Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия в советский и постсоветский период
В ХХ веке русская философия переживала кризис, который был скорее, не внутреннего происхождения, а проистекал из внешних обстоятельств: смена власти в России, установление советского строя, единой коммунистической (в сталинской интерпретации) терминологии привели застою в развитии философии. Уже в 20-е годы ХХ века по указанию В.Ленина на «философском пароходе» были изгнаны наиболее известные и оригинальные русские мыслители, другие позже репрессированы. Преподавание философии было запрещено, «железный занавес» скрыл достижения западноевропейской и мировой философской мысли, не вписывавшиеся, или, даже, противоречащих окружающей советской действительности. Догматизация и идеологизация философии нанесла непоправимый урон развитию гуманитарной мысли в России. Русские философские традиции продолжали развиваться в Русском Зарубежье, а в самой России – разрабатывались только отдельные направления в философии (например, проблемы в области философии науки и логики), философские открытия и прозрения здесь случались, но, скорее, вопреки системе: иедеи М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова и др. Постсоветский период отмечен бурным развитием различных философских идей и направлений. Лекция 7. Современная западная философия.
Духовная ситуация современности. Новые типы философствования. Начало XX века – новый переломный момент в духовном (а также – экономическом, политическом, социальном) развитии мировой человеческой цивилизации, кардинальное изменение мировоззрения и мировосприятия человека. Связано это, прежде всего, с тем, что человеческая цивилизация становится действительно мировой, в которой все ее составные части, элементы оказываются теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Начало новейшей цивилизации - «второе осевое время» (по Ясперсу), в которое существовавшие прежде «перегородки» - между государствами, культурами, отдельными цивилизациями (Востоком, Западом, Россией) рушатся, и формируется глобальное человеческое сообщество. Происходит это не эволюционным, а, скорее, революционным путем: современная цивилизация формируется в кризисное время, в результате и во время разразившегося в первой половине ХХ века масштабного кризиса, затронувшего все сферы общественной жизни, саму предыдущую культуру – культуру Нового времени, из недр (и в то же время, из противоречия) которой возникает современная культура и философия. Это – кризис политический, вылившийся в мировые войны и революции первой половины ХХ века; кризис экономический, связанный со структурной перестройкой мировой экономики и вступлением в новую стадию развития капитализма; кризис социальный, связанный со становлением «массового общества», кризис и обновление культуры, особенно иррациональных ее составляющих (искусства, религии), возникновение культуры модерна; и наконец, это – прежде всего, мировоззренческий кризис, кризис старой системы ценностей и старой парадигмы отношений человека с миром. Отдельные черты обозначенных кризисов наблюдаются уже в начале ХХ века, особенно – в годы первой мировой войны; апогеем кризиса стала вторая мировая война, в промежутке между этими событиями происходит смена мировоззренческой парадигмы, определившее переход на новую ступень истории, конец Нового и начало Новейшего времени. Ситуацию начала Новейшего времени, современной цивилизации, можно сравнить с ситуацией эпохи Возрождения, когда менялась мировоззренческая парадигма (средневековая парадигма «человек-Бог» заменялась на парадигму нового времени: «человек –природа-общество», вера в Бога уступила место вере в человеческий разум и его возможности). Но по интенсивности, накалу событий эти ситуации несравнимы: средневековое мировоззрение менялось постепенно (в течении почти двухсот лет- эпоха Возрождения), мировоззрение же современного человека складывалось во время непосредственно кризиса, «впитало» его в себя. Как бы разом все основы человеческой жизни разрушились, сокрушилась старая вера, были отвергнуты старые ценности и принципы жизни (принципы жизни человека Нового времени), а взамен их - не возникло ничего нового. Человек оказался на грани, за которой - ничего, или нечто, но неизвестное. Не на что опереться, не во что верить – ситуация на грани самоубийства- физического, духовного, самоубийства индивида или человечества в целом (мотив самоубийства становится одним из самых популярных в культуре новейшего времени). Новые мировоззренческие принципы, новые ценности «выпестовывались» трудно, можно сказать, «лихорадочно» -ведь от этого зависело духовное, и даже физическое выживание человечества и каждого конкретного человека. Итак, каковы же эти принципиальные установки и важнейшие слагающие современности? Вот они: n критика права науки на приоритет перед иными формами культуры, критика разума и рационализма, обращение к иррациональным сторонам человеческой психики, как и связанным с ними формами культуры; n наряду с этим – сциентизм, исследование новых возможностей науки, определение новых принципов в наук; это приводит к созданию неклассической науки; особенный интерес в философии – к проблеме языка; n акцент на субъект-субъектный подход в познании и бытии, который заменяет субъект-объектный, практиковавшийся в Новое время; n бурный рост переживает философская антропология в широком смысле, как масштабное учение о человеке; особый интерес – к «темным», иррациональным сторонам человеческой психики; n развивается гуманитарное знание; гуманитарные науки «отмеживаются» от естественно-математических принципов, определяя собственные установки; n особое звучание в философии и культуре в целом получает тема свободы в рамках взаимоотношений человека и общества; n формируется неклассическая (или постклассическая) культура, в частности, искусство, для которой характерно смешение принципов добра и зла, красоты и уродства, взаимнопротиворечащих ценностей, синтез всего и вся.
Философия постклассической эпохи осмысливает (и во многом, определила) эти принципы, способствовав формированию мировоззрения современного человека, современной «картины мира». Основные философские направления современной эпохи: - позитивизм; - философия жизни; - экзистенциализм; - психоанализ; - феноменология; - герменевтика. - неотомизм. Date: 2015-09-18; view: 773; Нарушение авторских прав |