Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. При подготовке к первому вопросу семинарского занятия надо обратить внимание на следующие моменты
При подготовке к первому вопросу семинарского занятия надо обратить внимание на следующие моменты. 1. Религия как явление культуры издавна волновало человечество. В течение длительного времени осуществлялись попытки объяснить, что же представляет собой религия и каковы ее сущностные характеристики. В целях систематизации полученного знания можно выделить несколько групп концепций: теологические, философские, социологические, биологические, психологические, мифолого-лингвистические и др. Каждая область знания обладала своей методологией подхода к объяснению феномена религии. Для теологического подхода к религии характерно истолкование ее как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. В философии религии ее происхождение и влияние на человеческую жизнь выводится на основе абстрактно-логических схем: деизм истолковывает Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройство Вселенной; пантеизм растворяет Бога в природе и культуре. В материалистических концепциях религия — это человеческий продукт, следствие и форма отчуждения человеком своей сущности. Возникновение религии связывается с беспомощностью и невежеством первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы. А раз религия как социокультурное явление имеет историческую природу, то, следовательно, она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий. При социологическом подходе к изучению феномена религии акцент ставится на ее социальном значении: религия представляет интерес лишь как особый вид мотивации социального поведения людей. С точки зрения психологии религии она является составной частью внутренней эмоционально-волевой и духовной жизни религиозной личности. В рамках культурологических концепций ключевым является аспект способности религии вырабатывать, хранить и передавать человеческие ценности от поколения к поколению. 2. В соответствии с содержанием религиозного сознания развертывается определенная деятельность, складываются отношения, формируются институты и организации — в них сознание объективируется. Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики. Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Предметом религиозной веры является сверхъестественное. В рамках религии развертывается соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, научная и др. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляют: разработка религиозных идей, сочинение богословских произведений и др. Практическую внекультовую деятельность составляют: производство средств религиозного культа, миссионерство, религиозная пропаганда в СМИ, в семье и других контактных группах и др. Как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей степени проникают и элементы культа. Важнейший вид религиозной деятельности — культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, нормами, идеалами, выраженными в обрядах. Обряд — это совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией определенной социальной общности. Религиозный культ базируется на вере в возможность установить определенные взаимоотношения между человеком и предметом его веры. Религиозная организация возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов. Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на своих членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Основными типами религиозных организаций являются: церковь, секта, деноминация. 3. Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Можно выделить такие функции религии как мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие. В процессе подготовки ответа на второй вопрос, требующий знания по типологиям религии, обратите внимание на следующие аспекты. 1. Эволюционное развитие общества сопровождалось и формированием религии как органичной сферы человеческой жизни, его культуры. Назовем примитивные и архаичные формы религии: тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы; магия — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий можно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении; фетишизм — вера в то, что носителями таинственной силы воздействия являются некоторые конкретные предметы — фетиши; анимизм — вера в существование души и духов. Тотемизм, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Они возникли и были господствующими в первобытном обществе, но сохраняются они на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные их проявления обнаруживаются во всех последующих религиозных системах и в сознании людей. 2. На этапе возникновения государственности зависимость индивида от стихийных сил природы, обычаев и традиций общины дополняется формами государственно-правового принуждения. Культовая деятельность становится специализированной, начинают формироваться религиозные организации. К числу такого рода религий относятся: религии Древнего Египта и Месопотамии, индуизм, религии Древнего Китая, даосизм, конфуцианство, религии Древней Греции и Древнего Рима, иудаизм. Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежностью к данному государству. 3. К настоящему времени мир религиозной культуры насчитывает три мировых религии и множество религиозных течений и направлений. К числу мировых религий относятся: буддизм — самая древняя мировая религия, возникла в VI веке до н.э. в Индии, в настоящее время насчитывает около 700 миллионов последователей; основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама; христианство — в настоящее время насчитывает около 1,5 миллиарда последователей, возникло в 1 в. н.э. Христианство — это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. В центре христианства находится образ богочеловека — Иисуса Христа, который своей смертью снял с человечества его грехи и тем самым примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением от открыл для тех, кто в него уверовал, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Священной книгой христиан является Библия, состоящая из двух частей — Ветхого и Нового заветов; ислам — вторая по числу последователей мировая религия, его исповедуют около 860 млн человек, возник в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове; возникновение и первоначальное распространение связано с именем пророка Мухаммеда; главной «священной книгой» является Коран. Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания. 4. Фундаментализм — это направление религиозной мысли, которое выступает за возвращение к глубинным основам доктрины, это религиозно-культурная установка, направленная на переосмысление утраченной, но чрезвычайно значимой традиции. Фундаментализм бывает: евангельский, исламский, православный. Прямо противоположным явлением считается религиозный модернизм. Под религиозным модернизмом понимается философско-мировоззренческое течение в рамках той или иной религии, которое отражает необходимость ее изменения и развития. Будучи одним из видов приспособления религии и церкви к новым социальным условиям, изменившейся духовной обстановке, религиозный модернизм выражает тенденцию обновления религиозной жизни. В третьем вопросе, касающемся соотношения и взаимодействия религиозного и светского начал в культуре, следует обратить внимание на разные аспекты дихотомии «сакральное (священное)–светское». Эти понятия отражают противоположные способы регуляции духовной жизни и социального поведения. Сакральное выделяется из общекультурного своим особым статусом и ролью ценностных принципов, некоторые из них возводятся в разряд высших. Для светского начала характерна большая условность и расплывчатость. Самую значительную роль играют общественные принципы, связанные с законами, изменение которых сопровождается сложной процедурой. Нормативные и ценностные критерии светского подвержены преобразованиям и интерпретациям в соответствии с динамикой общества в целом или социально-классовым интересам. Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация. Сакрализация — это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждой культуре процесс сакрализации имеет свои особенности. Секуляризация — это противоположный процесс, который выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.
Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки 1. Назовите основные подходы к определению религии. 2. Какова структура религии? 3. В чем сущность религиозной веры? 4. Что такое религиозный культ? 5. Что такое религиозный символ, догмат, канон? 6. Приведите известные вам классификации религии. 7. В чем сущность идеи религиозного спасения? 8. Как трансформируется идея спасения в буддизме, христианстве, исламе? 9. Что представляет собой церковь как социокультурный институт? 10. Определите и соотнесите смысл понятий «сакральное» и «мирское»? 11. В чем заключается полифункциональность религии? 12. Охарактеризуйте взаимодействие религии и искусства. 13. Охарактеризуйте взаимодействие религии и морали. 14. Проанализируйте взаимоотношения между религией и наукой. 15. Раскройте особенности динамики религиозной культуры. 16. Что такое экуменическое движение? 17. В чем специфика религиозной картины мира? 18. В чем состоит специфика культурологического изучения религии? 19. Раскройте понятия «фундаментализм», «традиционализм» и «модернизм».
Date: 2015-09-03; view: 392; Нарушение авторских прав |