Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. При подготовке к первому вопросу семинарского занятия надо обратить внимание на следующие моменты





 

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия надо обратить внимание на следующие моменты.

1. Религия как явление культуры издавна волновало человечество. В течение длительного времени осуществлялись попытки объяснить, что же представляет собой религия и каковы ее сущностные характеристики. В целях систематизации полученного знания можно выделить несколько групп кон­цепций: теологические, философские, социологические, биологические, психологические, мифолого-лингвистические и др.

Каждая область знания обладала своей методологией подхода к объ­яснению феномена религии. Для теологического подхода к ре­лигии характерно истолкование ее как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом.

В философии религии ее происхождение и влияние на чело­веческую жизнь выводится на основе абстрактно-логических схем: деизм истолковывает Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройство Вселенной; пантеизм растворяет Бога в природе и культуре.

В материалистических концепциях религия — это че­ловеческий продукт, следствие и форма отчуждения чело­веком своей сущности. Возникновение религии связывается с бес­помощностью и невежеством первобытного человека, пол­ностью зависимого от стихийных сил природы. А раз религия как социокультурное явление имеет историческую природу, то, следовательно, она является порождением не вечных, а пре­ходящих социальных условий.

При социологическом подходе к изучению феномена религии акцент ставится на ее социальном значении: религия представляет интерес лишь как особый вид мотивации социального поведения людей.

С точки зрения психологии религии она является составной частью внутренней эмоционально-волевой и духовной жизни религиозной личности.

В рамках культурологических концепций ключевым является аспект способности религии вырабатывать, хранить и пере­давать человеческие ценности от поколения к поколению.

2. В соответствии с содержанием религиозного сознания развер­тывается определенная деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации — в них сознание объ­ективируется.

Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действи­тельности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функци­онирование с помощью религиозной лексики.

Интегративной чертой религиозного сознания является рели­гиозная вера. Предметом религиозной веры является сверхъ­естественное.

В рамках религии развертывается соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и ор­ганизаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, научная и др.

Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляют: разработка рели­гиоз­ных идей, сочинение богословских произведений и др. Практическую внекультовую деятельность составляют: производство средств религиозного культа, миссионерство, религиозная пропаганда в СМИ, в семье и других контактных группах и др. Как правило, во внекультовую деятель­ность в боль­­шей или меньшей степени проникают и элементы культа.

Важнейший вид религиозной деятельности — культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, нормами, идеалами, выраженными в об­рядах. Обряд — это совокупность стереотипных действий, уста­навливаемых обычаем или традицией определенной социальной общности. Религиозный культ базируется на вере в возможность установить определенные взаимоотношения между человеком и пред­метом его веры.

Религиозная организация возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов. Важнейшей целью рели­гиозных организаций является нормативное воздействие на своих членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Основными типами религиозных орга­низаций являются: церковь, секта, деноминация.

3. Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в об­­щест­ве. Можно выделить такие функции религии как миро­воззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регуля­тивную, культуротранслирующую и другие.

В процессе подготовки ответа на второй вопрос, требующий знания по типологиям религии, обратите внимание на следующие аспекты.

1. Эволюционное развитие общества сопровождалось и фор­ми­рованием религии как органичной сферы человеческой жизни, его культуры. Назовем примитивные и архаичные формы религии:

тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы;

магия — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий можно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении;

фетишизм — вера в то, что носителями таинственной силы воз­действия являются некоторые конкретные предметы — фетиши;

анимизм — вера в существование души и духов.

Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Они возникли и были господ­ствующими в первобытном обществе, но сох­раняются они на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные их проявления обнаруживаются во всех последующих религиозных системах и в сознании людей.

2. На этапе возникновения государственности зависимость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций общины дополняется формами государственно-правового принуждения. Культовая деятельность становится специ­ализированной, начинают формироваться религиозные организации. К числу такого рода религий относятся: религии Древнего Египта и Месопотамии, индуизм, религии Древнего Китая, даосизм, конфуцианство, религии Древней Греции и Древнего Рима, иудаизм.

