Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философская мысль Средневековья (X-XVII вв.) и Просвещения (XVIIIв.)





Один из первых философов средневековья митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси, асценивая принятие христианства как высшую благодать. («Слово о законе и благодати», XI в.). Илларион стремился представит картину мировой истории в развитии, выделяя три исторические стадии: языческую, иудейскую, христианскую.

Философские идеи звучат и в других произведениях средневековых русских авторов: Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника, Максима Грека. Широкую известность в Средние века получает доктрина монаха Филофея «Москва- третий Рим», а также переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского , отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности : абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной. Русскую философскую мысль этого периода уже отличает тяга к изучению духовного мира человека. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место , также, занимает моральнол-назидательная тематика. («Домострой» Сильвестра, сочинения Саровского и Волоцкого). Философские идеи обозначаются и в произведениях художественно-изобразительного творчества («Троица» А.Рублева).

Заметное влияние на характер русского философствования и русской духовности, в целом, оказал исихазм, сущность которого заключалась в том, что это есть особый тип христианского мистического мировоззрения, дающий религиозно-философское обоснование духовно-практической деятельности в аскезе, уединении, безмолвной молитве, которые сближают человека с трансцендентным.

Преобразования Петра I придали развитию российского общества особый динамизм. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее монополия на идеология. Зародилась светская культура.

В этот период философия приобретает свой предмет исследования и освобождается от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин», данные естественных наук. Научно-философские идеи разрабатывались в кружке Феофана Прокоповича (называемом «ученой дружиной» Петра I), в котрый входили В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, И.Ю.Трубецкой и др.



Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М.Ломоносов и А.Радищев. Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет молекулярно-атомное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном , колебательном и поступательном движении.

Радищев, развивая свои материалистические идеи, сравнивал природу в лестницей веществ, вершиной которой является мыслящий человек, мозг и не5рвная система которого составляет основу сознания.

Общим для социально-философских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительский характер. Однако взгляды Радищева отличались большим радикализмом. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий факторы, резко критиковал крепостное право и абсолютизм.

Патриархально-консервативное направление представлял М.М.Щербатов, религиозно-просветительское – Тихон Задонский, митрополит Платон и др., этико-философское направление - Г.Сковорода.

3.Русская философия XIX –начала XX в.в.

 

Основные философские направления этого периода:

-Западники и славянофилы.

Являлись первыми представителями «органической русской философии».

К западникам относятся П.Л.Чаадаев, А.Л.Герцен, Т.М.Грановский, Н.Г.Чернышевский, В.П.Боткин и др. Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с западом, использования опыта его развития для процветания России.

Особое место в русской философии занимает П.Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX века, положивший начало идеям западников, как и спору их со славянофилами. В основе его философии – идея высшего смысла в истории (провиденциализм) и осмысление судьбы России.. Чаадаев, признавая и критикуя отсталость России , видел в самой ее отсталости высший смысл: предназначением России, по его мнению, является выполнение великой миссии»всечеловеческого дела»: дать решение задач, стоящих перед всем миром. Вопрос о сближении с Западом Росси Чаадаев рассматривал в плане обновления и Запада, и России, причем начало этому должно положить обновление и синтез религий- православия и католичества.

 

В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия , рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофилов лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви.

Наиболее полно эта основа раскрыта А.Хомяковым. Церковь он воспринимает как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей. Все это вкладывается Хомяковым в понятие «соборность», ставшее одной из основных категорий русской философии. Соборность толкуется им как «единство во множестве», в котором моно выделить составляющие элементы. Соборность, не уничтожает, а сохраняет автономность Я, это есть – «органическое всеединство».



Хомяков рассматривает судьбу России в ином ракурсе, чем Чаадаев: она не отстает от Запада, Россия просто иная, чем Запад, более того, это ее качественное различие- не зло, а благо для России. Задача России – идти своим путем, опираясь на свои ценности , главными из которых являются самодержавие и православия. В рамках философии истории Хомяков противопоставляет два типа цивилизации, называемых им «кушитской» и «иранской», основное различие между ними - в отношении к категориям свободы и необходимости. Хомяков рассматривает, также, отношения разума и чувства, считая, что наиболее адекватное познание и бытие возможно при «разумеющей воле» и «волящем разуме» - благотворном синтезе рациональной и иррациональной сторон человеческой психики.

Славянофильство в своем развитии пережило ряд этапов, оставаясь верным важнейшим своим принципов, но при этом дополняя их новым содержанием. Первые славянофилы – либералы, поздние славянофилы – «почвенники» (Ф.Данилевский, К.Леонтьев, Н.Страхов) придерживались консервативной позиции. На позициях почвенничества находился и Ф.Достоевский .

Славянофильские (или близкие к ним) позиции можно обнаружить во взглядах многих русских философов начала ХХ века, под их непосредственным влиянием формируется евразийское направление в русской философии Серебряного века. Историкософская тема, тема судьбы России со времен Чаадаева становится одной из самых популярных и значимых в русской философии

 






Date: 2015-09-18; view: 193; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию