Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика искусства и науки





 

4. Искусство вступает во взаимодействие с другими элементами культуры: экономикой, политикой, моралью, наукой, религией, философией, техникой (рис. 1). В результате взаимодействия другие элементы культуры ока­зывают значительное влияние на искусство, изменяют худо­жественную картину мира, иногда образуют новые феномены культуры, такие как технические искусства, религиозное искусство. Наиболее актуальной в данном вопросе становится проблема массового и элитарного искусства, критериев худо­жественности и доступности искусства (рис. 2).

Взаимодействие искусства с другими элементами культуры

Рис. 1

Соотношение искусства и массовой культуры

 

 

Рис. 2

 

5. Традиционные классификации искусства подразумевают выделение: 1) зрительных, слуховых и зрительно-слуховых; 2) про­стран­ственных, временных и пространственно-временных (синте­тических) (схема 2).

Проблема различных типологий искусства может быть сведена к сопоставлению реалистического и условного искусства. Оба способа отражения действительности присут­ствуют в любой культуре, либо параллельно, либо один из них является до­минирующим.

6. Основой художественной картины мира любой куль­турно-исторической эпохи выступают представления о красоте. Это может быть прямая аналогия, например, когда красота в средневековой культуре воспринимается как Бог и его воплощения. Или утверждение прекрасного происходит через антитезу безобразного, как во многих направлениях мо­дернизма.

7. Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений культуры в целом. Значительное влияние на художествен­ные представления оказывают господствующее мировоззрение и миро­ощущение той или иной эпохи. В различные культурно-исторические эпохи возможно домини­рование различных видов искусства: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись эпохи Возрождения и т.д. В современной культуре можно зафиксировать процессы усиления зрелищного начала, музыкализации, массовизации, интеграции и взаимодействия различных видов искусства, изменения традиционных видов, появления новых видов на стыке науки и ис­кусства, техники и искусства.

Задания

1. Прокомментируйте высказывание Л. Флама на Между­народном эстетическом конгрессе: «Искусство не приятное времяпровождение <...> оно становится сущностью человека, оно скрытым образом заменяет христианство».

2. Найдите в дополнительной литературе, как понимались искусство, роль и предназначение художника в европейской средневековой культуре? в эпоху Возрождения? в православном искусстве? в мусульманской культуре?

3. Как вы считаете, к каким ценностям можно отнести иконы А. Рублева, образы мадонн итальянского Возрождения: религиозным? художественным? общечеловеческим?

4. Посетите (на выбор) Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Музей искусства народов Востока, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Опишите свои впечатления.

5. Согласны ли вы с П.А. Флоренским, который рас­сматривал храмовое действо как синтез искусств, утверждая, что подлинная художественность в нем достигается, благодаря единству стиля и со­держания, а музыка, пение, церковная живопись, служба достигают «предельного синтеза», сливаясь в музыкальной драме. Обоснуйте свой ответ.

6. Каково влияние науки и техники на искусство?

7. Почему одна из первых рок-опер была написана на библейский сюжет?

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия «художественная культура» и «ис­кусство»?

2. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс.

3. Перечислите науки, занимающиеся проблемами ис­кусства.

4. Какие теории возникновения искусства вы знаете?

5. Как соотносятся искусство и мифология?

6. В чем специфика художественной картины мира?

7. Какие существуют классификации искусств?

8. В чем заключаются социокультурные смыслы искусства?

9. Как соотносятся искусство и мораль?

10. Проанализируйте соотношение искусства и философии.

11. Сопоставьте художественное и научное познание.

12. Что такое религиозное искусство?

13. В чем заключается специфика буддийского искусства? мусульманского искусства? христианского искусства?

14. Охарактеризуйте взаимодействие экономики и искусства, политики и искусства.

15. Какие новые виды искусства появляются в ХХ веке в ре­зультате взаимодействия искусства и техники?

16. Что такое массовая культура?

17. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи.

18. Почему Х. Ортега-и-Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства? В чем это проявляется?

19. В чем сущность реалистического и условного искусства?

20. Что такое символ, идеал, канон в искусстве?

21. В чем заключается проблема существования про­изведения искусства?

22. Как понималась красота в различные эпохи и в разных культурах?

23. Что общего и каковы различия художественного образа и на­учной идеи?

24. Как соотносятся язык искусства и язык культуры?

25. Что такое взаимодействие и синтез искусств?

26. Можно ли говорить о прогрессе в искусстве?







Date: 2015-09-03; view: 584; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию