Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. При подготовке к первому вопросу следует осмыслить тот факт, что любое общество вынуждено регулировать отношения в своей среде с тем
При подготовке к первому вопросу следует осмыслить тот факт, что любое общество вынуждено регулировать отношения в своей среде с тем, чтобы препятствовать тенденциям разлада и разрушения коллективных связей. Для этого оно вырабатывает способы упорядочения интересов отдельных личностей и групп и согласования их с потребностями общества в целом. Одной из исторически первых форм социальной регуляции в культуре был обычай. Индивиду предписывались образцы поведения, которые необходимо было совершать по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Соответственно обычай — это привычное, общепринятое поведение, которое является обязательным в данном сообществе на том основании, что «так поступают все». С помощью обычая закрепляются наиболее целесообразные с точки зрения сохранения и укрепления сообщества формы поведения индивида. И хотя обычай, как основной социальный регулятор, появляется на ранних этапах развития общества, он сохраняет свою действенность и сегодня. Наряду с обычаем складываются и более формализованные варианты привычного поведения, которые необходимо совершать по специальным поводам в определенном месте в положенное время — обряды и ритуалы. Обряды и ритуалы имеют прежде всего символическое значение, они лишены непосредственной целесообразности обычая, но способствуют упрочению связей между индивидами, группами, сообществами, повышают определенность и предсказуемость взаимодействий. По мере развития человеческой деятельности и усложнения коллективной жизни растет и необходимость в более тонком контроле общества за поведением отдельных людей, в более четкой и жесткой координации их социальных функций. Формируются нормативные регуляторы поведения человека (нормы), которые в отличие от обычая регламентируют не весь отрезок деятельности в целом, а какой-то принцип, параметр деятельности. Задачей нормы является исключение случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний индивида, обеспечение стандартности и общепонятности поведения. Норма создает ожидаемое, предсказуемое поведение, понятное окружающим. Простейшим видом норм в обществах с неразвитой социальной регуляцией были жесткие нормы-запреты — табу. Они запрещали под страхом смерти наиболее опасные для общества виды поведения (в отношении еды, брачных отношений, в распределении общественного продукта и в других жизненно важных областях). Соблюдение табу, как вообще исполнение социальных норм, имело важное значение в обеспечении бесконфликтных взаимодействий, так как снимало социальную напряженность, блокируя разрушительное поведение. Нормы не запрещают, а как бы рекомендуют человеку тот или иной поступок в определенной ситуации. Понятие норм связано с понятием ценностей, которые предполагают осмысление различий между хорошим и плохим, добрым и злым, красивым и безобразным, допустимом и запретном, существенном и несущественном. В условиях ценностной определенности нормы приобретают конкретное содержание и направленность, образуя нормативно-ценностные системы, важнейшими из которых становятся мораль и право. Рассмотрим обстоятельства, которые обуславливают возникновение этих феноменов. Формы социальной регуляции, господствовавшие ранее, — обряд, обычай, запрет, традиция — опирались на тиражирование и наиболее точное повторение готовых образцов поведения, санкционировали исполнение определенных действий в конкретных ситуациях. Но общественная жизнь становилась все более разнообразной, обилие новых, непредсказуемых ситуаций, необходимость принятия нетривиальных решений снижали эффективность прежних регуляторов. Требовались новые механизмы согласования интересов индивида и общества. Новые социокультурные условия требовали рационального обоснования общественных императивов, согласия с ними самого человека, свободного самостоятельного выбора личности в пользу социально одобряемого поведения, уважения к признаваемым авторитетам — закону, власти, общественному мнению. С учетом и под воздействием этих требований и возникали новые регулятивные системы — мораль и право. Обратите внимание на то, что развитие регулятивных систем пошло по двум основным направлениям. Одно из них связано с возникновением так называемых институциональных регуляторов, то есть рационально обоснованной системы норм, опирающихся на понятие справедливости, диктующих индивиду общие стратегии поведения в основных жизненных ситуациях. Их соблюдение не просто желательно, но крайне необходимо для благополучия общества. Причем настолько необходимо, что эти нормы приобретают вид официально принятых (обычно письменно зафиксированных) формул и опираются не только на массовое их воспроизведение в силу привычки или подражания, но и на принуждение со стороны специализированных институтов — государства, церкви и т.д., для чего создаются и «органы принуждения» — полиция, суд, тюрьма и другие. Таким институциональным регулятором является право. Второе направление в совершенствовании социальной регуляции связано с формированием морали как такой нормативной системы, в механизм функционирования которой включаются качественно новые элементы – осознанный самостоятельный выбор и самоконтроль. Общество с помощью морали воздействует на человека не непосредственно, напрямую (заставляя), а опосредованно — через внутренний механизм самоконтроля — совесть, ориентирующуюся на общие представления о добре и зле, благе и справедливости и т.д. Для осуществления морального регулирования индивидуального поведения необходимы три условия. Во-первых, человек должен иметь возможность выбирать из нескольких вариантов поступка, для чего в обществе должна быть определенная свобода и разнообразие деятельности. Во-вторых, должна существовать система ценностных ориентиров, на которые человек мог бы опираться в своем поведении, и которая с помощью образования и воспитания была бы доступной и понятной субъекту. Наконец, в-третьих, должен возникнуть особый механизм воздействия на индивида, управляющий его личным выбором — общественное мнение, репутация, честь, достоинство и т.д. Для уяснения сущности морального регулирования необходимо учесть, что хотя мораль обязательно включает в себя разумное обоснование норм-представлений, она не сводится к чисто рациональному объяснению правильности или целесообразности того или иного поступка. Мораль обязательно апеллирует к высшим авторитетам, абсолютным ценностям человеческого бытия — Богу, Человечеству, Правде, Прогрессу и т.д. — в зависимости от мировоззренческих установок. Это придает ее положениям безусловный и общечеловеческий характер, а моральной жизни человека — высший духовный смысл. Поэтому для человека моральные ценности (добро, справедливость, честность и т.д.) имеют самостоятельное значение, они ценны сами по себе, а не как средство достижения других целей, например утилитарных. Моральные ценности задают границы, в которых индивид существует и действует как Человек. Выход за эти границы разрушает человеческое начало в нем. Этим объясняется важная роль нравственного чувства в моральной саморегуляции поведения. Будучи результатом предшествующего воспитания, формирования убеждений личности, именно нравственное чувство, совесть прежде всего, побуждает человека к следованию моральным нормам даже тогда, когда разум считает это нецелесообразным. Право как институциональная регулятивная система прошло длительный путь исторического развития. Первоначально право отождествлялось с любым государевым указом, законом. Однако постепенно в горниле религиозных войн и борьбы с абсолютистским государством за свободу вероисповедания и экономическую самостоятельность утверждалось понимание права как взаимного договора индивида и власти. Право не есть любые указания и запреты властей. Право в полном значении этого слова возникает в момент осознания равноправия и взаимной ответственности индивидов и власти, понимания того, что правовые требования регулируют поведение частных лиц лишь при условии предварительной законодательной регламентации самой власти. Развитое право по происхождению — антидеспотично, по цели — антитоталитарно. Оно есть самоограничение государства в пользу гражданина, самоограничение, к которому государство было принуждено долгой борьбой за веротерпимость, за политическую и хозяйственную независимость каждой личности. Таким образом, право — это не произвол и не принуждение, а признание свободного выбора и взаимного уважения действующих субъектов, в том числе и государства. Право есть результат исторического развития культуры. Его появление связано с обоснованием идей личной свободы и автономности личности, формированием понятий дееспособности и ответственности человека. Право принципиально антиавторитарно: оно запрещает обращаться с людьми как с безвольными объектами командования как в личном общении, так и со стороны государства. Право начинается с утверждения автономности личности, то есть законодательного признания за каждым человеком его нравственной и интеллектуальной независимости, способности самостоятельно решать, что для него значимо, ценно и выгодно. Второй вопрос занятия акцентирует внимание на том, что мораль и право являются самостоятельными, но тесно взаимосвязанными социокультурными регуляторами. Непонимание их своеобразия, отождествление морали и права выливается в морализаторство, ведет к требованию принудительного исполнения добра, что совершенно искажает сущность нравственного регулирования. Разве можно осчастливить насильно? Можно лишь порекомендовать наиболее желательное и общественно приемлемое решение проблемы с точки зрения соответствия высшим принципам, создать возможность свободного выбора и поддержать индивида в его ответственном решении с помощью всеобщего одобрения — в этом суть моральной регуляции. Но и отрыв права от нравственности пагубно сказывается на состоянии общества, размывает границы праведного и преступного, справедливого и должного, открывает дорогу правонарушающему законодательству, ведет к произволу и тирании. Только во взаимодействии друг с другом право и мораль обретают свой действительный смысл и значение как сложные социальные регуляторы, результат длительного и плодотворного развития культуры. Третий вопрос обращен к аспекту своеобразия морали и права в отечественной культуре. Перипетии нашей истории обусловили особый характер взаимосвязи морали и права. Многие исследователи русской культуры отмечают наряду с высокими нравственными качествами народа (способностью к состраданию, любви, прощению, терпению, самоотвержению) вопиющий недостаток правосознания, выражающийся прежде всего в отсутствии уважения к индивидуальной нравственной самостоятельности (автономии) и непонимании принципа абсолютного превосходства справедливости над состраданием. Невнимательность к демократической стороне права приводила к абсолютизации нравственных регуляторов общественной жизни, их противопоставлению правовым принципам, что часто проявлялось в презрительном высокомерии по отношению к европейской политико-юридической культуре. Однако, как мы уже обсуждали, нравственность в отрыве от правовой поддержки выливается в морализаторство — абстрактные рассуждения о правилах поведения и ведет к забвению коренных основ нравственности – уважения к внутреннему миру человека и доверия к его личному выбору. Понимание взаимной необходимости и тесной взаимосвязи морали и права как важнейших социорегулятивных систем должно способствовать преодолению трудностей современного российского морального сознания и правопорядка.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем отличие обряда, обычая, традиции от морали и права? 2. Чем различаются административная норма и правовая? Административная и моральная? Моральная норма и правовая? 3. Каковы особенности морали как регулятивной системы? 4. Охарактеризуйте право как феномен культуры. 5. Чем различаются мораль и право как социокультурные регуляторы? 6. В чем заключается взаимодополнительный характер морали и права? 7. Каковы особенности отечественного правосознания? 8. В чем вы видите трудности морального регулирования современной жизни? 9. Каковы возможности современной цивилизации и роль технических средств в функционировании морали и права в нынешнем обществе? 10. Охарактеризуйте силу и слабости взятых отдельно морального и правового регулирования общественной жизни. 11. Раскройте роль ценностей и идеалов в моральном и правовом регулировании. 12. В чем заключается конкретно-исторический характер взаимосвязи морали и права в различных культурах? 13. В чем выражается универсальный характер морали и права как феноменов культуры? 14. Какова роль личностных образцов в системах морали и права? 15. Каково влияние самобытной отечественной культурной традиции на функционирование морали и права в современном российском обществе? 16. В чем вы видите трудности и проблемы современного морального сознания и правопорядка?
Date: 2015-09-03; view: 353; Нарушение авторских прав |