Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская философия
1.Генезис и специфика русской философии. В истории русской философии, как и в истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальной самобытности и времени возникновения отечественной философии. Предмет спора кратко можно сформулировать так: когда возникла русская философия как самостоятельное явление? Существует по крайней мере, две основных точки зрения относительно данной проблемы: - одни философы (В.В.Зеньковский, А.Ф.Лосев, Г.Г.Шпет) считают, что самостоятельная национальная русская мысль сложилась в России только во второй половине XVIII и начале XIX века. Особенный взлет пережила в30-40 годы ХIХ века – время «философское пробуждение России» миру (по словам Г.Флоровского). Именно тогда философия оформляется как самостоятельная область знаний, начинается ее преподавание. Философское пробуждение совпадает с общим подъемом культуры в России, с «золотым веком» русской культуры. - Другие (А.А.Галактионов, М.Н.Громов, П.Ф.Никандров) придерживаются противоположного мнения, относя начало русской философии к X-XI.в., непосредственно связывая ее истоки с принятием христианства. Последняя точка зрения становится все более популярной среди современных исследователей истории русской философии. На наш взгляд, в истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: -Период предфилософии (XI-XVIIв.в.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В религиозных и литературных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. К такого рода философствованию не подходит определение философии как научного знания. Как вид духовной деятельности она носила прежде всего нравственно-эстетический характер. Древнерусская философия – не сложившаяся теоретическая система, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка., содержащихся в памятниках культуры X-XVIIв.в. Второй период, собственно философский, наступает в XVIII столетии под влиянием и в результате проникновения идей западной философии, но и – впитав национальную духовную культуру предыдущих веков. Дальнейшее развитие русской философии происходило под сильным влиянием западных школ. Однако и в этот период своеобразного «ученичества» у западной философской традиции русская философия не была простым продолжением «чужих» традиций». Уже с XVIII века начинается история самобытной русской философии, первым представителем которой становится Григорий Сковорода –«русский Сократ». Таким образом, прежде чем занять свое особое место в мировой мысли, русская философия прошла долгий и противоречивый путь. С самого начала русская мысль испытывала влияние различных мировоззрений, но это не помешало ей в итоге выработать собственную философию, пропитанную национальным духом. n Первая характерная особенность русской философии вытекает из проблемы духовного наследия: русская философия, в отличие от западной, не имели своими корнями античную философию; отдельные редкие произведения античных авторов в переводе достигали пределов Руси; не способствовал этому и иной язык (большинство античных произведений сохранились на латинском языке). n Вторая особенность русской философии, во многом, обусловлена первой, заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В русской культуре происходит тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором роде, отсутствие безрелигиозной философии вообще. «Русская мысль, как отмечал В.В.Зеньковский, «всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли». Более того, философия в России часто претендовала на то место, которое традиционно занимала религия (роль духовного спасителя). Но,будучи в основе своей религиозной, русская философия (по крайней мере, наиболее яркая и известная ее часть) была, большей частью, внецерковна. Вообще, отношения религии и философии в России были достаточно проблемными. n Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождался темой человека, его судеб и путей, цели и смысла его жизни. Для русской философии человек- микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосмы. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е., постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек мыслится не как индивид, а как часть целого, интегрированная в это целое не благодаря собственной унифицированности, но благодаря наличию уникальных качеств, необходимых данному целому. Все это определяется русской философской категорией «соборность». Феномен соборности в той или иной степени, в различных интерпретациях, сквозной нитью проходит через философские концепции русских мыслителей. Через человека и во имя человека, во имя его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращались к социальным вопросам. Четвертая особенность русской философии – ее неразрывная связь с практикой, с жизненным опытом, с самой жизнью. Русская философия никогда не представала в виде абстрактных схем и теоретических положений, практически у всех русских мыслителей, даже у тех, которые были склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Это отразилось и на связи философии с литературой и публицистикой (известные высказывания: «русская литература затмила собой философию», «литература – и есть наша философия»). «Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики» - определяет А.Ф.Лосев. Это отразилось и в выборе языка, способного донести философские идеи для аудитории: русская философия, как правило, излагалась живым и образным языком, доступным для рядового читателя и слушатели; здесь нет научных понятий и терминов, мало используется понятийно-рациональный аппарат, это – «философия жизни» (в широком смысле), описывающая жизнь «жизненным» языком. Поэтому многие русские философы – литераторы, публицисты (и даже, иногда, в первую очередь, литераторы и публицисты- неакадемические философы). В произведениях русской литературной классики поднимаются и рассматриваются важнейшие философские темы. Глубокие и самобытные идеи как бы растворились в литературе. Русская художественная проза и поэзия являются подлинным кладезем русской философии. n Пятая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в этом слове, как писал Н.К.Михайловский, сливаются истина и справедливость. Правда заключается в некой синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, сколько нравственный образ действительности, духовную сущность бытия. Правда – это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании а в переживании. Правда для них – не только сфера разума, но и сердца. Русские мыслители, начиная от Иллариона до Соловьева и Флоренского – это искатели правды. Для русских философов «правда» - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия. n Шестой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем, вообще отсутствие некоторой системности. Русская философия афористична, образна, она как бы всегда не завершена. Русская философия – это скорее, постановка проблемы, акцент на нее (и здесь русские философы, с их «свободным ясновидением сердца» имели значительные результаты: известно, что выдающийся немецкий философ Ф.Ницше считал своим учителем Ф.Достоевского), чем решение данной проблемы.
Date: 2015-09-18; view: 578; Нарушение авторских прав |