Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизм





Позитивизм – сложное неоднородное иедейно-политическое течение, сложившееся в Европе в первой половине XIX века. Его возникновение вязано сбурным развитием науки и техники. Он оказал значительное влияние на социокультурные трансформации как в науке, та и в социальной практике.

В истории философии выделяют:

- классический позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Миль);

- эмпириокритицизм или махизм (Э.Мах, Р.Авенариус);

- неопозитивизм (Р.Карнап, М.Шлик, О.Нейрат, Л.Витгенштейн, Г.Рейхенбах, Б.Рассел);

- постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).

Позитивисты продолжили традиции Просвещения, сведя сферу разума преимущественно к научному разуму. Различные варианты нео- и постпозитивизма, стремясь найти точный смысл научности, редуцировали научный разум к наиболее развитым областям физико-математического знания. Позитивистское направление мысли стало носителем сциентистских ценностей, способствовало наступлению индустриальной цивилизации, тому, что идеи науки не только проникли в различные сферы промышленности, но и стали в определенной мере образом жизни.

Позитивизм зародился в 30-е годы XIX века. Основное положение – «наука описывает факты» и «наука сама себе философия», призыв отказаться от метафизики и сосредоточить внимание философии на методологии науки. Но позитивизм был ориентирован первоначально не столько на решение гносеологических проблем, сколько на преобразование общества: О.Конт стал основателем «социальную физики», или социологии.

Основоположники «второго позитивизма», или эмпириокритицизма продолжили общепозитивистскую эмпирическую методологию, усилив роль «экономного» описания реальности, которая сводилась к совокупности элементов мира или данных ощущений. По мнению Маха и Авенариуса,, мир дан как опыт, который нуждается в очищении с помощью «принципа наименьшей силы», или «экономии мышления» - сведения неизвестного к известному, частного к общему.

Неопозитивисты продолжили критику оснований классической науки, обратив особое внимание на соотношение языка наблюдений и языка теории. Как самостоятельное учение неопозитивизм оформился в20-е годы ХХ века, под различными названиями: логический атомизм, логический позитивизм, логический эмпиризм, и, наконец, аналитическая философия.. в рамках неопозитивизма развивались и другие течения, такие, как «философия науки», лингвистическая философия, операционализм. Базисные идеи разрабатывали представители «Венского кружка» (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Франк, К.Гедель), «Берлинского общества эмпирической философии (Г.Рейхенбах). Основополагающими для формирования и дальнейшего развития неопозитивизма стали идеи Б.Рассела и Л.Витгенштейна.

Для неопозитивизма философия не имеет своего предмета, она есть деятельность, анализирующая язык, чтобы выяснить смысл понятий, какие понятия содержательны, а какие – нет, отделение истинных научных положений, от ложных. Неопозитивисты вводят понятие «атомарных фактов», обозначающее отношения между восприятиями, отсюда выводится положение: «Реально то, что наблюдаемо». Неопозитивизм вводит и «принцип терпимости»: все теории, какими бы противоречивыми они не были, имеют право на существование. Истиной считается теория,, которая соотносится с чувственными данными («атомарными фактами»), т.е. верифицируется.

Представители аналитической философии исследовали язык, научный и обыденный, связь языка с поведением людей.

Актуальные для науки своего времени методы эмпиризма и верификации для установления значения научных терминов привели к появлению влиятельной постпозитивиской традиции в философии, представленной такими философами и методологами науки, как Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабнд..

Постпозитивизм значительно расширил исследовательское поле: стал анализировать науку в контексте истории, дополнил принцип верификации принципом фальсификации (Поппер), ввел идею парадигмы (Кун) и принцип пролиферации (Фейерабенд).

Согласно принципу фальсификации, истинность научной теории не всегда можно доказать, следовательно, ее надо проверить на принцип опровержения (фальсификации). Согласно К.Попперу, наука движется не от одних истинных теорий к другим, более истинным, а от одних правдоподобных теорий к другим. Научных теорий в строгом смысле нет, есть более или мене работающие гипотезы. Движение познания предстает как переход от проблемы к проблеме. Знания, принципиально неопровержимые, нельзя считать научными (например, знание о Боге). Свою позицию Поппер квалифицировал как «критический рационализм».

Пытаясь найти прочный фундамент для построения концепции развивающегося научного знания, Т.Кун в работе «Структура научных революций» делит науку на нормальную и революционную и вводит термин «парадигма». Парадигмы представляют собой совокупность идей, методов и образцов решения проблемы, принимаемых научным сообществом на определенном этапе его развития. Ядром парадигмы выступает группа фундаментальных законов, которыми обосновываются онтологические интерпретации. Период господства одной парадигмы Кун называет периодом нормальной науки, который сменятся революцией и поиском новой парадигмы. Революции – следствие накопления кризиса, аномалий, встречи с факторами, не укладывающимися в рамки прежней парадигмы. Между парадигмами нет логического перехода. Просто ученые оставляют старую парадигму, поскольку она не справляется с аномалиями, и осваивают новую.

Историческую модель развития научного знания отстаивали и другие представители этого направления – С.Тулмин и И.Лакатос. Так, Лакатос представляет развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. По его мнению, процесс изменения в развитии исторического знания представляет непрерывную смену научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса включает в себя противоположные процессы: негативную эвристику, которая учит, как надо сохранять основные положения и постулаты программ при столкновении с противоречащими им фактами. Противоположным процессом, входящим в методологию исследовательских программ, является позитивная эвристика, которая учит как совершенствовать и конкретизировать теории, формируемые на основе данной программы, каким испытаниям следует подвергать принятые положения.

Еще дальше, чем Поппер и Кун в критике традиционной трактовки научной теории и метода пошел другой американский методолог науки Фейерабенд, который отверг идею о наличии всеобщих правил научного метода, заменив ее утверждением «в науке годится все, что подходит». В основе такого утверждения лежит тезис о несоизмеримости идей. По мнению философа, любой метод, любая норма науки, со временем будет заменена другой. Отсюда призыв к «умножению методов», чтобы «победил» наиболее успешный из них («методологический анархизм»). Надо сказать, Фейерабенд, крайне критично оценивает и саму науку, и рациональное познание, развенчивая право разума и науки на приоритет перед иррациональными формами культуры, например, религией. По его мнению, ученые, мало чем отличаются от священнослужителей, а наука, разум и построенная на их основе цивилизация – цивилизация европейского образца -необоснованно, и только благодаря силе, добивались преимущества перед иррациональными сторонами психики, иррациональными формами культуры и иными цивилизациями, отличными от европейской.

Постпозитивисты, выступая с ревизией неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки, тем не менее, сохраняют общую связь с установками позитивизма: процедура анализа; традиционные философские вопросы переводятся в сферу языка.

 

Date: 2015-09-18; view: 650; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию