Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Искусство в системе культуры
Цель занятия — показать место искусства в системе культуры, его значение для отдельного человека и культуры в целом. Задачи раскрыть различные аспекты понимания искусства; выявить социокультурные смыслы искусства; показать взаимодействие искусства с другими элементами культуры. проанализировать специфику и типологию искусства; обозначить особенности динамики художественной культуры и дать студентам представление о тенденциях современного искусства, влиянии на него достижений научно-технического прогресса. План семинарского занятия 1. Природа и социокультурные смыслы искусства. 2. Искусство и другие формы культуры. Массовое и элитарное искусство. 3. Динамика художественной культуры. Специфика искусства как элемента культуры. Список литературы Обязательная литература 1. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры. М., 1991. С. 171–178. 2. Ортега-и-Гассет. Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 220–226. 3. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 435–462. 4. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры // Культурология: Учеб. для студентов техн. вузов / Кол. авт. под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высш. шк., 1998. С. 157–177. Дополнительная литература 1. Аргуалес Х., Аргуалес М. Мандала как форма искусства // Мандала. М., 1993. 2. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988. 3. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. 4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998. 5. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 6. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (Проблемы синестезии в искусстве). Казань, 1987. 7. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. М., 1986. 8. Иванов В. О границах искусства // Родное и вселенское. М., 1994. 9. Искусство в системе культуры. Л., 1987. 10. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. 11. Проблемы синтеза в художественной культуре / Под рук. Б. Раушенбаха. М., 1985. 12. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. 13. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. 14. Соловьев В.С. Красота в природе. Общий смысл искусства // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. 15. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства XVI–ХХ вв. Антология. М., 1993. 16. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1975. 17. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992. 18. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985. Ключевые слова: взаимодействие и синтез искусств, виды искусств, гений, искусство, катарсис, кич, классика, классификация искусств, красота, массовое искусство, мимезис, полифункциональность искусства, художественная культура, элитарное искусство. Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на следующие аспекты темы. 1. Существуют различные концепции возникновения искусства: социальная, игровая, «имитативная теория», реализация «инстинкта украшения», художественному освоению мира предшествовало религиозное постижение действительности и др. Все они имеют право на существование. В первобытной культуре сознание человека представляло неразрывный синкретический комплекс, все в дальнейшем развившиеся формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. 2. В научной практике зафиксированы различные аспекты понимания искусства как: чувственного образа мира, способа отражения действительности, способа общения, игры, удовольствия, совокупности определенных ценностей, познания, средства воспитания и идеологического воздействия и др. 3. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, факторов духовно-нравственного развития личности (схема 1). Схема 1 Date: 2015-09-03; view: 539; Нарушение авторских прав |