Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия европейского Просвещения





Если философия начала Нового времени – утро рационализма, то эпоха Просвещения входит в культуру как торжество рацилонализма, завершение идей, которые появились в эпоху возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII в.в.. Просвещение – эпоха безудержной гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение высшего расцвета достигло во Франции и получило распространение во всех странах Европы. Концептуально Просвещение углубляет и развивает идеи философии раннего нового времени, хотя намечается и некоторое их противостояние; философия просвещения формулирует и новые идеи, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительность и недостаточную связь с наукой и практикой. Особенно радикально ставится вопрос о месте религии в культуре. Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение нередко принимало форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научит их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Ж.Д, Аламбер, Д.Дидро, П.Гольбах,, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, во Франции, А.Смит, А.Шефстбери в Англии, Г.Лессинг в Германии. Решению просветительских задач было посвящено издание «Энциклопедии» Дидро и Д,Аламбером с участием известных философов, экономистов, естествоиспытателей.

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения – «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологии Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике.

Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религии, пропаганда религиозной терпимости пантеизма и деизма.

Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных истин. Разум – возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину. Возвышая разум, философы просвещения ставили его в зависимость от опыта: в конечном итоге он контролируется опытом, и поэтому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине.. Это поднимает статус науки и образования в культуре, поскольку именно наука и образование учат критически мыслить, не принимая ничего на веру.

По мнению просветителей, все, что человек думает, делает, чувствует, все, во что верит, может быть осмысленно разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

Социальный прогресс просветители видели в распространении знания, науки, образовании населения. Особое внимание, как они полагали, необходимо уделять просвещению правителей, наделенных реальной властью. (Так, идея «просвещенного правителя» активно культивировалась Вольтером, переписывавшимся, в том числе, с Екатериной II, придерживающейся имиджа «просвещенной императрицы».)

Одна из интересных социальных концепций представлена в философии Ж.Ж.Руссо – одного из самых популярных мыслителей Франции накануне Великой Французской буржуазной революции. Как отмечает Б.Рассел, его произведение «Общественный договор» стало «библией» французских революционеров.

Центральный мотив творчества Руссо- проблема социального неравенства и пути ее преодоления. Философ критикует современную европейскую цивилизацию как цивилизацию неравенства. Руссо критикует также и всю европейскую культуру, так как, по его мнению, развитие науки и техники не способствовало совершенствованию нравов. Развитие культуры создает «искусственные потребности», удовлетворение которых имеет весьма спорный характер. «наука и добродетель несовместимы№, по мнению Руссо. Человек стремится казаться не тем, чем он является в действительности. Между тем, «человек, по натуре – добр и дикарь» и только общество делает (продуцируя излишние потребности) его плохим. Главное зло в обществе – имущественное неравенство, причиной которого является частная собственность. В общественном договоре», продолжая иеди Гоббса, Руссо, в то же время, по иному осмысливает причину возникновения государства: государство создали собственники, чтобы защищать свою собственность. Естественное состояние человека – это не «война всех против всех», а некое идиллическое состояние всеобщего социально равенства и гармонии с природой. Это и есть, по Руссо – выражение свободы человека.

Между тем, в современном обществе - «человек везде в оковах». Руссо предлагал «пересмотреть» общественный договор. «Единственным правителем общества на основании общественного договора может лишь народ. Но при этом философ подчеркивал, что «общественный договор дает государству абсолютную власть» и «силами государства управляет «общая воля», которая руководствуется лишь общими интересами и отличается от «воли всех», учитывающей частные интересы». Таким образом, во главу угла своей социально-политической концепции Руссо ставит принцип равенства, а не принцип свободы, как Дж.Локк. В результате, для него демократия – власть народа: чем больше государство выражает общенародные интересы, тем более это государство можно считать демократичным и прогрессивным.

Философия Руссо критикует современное общества с рациональных позиций, в основу программы социального переустройства философа также лежит рациональный подход, но здесь разум напрямую связывается с моралью, а она, в свою очередь, выражая общее, ложится в основание государства и права.

 

Date: 2015-09-18; view: 704; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию