическим представлениям египтян, все числа имеют магическое значение: семь сфер подобны семи нотам лиры, заключающим в себе всю полноту музыки. Священным было и число три, символизирующее гармонию, равновесие и полноту: Бог представлялся как троичная Сущность, Разум, Сила и Материя; Дух, Душа и Тело; Свет, Слово и Жизнь. Сущность, явление и вещество — в этом сочетании заключалась закономерность тройственного единства, действующая во всей Вселенной. Семь сфер, семь планет символизировали семь различных состояний материи и духа. Семь миров солнечной системы – путь, по которому якобы каждый человек должен пройти в течение своей эволюции. Всеобщая семиричностьнашей Вселенной отражалась не только в семи нотах гаммы, а проявлялась также и в строении человека. Человек, учила эзотерика египтян, троичен по существу и семирнчеп по своей эволюции. Его семь компонентов – это физическое тело, жизненная сила, Ка — астральное тело, животная душа, разумная душа, духовная душа, божественный дух. Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к пониманию мира. Первый: “Внешнее подобно внутреннему: малое таков же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии”. Второй “Люди — смертные боги, а боги — смертные люди”. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладел ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить от злых и неразумных, чтобы они не смогли усвоить ее частично и сделать орудием разрушения. Ее следовало оберегать также от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем. Проявляться же она будет через дела посвященного в тайну Тогда знание станет силой, вера —мечом, а молчание —доспехами. Таково содержание вкратце “Книги Мертвых”, древнейшей книги человечества. Она хранила тайну идеи всеединства бытия: "Единая душа, великая душа все это зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением Вселенную". Древний голос вечности говорил людям: "Душа есть свет, закрытый покрывалом; когда за ним нет ухода, свет темнеет и гаснет, когда же он поддерживается — как светильня маслом—святой любовью, он разгорается в неугасимую лампаду". По египетскому, тайному учению, человек сознает в своей земной жизни лишь свою животную и свою рассудочную душу. Высшая часть его существа — духовная душа и божественный дух, существуют в нем в состоянии бессознательного зародыша и развиваются по окончании земной жизни, когда он сам становится Осирисом. В заключение заметим, что египтяне придавали большое значение процессу смерти вообще и ответственности души на ее пороге. Плутарх рассказывал, что египтяне во время пиршеств знатных особ вносили в зал мумию, как бы напоминая людям о бренности земных утех и необходимости работы души. Итак, древняяегипетскаяфилософскаямысль была, в основном, по своему содержанию эзотерической. На эзотерических представлениях строились концепции о Вселенной, человеке и познании мира. Но это лишь одна сторона философской мысли Древнего Египта. Date: 2015-09-18; view: 480; Нарушение авторских прав |