Формирование государств означало становление наци­онально-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежностью к данному государству.

3. К настоящему времени мир религиозной культуры насчитывает три мировых религии и множество религиозных течений и на­правлений. К числу мировых религий относятся:

буддизм — самая древняя мировая религия, возникла в VI веке до н.э. в Индии, в настоящее время насчитывает около 700 мил­лионов последователей; основателем буддизма является Сид­дхартха Гаутама;

христианство — в настоящее время насчитывает около 1,5 мил­лиарда последователей, возникло в 1 в. н.э. Христи­анство — это собирательный термин для характеристики трех основных на­правлений: православия, католицизма и протес­тантизма. В центре христианства находится образ бого­человека — Иисуса Христа, который своей смертью снял с че­­ловечества его грехи и тем самым примирил человеческий род с Бо­­гом. А своим воскресением от открыл для тех, кто в не­го уверовал, путь к воссоединению с Богом в Бо­жественном царстве. Священной книгой христиан является Библия, состоящая из двух частей — Ветхого и Нового заветов;

ислам — вторая по числу последователей мировая религия, его исповедуют около 860 млн человек, возник в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове; возникновение и перво­начальное распространение связано с именем пророка Мухаммеда; главной «священной книгой» является Коран. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания.

4. Фундаментализм — это направление религиозной мысли, которое выступает за возвращение к глубинным основам доктрины, это религиозно-культурная установка, направленная на пере­осмыс­ление утраченной, но чрезвычайно значимой традиции. Фундамен­тализм бывает: евангельский, исламский, православный.

Прямо противоположным явлением считается религиозный модернизм. Под религиозным модернизмом понимается философско-мировоз­зренческое течение в рамках той или иной религии, которое отражает необходимость ее изменения и развития. Будучи одним из видов приспособления религии и церкви к новым социальным условиям, изменившейся духовной об­становке, религиозный мо­дер­низм выражает тенденцию обновления религиозной жизни.

В третьем вопросе, касающемся соотношения и взаимо­действия религиозного и светского начал в культуре, следует обратить внимание на разные аспекты дихотомии «сакральное (священное)–светское». Эти понятия отражают противо­положные способы регуляции духовной жизни и социального поведения. Сакральное выделяется из общекультурного своим особым статусом и ролью ценностных принципов, некоторые из них возводятся в разряд высших. Для светского начала характерна большая условность и рас­плывчатость. Самую значительную роль играют общественные принципы, связанные с законами, изменение которых сопровождается сложной процедурой. Нормативные и ценностные критерии светского подвержены преобразованиям и интерпретациям в соответствии с дина­микой общества в целом или социально-классовым интересам.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация — это процесс вовлечения в сферу религиоз­ного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждой культуре процесс сакрализации имеет свои особенности.

Секуляризация — это противоположный процесс, который выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Назовите основные подходы к определению религии.

2. Какова структура религии?

3. В чем сущность религиозной веры?

4. Что такое религиозный культ?

5. Что такое религиозный символ, догмат, канон?

6. Приведите известные вам классификации религии.

7. В чем сущность идеи религиозного спасения?

8. Как трансформируется идея спасения в буддизме, христианстве, исламе?

9. Что представляет собой церковь как социокультурный институт?

10. Определите и соотнесите смысл понятий «сакраль­ное» и «мир­ское»?

11. В чем заключается полифункциональность религии?

12. Охарактеризуйте взаимодействие религии и искусства.

13. Охарактеризуйте взаимодействие религии и морали.

14. Проанализируйте взаимоотношения между религией и наукой.

15. Раскройте особенности динамики религиозной культуры.

16. Что такое экуменическое движение?

17. В чем специфика религиозной картины мира?

18. В чем состоит специфика культурологического изучения религии?

19. Раскройте понятия «фундаментализм», «тради­ционализм» и «модернизм».

 

Date: 2015-09-03; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию