Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика искусства и науки
4. Искусство вступает во взаимодействие с другими элементами культуры: экономикой, политикой, моралью, наукой, религией, философией, техникой (рис. 1). В результате взаимодействия другие элементы культуры оказывают значительное влияние на искусство, изменяют художественную картину мира, иногда образуют новые феномены культуры, такие как технические искусства, религиозное искусство. Наиболее актуальной в данном вопросе становится проблема массового и элитарного искусства, критериев художественности и доступности искусства (рис. 2). Взаимодействие искусства с другими элементами культуры Рис. 1 Соотношение искусства и массовой культуры
Рис. 2
5. Традиционные классификации искусства подразумевают выделение: 1) зрительных, слуховых и зрительно-слуховых; 2) пространственных, временных и пространственно-временных (синтетических) (схема 2). Проблема различных типологий искусства может быть сведена к сопоставлению реалистического и условного искусства. Оба способа отражения действительности присутствуют в любой культуре, либо параллельно, либо один из них является доминирующим. 6. Основой художественной картины мира любой культурно-исторической эпохи выступают представления о красоте. Это может быть прямая аналогия, например, когда красота в средневековой культуре воспринимается как Бог и его воплощения. Или утверждение прекрасного происходит через антитезу безобразного, как во многих направлениях модернизма. 7. Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений культуры в целом. Значительное влияние на художественные представления оказывают господствующее мировоззрение и мироощущение той или иной эпохи. В различные культурно-исторические эпохи возможно доминирование различных видов искусства: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись эпохи Возрождения и т.д. В современной культуре можно зафиксировать процессы усиления зрелищного начала, музыкализации, массовизации, интеграции и взаимодействия различных видов искусства, изменения традиционных видов, появления новых видов на стыке науки и искусства, техники и искусства. Задания 1. Прокомментируйте высказывание Л. Флама на Международном эстетическом конгрессе: «Искусство не приятное времяпровождение <...> оно становится сущностью человека, оно скрытым образом заменяет христианство». 2. Найдите в дополнительной литературе, как понимались искусство, роль и предназначение художника в европейской средневековой культуре? в эпоху Возрождения? в православном искусстве? в мусульманской культуре? 3. Как вы считаете, к каким ценностям можно отнести иконы А. Рублева, образы мадонн итальянского Возрождения: религиозным? художественным? общечеловеческим? 4. Посетите (на выбор) Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Музей искусства народов Востока, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Опишите свои впечатления. 5. Согласны ли вы с П.А. Флоренским, который рассматривал храмовое действо как синтез искусств, утверждая, что подлинная художественность в нем достигается, благодаря единству стиля и содержания, а музыка, пение, церковная живопись, служба достигают «предельного синтеза», сливаясь в музыкальной драме. Обоснуйте свой ответ. 6. Каково влияние науки и техники на искусство? 7. Почему одна из первых рок-опер была написана на библейский сюжет? Вопросы для самоконтроля 1. Как соотносятся понятия «художественная культура» и «искусство»? 2. Охарактеризуйте художественное творчество как процесс. 3. Перечислите науки, занимающиеся проблемами искусства. 4. Какие теории возникновения искусства вы знаете? 5. Как соотносятся искусство и мифология? 6. В чем специфика художественной картины мира? 7. Какие существуют классификации искусств? 8. В чем заключаются социокультурные смыслы искусства? 9. Как соотносятся искусство и мораль? 10. Проанализируйте соотношение искусства и философии. 11. Сопоставьте художественное и научное познание. 12. Что такое религиозное искусство? 13. В чем заключается специфика буддийского искусства? мусульманского искусства? христианского искусства? 14. Охарактеризуйте взаимодействие экономики и искусства, политики и искусства. 15. Какие новые виды искусства появляются в ХХ веке в результате взаимодействия искусства и техники? 16. Что такое массовая культура? 17. Приведите примеры кича в литературе, музыке, кино, театре, живописи. 18. Почему Х. Ортега-и-Гассет называет современную эпоху периодом дегуманизации искусства? В чем это проявляется? 19. В чем сущность реалистического и условного искусства? 20. Что такое символ, идеал, канон в искусстве? 21. В чем заключается проблема существования произведения искусства? 22. Как понималась красота в различные эпохи и в разных культурах? 23. Что общего и каковы различия художественного образа и научной идеи? 24. Как соотносятся язык искусства и язык культуры? 25. Что такое взаимодействие и синтез искусств? 26. Можно ли говорить о прогрессе в искусстве? Date: 2015-09-03; view: 584; Нарушение авторских прав |