Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Искусство в системе культуры





Цель занятия — показать место искусства в системе культуры, его значение для отдельного человека и культуры в целом.

Задачи

раскрыть различные аспекты понимания искусства;

выявить социокультурные смыслы искусства;

показать взаимодействие искусства с другими элементами культуры.

проанализировать специфику и типологию искусства;

обозначить особенности динамики художественной культуры и дать студентам представление о тенденциях современного искусства, влиянии на него достижений научно-технического прогресса.

План семинарского занятия

1. Природа и социокультурные смыслы искусства.

2. Искусство и другие формы культуры. Массовое и элитарное искусство.

3. Динамика художественной культуры. Специфика искусства как элемента культуры.

Список литературы

Обязательная литература

1. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. М., 1991. С. 171–178.

2. Ортега-и-Гассет. Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220–226.

3. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Циви­лизация. Общество. М., 1992. С. 435–462.

4. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры // Куль­турология: Учеб. для студентов техн. вузов / Кол. авт. под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1998. С. 157–177.

Дополнительная литература

1. Аргуалес Х., Аргуалес М. Мандала как форма искусства // Мандала. М., 1993.

2. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988.

3. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998.

5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

6. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (Проблемы синестезии в искусстве). Казань, 1987.

7. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., 1986.

8. Иванов В. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994.

9. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

10. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

11. Проблемы синтеза в художественной культуре / Под рук. Б. Ра­ушенбаха. М., 1985.

12. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

13. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

14. Соловьев В.С. Красота в природе. Общий смысл искусства // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

15. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древ­нерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI–ХХ вв. Антология. М., 1993.

16. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975.

17. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

18. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

Ключевые слова: взаимодействие и синтез искусств, виды искусств, гений, искусство, катарсис, кич, классика, клас­сификация искусств, красота, массовое искусство, мимезис, полифункциональность искусства, художественная культура, элитарное искусство.

Методические рекомендации

 

При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на следующие аспекты темы.

1. Существуют различные концепции возникновения искусства: социальная, игровая, «имитативная теория», реализация «инстинкта украшения», художественному осво­ению мира предшествовало религиозное постижение действи­тельности и др. Все они имеют право на существование. В пер­вобытной культуре сознание человека представляло нераз­рывный синкретический комплекс, все в даль­нейшем развив­шиеся формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой.

2. В научной практике зафиксированы различные аспекты понимания искусства как: чувственного образа мира, способа отражения действительности, способа общения, игры, удоволь­ствия, совокупности определенных ценностей, познания, средства воспитания и идеологического воздействия и др.

3. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, факторов духовно-нравственного развития личности (схема 1).

Схема 1







Date: 2015-09-03; view: 539; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию