Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия в советский и постсоветский период





Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ХХ веке русская философия переживала кризис, который был скорее, не внутреннего происхождения, а проистекал из внешних обстоятельств: смена власти в России, установление советского строя, единой коммунистической ( в сталинской интерпретации) терминологии привели застою в развитии философии. Уже в 20-е годы ХХ века по указанию В.Ленина на «философском пароходе» были изгнаны наиболее известные и оригинальные русские мыслители, другие позже репрессированы. Преподавание философии было запрещено, «железный занавес» скрыл достижения западноевропейской и мировой философской мысли, не вписывавшиеся , или, даже, противоречащих окружающей советской действительности. Догматизация и идеологизация философии нанесла непоправимый урон развитию гуманитарной мысли в России.

Русские философские традиции продолжали развиваться в Русском Зарубежье, а в самой России – разрабатывались только отдельные направления в философии (например, проблемы в области философии науки и логики), философские открытия и прозрения здесь случались, но , скорее, вопреки системе: иедеи М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова и др. Постсоветский период отмечен бурным развитием различных философских идей и направлений.

Лекция 7.

Современная западная философия.

 

Духовная ситуация современности. Новые типы философствования.

Начало XX века – новый переломный момент в духовном (а также – экономическом, политическом, социальном) развитии мировой человеческой цивилизации, кардинальное изменение мировоззрения и мировосприятия человека. Связано это, прежде всего, с тем, что человеческая цивилизация становится действительно мировой, в которой все ее составные части, элементы оказываются теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Начало новейшей цивилизации - «второе осевое время» (по Ясперсу), в которое существовавшие прежде «перегородки» - между государствами, культурами, отдельными цивилизациями (Востоком, Западом, Россией) рушатся, и формируется глобальное человеческое сообщество.

Происходит это не эволюционным, а, скорее, революционным путем: современная цивилизация формируется в кризисное время, в результате и во время разразившегося в первой половине ХХ века масштабного кризиса, затронувшего все сферы общественной жизни, саму предыдущую культуру – культуру Нового времени, из недр (и в то же время, из противоречия) которой возникает современная культура и философия. Это – кризис политический, вылившийся в мировые войны и революции первой половины ХХ века; кризис экономический, связанный со структурной перестройкой мировой экономики и вступлением в новую стадию развития капитализма; кризис социальный, связанный со становлением «массового общества», кризис и обновление культуры, особенно иррациональных ее составляющих (искусства, религии), возникновение культуры модерна; и наконец, это – прежде всего, мировоззренческий кризис, кризис старой системы ценностей и старой парадигмы отношений человека с миром. Отдельные черты обозначенных кризисов наблюдаются уже в начале ХХ века, особенно – в годы первой мировой войны; апогеем кризиса стала вторая мировая война, в промежутке между этими событиями происходит смена мировоззренческой парадигмы, определившее переход на новую ступень истории, конец Нового и начало Новейшего времени.

Ситуацию начала Новейшего времени, современной цивилизации, можно сравнить с ситуацией эпохи Возрождения, когда менялась мировоззренческая парадигма ( средневековая парадигма «человек-Бог» заменялась на парадигму нового времени: «человек –природа-общество», вера в Бога уступила место вере в человеческий разум и его возможности). Но по интенсивности, накалу событий эти ситуации несравнимы: средневековое мировоззрение менялось постепенно ( в течении почти двухсот лет- эпоха Возрождения), мировоззрение же современного человека складывалось во время непосредственно кризиса, «впитало» его в себя. Как бы разом все основы человеческой жизни разрушились, сокрушилась старая вера, были отвергнуты старые ценности и принципы жизни (принципы жизни человека Нового времени), а взамен их - не возникло ничего нового. Человек оказался на грани, за которой - ничего, или нечто, но неизвестное. Не на что опереться, не во что верить – ситуация на грани самоубийства- физического, духовного, самоубийства индивида или человечества в целом (мотив самоубийства становится одним из самых популярных в культуре новейшего времени).

Новые мировоззренческие принципы, новые ценности «выпестовывались» трудно, можно сказать, «лихорадочно» -ведь от этого зависело духовное, и даже физическое выживание человечества и каждого конкретного человека.

Итак, каковы же эти принципиальные установки и важнейшие слагающие современности? Вот они:

n критика права науки на приоритет перед иными формами культуры, критика разума и рационализма, обращение к иррациональным сторонам человеческой психики, как и связанным с ними формами культуры;

n наряду с этим – сциентизм, исследование новых возможностей науки, определение новых принципов в наук; это приводит к созданию неклассической науки; особенный интерес в философии – к проблеме языка;



n акцент на субъект-субъектный подход в познании и бытии, который заменяет субъект-объектный, практиковавшийся в Новое время ;

n бурный рост переживает философская антропология в широком смысле, как масштабное учение о человеке; особый интерес – к «темным», иррациональным сторонам человеческой психики;

n развивается гуманитарное знание; гуманитарные науки «отмеживаются» от естественно-математических принципов, определяя собственные установки;

n особое звучание в философии и культуре в целом получает тема свободы в рамках взаимоотношений человека и общества;

n формируется неклассическая (или постклассическая) культура, в частности, искусство, для которой характерно смешение принципов добра и зла, красоты и уродства, взаимнопротиворечащих ценностей, синтез всего и вся.

 

Философия постклассической эпохи осмысливает (и во многом, определила) эти принципы, способствовав формированию мировоззрения современного человека, современной «картины мира».

Основные философские направления современной эпохи:

- позитивизм ;

- философия жизни;

- экзистенциализм;

- психоанализ;

- феноменология;

- герменевтика.

- неотомизм.







Date: 2015-09-18; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию